Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад № 3
Конспект непосредственной
образовательной деятельности
для детей седьмого года жизни
«Наша Россия»
(Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, социализация, художественный труд, музыка, чтение
художественной литературы, здоровье)
Воспитатель 1 квалификационной категории:
Рябова Г.Н.
Губахинский муниципальный район
2012 год
Метапредметные
цели занятия:
1. Развивать
артикуляционную, общую и мелкую моторику.
2. Формировать
правильное звукопроизношение
3. Обогащать и
активизировать словарный запас названием предметов русского быта, русских
игрушек.
4. Воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к познанию прошлого, положительную мотивацию
к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог).
Образовательные
цели: уточнить
и обобщить знания детей о предметах русской старины, русского быта, о русских
игрушках.
Продолжать
развивать коллективное творчество.
Коррекционно-развивающие
цели:
·
Расширять и активизировать словарный запас
старинными названиями русского быта, русских игрушек, уметь подбирать синонимы
к разным частям речи;
·
Развивать артикуляционную, общую, мелкую
моторику, глазодвигательную функцию, ВПФ, выразительность речи;
·
Совершенствовать суффиксальный способ
образования слов;
·
Совершенствовать навык деления слов на
слоги;
·
Совершенствовать грамматический строй
речи, упражнять в употреблении предложений разных грамматических конструкций
(сложноподчиненных, сложносочиненных);
·
Развивать диалогическую и монологическую
речь;
·
Автоматизировать поставленные звуки
(сонорные, шипящие);
·
Развивать чувство ритма, пространственную
ориентировку.
·
Развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные
цели:
·
Воспитывать уважение к быту предков и их
традициям;
·
Развивать интерес к названиям предметов
русской старины и их предназначению;
·
Воспитывать эмоционально-ценностное
отношение к познанию прошлого;
·
Воспитывать чувства национальной гордости
за своих предков, за их традиции;
·
Воспитывать добрые отношения к людям;
·
Воспитывать навыки работы в паре;
·
Воспитывать стремление действовать
согласованно;
·
Воспитывать любовь к русской народной
музыке.
Оборудование: зал
в старинном русском стиле: печка, лавка, ухват, кочерга, деревянная лопатка,
коромысло, на столе самовар с баранками, деревянная и глиняная посуда, вышитое
полотенце, прялка, веретено, половики;
старинные игрушки:
матрешка, куклы, мебель, посуда, одежда; кукла Барби;
тарелочка с
яблочком, контуры кукол – матрешек, вата, клей, кисточки, клеенки, салфетки;
мультимедийный
проектор, экран, указка.
Оценочная
деятельность: эмоциональная (похвала, поощрение,
благодарность за сотрудничество).
Основные источники
информации:
1.
Л.В.Любимова «Поэтика народной культуры (концепция и
программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста). Пермь,
ПОИПКРО, 2009 г.
2. И.Г.Гаврилова
«Истоки русской народной культуры», С-Петербург, «Детство-пресс», 2008
г.
3. О.Л.Князева,
М.Д. Малахова «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
С-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2010
г.
4.
Л.Л.Худякова «Жила-была игрушка», газета «Педсовет»,
3/2006.
5.
Г.В. Лаптева «Голик, кудель, лохань да сусек», журнал
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 10/2010 г.
Ход
занятия:
Зал
оформлен под русскую избу (печь, лавки, предметы старинного быта)
Организационный этап. Дети входят в зал под
русскую народную музыку «Светит месяц», отбивая ритм деревянными ложками.
Логопед:
Ребята, мы с вами попали в далёкое прошлое нашей России, в русскую избу дедушки
Антипа и бабушки Луши. Внимательно смотрите, слушайте, запоминайте, про язычок
и звуки не забывайте. Давайте поздороваемся.
-Здравствуйте,
бабушка! Здравствуйте, дедушка!
Основной этап. Актуализация опорных знаний.
1. Игра-драматизация.
Дед
(в роли деда – ребенок): Здравствуйте, гости дорогие! Бог помощь вам, сударь!
Бог помощь вам, сударыни! Я – дед Антип, проходите в наши хоромы.
Логопед:
Ребята, что такое хоромы? (Хоромами в старину называли большой дом.)
Баба
Луша (в роли бабушки – ребенок): Добро
пожаловать! Я – баба Луша, дети любят мои сказки слушать, мы с дедушкой
трудимся потихоньку. Ведь кто любит труд, того люди чтут.
Дед:
А кто ленится – тот не ценится.
Баба
Луша: Проходите гости дорогие! Присаживайтесь
поближе к печи. Дорогим гостям место у печи, а непрошенным возле порога.
Логопед:
Какие интересные вещи в избе!
Дед:
Самые обыкновенные, это помощники наши.
Мальчик:
Как интересно! Как же они вам помогают?
Баба
Луша: А так и помогают. Вот гляньте-ка,
ребятки: это русская печка, избы нашей сердечко.
Дед:
Погляди, дочурочка, вот чурбан, вот чурочка. Можно ими не только печку топить,
но из них ложки, чашки да игрушки мастерить.
Баба
Луша: Деревянная посуда у меня стоит повсюду. А
это вот из глины посуды половина. Я свою посуду люблю, ухаживаю за ней,
берегу.
Логопед:
Ребята, посмотрите какой тут порядок! В горнице чисто уютно. Для каждой вещи
свое место в избе.
Мальчик:
А что это возле печи палки разные стоят?
Баба
Луша: Это мои палочки выручалочки. Вот кочерга
– кривая нога. Я ею угли в печи разбиваю, да золу из печи вынимаю. Вот
деревянная лопата – пирогами да хлебом богата, я ею хлеб да пироги из печи
вынимаю. Вот ухват – ее родной брат.
Логопед:
На кухне нужно быть внимательным да осторожным. У всякой вещи свой уголок.
2.
Артикуляционная зарядка (под русскую
народную мелодию с биоэнергопластикой).
Баба
Луша: Пойду-ка я блинов напеку да вас угощу.
Логопед:
А мы тебе бабушка поможем. (Дети садятся перед зеркалами).
1. По
сусекам помели – «Вкусное варенье» - 1-5 раз.
2. По
амбарам поскребли – «Маляр» - 3 раза.
3. Замесили
тесто – «Футбол» - 3раза.
4. Открыли
русскую печь – «Открыли рот»
5. Взяли
кочергу – «Иголка» - 1-5 раз
6. Угли
разбили – «Качели» - 5раз
7. Достали
сковороду –«Лопатка» - 1-5раз
8. Налили
тесто – «Чашечка на нижней губе» - 1-5раз
9. В
печь поставили – «Чашечка за верхними резцами» - 1-5раз
10. Да
блин испекли – «Грибок» - 1-5раз
11. Целую
гору блинов напекли.
12. Облизнулись
и улыбнулись
3.
Сравнение России прошлой и настоящей.
Логопед:
А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать? Есть у меня чудесное
блюдечко и яблочко с наливным бочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию
увидим. Катись, катись, яблочко, по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.
Посмотрите внимательно и скажите, чем Россия прошлая отличается от настоящей? (показ
слайдов).
4.
Игра «Доскажи пословицу о труде».
Логопед:
Наши предки работали от зари до зари. Труд в их жизни был на первом месте.
Какими они были? (Трудолюбивыми). Много пословиц сложил народ о труде. Они
дожили и до наших времён. Помните ли вы их?
-Глаза
страшатся, а руки делают.
-Пчела
мала, и та работает.
-Пашню
пашут, руками не машут.
-Что
посеешь, то и пожнёшь.
-Кончил
дело, гуляй смело
-Делу
время, потехе час.
5.
Физминутка (Развитие общей, мелкой артикуляционной
моторики, самомассаж глаз, массаж спины).
Логопед:
Давайте и мы с вами поиграем.
Кот на лавочке сидел,
Да в окошечко глядел.
Мимо птичка пролетали,
Красны ягоды клевали.
Кот свой нос в окошко сунул,
Кто то в нос его и клюнул.
Кот под лавку в тот же миг…прыг!
Раз,
два, три, четыре, пять-
Продолжаем
мы играть.
Мы
закроем плотно глазки
И
откроем их опять.
Нам
игру закончить нужно
Сядем
тихо, плавно, дружно.
Наши
глазки закрываем,
Пальчиками
их вращаем,
А
потом, потом, потом
Мы
слегка на них нажмём
Раз
и два, раз и два-
Вот
и кончилась игра.
6. Игра «Угадай-ка».
Логопед:
Ребята, а вы знаете загадки о предметах русской старины? Загадаем их бабушке и
дедушке? А отгадки разделим на слоги. /дети по очереди загадывают загадки, находят
этот предмет и делят слово на слоги/.
1. С ним я по воду пошла
Полны вёдра принесла
На плече оно повисло
Что же это?.../коромысло/.
Дед:
Я в толк не возьму, как это мы его на всех делить будем?
Логопед:
А ты послушай (дети делят слово на слоги)
2. Он на уточку похож
Плавает в
ведёрке…/ковш/.
3. Не юла и не волчок,
Деревянный в нём бочок.
Пляску русскую ведёт,
Когда бабушка прядёт.
Ох и вёрткое оно.
Что это ?.../веретено/.
4. Сверху дыра.
Снизу дыра,
А посередине огонь, да вода. /самовар/.
Логопед:
Какие звуки помогают нам делить слова на части?/гласные/.
Какое
правило мы знаем?/сколько в слове гласных - столько и слогов/.
Дедушка:
Ты, смотри-ка! Какие светлые головушки! А может вы и чурочку мою разделите?
Дети:
Чу-роч-ка!
Дед:
Теперь и мы с бабушкой вас на три части разделить можем: «МО-ЛОД-ЦЫ»!
7. Игра «Скажи по - другому».
Логопед:
Знаете ли вы язык своих прабабушек и прадедушек? Как можно сказать названное
слово по- другому? Кому в руки веретено попадёт, тот и слово назовёт:
Смотрят-глядят
Говорят-молвят
Красивее-краше
Танцевать-плясать
Начали-принялись
Наступил
вечер-свечерело
Расчёска-гребень
Нездоровится-неможется
Кричать-кликать.
Логопед:
Молодцы! Хорошая у вас память! В старину люди любили не только трудиться, но и
повеселиться. Хотите, мы с вами отправимся на веселую ярмарку?
Выходит
Скоморох.
Скоморох:
Солнце
яркое встаёт.
Спешит
на ярмарку народ.
А
на ярмарке товары:
Продаются
самовары,
Продаются
вилы, санки,
И
конфеты и баранки,
Покупают
люди сушки.
И
на дивную игрушку
Смотрят
долго не дыша,
До
чего же хороша!
8. Упражнение для глаз. Составление
предложений с однородными членами.
Логопед
предлагает детям рассмотреть товар: «Посмотрите глазками направо, посмотрите
налево, затем посмотрите вверх и вниз.»
Логопед:
Какие игрушки продаются справа от нас?
Какие слева? Какие расположены вверху?
Какие игрушки внизу?/ответы детей/.
9. Игра «Скажи, какая я?»
(Согласование
существительного единственного числа с прилагательным)
Скоморох:
Алый
шёлковый платочек
Яркий
сарафан в цветочек
Упирается
рука в деревянные бока.
А
внутри секреты есть:
Может-три,
а может-шесть.
Разрумянилась
немножко.
Это
русская …/матрёшка/.
Скоморох:
Матрешка какая? Дети передают матрешку по кругу,
отвечая на вопрос.
Почему
ее называют народной игрушкой?
10. Игра «Найди и отличи».
Логопед:
как вы думаете, какая игрушка на ярмарке лишняя? Почему? Чем отличается матрёшка
от Барби? (дети находят отличия, составляя сложносочинённые предложения).
11. Аппликация «Укрась матрешку»
Скоморох:
Какой человек смастерил матрёшку добрый или злой?
А
вы хотели бы создать свою матрёшку и подарить нашим гостям на радость? Давайте
пройдём в мастерскую и изготовим свою Губахинскую матрёшку. Зима у нас холодная,
снежная, поэтому мы оденем матрёшку в тёплую, пушистую одежду.
Чтобы
скорее дело спорилось, разделимся на пары: мальчики будут делать ватные
комочки, а девочки украшать матрёшку.
Посмотрите,
для этого у нас есть вата, кисточки, клей. Чтобы ваши матрёшки получились
красивыми, надо постараться, делать всё с добротой и любовью. Не забудьте об
аккуратности и опрятности. Мальчики, можете катать ватные комочки, старайтесь
делать их небольшими, а девочки нанесите клей на место, где станете
приклеивать комочки, украшая матрёшку. Не спешите, вы же знаете пословицу
«Поспешишь - людей насмешишь». Я буду рядом и всегда приду вам на помощь, если
это потребуется.
Ну,
я вижу, ваши матрёшки готовы. Какие красавицы!
Действительно,
такие матрёшки согреют сердца тех, кому вы их подарите. Красивые, нарядные ваши
матрёшки. Вы довольны? У вас всё получилось? Какое у вас настроение? Назовите
матрешек ласково старинными именами и давайте потанцуем с нашими матрёшками.
12. Танец «Русские матрешечки»
После
танца дети дарят матрёшек гостям, называя имена, придуманные для своих матрёшек
(старинные имена в ласкательной форме).
Скоморох:
Молодцы! Справились на отлично! А дома придумайте интересные истории из жизни
дружной семейки матрёшек и при следующей встрече мы их с удовольствием
послушаем.
Заключительный этап. Рефлексия.
Логопед:
Что особенного запомнилось вам в нашем путешествии?
Хотели
бы вы немного пожить в те времена?
Какими
людьми были наши предки?
Хотели
ли вы быть на них похожими?
Следили
ли вы за своим язычком и звуками?
Наше
путешествие закончилось, пришло время расставаться. А бабушка Луша нам в дорогу
блинов напекла. Но по старинной русской традиции мы прежде гостей угощаем.
Бабушка:
Кушайте, гости, дорогие! Приглашаем всех на чай с блинами !!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.