Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок окружающего мира для 1 класса "Наша Россия"

Урок окружающего мира для 1 класса "Наша Россия"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение 

Детский сад № 3

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной

 образовательной  деятельности

для детей  седьмого года жизни

«Наша Россия»

(Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественный труд, музыка, чтение художественной литературы, здоровье)

 

Воспитатель 1 квалификационной категории:

Рябова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губахинский муниципальный район

2012 год

 

Метапредметные цели занятия:

1.  Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

2. Формировать правильное звукопроизношение

3. Обогащать и активизировать словарный запас названием предметов русского быта, русских игрушек.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к познанию прошлого, положительную мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог).

Образовательные цели:    уточнить и обобщить знания детей о предметах русской старины, русского быта, о русских игрушках.

Продолжать развивать коллективное творчество.

Коррекционно-развивающие цели:     

·        Расширять и активизировать словарный запас старинными названиями русского быта, русских игрушек, уметь подбирать синонимы к разным частям речи;

·         Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, глазодвигательную функцию, ВПФ, выразительность речи;

·         Совершенствовать суффиксальный способ образования слов;

·         Совершенствовать навык деления слов на слоги;

·        Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении  предложений разных грамматических конструкций (сложноподчиненных,  сложносочиненных);

·        Развивать диалогическую и монологическую речь;

·        Автоматизировать поставленные звуки (сонорные, шипящие);

·        Развивать чувство ритма, пространственную ориентировку.

·        Развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные цели:

·        Воспитывать уважение к быту предков и их традициям;

·        Развивать интерес к названиям предметов русской старины и их предназначению;

·        Воспитывать эмоционально-ценностное отношение  к познанию прошлого;

·        Воспитывать чувства национальной гордости за своих предков, за их традиции;

·        Воспитывать добрые отношения к людям;

·        Воспитывать навыки работы в паре;

·        Воспитывать стремление действовать согласованно;

·        Воспитывать  любовь к русской народной музыке.

Оборудование:  зал в старинном русском стиле: печка, лавка, ухват, кочерга, деревянная лопатка, коромысло, на столе самовар с баранками, деревянная и глиняная посуда, вышитое полотенце, прялка, веретено, половики;

старинные игрушки: матрешка, куклы,   мебель, посуда, одежда; кукла Барби;

тарелочка с яблочком, контуры кукол – матрешек, вата, клей, кисточки, клеенки, салфетки;

мультимедийный проектор, экран, указка.

Оценочная деятельность: эмоциональная (похвала, поощрение, благодарность за сотрудничество).

Основные источники информации:

1. Л.В.Любимова «Поэтика народной культуры (концепция и программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста). Пермь, ПОИПКРО, 2009 г.

2. И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры», С-Петербург, «Детство-пресс», 2008 г.

3. О.Л.Князева, М.Д. Малахова «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2010 г.

4. Л.Л.Худякова «Жила-была игрушка», газета «Педсовет», 3/2006.

5. Г.В. Лаптева «Голик, кудель, лохань да сусек», журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 10/2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Зал оформлен под русскую избу (печь, лавки, предметы старинного быта)

   Организационный этап. Дети входят в зал под русскую народную музыку «Светит месяц», отбивая ритм  деревянными ложками.

Логопед: Ребята, мы с вами попали в далёкое прошлое нашей России, в русскую избу дедушки Антипа и бабушки Луши. Внимательно смотрите, слушайте, запоминайте, про язычок и звуки не забывайте. Давайте поздороваемся.

-Здравствуйте, бабушка! Здравствуйте, дедушка!

  Основной этап.       Актуализация опорных знаний.

1. Игра-драматизация.

Дед (в роли деда – ребенок): Здравствуйте, гости дорогие! Бог помощь вам, сударь! Бог  помощь вам, сударыни! Я – дед Антип, проходите в наши хоромы.

Логопед: Ребята, что такое хоромы? (Хоромами в старину называли большой дом.) 

Баба Луша (в роли бабушки  – ребенок): Добро пожаловать! Я – баба  Луша,  дети любят мои сказки слушать, мы с дедушкой трудимся потихоньку. Ведь кто любит труд, того люди чтут.

Дед: А кто ленится – тот не ценится.

Баба Луша: Проходите гости дорогие! Присаживайтесь поближе к печи.  Дорогим гостям место у печи, а непрошенным возле порога.

Логопед: Какие интересные вещи в избе!

Дед: Самые обыкновенные, это помощники наши.

Мальчик: Как интересно!  Как же они вам помогают?

Баба Луша:  А так и помогают. Вот гляньте-ка, ребятки: это русская печка, избы нашей сердечко.

Дед: Погляди, дочурочка, вот чурбан, вот чурочка. Можно ими не только печку топить, но из них ложки, чашки  да игрушки мастерить.

Баба Луша: Деревянная посуда у меня стоит повсюду. А  это вот из глины посуды половина. Я свою посуду люблю, ухаживаю за ней, берегу.

Логопед: Ребята, посмотрите какой тут порядок! В горнице чисто уютно. Для каждой вещи свое место в избе.

Мальчик: А что это возле печи палки разные стоят?

Баба Луша: Это мои палочки выручалочки. Вот кочерга – кривая нога. Я ею угли в печи разбиваю, да золу из печи вынимаю. Вот деревянная лопата – пирогами да хлебом богата, я ею хлеб да пироги из печи вынимаю. Вот ухват – ее родной брат.

Логопед: На кухне нужно быть внимательным да осторожным. У всякой вещи свой уголок.

2.     Артикуляционная зарядка (под русскую народную мелодию с биоэнергопластикой).

Баба Луша:  Пойду-ка я блинов напеку да вас угощу.

Логопед: А мы тебе бабушка поможем. (Дети садятся перед зеркалами).

1.     По сусекам помели – «Вкусное варенье»  - 1-5 раз.

2.     По амбарам поскребли – «Маляр» - 3 раза.

3.     Замесили тесто – «Футбол» - 3раза.

4.     Открыли русскую печь – «Открыли рот»  

5.     Взяли кочергу – «Иголка» -  1-5 раз  

6.     Угли разбили – «Качели» - 5раз

7.     Достали сковороду –«Лопатка» - 1-5раз

8.     Налили тесто – «Чашечка на нижней губе» - 1-5раз

9.     В печь поставили – «Чашечка за верхними резцами» - 1-5раз

10. Да блин испекли – «Грибок» - 1-5раз

11. Целую гору блинов напекли.

12.  Облизнулись и улыбнулись

3.     Сравнение России прошлой и настоящей.

Логопед: А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать? Есть у меня чудесное блюдечко и яблочко с наливным бочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись, яблочко, по блюдечку, покажи нам Русь-матушку. Посмотрите внимательно и скажите,  чем Россия прошлая отличается от настоящей? (показ слайдов).

4.     Игра «Доскажи пословицу о труде».

Логопед: Наши предки работали от зари до зари. Труд в их жизни был на первом месте. Какими они были? (Трудолюбивыми). Много пословиц сложил народ о труде. Они дожили и до наших времён. Помните ли вы их?

-Глаза страшатся, а руки делают.

-Пчела мала, и та работает.

-Пашню пашут, руками не машут.

-Что посеешь, то и пожнёшь.

-Кончил дело, гуляй смело

-Делу время, потехе час.

5.     Физминутка  (Развитие общей, мелкой  артикуляционной моторики,   самомассаж  глаз,  массаж спины).

Логопед: Давайте и мы с вами поиграем.

   Кот на лавочке сидел,

   Да в окошечко глядел.

   Мимо птичка пролетали,

   Красны ягоды клевали.

   Кот свой нос в окошко сунул,

   Кто то в нос его и клюнул.

   Кот под лавку в тот же миг…прыг!

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Мы закроем плотно глазки

И откроем их опять.

Нам игру закончить нужно

Сядем тихо, плавно, дружно.

Наши глазки закрываем,

Пальчиками их вращаем,

А потом, потом, потом

Мы слегка на них нажмём

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра.

6. Игра «Угадай-ка».

Логопед: Ребята, а вы знаете загадки о предметах русской  старины? Загадаем их бабушке и дедушке? А отгадки разделим на слоги.  /дети по очереди загадывают загадки, находят этот предмет и делят слово на слоги/.

   1. С ним я по воду пошла

         Полны вёдра принесла

         На плече оно повисло

          Что же это?.../коромысло/.

Дед:  Я в толк не возьму, как это мы его на всех делить будем?

Логопед: А ты послушай (дети делят слово на слоги)

    2.   Он на уточку похож                     

       Плавает в ведёрке…/ковш/.                                                             

    3. Не юла и не волчок,

         Деревянный в нём бочок.

         Пляску русскую ведёт,

          Когда бабушка прядёт.

          Ох и вёрткое оно.

           Что это ?.../веретено/.

    4. Сверху дыра.

          Снизу дыра,

        А посередине огонь, да вода. /самовар/.

Логопед: Какие звуки помогают нам делить слова на части?/гласные/.

Какое правило мы знаем?/сколько в слове гласных - столько и слогов/.  

Дедушка: Ты, смотри-ка! Какие светлые головушки! А  может вы и чурочку мою разделите?

Дети: Чу-роч-ка!

Дед: Теперь и мы с бабушкой вас на три части разделить можем: «МО-ЛОД-ЦЫ»!

7. Игра «Скажи по - другому».

Логопед: Знаете ли вы язык своих прабабушек и прадедушек? Как можно сказать названное слово по- другому?  Кому в руки веретено попадёт, тот и слово назовёт:

Смотрят-глядят

Говорят-молвят

Красивее-краше

Танцевать-плясать

Начали-принялись

Наступил вечер-свечерело

Расчёска-гребень

Нездоровится-неможется

Кричать-кликать.

Логопед: Молодцы! Хорошая у вас память!  В старину люди любили не только трудиться, но и повеселиться. Хотите, мы с вами отправимся на веселую ярмарку?

 

 Выходит Скоморох.

Скоморох:

Солнце яркое встаёт.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты и баранки,

Покупают  люди сушки.

И на дивную игрушку

Смотрят  долго не дыша,

До чего же хороша!

8. Упражнение для глаз. Составление предложений с однородными членами.

Логопед предлагает детям рассмотреть товар: «Посмотрите глазками направо, посмотрите налево, затем посмотрите вверх и  вниз.»

Логопед: Какие игрушки продаются справа от нас?

                   Какие слева? Какие расположены вверху?

                   Какие игрушки внизу?/ответы детей/.

                                              9. Игра «Скажи, какая я?»

(Согласование существительного единственного числа с прилагательным)

Скоморох:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может-три, а может-шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская …/матрёшка/.

Скоморох:  Матрешка  какая? Дети передают матрешку по кругу, отвечая на вопрос.

Почему ее называют народной игрушкой?

10. Игра «Найди и отличи».

Логопед: как вы думаете, какая игрушка на ярмарке лишняя? Почему? Чем отличается матрёшка от Барби? (дети находят отличия, составляя сложносочинённые предложения).

11. Аппликация «Укрась матрешку»

Скоморох: Какой человек смастерил матрёшку  добрый или злой?

А вы хотели бы создать свою  матрёшку и подарить нашим гостям на радость? Давайте пройдём в мастерскую и изготовим свою Губахинскую матрёшку. Зима у нас холодная, снежная,  поэтому мы оденем матрёшку в  тёплую, пушистую одежду.

Чтобы скорее дело спорилось, разделимся на   пары: мальчики будут делать ватные комочки, а девочки украшать матрёшку. 

Посмотрите,  для этого у нас есть вата, кисточки, клей. Чтобы ваши матрёшки получились красивыми,  надо постараться, делать всё с добротой и любовью. Не забудьте об аккуратности и опрятности. Мальчики, можете катать ватные комочки, старайтесь делать их небольшими, а девочки нанесите клей на место,  где станете приклеивать комочки, украшая матрёшку. Не спешите, вы же знаете пословицу «Поспешишь - людей насмешишь». Я буду рядом и всегда приду вам на помощь, если это потребуется.

 Ну, я вижу, ваши матрёшки готовы. Какие красавицы!

  Действительно, такие матрёшки согреют сердца тех, кому вы их подарите. Красивые, нарядные ваши матрёшки. Вы довольны?  У вас всё получилось?  Какое у вас настроение?  Назовите матрешек ласково старинными именами  и  давайте потанцуем с нашими матрёшками.

 

12. Танец «Русские матрешечки»

После танца дети дарят матрёшек гостям, называя имена, придуманные для своих матрёшек (старинные имена в ласкательной форме).

Скоморох: Молодцы! Справились на отлично! А дома придумайте интересные  истории из жизни дружной семейки матрёшек и при следующей встрече мы их с удовольствием послушаем.

Заключительный этап. Рефлексия.

Логопед: Что особенного запомнилось вам в нашем путешествии?

Хотели бы вы немного пожить в те времена?

Какими людьми были наши предки?

Хотели ли вы быть на них похожими?

Следили ли вы за своим язычком и звуками?

Наше путешествие закончилось, пришло время расставаться. А бабушка Луша нам в дорогу блинов напекла. Но по старинной русской традиции мы прежде гостей угощаем.

Бабушка:  Кушайте, гости, дорогие! Приглашаем всех на чай с блинами !!!    

 

                                                

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок окружающего мира для 1 класса "Наша Россия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В конспекте разработан материал, позволяющий познакомить детей с бытом нашего народа . Также использован различный логопедический материал, игры и упражнения, позволяющие детям в интересной форме в сопровождении народных мелодий закрепить труднопроизносимые звуки. На уроке используется много игровых приемов и продуктивная деятельность - украшение контуров матрешек ватными шариками(развитие мелкой моторики пальцев рук). Занятие имеет огромное значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 407 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.10.2020 85
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Ирина Николаевна
    Кузнецова Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 111800
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек