Главная / Русский язык и литература / Урок объяснения нового материала в 7 классе Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места»

Урок объяснения нового материала в 7 классе Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места»

Урок объяснения нового материала в 7 классе


Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места»

Цель урока: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать культуру речи учащихся

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка

Расставить ударение в словах, написанных на доске:

hello_html_469e4bc.gif

Слова, которые привыкли произносить неверно, заносим в рабочий словарь в раздел «Говори правильно».

  1. Проверка домашнего задания

  1. Вопросы на закрепление теории:

- На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

(Как? В какой степени? Насколько?)

- На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры. (Как? Каким образом?)

- Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия? (Однозначные присоединяются союзными словами как, сколько, насколько; многозначные – союзами что, чтобы, как будто, точно, словно и т. д. )

- В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов)

2. Выборочная проверка упражнения 73.

Обсуждаем 2-3 вопроса, касающихся сложностей упражнения (ученики должны выбрать наиболее трудные, по их мнению, вопросы). Таким образом, достигается умение ранжировать материал по степени сложности.

  1. Конструирование предложений

На доске даны схемы предложений. За определённый период времени учащиеся должны составить и записать в тетрадь предложения и определить вид придаточного.

1) […так + глаг.], (союзн. слово как…).

2) […так + кр. прил.], (союзн. слово как…).

3) […такой + полн. прил.], (союз что …).

4) […такой + полн. прил. + сущ.], (как будто …).

  1. Изучение СПП с придаточными места

  1. Слово учителя.

Определение этого вида придаточных предложений обычно не вызывает затруднений. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Алексей пополз туда (куда?), куда ушёл самолёт. Сложно бывает определить вид придаточных, у которых совпадают средства прикрепления к главному предложению. Сравним придаточные предложения упражнения 75. На какой вопрос отвечает первое придаточное? А второе? Правильно! Первое из них отвечает на вопрос где? – значение места, второе – на вопрос какой? – определительное значение.

  1. Разбор предложений.

Определить вид придаточного, сделать схему:

  1. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «там» в главном предложении). […там ], (где…).

  1. Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

(Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении). [ ], (где …).

  1. Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении). [… туда ], (где…).

  1. Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении). [… туда ], (куда…).

  1. Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

(Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении). […, (откуда…),…].

6) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении). [… туда ], (откуда…).


  1. Творческое задание: сочинение-миниатюра.

Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое

положение своего города.


  1. Домашнее задание

  1. Упр. 76 – письменно

  2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 13, 17.














Урок объяснения нового материала в 7 классе Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места»
  • Русский язык и литература
Описание:

     Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места»

    

     Цель урока: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать культуру речи учащихся

Ход урока

I.                  Лингвистическая разминка

     Расставить ударение в словах, написанных на доске:

     Слова, которые привыкли произносить неверно, заносим в рабочий словарь в раздел «Говори правильно».

II.               Проверка домашнего задания

1.     Вопросы на закрепление теории:

- На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

(Как? В какой степени? Насколько?)

- На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры. (Как? Каким образом?)

- Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия? (Однозначные присоединяются союзными словами как, сколько, насколько; многозначные – союзами что, чтобы, как будто, точно, словно и т. д. )

- В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов)

2. Выборочная проверка упражнения 73.

     Обсуждаем 2-3 вопроса, касающихся сложностей упражнения (ученики должны выбрать наиболее трудные, по их мнению, вопросы). Таким образом, достигается умение ранжировать материал по степени сложности.

III.           Конструирование предложений  

     На доске даны схемы предложений. За определённый период времени учащиеся должны составить и записать в тетрадь предложения и определить вид придаточного.  

1) […так + глаг.], (союзн. слово как…).

2) […так + кр. прил.], (союзн. слово как…).

3) […такой + полн. прил.], (союз что …).

4) […такой + полн. прил. + сущ.], (как будто …).

IV.            Изучение СПП с придаточными места

1.     Слово учителя.

     Определение этого вида придаточных предложений обычно не вызывает затруднений. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Алексей пополз туда (куда?), куда ушёл самолёт. Сложно бывает определить вид придаточных, у которых совпадают средства прикрепления к главному предложению. Сравним придаточные предложения упражнения 75. На какой вопрос отвечает первое придаточное? А второе? Правильно! Первое из них отвечает на вопрос где? – значение места, второе – на вопрос какой? – определительное значение.

2.     Разбор предложений.

Определить вид придаточного, сделать схему:

1)     И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «там» в главном предложении). […там ], (где…).

2)     Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

(Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении). [ ], (где …).

3)     Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении). [… туда ], (где…).

4)    Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении). [… туда ], (куда…).

5)    Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

(Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении). […, (откуда…),…].

6) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

(Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении). [… туда ], (откуда…).

 

3.     Творческое задание: сочинение-миниатюра.

          Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое 

      положение своего города.

 

V.               Домашнее задание

1.     Упр. 76 – письменно

2.     Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 13, 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Горбачева Елена Владимировна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 928
Номер материала 13622
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓