Главная / ОБЖ / Урок ОБЖ в 7 классе "Наводнение"

Урок ОБЖ в 7 классе "Наводнение"

Название документа НАВОДНЕНИЕ 7 КЛАСС - НА РАЗРЯД.doc

Происхождение и виды наводнений


Вид урока - изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    происхождения — наводнением,  с видами наводнений и причинами их возникновения;

  • Раскрыть причины возникновения наводнения и его последствия воздействия; сформировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы; сформировать  интерес к предмету;

  • Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.


Оборудование:

компьютер, проектор, видео ролик, физическая карта мира, плакаты.

Учебные вопросы:

Понятие наводнение

Исторический аспект  наводнений

Виды наводнений и их краткая характеристика


Ход урока:


I этап Организационный момент

Организационный момент. Приветствие

Сегодня мы продолжим ИЗУЧАТЬ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА


II этап Актуализация опорных знаний

В начале урока мы как всегда вспомним изученное ранее:

- Многие поэты и писатели в своих произведениях описывали стихийные бедствия. Я вам читаю отрывок, а вы угадываете, о каком ЧС идет речь.

  1. Карточки

Учащимся раздаются карточки на повторение изученного материала


Карточка № 1.

Прочитайте древнюю Руну.

«Всколыхнулися озера,
Горы медные дрожали,
Камни твердые трещали,
Со скалы скала свалилась,
Раздроблялися утесы».


- О каком ЧС идет речь?

Карточка № 2.

Прочитайте отрывок из произведения В.А. Обручева «Земля Санникова» и ответьте на вопросы.

«Ворчун был окутан густыми черными тучами, которые спус­кались все ниже по склону и вме­сте с тем расползались во все сто­роны. Чувствовался заметный за­пах серы и хлора. Тучи клуби­лись, освещались яркими молни­ями, а грохот, вырывавшийся из недр Вулкана, сливался с раска­тами грома».


- О каком ЧС идет речь?



Карточка № 3.

О какой чрезвычайной природной ситуации рассказывается в сказке А. Волкова «Волшебник изумрудного города»?

« - Заболталась я с тобой, дочка, а ведь, смотри-ка, надвигается самый настоящий ураган...

Вот уже ясно стал слышен грозный гул ветра. Пшеница на поле прилегла к земле, и по ней, как по реке, покатились волны...

- Буря, идет страшная буря! – закричал он. – Прячьтесь скорее в погреб, а я побегу загоню скот в сарай!...»



Карточка № 4.

О какой чрезвычайной природной ситуации рассказывается в сказке А. Волкова «Волшебник изумрудного города»?

«Гроза не переставала до утра. При первых лучах рассвета путники с ужасом увидели, как косматые волны Большой реки заливают остров.

...И вот, крутясь, налетел первый вал и накрыл путников с головой.

...Но остальным приходилось плохо. Легкий Страшила весь был на поверхности воды, и волны бросали его во все стороны... Элли барахталась в волнах, охваченная ужасом...»



Карточка № 5.

Задание: прочитайте внимательно древнюю Руну и скажите, о какой чрезвычайной ситуации здесь говорится?

«Он в своем играл жилище,
В собственном сосновом доме.
И звучала кровля дома.
И дрожал весь пол жилища.

Потолок пел, пели двери.

Восклицали все окошки.
Каменная печь качалась.
Притолоки все звучали».


Карточка № 6.

Сход снега с гор

Оползень

Подземные толчки и колебания земной поверхности.

Метель

Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести

Извержение вулкана

Перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей

Землетрясение

Выброс паров, газов, магмы, горных пород

Лавина



  1. Устная работа

Викторина – «РОМАШКА», уже знакомая вам «Ромашка», выходим, берем лепесток и читаем вопрос. Читающий отвечает, если не знает – дается возможность ответить классу. За правильный ответ ответившему – жетон.

Вы ответите на вопросы викторины.

  1. Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу. (Сейсмограф)

  2. Длительный сильный ветер, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше. (Шторм)

  3. Населенный пункт на Сахалине, который перестал

существовать после землетрясения 1995 года? (г. Нефтегорск)

  1. Сильный вихрь быстро вращающегося воздуха, обладающий разрушительной силой. (Смерч)

  2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающий снегопадом. (Буря)

  3. Выбрасывание из жерла вулкана пара, газов, магмы, горных пород. (Извержение вулкана)

  4. Вулкан, который похоронил три города в Италии. (Везувий)

  5. В 1445 г. в городе Москве сами собой зазвонили колокола,

и жители решили, что пришел конец света. Что же это было на самом деле? (Землетрясение)





ТЕСТ:

1. Прочитайте отрывок из романа Майна Рида «Всадник без головы»:

«С северной стороны над прерией внезапно появилось несколько совершенно черных колонн - их было около десяти… Эти огромные столбы то стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь, друг к другу, словно в фантастических фигурах какого-то странного танца. Представьте себе легендарных титанов, которые ожили на прерии Техаса и плясали в неистовой вакханалии».

У американских вихревых ветров есть свое определенное название, выберите его из предложенного перечня:


а) тайфун;

б) торнадо;

в) циклон;

г) смерч.


2. …Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал,

Остановил

А.С. Пушкин.

а) обвал;

б) оползень;

в) сель;

г) снежная лавина.


3. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит...»

А.С. Пушкин.

а) тайфун;

б) торнадо;

в) ураган;

г) смерч.





  1. Чрезвычайные ситуации в мифах, фольклоре и произведениях

Все вы знаете пословицы и поговорки, им очень богат наш русский язык. Сейчас мы убедимся, как вы их знаете. За правильный ответ вы получаете жетон.

Продолжите вторую часть пословиц и поговорок, связанных с ЧС:

  1. Пришла беда – ... (отворяй ворота).

  2. Не зная броду, ... (не суйся в воду).

  3. Сам не отставай и… (товарищу помогай).


III . Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала

Мы с вами вспомнили, что изучали на предыдущих уроках. А чему мы сегодня наш урок мы посвятим


hello_html_m25162201.jpg


ДОЖДЬ

hello_html_m783709b7.jpg


РЕКА

hello_html_m5c142817.jpg


ПОТОП

hello_html_m2d971157.jpg


ПАВОДОК


Вопрос классу: Какое слово может объединить ответы на ребусы …..

Исходя из сказанного определите тему урока….

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ


Проблема: Наводнение – опасное природное явление или нет?



Сформулируйте цель нашего урока.


ОТКРЫЛИ ТЕТРАДИ И ЗАПИСАЛИ ТЕМУ УРОКА


Слайды 3. Так что же такое наводнение?

Наводнениезначительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, приводящее к нежелательным последствиям для человека и окружающей среды.


Слайд 4. ВИДЕОРОЛИК


Назовите по какой причине может произойти НАВОДНЕНИЕ. (Называют ученики)

Слайды 5. Причина наводнения

Каковы причины наводнений?

-продолжительные интенсивные дожди и ливни в результате прохождения циклонов;

-бурное таяние снегов;

-прорывы внутриледниковых и завальных озер;

- деятельность ветра;

-подводные землетрясения и извержения вулканов;

- прорыв плотин и водохранилищ



Наши учащиеся подготовили для нас сообщения о наводнениях:

Слайды 8 – 9. Рассказ 1:

слайд 5

1 ученик Практически во всех древних религиях существуют свои истории о Всемирном потопе, который в древние времена был на нашей планете.

«И продолжалось на земле ... сорок дней и умножилась вода ... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все, высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа в ноздрях своих на суше умерло. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней».


УЧИТЕЛЬ Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпываются все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяснить. До всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор – даже всей воды на Земле, включая ледниковые щиты Антарктики и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирным распространением великих наводнений.


слайд 6

Слайд 7 - 12. Рассказ 2:

2 ученик Август 1981 года для многих сахалинцев ассоциируется со словом «Филлис». Обозначает оно название тайфуна. Разумеется, подобные погодные явления для Сахалина и Курил не редкость, но Филлис стал для острова событием далеко не рядовым, можно сказать, знаковым. Достаточно посмотреть на фотографии из фондов Государственного архива области… Неудивительно, что от разгула этой невиданной стихии область отходила почти год… У очевидцев, наверное, не всегда хватает красок, чтобы описать его последствия и свои ощущения от такой демонстрации природной мощи. Впрочем, эмоциональное потрясение можно испытать даже от сухих данных, собранных по долгу службы островными синоптиками. Шутка ли – августовское наводнение 1981 года было самым сильным за 50 лет (то есть за период с 1931 по 1981 год).

Выход в район Сахалина и Курильских островов в конце июля – начале августа 1981 года глубокого циклона и тайфуна колоссальной энергии и разрушительной силы большинство районов подверглось небывалому жестокому воздействию стихии.


3 ученик Хлынувшему с неба ливню, казалось, не будет конца. Со склонов сопок, словно тонкие нитки, побежали тысячи видимых и невидимых ручейков, сливаясь в распадках в грозные бурлящие потоки, которые все больше вырастая и ярясь, вырывая кустарники и деревья, сметая кусты, устремились в Краснопольскую долину. Углегорка вспухла и, не находя в себе силы справиться с обильными приношениями взбешенной воды, вывороченных корней и камней, досок и бревен, ила и мусора, вышла из берегов и ринулась на картофельные поля, на луга, на заботливо ухоженные людьми посадки. Вот уже мутные волны заполнили улицы сел Краснополья, Никольское, Ольховка. Жители некоторых домов вынуждены были спасать себя и домашних животных на чердаках и крышах. В Углегорске был затоплен и выведен из строя целлюлозно-бумажный завод, пострадали многие улицы. Но это было еще не все. Через три дня «Филлис» ударил по району еще раз. И этот удар был значительно сильнее первого. Пожалуй, в районе не было ни одного населенного пункта, который, так или иначе не пострадал от тайфуна. Были парализованы автомобильное и железнодорожное сообщение, телефонная связь, подача электроэнергии. Водными и селевыми потоками смыты многие дома, участки автомобильных дорог и железнодорожного полотна, мосты, в результате оползней на дорогах образовались завалы. Сильно пострадало городское хозяйство, целлюлозно-бумажный завод, леспромхоз, другие предприятия и стройки. Отрезанными от города оказались дети, находившиеся в пионерском лагере «Дубинино» в п. Поречье, продукты им доставлялись вертолетом.


УЧИТЕЛЬ К счастью, не все наводнения были столь губительны, а некоторые, наоборот, обеспечивали благополучие и процветание. Ежегодные разливы Нила, например, многие тысячелетия служили экономической базой цивилизации Египта. 

Искусство устройства каналов и запруд - одно из древнейших технических достижений человечества. Скорее всего оно не намного младше колеса. Примечательно, что люди впервые научились ему в Египте и Шумере в связи с разливами рек. Уже в те отдаленные времена техника управления водой достигала высокого уровня. 

Слайд 13. физминутка


Какие бывают виды наводнений? (ОТВЕТЫ УЧ-СЯ)

(даётся определение со схемой и дальнейшими записями в тетради)



Нhello_html_m68e2d0b8.gifhello_html_m580ed4ea.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_1bd876f3.gifhello_html_735b7dc9.gifhello_html_m1efacbb4.gifаводнение Ветровой

нагон

Половодье Паводок Затор Зажор При прорывах плотин


СЛАЙД 15 - 20


Половодье - ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы.

Причины:

-весеннее таяние снега на равнинах;

-летнее таяние снега и ледников в горах;

-обильные дожди в определённый сезон года;

Например: реки Волга, Урал, Анадырь, Юкон, Макензи (рассмотреть по карте)


Паводок - сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега при оттепели, ледников, обильных дождей, пропусков воды из водохранилищ.

Например: Обь, Томь (рассмотреть по карте)

В отличие от половодий, случается в любое время года.


Затор - нагромождение льдин во время ледохода в сужениях и излучинах

русла реки, на мелях и в других местах, где проход льдин затруднён.

Например: крупные реки, текущие с юга на север: Енисей, Обь, Лена (рассмотреть по карте)


Зажор скопление рыхлого ледового материала в сужениях и излучинах русла реки.

Например: реки Сырдарья, Чусовая. (Рассмотреть по карте)

Наводнения при прорывах плотин. (Предложить учащимся дать самостоятельно определение и выявить причины)


Ветровой нагон – подъём уровня воды в реке в результате воздействия ветра на водную поверхность.


СТР. 98 - 101 НАЙДИТЕ ВИД НАВОДНЕНИЯ, О КОТОРОМ МЫ НЕ ГОВОРИЛИ



Слайд 18.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 1.Дайте определение наводнению.
2. Перечислите основные виды наводнений.
3. Перечислите природные явления гидрологического происхождения, которые могут вызвать наводнения

4. Определите вид наводнения описанного

О каком природном явлении говорит поэт в своём стихотворении?

Почему наводнение является опасным природным явлением?


  • А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник»:

Но силой ветров из залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.


  • Отрывок из романа А. Дюма «Сорок пять»

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Неодолев их буйной дури…

И спорить стало ей невмочь…

Поутро над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И с пеной разъяренных вод.

Но силой ветра из залива

Перегражденная Нева,

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопила отрова,

Погода пуще сверипела,

Котлом клокоча и клубясь

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась….


  • Стихотоворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Только весенние воды нахлынут, 
И без того они сотнями гинут,— 
Нет! еще мало! бегут мужики, 
Ловят, и топят, и бьют их баграми. 
Где у них совесть?.. Я раз за дровами 
В лодке поехал — их много с реки 
К нам в половодье весной нагоняет,— 
Еду, ловлю их.

Вода прибывает. 
Вижу один островок небольшой — 
Зайцы на нем собралися гурьбой. 
С каждой минутой вода подбиралась 
К бедным зверкам; уж под ними осталось 
Меньше аршина земли в ширину, 
Меньше сажени в длину. 
Тут я подъехал: лопочут ушами, 
Сами ни с места; я взял одного, 
Прочим скомандовал: прыгайте сами! 
Прыгнули зайцы мои,— ничего! 
Только уселась команда косая, 
Весь островочек пропал под водой: 


IV. Итог урока

Домашнее задание § 4.1 (стр. 92 - 96).

Письменно: написать в тетради, в чем сходство и отличия затора и зажора.

Сообщения о крупных наводнениях.


Попробовать создать памятку «Основные безопасные правила поведения при наводнении».


МОЛОДЦЫ!!!

Читали ли вы, произведения Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан»?

Какие природные катастрофы там упоминаются?

Давайте прочитаем, как описывается наводнение:

  1. В повести «Пятнадцатилетний капитан».

«Через несколько минут гроза уже бушевала с яростью, неведомой в умеренном климате. Для Дика Сэнда и его спутников было большой удачей, что они нашли это убежище.

Дождь не падал отдельными каплями, а лил струями. Временами потоки воды низвергались на землю сплошной стеной, как Ниагара. Словно в небесах перевернулся вверх дном необъятный бассейн, и вся вода из него сразу хлынула на землю. Такой ливень мгновенно превращает равнины в озера, а ручейки – в бурные потоки; реки выходят из берегов и затопляют огромные пространства».

2. В повести «Дети капитана Гранта»

«…действительно, милях в пяти на юге уже виднелся надвигавшийся оттуда огромный, широчайший водяной вал, превращавший равнину в океан. Высокие травы исчезали, словно скошенные, мимозовые растения, вырванные потоком, неслись по течению, образуя плавающие островки, Вся масса воды, разворачиваясь, хлынула сплошным потоком, сметая все на своем пути. Очевидно, перемычки между крупнейшими реками лампасов был прорваны. И воды Колорадо на севере и воды Рио-Негро па юге слились в общий поток.

Водяной вал, замеченный Талькавом, надвигался со скоростью призового скакуна. Всадники уносились от него, слов по тучи, гонимые вихрем. Тщетно высматривали они хоть какое-нибудь пристанище: до самого горизонта простиралась мчались неистовым галопом, и всадники с трудом удерживались в седлах. Гленарван часто оглядывался назад….

А уровень воды заметно повышался. По ней шли волны, грозившие превратиться в пенящийся вал и вскоре залить путешественников.

С четверть часа продолжалась эта жестокая борьба с одной из самых грозных стихий.

...Прошло пять минут и лошади поплыли. Теперь их несло вперед бурным и стремительным течением, равным самому бурному галопу их коней. Быстрота превосходила двадцать миль в час.

огромный вал настиг беглецов; чудовищный, в сорок футов вышиной, он обрушился на них с ужасающим шумом. Люди и животные – все исчезли в пенящемся водовороте. Колоссальная масса воды, в несколько миллионов тонн весом, понесла их в бешеном водовороте.

Когда вал схлынул, путешественники всплыли на поверхность и наспех пересчитали друг друга…

несколько минут спустя весь отряд, к счастью доплыл до дерева. Не будь его, гибель была бы неизбежной.

Вода залила дерево до самых нижних ветвей, и поэтому взобраться на него было очень легко».

3. В романе А. Дюма «Сорок пять» (Наступление воды и поражение французской армии)

«Все, нарастая, шум превратился в непрестанный грозный рок, словно где-то вдали по булыжной и мостовой везли тысячи пушек...

Гул приближался.

- Что я вижу?- вскричал он, взобравшись на самый верх.

Тhello_html_m13d4b14e.jpgо, что он увидел, лошадь почуяла раньше его, так как он смог ставить ее скакать в этом направлении, только разодрав ей шпорами бока, а когда она достигла вершины пригорка, то встала дыбы так, что едва не упала зад вместе с всадником. И лошадь и всадник увидели, что на горизонте от края до края расстилается ровная тускло-белая полоса, движущаяся на равнине гигантским кольцом по направлению к морю.

Полоса эта ширилась на глазах Анри, словно развертываемый кусок ткани.

Молодой человек все еще не разобраться в этом странном явлении, как вдруг, снова устремил взгляд на место, недавно им кинутое, он увидел, что луг залит водой, а ручей вода. Охваченные паническим страхом, лошади выступил из берегов и без видимой причины затопляет заросли тростника, каких-нибудь четверть часа назад отчетливо видные на обоих берегах.

Вода медленно подступала домику.

- Глупец я несчастный!- вскричал Анри. - Как я мог не догадаться сразу! Это вода! Фламандцы открыли свои плотины!

...Действительно, в эту минуту раздался ужасающий треск: то плотина ближнего поселка не выдержала напора воды. Бревна настила, насыпи - все поддалось бешеному натиску, и вода уже хлынула в ближнюю дубовую рощу; было видно, как сотрясаются кроны деревьев, было слышно, как жалобно скрипят ветки, словно рой демонов быстро проносился в их пышной листве.

Вырванные с корнем деревья бились о колья, деревянные части разрушенных домов качались на воде, отдаленное ржанье и крики людей и лошадей, уносимых наводнением, сливались в целый концерт звуков, таких странных и мрачных, что дрожь, сотрясавшая Анри, передалась и бесстрастному, окаменевшему сердцу незнакомки.

...Между тем вода все надвигалась и надвигалась, и стало ясно - через каких-нибудь десять минут она настигнет путников. ....

Действительно, вода уже настигала их, - пенистая, бушующая, она, словно перышко, смела домик, где Реми нашел убежище для своей госпожи, как соломинку, подхватила лодку, привязанную к иве на берегу ручья, и, величественная, могучая, Свиваясь и развиваясь, подобно неудержимо скользящей вперед исполинской змее, Зловещей громадой надвигалась на Реми и незнакомку.

..... Пока он с трудом сдерживал лошадь, другая огромная волна настигла его, но такова была самозабвенная любовь Анри, что ему удалось, несмотря на ярость Стихии, удержать подле себя молодую женщину, соскочившую с лошади. Он крепко сжимал ее руку, волна за волной обрушивались на них, и несколько секунд они носились по бурным водам среди различных обломков. ...

Фламандцы открыли плотины, чтобы уничтожить либо остатки французской армии, если она была разбита, либо плоды ее торжества, если она победила....»

- Каковы причины наводнения описанного в отрывках?

Выполнение тестового задания.

Ну а теперь вы ответите на вопросы теста.

Перед вами тест. На каждом листе по одному вопросу, время вам дается 1 минута.

На некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Поэтому будьте внимательны.

Приступили к выполнению задания.

Слайды 19 – 23. - тесты

1. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это:

а) шторм;

б) моретрясение;

в) цунами

г) наводнение.

2. Причины возникновения цунами:

а) прибрежные и подводные землетрясения;

б) крупные извержения вулканов;

в) сильные ливни;

г) оползни на морском дне.

3. Основными поражающими факторами цунами являются:

а) наводнение;

б) разряды статического электричества;

в) ударное воздействие волны;

г) вихревые вращающиеся водяные потоки.

4. Признаками приближающегося цунами являются:

а) выпадение обильных осадков (дождя, снега);

б) землетрясение;

в) временное отступление воды от берега (отлив);

г) неожиданный ураган.

5. Назовите последствия цунами:

а) разрушения;

б) землетрясения;

в) гибель людей;

г) много рыбы.


V этап

Итоги урока. Выставление оценок






1 ученик Практически во всех древних религиях существуют свои истории о Всемирном потопе, который в древние времена был на нашей планете.

«И продолжалось на земле ... сорок дней и умножилась вода ... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все, высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа в ноздрях своих на суше умерло. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней».


Рассказ 2:

2 ученик Август 1981 года для многих сахалинцев ассоциируется со словом «Филлис». Обозначает оно название тайфуна. Разумеется, подобные погодные явления для Сахалина и Курил не редкость, но Филлис стал для острова событием далеко не рядовым, можно сказать, знаковым. Достаточно посмотреть на фотографии из фондов Государственного архива области… Неудивительно, что от разгула этой невиданной стихии область отходила почти год… У очевидцев, наверное, не всегда хватает красок, чтобы описать его последствия и свои ощущения от такой демонстрации природной мощи. Впрочем, эмоциональное потрясение можно испытать даже от сухих данных, собранных по долгу службы островными синоптиками. Шутка ли – августовское наводнение 1981 года было самым сильным за 50 лет (то есть за период с 1931 по 1981 год). Выход в район Сахалина и Курильских островов в конце июля – начале августа 1981 года глубокого циклона и тайфуна колоссальной энергии и разрушительной силы большинство районов подверглось небывалому жестокому воздействию стихии.


3 ученик Хлынувшему с неба ливню, казалось, не будет конца. Со склонов сопок, словно тонкие нитки, побежали тысячи видимых и невидимых ручейков, сливаясь в распадках в грозные бурлящие потоки, которые все больше вырастая и ярясь, вырывая кустарники и деревья, сметая кусты, устремились в Краснопольскую долину. Углегорка вспухла и, не находя в себе силы справиться с обильными приношениями взбешенной воды, вывороченных корней и камней, досок и бревен, ила и мусора, вышла из берегов и ринулась на картофельные поля, на луга, на заботливо ухоженные людьми посадки. Вот уже мутные волны заполнили улицы сел Краснополья, Никольское, Ольховка. Жители некоторых домов вынуждены были спасать себя и домашних животных на чердаках и крышах. В Углегорске был затоплен и выведен из строя целлюлозно-бумажный завод, пострадали многие улицы. Но это было еще не все. Через три дня «Филлис» ударил по району еще раз. И этот удар был значительно сильнее первого. Пожалуй, в районе не было ни одного населенного пункта, который, так или иначе не пострадал от тайфуна. Были парализованы автомобильное и железнодорожное сообщение, телефонная связь, подача электроэнергии. Водными и селевыми потоками смыты многие дома, участки автомобильных дорог и железнодорожного полотна, мосты, в результате оползней на дорогах образовались завалы. Сильно пострадало городское хозяйство, целлюлозно-бумажный завод, леспромхоз, другие предприятия и стройки. Отрезанными от города оказались дети, находившиеся в пионерском лагере «Дубинино» в п. Поречье, продукты им доставлялись вертолетом.

Пришла

беда –

отворяй

ворота

Не зная

броду,

не суйся

в воду

Сам не отставай и

товарищу

помогай


Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________



Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________


Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________



Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________


Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________



Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________


Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________



Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________


Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________



Фамилия ________________


1

2

3

4

5

А






Б






В






Г






ОЦЕНКА ____________




hello_html_m25162201.jpg


hello_html_m783709b7.jpg



hello_html_m5c142817.jpg



hello_html_m2d971157.jpg


Название документа НАВОДНЕНИЕ 7 КЛАСС - НА РАЗРЯД.ppt

Причины возникновения наводнений: Прорыв внутриледниковых озер 1 2 Подводные ...
Всемирный потоп
Наводнение 1981 год
Наводнение 1981 год
Наводнение 1981 год
Наводнение 1981 год
Наводнение 1981 год
Наводнение 1981 год
ФИЗМИНУТКА
Виды наводнений
Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем у...
Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уро...
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучин...
Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зи...
Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную ...
Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем...
1. Наводнение – это… А) временное затопление значительной части суши в резул...
Для закрепления. А) половодье; Б) паводки; В) затор или зажор. Г) нагонные;...
3. Основными причинами наводнений являются: А) таяние ледников; Б) интенсивн...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Причины возникновения наводнений: Прорыв внутриледниковых озер 1 2 Подводные зем
Описание слайда:

Причины возникновения наводнений: Прорыв внутриледниковых озер 1 2 Подводные землетрясения и извержения вулканов 5 6

№ слайда 6 Всемирный потоп
Описание слайда:

Всемирный потоп

№ слайда 7 Наводнение 1981 год
Описание слайда:

Наводнение 1981 год

№ слайда 8 Наводнение 1981 год
Описание слайда:

Наводнение 1981 год

№ слайда 9 Наводнение 1981 год
Описание слайда:

Наводнение 1981 год

№ слайда 10 Наводнение 1981 год
Описание слайда:

Наводнение 1981 год

№ слайда 11 Наводнение 1981 год
Описание слайда:

Наводнение 1981 год

№ слайда 12 Наводнение 1981 год
Описание слайда:

Наводнение 1981 год

№ слайда 13 ФИЗМИНУТКА
Описание слайда:

ФИЗМИНУТКА

№ слайда 14 Виды наводнений
Описание слайда:

Виды наводнений

№ слайда 15 Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уров
Описание слайда:

Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.

№ слайда 16 Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня
Описание слайда:

Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.

№ слайда 17 Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах
Описание слайда:

Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него.

№ слайда 18 Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы)
Описание слайда:

Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.

№ слайда 19 Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную пов
Описание слайда:

Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.

№ слайда 20 Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем ур
Описание слайда:

Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явлениях.

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 1. Наводнение – это… А) временное затопление значительной части суши в результа
Описание слайда:

1. Наводнение – это… А) временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реке, озере или море; Б) постоянное затопление значительной части суши в результате поднятия земной коры; В) стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.

№ слайда 23 Для закрепления. А) половодье; Б) паводки; В) затор или зажор. Г) нагонные; Д)
Описание слайда:

Для закрепления. А) половодье; Б) паводки; В) затор или зажор. Г) нагонные; Д) горные; Е) вызванные прорывом плотин; Ж) вызванные приливом; З) вызванные подводными землетрясениями. 2. В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах.

№ слайда 24 3. Основными причинами наводнений являются: А) таяние ледников; Б) интенсивные
Описание слайда:

3. Основными причинами наводнений являются: А) таяние ледников; Б) интенсивные и продолжительные ливни; В) появление трещин во льдах; Г) извержение вулканов; Д) деятельность человека.

Урок ОБЖ в 7 классе "Наводнение"
  • ОБЖ
Описание:

Вид урока -   изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.

Задачи: 

•ознакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    происхождения — наводнением,  с видами наводнений и причинами их возникновения;

•Раскрыть причины возникновения наводнения и его последствия воздействия; сформировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы; сформировать  интерес к предмету;

•Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.

 

Оборудование:

 компьютер, проектор, видео ролик, физическая карта мира, плакаты.

Учебные вопросы:

Понятие наводнение

Исторический аспект  наводнений

Виды наводнений и их краткая характеристика

Автор Антонова Татьяна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1797
Номер материала 44240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓