Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок обучения грамоте в 1 классе

урок обучения грамоте в 1 классе

Скачать материал

Обучение грамоте. Урок чтения, 1 класс

Образовательная система: «Перспективная начальная школа».

Тема: «Звуки [в], [в’]. Буквы в, В»

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука» Академкнига, Москва, 2012.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint, элементы печатных букв, модели звуков и слов, тема урока и задачи.

Цель урока создать условия для:

- формирования умений выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [в] [в’],  графически обозначать на письме изучаемые звуки буквами В, в, читать слоги и слова с изучаемой буквой;

- развития умения формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебные задачи урока, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения;

- развитие умения договариваться, организовывать совместную работу, контролировать деятельность партнёра.

Планируемые результаты:

- учащиеся  выделяют и дифференцируют в звучащей речи звуки [в] [в’],  графически обозначают на письме изучаемые звуки буквами В, в, читают слоги и слова с изучаемой буквой;

- учащиеся вместе с учителем формулируют, принимают, сохраняют и стремятся выполнить учебные задачи урока, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;

- учащиеся осмысливают необходимость сотрудничества и взаимопомощи, контролируют свою деятельность и партнёра.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука», элементы печатных букв, модели звуков и слов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Цель: вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке.

 

Слайд 1, 2

 

Приветствую учащихся, проверяю готовность обучающихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились.  Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.  

Цель: выявление  уровня качества и овладения знаний.

 

Слайд 3, 4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5, 6

- Что мы изучаем на уроках обучения грамоте?

- С помощью чего мы слышим звуки? Приготовьте свои уши. 

- Какие звуковые модели вам известны? Вспомним обозначение гласного, согласного звуков.

-  Как обозначается согласный глухой, твёрдый?

- Как обозначается согласный глухой, мягкий?

- Как обозначается согласный звонкий, мягкий?

- Как обозначается согласный звонкий, твёрдый?

-А что нам помогает видеть, узнавать буквы? Подготовьте свои глаза, чтобы они были зоркими.

- А для чего нам умение правильно произносить звуки, узнавать букву?

- Что нам помогает правильно произносить слова?

- Сделаем гимнастику для языка. А для этого поработаем с чистоговоркой. Постарайтесь внимательно услышать, какие звуки я буду выделять голосом, закончите в рифму и повторите.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая…                                                        

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше…

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны ….

Ву-ву-ву,ву-ву-ву - васильков букет …

- Какие согласные звуки повторялись чаще других?

- Знакомы вам данные звуки? 

 - Сформулируйте тему урока. (доска)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (доска)

 

 

Звуки и буквы.

Делают массаж ушных раковин.

 

Круг и квадрат.

Квадрат;

Квадрат с запятой.

Квадрат с точкой;

Квадрат с точкой и запятой.

Делают гимнастику для глаз.

 

Чтобы читать.

 

Язык.

 

 

 

 

трава.

головы.

в траве.

нарву.

Звуки [в] [в’],

Нет

Звуки [в] [в’], буквы В, в.

Познакомимся со звуками.

Познакомимся с буквами.

Научимся читать слоги, слова и предложения.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность вначале урока, формулировать и удерживать учебную задачу

 

 

4. Анализ изучаемых  звуков [в], [в’]

Цель: артикулирование новых звуков.

Слайд 7, 8, 9, 10

– Назовите предметы, изображённые на слайде.

- Как называются деревья, изображённые справа?

Вяз - крупное дерево с прямым стройным стволом, ветвистой кроной. Листья простые, продолговато или округло-яйцевидные, на вершине заостренные. Цветки собраны пучками на длинных черешках, висячие. У вяза очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево и получило своё название. Рассмотрите, как выглядят его листья, цветы и семена.

- Какие звуки вы слышите в начале этих слов?

– С чего мы начинаем характеристику звука?

 

- Поработайте в парах и определите первые звуки в словах: вазы, вязы - гласные или согласные? Сделайте вывод.

 

 

 

- Как графически мы обозначаем согласный звук? Выберите нужный символ. (предлагаю круг и квадрат)

- Далее, что мы узнаём об изучаемом звуке?

- Поработайте в парах и определите  первые звуки  в  словах: вазы, вязы -  звонкие или глухие? Сделайте вывод.

 

- Как графически мы обозначаем звонкий согласный звук? Выберите нужный символ. (предлагаю пустой квадрат и квадрат с точкой)

 

- Что ещё мы должны выяснить об изучаемом звуке?

- Поработайте в парах и определите первые звуки в  словах: вазы, вязы - твёрдые или мягкие? Сделайте вывод.

 

 

- Как графически мы обозначаем эти звуки? Выберите нужный символ. (предлагаю  квадрат с точкой и запятой и квадрат только с запятой)

- Кто теперь сможет дать характеристику изучаемым звукам?

 

 

 

- А где мы сможем проверить правильность сделанных выводов?

- Откройте учебник на нужной странице.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет составить схемы данных слов: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Составьте схемы слов «вазы» - мальчики, «вязы» - девочки.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый,  верно справился с заданием – зелёный.

Вазы

 

 

 

 

 

 

 

 

[в]- [в,]

Определяем гласный он или согласный

 

Мы выяснили, что первые звуки согласные, так как при их произношении во рту встречаются преграды

 

Выходит пара, выбирает квадрат и крепит его к доске.

Звонкий он или глухой.

 

Мы выяснили, что первые звуки – звонкие.

Выходит пара, выбирает квадрат с точкой и крепит его к доске поверх первого квадрата.

 

Твёрдый или мягкий.

 

Мы выяснили, что первые звуки в словах один твёрдый, а второй мягкий.

Выходит пара, выбирает квадрат с точкой и запятой и крепит его рядом с квадратом с точкой.

Звук [в] – согласный, звонкий,

твёрдый.

Звук [в,] – согласный, звонкий, мягкий.

 

В  учебнике.

 

с. 67, Мы были правы.

Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.

 

 

Мальчик  и девочка работают у доски, составляют схемы и производят анализ слов.

Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

 

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем  умение работать в группе.

5. Закрепление. Умение слышать изучаемые звуки.

Динамическая минутка

Цель: снять статическое напряжение

- Давайте проверим, сможете ли вы различить рабочие звуки.

- Если слышите звук [в] – приседаете,  [в,] – подпрыгиваете.

Слова: ветер, варежка, веник, волк, ворона, винтик, вода, ведро, выдра.

- От чего зависело мягкое или твёрдое произношение изучаемых звуков?

 

Приседают и подпрыгивают.

 

 

От гласных, указывающих на твёрдость или мягкость согласных

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

6. Ознакомление с буквами «В, в». Конструирование.

Цель: познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

Слайд 11, 12

- Как обозначаются звуки на письме?

- Рассмотрите в учебнике изучаемые буквы. Как вы думаете, для чего нужны две буквы?

- Кто знает, как правильно называется новая буква?

Image-266- Давайте пофантазируем и придумаем, на что похожа буква В?

К единице   три  приставим …                              

Что за букву  мы  составим?

- Найдите её в Алфавите на стр. 127. Покажите букву и прочитайте название данной буквы, а сосед пусть покажет и назовёт, перед какими знакомыми буквами находится буква в.

- Возьмите конверты с шаблонами печатных букв. Пусть сосед составит заглавную букву В, а ты – строчную.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет сконструировать данные буквы: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый,  верно справился с заданием – зелёный.

Буквами.

 

Заглавная  и строчная.

Буква вэ.

 

 

 

 

 

 

 

Конструируют печатные буквы.

2 ученика работают у доски.

Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.

2 ученика работают у доски с большими элементами,  конструируют печатные буквы.

 

Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».

Коммуникативные: формируем умение работать в парах

7. Чтение   слогов.

Цель: решение типовых  заданий.

 

- Обратимся к учебным задачам. Над чем нам предстоит работать дальше?

- Чем похожи слоги, чем отличаются?

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я читаю, а вы повторяете.

- Прочитаем эти слоги с разной интонацией. 1 столбик радостно, весело. 2 столбик – грустно, 3- сердито.

 

Чтение слогов

По звуковым моделям.

Повторяют слоги хором.

 

Читают с нужной интонацией.

Познавательные УУД

формирование умения читать слоги с изучаемой буквой

8. Чтение слов.

Цель: формирование умения читать слова с изучаемой буквой, расширение словарного запаса.

 

 

Слайд 13, 14, 15

- Молодцы, ребята, слоги читать у вас получается.

- Вернёмся к учебным задачам. Чему ещё мы должны научиться сегодня на уроке.

- Прочитайте слова в учебнике на странице 68 «птичьим базаром»

- Какие слова вам были непонятны?

Ива (ивовый) – кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

Винтовая (винтик) лестница, ступени которой поднимаются по спирали, как на винтике.

Ветряная мельница, механизм которой работает при помощи ветра.

- А теперь, поработайте в группах. Чтобы работать в группе, нужно соблюдать правила. Давайте все вместе их повторим.

 

 

 

Задание 1-ой группе

- Найдите слова – предметы.

Задание 2-ой группе

- Найдите слова – признаки.

Задание 3-ой группе

- Найдите слова – действия.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет найти нужные слова: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Как схематически показать слова каждой группы?

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый,  верно справился с заданием – зелёный.

 

Научиться читать слова с новой буквой.

Читают  слова самостоятельно «птичьим базаром»

Ивовый, винтовая, ветряная.

 

 

 

 

 

Читают  хором правила работы в группе.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Находят  слова – предметы, слова – признаки,  слова – действия.

 

 

 

 

Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.

 

 

 

Розовый, жёлтый и голубой прямоугольники.

Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Познавательные УУД

формирование умения читать слоги и слова с изучаемой буквой Коммуникативные: управление коммуникацией (осуществлять взаимный контроль).

 

 

 

 

 

 

Слайд 16                          Физминутка (зрительная разминка) следят глазами за движением предметов на слайде

9. Многозначность.

Цель: расширение словарного запаса и кругозора детей.

 

 Слайд 17, 18

 

- Ребята, я очень внимательно слушала слова, которые вы называли. Но у меня возник вопрос: «Что означает слово овсянка?» Что вы представляете, когда  слышите это слово?

- Это же слово может иметь другое значение, хотя пишется и произносится точно так же.

- Кто-нибудь из вас знает другое значение слова «овсянка»?

- Овсянка - это птица немного крупнее воробья, с коротким клювом и длинным хвостом.

- Как вы думаете, почему её так назвали?

- Потому что эта птичка зимой постоянно любит кормиться возле стожков сена, а сено бывает и из овса оттуда и название.

- Более подробную информацию об этой птичке вы сможете узнать в нашем классном уголке в разделе «Это интересно»

- Придумайте предложения с каждым из слов.

- Вот какие предложения получились у наших друзей.

Миша на завтрак ел овсянку.

Маша нарисовала маленькую овсянку.

- Мальчикам предлагаю составить схему первого предложения, а девочкам - второго.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет выполнить это задание: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый,  верно справился с заданием – зелёный.

 

 

Кашу

 

 

Ответы детей

 

 

Предположения  детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.

Мальчик  и девочка работают у доски, составляют схемы своих предложений.

 

Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Регулятивные УУД оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

 

10.  Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных учащимися учебных задач с достигнутым результатом. 

 Слайд 19, 20

- Урок подходит к концу. Какова была тема?

- Вернёмся к задачам, которые мы перед собой ставили.

- Все ли задачи выполнены?

- Что стало вашим главным достижением на уроке.

- Ребята встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

-  Спасибо всем за урок.  Урок окончен.

 

 

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Личностные: развитие самооценки.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обучения грамоте в 1 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Звуки [в], [в’]. Буквы в, В»

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука» Академкнига, Москва, 2012.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint, элементы печатных букв, модели звуков и слов, тема урока и задачи.

Цель урока создать условия для:

- формирования умений выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [в] [в’],  графически обозначать на письме изучаемые звуки буквами В, в, читать слоги и слова с изучаемой буквой;

- развития умения формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебные задачи урока, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения;

- развитие умения договариваться, организовывать совместную работу, контролировать деятельность партнёра.

Планируемые результаты:

- учащиеся  выделяют и дифференцируют в звучащей речи звуки [в] [в’],  графически обозначают на письме изучаемые звуки буквами В, в, читают слоги и слова с изучаемой буквой;

- учащиеся вместе с учителем формулируют, принимают, сохраняют и стремятся выполнить учебные задачи урока, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;

 

- учащиеся осмысливают необходимость сотрудничества и взаимопомощи, контролируют свою деятельность и партнёра.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 447 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 308
    • DOCX 52.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бакулина Татьяна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бакулина Татьяна Геннадьевна
    Бакулина Татьяна Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5199
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе