Главная / Начальные классы / урок окружающего мира для 3 класса

урок окружающего мира для 3 класса


Урок по окружающему миру для 3 класса «Удивительное царство грибов»

Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Цели:

Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов;

Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах;

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба.



План урока

1. Оргмомент.

Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

(1 слайд пустой)

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

(2 слайд лес, музыка)

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Чудные тайны откроете эти.

2. Актуализация опорных знаний- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?

- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.

(3 слайд) царства живой природы

3. Формулирование темы, постановка цели.

-Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.(4 слайд Царство грибов)

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

-О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.

А как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

-Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.

(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? – Какие они бывают?

– Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? – Узнать, какие грибы нужно охранять)

-На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.

-Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

а) Строение грибов.

-Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.

(6 слайд - строение грибов)

-А теперь давайте рассмотрим строение гриба

- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры – это маленькие семена.

-Что находится ниже? (Ножка)

-Шляпка и ножка называется плодовое тело.

-Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.

Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.

б) Классификация грибов

-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)

(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

-Открыли учебники стр.120


(8 слайд) Грибы – двойники (белый, желчный)

1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)

-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)

(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)

2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный опёнок.(читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)

Ложный опёнок – ядовитый гриб.

-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)

(10 слайд) Грибы – двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по строению)

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь)

-По какому признаку нашли отличие? (по строению)

-Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?

(11 слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов

(цвет, срез, запах, форма)

В). Правила сбора грибов.

-А кто из вас знает, как собирать грибы?

-Найдите ответ в учебнике на стр. 121. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

- Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?

(12 слайд чистый, музыка)

Физминутка

-Сбор грибов иногда называют « тихой охотой», которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

-Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

Садитесь.

- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.

Г). Грибы, занесённые в Красную книгу.

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.

Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

(13, 14 слайд) (Красная книга)

-Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

-Эти грибы нуждаются в особой охране.

Д). Значение грибов

Сказка

-А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.

(15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы)

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. « -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас» Грибы ответили: «Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время – грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по – прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

-А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.

(19 слайд)

Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?

-Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.

Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.

Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.

(20 слайд)

Результаты исследования:

-Что получают грибы от деревьев?

1. Грибы получают от дерева питательные вещества.

-А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?

-А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)

2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.

-А как связана грибница и корни деревьев?( Срастается)

-А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?

3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.

-Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?

4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.

- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

(21 слайд вывод, гриб дерево)

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

-Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.

Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.

-Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

Какой можно сделать вывод?

- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)

-В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.

(22 слайд чистый)

Физминутка

Вот он гриб – боровик,

И красив он и велик. Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.

Е). Закрепление нового материала.

А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.

(23 слайд №5 повтор)

Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

(24 слайд)

-Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

-Какой правильный ответ?

(25 слайд)

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

(26 слайд)

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) корень.

-Что же у грибов вместо корня?

(27 слайд)

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

(28 лайд)

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор


Проверка

А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.

6.Рефлексия деятельности.

-Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?

-За активную работу на уроке получают оценки…….

Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.

7. Включение нового в систему знаний

(Слайд 29)Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому.

Рекомендации по выполнению домашнего задания


1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.

(Слайд 30)

9. Дополнительно (фильм рост растений)

И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляется грибница и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.


(12 слайд) фильм о росте грибов

Сначала появляется грибница. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.

-Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.

Дополнительно

-Но грибы не только – то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб – чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб – дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – гриб –плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).







Использованная литература:


  1. Б. П. Васильков. Съедобные и ядовитые грибы. Санкт- Петербург «Наука» 1995 г.

  2. М. В. Вишневский. За грибами с ноября по май. Москва «Восток-Запад» 2004 г.

  3. Пеле Янсен. Всё о грибах. Санкт-Петербург « Кристалл» 2004 г.

  4. Томас Лессо. Грибы: определитель. Москва «АСТ-Астрель» 2003 г.

  5. Л. В. Гарибова. В царстве грибов. Москва «Прибой» 1998 г.

  6. Л. В. Гарибова Грибы от, А до Я. Иллюстрированный справочник. Москва « Фитон» .2004 г.

  7. Ю. К. Долетов. Секреты заядлого грибника. Москва « АСТ –Пресс книга» 2004г.

  8. С. Д. Додик. Грибы Российских лесов. Москва «АСТ» 2007 г.

  9. М. Н. Сергеева. Грибы. Культура и традиции. 2006 г.


8


урок окружающего мира для 3 класса
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: "Открытие нового знания. Урок имеет  следующую структуру: психологический настрой; актуализация опорных знаний( знаний царств живой природы); формулирование темы, постановка целей (с активным привлечением учащихся). Для объяснения нового материала был использован объяснительно - иллюстративный метод с элементами проблемного обучения . В ходе урока проходит проектно-исследовательская работа с выдвижение гипотезы.

Базовыми знаниями и умениями к данному уроку являются: знания царств живой природы, их отличительные признаки; а так же, знания и умения. основанные на жизненном опыте детей. На уроке рассматривается строение грибов, классификация грибов, правила сбора грибов, грибы Красной книги России. фильм "Рост грибницы".

Автор Федоренко Жанна Петровна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 434
Номер материала 6461
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓