Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира на тему «Что такое семья»(2 класс)

Урок окружающего мира на тему «Что такое семья»(2 класс)



Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов



НМИЦ управления образования комитета по социальной политики администрации г.Белгорода



МОУ—СОШ № 47 г.Белгорода










УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой


Окружающий мир, 2 класс.



Что такое семья?





Открытый урок для слушателей курсов

БРИПКиППС.

Учителя начальных классов

Кречневой Ирины Львовны









Белгород,

10 октября 2006 год





Тема урока: Что такое семья?

Цели урока и задачи:

  • Создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;

  • Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

  • Создать условия для обогащения лексического запаса слов;


  • Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;


  • Путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности;

  • Воспитывать любовь и уважения к близким людям, стремление помогать им.



Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.



Оборудование и наглядный материал:

  • На доске – картина с изображением семьи и слово “Семья”, три круга разного размера (красный, зеленый и желтый), наложенные друг на друга (маленький сверху).

  • Иллюстрации с изображением древних людей.

  • Карточки с названием членов семьи.

  • Кассета с записью песен в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего” и Л.Лещенко “Родительский дом”.

  • Толковые словари (на столах у детей)










Ход урока:


I. Организационный этап:

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

Релаксация “Подарим друг другу улыбки”.

Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя .Кто был рядом с тобой? На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья, ваша школьная семья..

II. Постановка темы и цели урока ( мотивация).

Учитель. Сегодня мы начинаем знакомство с новым блоком

(на доске «КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ»).

- Что бы вы хотели узнать нового в этом блоке?

Дети. -----------------


Учитель. А зачем нам это знать?

Дети. -----------------


Учитель.- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Дети. -----------------


-Почему вы так решили?

Дети. -----------------


- Почему именно эта песня прозвучала в начале урока?

Дети. -----------------


Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня?

Дети. -----------------



- Какие задания вы могли бы предложить своим товарищам на урок, чтобы всем было интересно и, чтобы вы могли все научиться чему-то новому?



III. Основной этап урока.


1)Вводная беседа учителя.

а). Учитель -.Ребята, у всех у вас есть семья, в которой вы живёте. Неважно, большая она или маленькая, но она есть! Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.


Семья – людей святой оплот

Надежду жить она даёт.

Даёт простор, даёт тепло

Проблемам и беде назло.

Семья даёт поддержку нам.

С ней всё по силам, по зубам.

Всё по плечу и по судьбе,

Семья – святой поклон тебе.

Пусть будут мама и отец,

Тепло родных вокруг сердец.

Дед, прадед, бабушка и брат

Сестра. Я буду очень рад.



Задание 1.Подберите слова, которые характеризуют семью.

(Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, и др.)


А что объединяет членов семьи?


Дети. -----------------

Правильно. Рассмотрите рисунок-схему. (на доске и в учебнике стр.34)



hello_html_m70f4b349.png




б). Учитель - А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

Дети. -----------------



hello_html_616c1e4f.pnghello_html_231a078f.pnghello_html_63e59e58.png


Учитель. - До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семья» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своём потомстве. «Семья согревалась теплом костра, огонь в котором поддерживался благодаря общим усилиям, и с помощью простейшего оружия защищалось от нападения диких зверей.

В судьбе человека семейный образ жизни играет куда более важную роль, чем у других живых существ.

- Как вы думаете. Почему?


Дети. -----------------


Учитель. Потому что на свете не найдёшь более беспомощного существа чем человеческий младенец. Потомство большинства других развитых живых существ, сразу после рождения может не только передвигаться, но добывать себе пропитание. А детёныша человека родители должны не только кормить, но и защищать.

Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге


2)Работа над усвоением понятий.

hello_html_m20cf9804.gif

Семья


hello_html_m242e1723.gifhello_html_7c6a0662.gif

hello_html_383e2c66.gif





Учитель. Прочитайте, пожалуйста, это слово.

Дети хором читают слово “Семья”.

Учитель. В этом слове есть небольшой секрет.

Убирается часть слова “Я”.

Учитель. Правильно, семь. Раньше семьи всегда были большими. И сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая?

Дети считают и отвечают: “В моей семье…”.

Учитель. Перечислите всех членов семьи.

-А вы знаете, кто кому кем приходиться? Сейчас проверим.


Задание 2.


1 группа (у доски) Составьте пары из подходящих слов.

Бабушка

Дочь

Мама

Внучка

Отец

Племянница

Дядя

Брат

Брат

Сестра

Дедушка

Племянник


Тётя

Внук

Сестра

Сын




2 группа. Сочинить акростих 3 группа.

С Работа по учебнику (стр. 35)

Е
М
Ь
Я



Проверка


Учитель. Давайте еще раз внимательно посмотрим на картину. На ней изображено, что вся семья собралась вместе, и каждый занят любимым делом.

-А когда все родные встречаются вместе, то, как говорят?:

(“Собрались в семейном кругу”.)


-А кто знает, как одним словом назвать всех членов семьи? (домочадцы)

(на доске вывешивается табличка с этим словом)

Физминутка.

Учитель. Правильно. Взялись за руки, друзья. (по группам)

Ты и он, она и я!
Справа – друг, и слева – друг.
Вместе мы – веселый круг.
Поиграем мы немножко.
Крепко сжали все ладошки.
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!
Мы прижали локоток,
Станет тесным наш кружок!
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом сидя на стульях.

Учитель. Какой у нас получился круг, маленький или большой?

Дети. Маленький.

Учитель. Сейчас я уберу самый маленький кружок.

Учитель убирает самый маленький кружок.

Учитель. Какая буква спряталась под ним?

Дети. Я!

Учитель.

Эй, ребята не сидите.
Снова за руки беритесь.
Поскорее встань, дружок,
Стал побольше наш кружок.
Для начала мы с тобою
Крутим только головою.
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно сможем.

Дети встают около парт, держась за руки, и выполняют движения.

Учитель. Каким стал круг. Больше или меньше?

Дети. Больше.

Учитель убирает следующий круг.

Учитель. Какие буквы появились? Прочитайте. Что они обозначают?

Дети. Буквы П, М, с и б. Мы будем говорить о папах, мамах, братьях и сестрах.

Учитель. Какой круг у нас остался?

Дети. Большой.

Учитель. Открываю большой круг. Какие буквы вы видите.

Дети. Б и Д. О бабушках и дедушках

Учитель. Как вы думаете, почему я не объединила в один круг всю семью

Дети. Потому что это разные поколения.

(открывается табличка «поколение»)

Учитель. Ребята. скажите, мама, папа, дедушка, бабушка, вы. – это одно поколение?

Дети. Нет. Бабушка, дедушка – это старшее поколение, а дети – младшее.

Учитель. А как по-другому мы можем назвать старшее поколение (предки)

-А младшее (потомки)


Учитель. Прочтите слова, которые мы с вами открыли сегодня.


Задание 3.


1 группа. У вас на столе лежат словари, найдите в них эти слова и объясните их значение.

«домочадцы», «поколение», «предки», «потомки».


2 группа - Соберите пословицы.

  • «В семье и каша гуще»

  • «Вся семья вместе, так и душа на месте»

  • «На что клад, коли в семье лад»


3 группа – Работа в рабочей тетради (стр.19)

Проверка



IV. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок Сегодня мы говорили с вами о самом главном, что есть в жизни у каждого человека.


- Что нового вы узнали сегодня на уроке?


- Что вспомнили?


-Подводя итог нашего урока я предлагаю вам написать мини – сочинение. (по желанию)

«Семья это…..» «Семья нужна человеку….»


Проверка


V. Рефлексия.

Учитель. В давние времена бабушки и дедушки жили со своими внуками. А теперь очень часто они живут отдельно. Но для того, чтобы ваши дедушки и бабушки не чувствовали себя одинокими что нужно сделать?

Ответы детей.

Учитель. Правильно. Чтобы ваши бабушки и дедушки знали о вас все и участвовали в вашей жизни, нужно звонить и писать письма.1 октября в нашей стране отмечался «День пожилого человека» и я предлагаю подписать поздравительную открытку, которую вы сделали на уроке труда.

Учитель. Эти открытки вы отдадите своим бабушкам и дедушкам, которые живут с вами, или отправите их по почте вашим бабушкам и дедушкам, которые далеко от вас.

Сегодня мы вспомнили все и не забыли никого. Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.

Звучит песня в исполнении Л. Лещенко “Родительский дом”.

Дети подписывают открытки.











Самоанализ урока «Окружающий мир»

2 «А» класс, МОУ СОШ №47.


Тема урока: Что такое семья?

В наше время, когда дети, практически, не видят своих родителей, и большее время проводят на улице; когда на экране телевизора мы видим жестокие драки, убийства, всевозможные кошмары, я считаю что тема семьи очень актуальна.

Данный урок первый из блока «Кто живёт рядом с тобой».

В классе 21 человек. Из них 13 девочек и 8 мальчиков. Дети разной работоспособности, разного уровня знаний и умений. Поэтому были разделены на группы, и в каждой группе были дети и сильные и слабые, и задания были разноуровневые

Так как это урок окружающего мира, то есть возможность большего непосредственного общения с детьми, чем на уроках русского языка или математики.и поэтому:

Главной задачей урока была воспитательная.

  • Дать понять, что семья-это самое главное в жизни каждого человека, воспитывать в детях любовь и уважения к близким людям, стремление помогать им.


Образовательные и развивающие задачи я поставила следующие:

  • Создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;

  • Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

  • Создать условия для обогащения лексического запаса слов;


  • Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;


  • Путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности;


На уроке была обеспечена взаимосвязь всех поставленных задач, логичны связки между этапами урока.

1. Урок начался песней Ю.Антонова «Крыша дома твоего». Которая ввела детей в тему урока. Они сами сделали вывод с чем мы познакомимся, предложили варианты заданий.

2. Во время беседы о семье были очень активны, подобрали слова, характеризующие семью, сделали вывод о том, что объединяет семью.

3. На основном этапе урока, над усвоением понятий «домочадцы, поколение, предки, потомки», дети работали группами.


- Одна группа составляла пары из слов родственных отношений;

- Вторая группа сочиняла акростих на тему «Семья»

- Третья группа работала по учебнику.

Все с заданиями справились.

4. При знакомстве с новыми понятиями дети самостоятельно работали с толковыми словарями. Нашли и объяснили нужные слова.

5. Итогом урока явились мини-сочинение, «Семья нужна человеку…….», «Семья – это…..» написанные детьми.

6. Мне хотелось, что бы этот урок оставил след в душе каждого ребёнка, и поэтому в конце урока под песню «Родительский дом» я предложила детям подписать открытки своим бабушкам и дедушкам.

Я считаю, что урок удался, все поставленные задачи полностью реализованы.







10


Урок окружающего мира на тему «Что такое семья»(2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока и задачи:

  • Создать условия для усвоения  понятий  «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;
  • Уточнить  элементарные  представления  о семье и понимание родственных отношений;

·         Создать условия для обогащения лексического запаса слов;

·         Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;

·         Путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности;

  • Воспитывать  любовь  и уважения к близким людям, стремление помогать им.

 

Тип урока:   Изучение и первичное закрепление  нового материала.

Автор Ирина Кречнева Львовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 39570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓