Урок окружающего мира
(4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» (в учебнике тема 7).
План урока:
I.
Закрепление усвоенных понятий.
На
прошлом уроке, мы стали изучать новую тему «Человек и мир людей».
- Что такое «общество»? (группа
людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова (совокупность, круг
людей, социум).
- Когда интересы и желания людей не
совпадают или противоречат друг другу, то … (может возникнуть «конфликт»).
Синонимы… (разногласие, столкновение).
-Как вы понимаете, что такое «компромисс»?
(попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать
договориться). Синоним … соглашение.
II.
Постановка проблемы.
- Представьте, что
вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете?
(положительные: радость, удовольствие)
На слайде
появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты
поступают хорошо».
- Представьте, что
уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш
сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно
слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные:
раздражение, недовольство, возмущение)
На слайде
появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции.
Музыкант поступает плохо».
- Посмотрите на
экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок
музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.
- Какой возникает
вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.
На слайде
появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые
им поступки и те, которые он намеревается совершить?»
III.
Актуализация знаний.
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр 32
- Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.
(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).
- Какой они совершили поступок? (плохой)
- А как вы это определили?
- А сами ребята поняли, какой они совершили
поступок?
(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им
стыдно, это видно по их лицам)
- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они
совершали поступок?
- А как ребята сами поняли, что совершили
плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно предположить, что их
что-то «грызёт» изнутри?
(«внутренний голос», совесть)
- А если бы «внутренний голос» не подсказал
ребятам, кто бы это сделал?
- Другие люди.
(на доске выстраивается схема)
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые
он намеревается совершить?
ß
ß
внутренний
голос другие люди
ß
совесть
IV.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.
Совесть, мораль.
- Так что же такое
совесть? Найдите определение в учебнике. (способность человека решать, что
хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной
ответственности за своё поведение перед обществом).
Слайд
- Какого человека
называют «бессовестный»?
(того, кто
совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).
2.
Слайд
У знаменитого
итальянского писателя Джани Родпри есть книга «Грамматика фантазий». В ней нам
предлагают сочинить сказку «Стеклянный человечек». Вот некоторые персонажи
сказки.
НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ
4 ГЕРОЯ СКАЗКИ
Стеклянный,
соломенный, шоколадный, и ледяной человечки.
-Стекло, солома,
шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их. (Стекло прозрачное, солома
легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед
холодный и твердый)
-Значит и наши
герои тоже будут разными? (да)
-Попробуйте выбрать
качества характера каждому человечку.
-Дети выбирают на
доске их предложенных качеств
Стеклянный
Соломенный Шоколадный Ледяной
Открытость
вспыльчивость доброта равнодушие
Честность
обидчивость мягкость сдержанность
-Объясните свой
выбор.
-Все они разные, но
что их объединяет? (они человечки)
-«сказка ложь, да в
ней намек….» На что намекал писатель, придумывая разных человечков? (На
непохожесть людей, на разность их характеров)
-Каждый из вас,
ребята, довольно сложен по характеру, но все –таки на какого героя вы больше
похожи?(опрос)
-Как вы думаете
какие качества помогают человеку жить мирно? (открытость, честность, доброта,
мягкость, сдержанность)
-А какие качества
мешают? (вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)
3. Создание «Дерева
хороших качеств»
-Я предлагаю вам
поделиться с человечками своими качествами. Представьте, что эти ладошки –
листочки волшебного дерева, ваша задача написать на каждом пальчике по одному
хорошему качеству, а на ладони то качество, от которого вы бы хотели
избавиться. (дети проговаривая, помещают листочки на дерево).
4. Групповая работа
-Посмотрите,
ребята, какие мы разные.
-И не только
качества характера, у нас разный рост, вес, возраст, национальности и
способности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. Как же нам ужиться?
-Может быть было бы
лучше, если бы мы были одинаковые? (было бы не интересно)
-Что же тогда нам
делать?(придумать правило)
-Сказочные
человечки предлагают вам в паре придумать 5 самых важных правил поведения,
которые необходимо соблюдать людям.
Проверка (первая
справившаяся пара читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях
знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты.
5. Правила,
отмеченные «+» подтверждают, что существуют лбщие принятые всем обществом
правила поведения.
Часть правил
поведения особенно важны для людей, они требуют обязательного исполнения всеми,
их нарушение особенно опасно. Поэтому в обществе существует еще и право стр
учебника 35, найдите определение.
6. На доске
задание всем.
- Назовите качества
человека, который живёт:
по
совести не по
совести
Дети выходят к доске переворачивают табличку,
зачитывают качества и прикрепляют к нужной надписи.
добрый
злой
честный
бессовестный
добросовестный
лживый
трудолюбивый
грубый
вежливый
безответственный
справедливый жестокий
внимательный
- Опираясь на сказанные
вами (правила и качества), попробуйте вывести «золотое правило нравственности»
Прочитайте слайд
(«Относись к другим
так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Физкультурная пауза «Морские волны».
Команда «Штиль» -
все замирают.
«Волны» - дети
встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1-ми партами,
далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же
порядке садятся.
«Шторм» - выполняют
те же действия, но быстро, друг за другом.
Опять команда
«Штиль».
3.
Право.
- Сейчас я буду описывать ситуации, а вы
скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама,
прости, что я тебя вчера обманула…»
- Девочка совершила хороший поступок?
- А что помогло ей понять, что она была не
права? (совесть)
б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик,
проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на скамейке, сказала: «Как тебе
не стыдно!»
- Мальчик совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит ему о том, что так
поступать нельзя?
- Кто напомнил ему принятые в обществе устные
правила поведения?
- Как эти правила называются? (мораль)
в) Школьник перебегает дорогу на красный свет
светофора, полицейский останавливает его и говорит: «Ты нарушил правила
дорожного движения!»
- Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли
ему это его совесть?
Кто напомнил ему, что так делать нельзя?
- Как называются такие правила? (мораль)
- Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое
«мораль».
- Эти правила записаны в государственных
документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).
- Как называются правила поведения людей, записанные
в государственных документах? (законы, права)
(на доске под
надписью «другие люди» добавляется слово «право»).
- Если человек не
слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает
порядок в обществе? (право)
V.
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы
хотели сегодня выяснить?
- Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?
- Давайте на закрепление поиграем.
Игра «У кого доводов больше?»
Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся
приводят доводы, подтверждающие его.
VI.
Итог.
- Большое начинается с
малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в
общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем
порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок
торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или собаку,
прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе
поступать честно.
- И в заключение я
хочу познакомить вас с мудрой притчей.
«Однажды молодой человек шёл по улице и
увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное,
то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл
себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни
всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у
него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя.
Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти
слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит
на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много
лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,–
сказал человек.
- Те осколки я
выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.
VII. Рефлексия.
Метод «Ресторан» (АМО - активный метод обучения) -
Оцените свои ощущения после урока. Представьте, что
сегодняшний день вы провели в ресторане и директор ресторана просит вас
ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники
пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного
высказывания, комментируя. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет
выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на
следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю
скорректировать урок на будущее – (формирование регулятивных и коммуникативных
УУД: умение самостоятельно оценивать свою работу, определять круг своего
незнания).
- Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо
за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.