Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира для 3 класса "Тела и вещества"

Урок окружающего мира для 3 класса "Тела и вещества"

Конспект урока «открытия» нового знания по окружающему миру

для учащихся 3 класса

Глава I. Вещество и энергия.

Урок 1.

Тема: Тела и вещества

Цели:

1. Ознакомиться с понятием «тело».

2. Научиться находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми.

Оборудование: рисунки с изображением аквариума, растения в горшке, женщины с ребёнком, таблички с понятиями: тело, вещество, предметы; плакат «Тела и вещества» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока

Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Что изучали на уроках окружающего мира в прошлом году? (Знакомились с планетой Земля.)

Рассмотрите «Маршрут в страну знаний» на с. 6 и предположите, о чём пойдёт речь в этом году.

Каким образом мы знакомились с нашей планетой в прошлом году? (Путешествовали по нашей планете.)

А совершали ли вы путешествия этим летом? Поделитесь своими впечатлениями.


2. Актуализация и пробное учебное действие.


Встречались ли тебе во время путешествий живые организмы? Какие?

А сможет ли человек прожить без живых организмов?

Что делать человеку, чтобы научиться беречь всё живое и сохранить нашу планету?

Какова будет цель курса окружающего мира в этом году? Как вы думаете, что мы будем изучать? И с чего начнём? (Знакомство с живыми организмами нашей планеты.)

Ребята, приведите примеры предметов, которые нас окружают в классе. А из каких веществ они состоят?

Помогите мне разобраться с рисунками. Куда бы вы их разместили: это предметы или вещества? (Рисунки: аквариум с рыбками, растение в горшке, женщина с ребёнком.)


3. Выявление места и причины затруднения.


Если всё, что нас окружает, – это предметы, то и мы с вами, и рыбки в аквариуме – тоже предметы?

Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Оказывается, что учёные в этом случае используют другое слово – тело. (На доске появляется табличка с этим понятием.)

Какие вопросы у вас возникают?

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Попробуем составить план урока.

План (примерный)

1. Что такое тело?

2. Природное тело и искусственное тело.

3. Из чего состоят тела?

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

5.Реализация построенного проекта.

Что же такое тело?

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

Тело - часть организма…

Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

Давайте составим своё определение. Проверим его по учебнику, с. 8.

Мы уже знаем, что предметы состоят из ... Как вы думаете, а из чего состоят тела? (На доске табличка с понятием – вещество.)

Какова будет тема нашего урока?

У учащихся на столах карточки с изображением тел. Предлагается разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.

(После обсуждения выполнения задания на доске появляются таблички с понятиями: природное тело, искусственное тело.) Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь.

Группа 1








Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Какие могут быть тела?

Из чего состоят тела?

Как бы вы теперь выполняли задание, которое мы делали в начале урока?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Задания из рабочей тетради на выбор учащихся 12.

Самопроверка по алгоритму:

  1. Что нужно было сделать?

  2. Удалось выполнить задание?

  3. Сделал всё правильно или были недочёты?

  4. Составил всё сам или с чьей-то помощью?

  5. Какой был уровень задания?

  6. Какие умения формировались при выполнении этого задания?

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа в учебнике.

Вопросы на с. 9.

Давайте поиграем: по цепочке один называет тело, другой – вещество, из которого это тело состоит.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

Что нового узнали?

Где пригодятся знания?

Д/з: Чтение текста на с. 8–9, можно предложить классифицировать тела, находящиеся дома.





Урок окружающего мира для 3 класса "Тела и вещества"
  • Начальные классы
Описание:

 

Конспект урока «открытия» нового знания по окружающему миру для учащихся 3 класса

Глава I. Вещество и энергия.

Урок 1.

Тема: Тела и вещества

Цели:

1. Ознакомиться с понятием «тело».

2. Научиться находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми.

Оборудование: рисунки с изображением аквариума, растения в горшке, женщины с ребёнком, таблички с понятиями: тело, вещество, предметы; плакат «Тела и вещества» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для   3-го класса».

 

Автор Базалук Ольга Михайловна
Дата добавления 10.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1863
Номер материала 59519
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓