Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира для 1 класса "Наша Россия"

Урок окружающего мира для 1 класса "Наша Россия"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3











Конспект непосредственной

образовательной деятельности

для детей седьмого года жизни

«Наша Россия»

(Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественный труд, музыка, чтение художественной литературы, здоровье)



Воспитатель 1 квалификационной категории:

Рябова Г.Н.



















Губахинский муниципальный район

2012 год



Метапредметные цели занятия:

1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

2. Формировать правильное звукопроизношение

3. Обогащать и активизировать словарный запас названием предметов русского быта, русских игрушек.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к познанию прошлого, положительную мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог).

Образовательные цели: уточнить и обобщить знания детей о предметах русской старины, русского быта, о русских игрушках.

Продолжать развивать коллективное творчество.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Расширять и активизировать словарный запас старинными названиями русского быта, русских игрушек, уметь подбирать синонимы к разным частям речи;

  • Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, глазодвигательную функцию, ВПФ, выразительность речи;

  • Совершенствовать суффиксальный способ образования слов;

  • Совершенствовать навык деления слов на слоги;

  • Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении предложений разных грамматических конструкций (сложноподчиненных, сложносочиненных);

  • Развивать диалогическую и монологическую речь;

  • Автоматизировать поставленные звуки (сонорные, шипящие);

  • Развивать чувство ритма, пространственную ориентировку.

  • Развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать уважение к быту предков и их традициям;

  • Развивать интерес к названиям предметов русской старины и их предназначению;

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к познанию прошлого;

  • Воспитывать чувства национальной гордости за своих предков, за их традиции;

  • Воспитывать добрые отношения к людям;

  • Воспитывать навыки работы в паре;

  • Воспитывать стремление действовать согласованно;

  • Воспитывать любовь к русской народной музыке.

Оборудование: зал в старинном русском стиле: печка, лавка, ухват, кочерга, деревянная лопатка, коромысло, на столе самовар с баранками, деревянная и глиняная посуда, вышитое полотенце, прялка, веретено, половики;

старинные игрушки: матрешка, куклы, мебель, посуда, одежда; кукла Барби;

тарелочка с яблочком, контуры кукол – матрешек, вата, клей, кисточки, клеенки, салфетки;

мультимедийный проектор, экран, указка.

Оценочная деятельность: эмоциональная (похвала, поощрение, благодарность за сотрудничество).

Основные источники информации:

1. Л.В.Любимова «Поэтика народной культуры (концепция и программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста). Пермь, ПОИПКРО, 2009 г.

2. И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры», С-Петербург, «Детство-пресс», 2008 г.

3. О.Л.Князева, М.Д. Малахова «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2010 г.

4. Л.Л.Худякова «Жила-была игрушка», газета «Педсовет», 3/2006.

5. Г.В. Лаптева «Голик, кудель, лохань да сусек», журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 10/2010 г.




























Ход занятия:

Зал оформлен под русскую избу (печь, лавки, предметы старинного быта)

Организационный этап. Дети входят в зал под русскую народную музыку «Светит месяц», отбивая ритм деревянными ложками.

Логопед: Ребята, мы с вами попали в далёкое прошлое нашей России, в русскую избу дедушки Антипа и бабушки Луши. Внимательно смотрите, слушайте, запоминайте, про язычок и звуки не забывайте. Давайте поздороваемся.

-Здравствуйте, бабушка! Здравствуйте, дедушка!

Основной этап. Актуализация опорных знаний.

1. Игра-драматизация.

Дед (в роли деда – ребенок): Здравствуйте, гости дорогие! Бог помощь вам, сударь! Бог помощь вам, сударыни! Я – дед Антип, проходите в наши хоромы.

Логопед: Ребята, что такое хоромы? (Хоромами в старину называли большой дом.)

Баба Луша (в роли бабушки – ребенок): Добро пожаловать! Я – баба Луша, дети любят мои сказки слушать, мы с дедушкой трудимся потихоньку. Ведь кто любит труд, того люди чтут.

Дед: А кто ленится – тот не ценится.

Баба Луша: Проходите гости дорогие! Присаживайтесь поближе к печи. Дорогим гостям место у печи, а непрошенным возле порога.

Логопед: Какие интересные вещи в избе!

Дед: Самые обыкновенные, это помощники наши.

Мальчик: Как интересно! Как же они вам помогают?

Баба Луша: А так и помогают. Вот гляньте-ка, ребятки: это русская печка, избы нашей сердечко.

Дед: Погляди, дочурочка, вот чурбан, вот чурочка. Можно ими не только печку топить, но из них ложки, чашки да игрушки мастерить.

Баба Луша: Деревянная посуда у меня стоит повсюду. А это вот из глины посуды половина. Я свою посуду люблю, ухаживаю за ней, берегу.

Логопед: Ребята, посмотрите какой тут порядок! В горнице чисто уютно. Для каждой вещи свое место в избе.

Мальчик: А что это возле печи палки разные стоят?

Баба Луша: Это мои палочки выручалочки. Вот кочерга – кривая нога. Я ею угли в печи разбиваю, да золу из печи вынимаю. Вот деревянная лопата – пирогами да хлебом богата, я ею хлеб да пироги из печи вынимаю. Вот ухват – ее родной брат.

Логопед: На кухне нужно быть внимательным да осторожным. У всякой вещи свой уголок.

  1. Артикуляционная зарядка (под русскую народную мелодию с биоэнергопластикой).

Баба Луша: Пойду-ка я блинов напеку да вас угощу.

Логопед: А мы тебе бабушка поможем. (Дети садятся перед зеркалами).

  1. По сусекам помели – «Вкусное варенье» - 1-5 раз.

  2. По амбарам поскребли – «Маляр» - 3 раза.

  3. Замесили тесто – «Футбол» - 3раза.

  4. Открыли русскую печь – «Открыли рот»

  5. Взяли кочергу – «Иголка» - 1-5 раз

  6. Угли разбили – «Качели» - 5раз

  7. Достали сковороду –«Лопатка» - 1-5раз

  8. Налили тесто – «Чашечка на нижней губе» - 1-5раз

  9. В печь поставили – «Чашечка за верхними резцами» - 1-5раз

  10. Да блин испекли – «Грибок» - 1-5раз

  11. Целую гору блинов напекли.

  12. Облизнулись и улыбнулись

  1. Сравнение России прошлой и настоящей.

Логопед: А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать? Есть у меня чудесное блюдечко и яблочко с наливным бочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись, яблочко, по блюдечку, покажи нам Русь-матушку. Посмотрите внимательно и скажите, чем Россия прошлая отличается от настоящей? (показ слайдов).

  1. Игра «Доскажи пословицу о труде».

Логопед: Наши предки работали от зари до зари. Труд в их жизни был на первом месте. Какими они были? (Трудолюбивыми). Много пословиц сложил народ о труде. Они дожили и до наших времён. Помните ли вы их?

-Глаза страшатся, а руки делают.

-Пчела мала, и та работает.

-Пашню пашут, руками не машут.

-Что посеешь, то и пожнёшь.

-Кончил дело, гуляй смело

-Делу время, потехе час.

  1. Физминутка (Развитие общей, мелкой артикуляционной моторики, самомассаж глаз, массаж спины).

Логопед: Давайте и мы с вами поиграем.

Кот на лавочке сидел,

Да в окошечко глядел.

Мимо птичка пролетали,

Красны ягоды клевали.

Кот свой нос в окошко сунул,

Кто то в нос его и клюнул.

Кот под лавку в тот же миг…прыг!

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Мы закроем плотно глазки

И откроем их опять.

Нам игру закончить нужно

Сядем тихо, плавно, дружно.

Наши глазки закрываем,

Пальчиками их вращаем,

А потом, потом, потом

Мы слегка на них нажмём

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра.

6. Игра «Угадай-ка».

Логопед: Ребята, а вы знаете загадки о предметах русской старины? Загадаем их бабушке и дедушке? А отгадки разделим на слоги. /дети по очереди загадывают загадки, находят этот предмет и делят слово на слоги/.

1. С ним я по воду пошла

Полны вёдра принесла

На плече оно повисло

Что же это?.../коромысло/.

Дед: Я в толк не возьму, как это мы его на всех делить будем?

Логопед: А ты послушай (дети делят слово на слоги)

2. Он на уточку похож

Плавает в ведёрке…/ковш/.

3. Не юла и не волчок,

Деревянный в нём бочок.

Пляску русскую ведёт,

Когда бабушка прядёт.

Ох и вёрткое оно.

Что это ?.../веретено/.

4. Сверху дыра.

Снизу дыра,

А посередине огонь, да вода. /самовар/.

Логопед: Какие звуки помогают нам делить слова на части?/гласные/.

Какое правило мы знаем?/сколько в слове гласных - столько и слогов/.

Дедушка: Ты, смотри-ка! Какие светлые головушки! А может вы и чурочку мою разделите?

Дети: Чу-роч-ка!

Дед: Теперь и мы с бабушкой вас на три части разделить можем: «МО-ЛОД-ЦЫ»!

7. Игра «Скажи по - другому».

Логопед: Знаете ли вы язык своих прабабушек и прадедушек? Как можно сказать названное слово по- другому? Кому в руки веретено попадёт, тот и слово назовёт:

Смотрят-глядят

Говорят-молвят

Красивее-краше

Танцевать-плясать

Начали-принялись

Наступил вечер-свечерело

Расчёска-гребень

Нездоровится-неможется

Кричать-кликать.

Логопед: Молодцы! Хорошая у вас память! В старину люди любили не только трудиться, но и повеселиться. Хотите, мы с вами отправимся на веселую ярмарку?



Выходит Скоморох.

Скоморох:

Солнце яркое встаёт.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты и баранки,

Покупают люди сушки.

И на дивную игрушку

Смотрят долго не дыша,

До чего же хороша!

8. Упражнение для глаз. Составление предложений с однородными членами.

Логопед предлагает детям рассмотреть товар: «Посмотрите глазками направо, посмотрите налево, затем посмотрите вверх и вниз.»

Логопед: Какие игрушки продаются справа от нас?

Какие слева? Какие расположены вверху?

Какие игрушки внизу?/ответы детей/.

9. Игра «Скажи, какая я?»

(Согласование существительного единственного числа с прилагательным)

Скоморох:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может-три, а может-шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская …/матрёшка/.

Скоморох: Матрешка какая? Дети передают матрешку по кругу, отвечая на вопрос.

Почему ее называют народной игрушкой?

10. Игра «Найди и отличи».

Логопед: как вы думаете, какая игрушка на ярмарке лишняя? Почему? Чем отличается матрёшка от Барби? (дети находят отличия, составляя сложносочинённые предложения).

11. Аппликация «Укрась матрешку»

Скоморох: Какой человек смастерил матрёшку добрый или злой?

А вы хотели бы создать свою матрёшку и подарить нашим гостям на радость? Давайте пройдём в мастерскую и изготовим свою Губахинскую матрёшку. Зима у нас холодная, снежная, поэтому мы оденем матрёшку в тёплую, пушистую одежду.

Чтобы скорее дело спорилось, разделимся на пары: мальчики будут делать ватные комочки, а девочки украшать матрёшку.

Посмотрите, для этого у нас есть вата, кисточки, клей. Чтобы ваши матрёшки получились красивыми, надо постараться, делать всё с добротой и любовью. Не забудьте об аккуратности и опрятности. Мальчики, можете катать ватные комочки, старайтесь делать их небольшими, а девочки нанесите клей на место, где станете приклеивать комочки, украшая матрёшку. Не спешите, вы же знаете пословицу «Поспешишь - людей насмешишь». Я буду рядом и всегда приду вам на помощь, если это потребуется.

Ну, я вижу, ваши матрёшки готовы. Какие красавицы!

Действительно, такие матрёшки согреют сердца тех, кому вы их подарите. Красивые, нарядные ваши матрёшки. Вы довольны? У вас всё получилось? Какое у вас настроение? Назовите матрешек ласково старинными именами и давайте потанцуем с нашими матрёшками.



12. Танец «Русские матрешечки»

После танца дети дарят матрёшек гостям, называя имена, придуманные для своих матрёшек (старинные имена в ласкательной форме).

Скоморох: Молодцы! Справились на отлично! А дома придумайте интересные истории из жизни дружной семейки матрёшек и при следующей встрече мы их с удовольствием послушаем.

Заключительный этап. Рефлексия.

Логопед: Что особенного запомнилось вам в нашем путешествии?

Хотели бы вы немного пожить в те времена?

Какими людьми были наши предки?

Хотели ли вы быть на них похожими?

Следили ли вы за своим язычком и звуками?

Наше путешествие закончилось, пришло время расставаться. А бабушка Луша нам в дорогу блинов напекла. Но по старинной русской традиции мы прежде гостей угощаем.

Бабушка: Кушайте, гости, дорогие! Приглашаем всех на чай с блинами !!!



Урок окружающего мира для 1 класса "Наша Россия"
  • Начальные классы
Описание:

В конспекте разработан материал, позволяющий познакомить детей с бытом нашего народа . Также использован различный логопедический материал, игры и упражнения, позволяющие детям в интересной форме в сопровождении народных мелодий закрепить труднопроизносимые звуки.  На уроке используется много игровых приемов и продуктивная деятельность - украшение контуров матрешек ватными шариками(развитие мелкой моторики пальцев рук). Занятие имеет огромное значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Автор Рябова Галина Николаевна
Дата добавления 24.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 236
Номер материала 54837
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓