Главная / Начальные классы / урок обучения грамоте в 1 классе

урок обучения грамоте в 1 классе

Обучение грамоте. Урок чтения, 1 класс

Образовательная система: «Перспективная начальная школа».

Тема: «Звуки [в], [в’]. Буквы в, В»

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука» Академкнига, Москва, 2012.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint, элементы печатных букв, модели звуков и слов, тема урока и задачи.

Цель урока создать условия для:

- формирования умений выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [в] [в’], графически обозначать на письме изучаемые звуки буквами В, в, читать слоги и слова с изучаемой буквой;

- развития умения формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебные задачи урока, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения;

- развитие умения договариваться, организовывать совместную работу, контролировать деятельность партнёра.

Планируемые результаты:

- учащиеся выделяют и дифференцируют в звучащей речи звуки [в] [в’], графически обозначают на письме изучаемые звуки буквами В, в, читают слоги и слова с изучаемой буквой;

- учащиеся вместе с учителем формулируют, принимают, сохраняют и стремятся выполнить учебные задачи урока, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;

- учащиеся осмысливают необходимость сотрудничества и взаимопомощи, контролируют свою деятельность и партнёра.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука», элементы печатных букв, модели звуков и слов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Цель: вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке.



Слайд 1, 2


Приветствую учащихся, проверяю готовность обучающихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель: выявление уровня качества и овладения знаний.



Слайд 3, 4



















Слайд 5, 6

- Что мы изучаем на уроках обучения грамоте?

- С помощью чего мы слышим звуки? Приготовьте свои уши.

- Какие звуковые модели вам известны? Вспомним обозначение гласного, согласного звуков.

- Как обозначается согласный глухой, твёрдый?

- Как обозначается согласный глухой, мягкий?

- Как обозначается согласный звонкий, мягкий?

- Как обозначается согласный звонкий, твёрдый?

-А что нам помогает видеть, узнавать буквы? Подготовьте свои глаза, чтобы они были зоркими.

- А для чего нам умение правильно произносить звуки, узнавать букву?

- Что нам помогает правильно произносить слова?

- Сделаем гимнастику для языка. А для этого поработаем с чистоговоркой. Постарайтесь внимательно услышать, какие звуки я буду выделять голосом, закончите в рифму и повторите.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая…

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше…

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны ….

Ву-ву-ву,ву-ву-ву - васильков букет …

- Какие согласные звуки повторялись чаще других?

- Знакомы вам данные звуки?

- Сформулируйте тему урока. (доска)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (доска)




Звуки и буквы.

Делают массаж ушных раковин.



Круг и квадрат.

Квадрат;

Квадрат с запятой.

Квадрат с точкой;

Квадрат с точкой и запятой.

Делают гимнастику для глаз.



Чтобы читать.



Язык.









трава.

головы.

в траве.

нарву.

Звуки [в] [в’],

Нет

Звуки [в] [в’], буквы В, в.

Познакомимся со звуками.

Познакомимся с буквами.

Научимся читать слоги, слова и предложения.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность вначале урока, формулировать и удерживать учебную задачу




4. Анализ изучаемых звуков [в], [в’]

Цель: артикулирование новых звуков.

Слайд 7, 8, 9, 10

Назовите предметы, изображённые на слайде.

- Как называются деревья, изображённые справа?

Вяз - крупное дерево с прямым стройным стволом, ветвистой кроной. Листья простые, продолговато или округло-яйцевидные, на вершине заостренные. Цветки собраны пучками на длинных черешках, висячие. У вяза очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево и получило своё название. Рассмотрите, как выглядят его листья, цветы и семена.

- Какие звуки вы слышите в начале этих слов?

С чего мы начинаем характеристику звука?



- Поработайте в парах и определите первые звуки в словах: вазы, вязы - гласные или согласные? Сделайте вывод.







- Как графически мы обозначаем согласный звук? Выберите нужный символ. (предлагаю круг и квадрат)

- Далее, что мы узнаём об изучаемом звуке?

- Поработайте в парах и определите первые звуки в словах: вазы, вязы - звонкие или глухие? Сделайте вывод.



- Как графически мы обозначаем звонкий согласный звук? Выберите нужный символ. (предлагаю пустой квадрат и квадрат с точкой)



- Что ещё мы должны выяснить об изучаемом звуке?

- Поработайте в парах и определите первые звуки в словах: вазы, вязы - твёрдые или мягкие? Сделайте вывод.





- Как графически мы обозначаем эти звуки? Выберите нужный символ. (предлагаю квадрат с точкой и запятой и квадрат только с запятой)

- Кто теперь сможет дать характеристику изучаемым звукам?







- А где мы сможем проверить правильность сделанных выводов?

- Откройте учебник на нужной странице.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет составить схемы данных слов: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Составьте схемы слов «вазы» - мальчики, «вязы» - девочки.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый, верно справился с заданием – зелёный.

Вазы

















[в]- [в,]

Определяем гласный он или согласный



Мы выяснили, что первые звуки согласные, так как при их произношении во рту встречаются преграды



Выходит пара, выбирает квадрат и крепит его к доске.

Звонкий он или глухой.



Мы выяснили, что первые звуки – звонкие.

Выходит пара, выбирает квадрат с точкой и крепит его к доске поверх первого квадрата.



Твёрдый или мягкий.



Мы выяснили, что первые звуки в словах один твёрдый, а второй мягкий.

Выходит пара, выбирает квадрат с точкой и запятой и крепит его рядом с квадратом с точкой.

Звук [в] – согласный, звонкий,

твёрдый.

Звук [в,] – согласный, звонкий, мягкий.



В учебнике.



с. 67, Мы были правы.

Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.





Мальчик и девочка работают у доски, составляют схемы и производят анализ слов.

Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.



Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем умение работать в группе.

5. Закрепление. Умение слышать изучаемые звуки.

Динамическая минутка

Цель: снять статическое напряжение

- Давайте проверим, сможете ли вы различить рабочие звуки.

- Если слышите звук [в] – приседаете, [в,] – подпрыгиваете.

Слова: ветер, варежка, веник, волк, ворона, винтик, вода, ведро, выдра.

- От чего зависело мягкое или твёрдое произношение изучаемых звуков?



Приседают и подпрыгивают.





От гласных, указывающих на твёрдость или мягкость согласных

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

6. Ознакомление с буквами «В, в». Конструирование.

Цель: познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

Слайд 11, 12

- Как обозначаются звуки на письме?

- Рассмотрите в учебнике изучаемые буквы. Как вы думаете, для чего нужны две буквы?

- Кто знает, как правильно называется новая буква?

- Давайте пофантазируем и придумаем, на что похожа буква В?Image-266

К единице три приставим …

Что за букву мы составим?

- Найдите её в Алфавите на стр. 127. Покажите букву и прочитайте название данной буквы, а сосед пусть покажет и назовёт, перед какими знакомыми буквами находится буква в.

- Возьмите конверты с шаблонами печатных букв. Пусть сосед составит заглавную букву В, а ты – строчную.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет сконструировать данные буквы: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый, верно справился с заданием – зелёный.

Буквами.



Заглавная и строчная.

Буква вэ.















Конструируют печатные буквы.

2 ученика работают у доски.

Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.

2 ученика работают у доски с большими элементами, конструируют печатные буквы.



Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».

Коммуникативные: формируем умение работать в парах

7. Чтение слогов.

Цель: решение типовых заданий.


- Обратимся к учебным задачам. Над чем нам предстоит работать дальше?

- Чем похожи слоги, чем отличаются?

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я читаю, а вы повторяете.

- Прочитаем эти слоги с разной интонацией. 1 столбик радостно, весело. 2 столбик – грустно, 3- сердито.



Чтение слогов

По звуковым моделям.

Повторяют слоги хором.



Читают с нужной интонацией.

Познавательные УУД

формирование умения читать слоги с изучаемой буквой

8. Чтение слов.

Цель: формирование умения читать слова с изучаемой буквой, расширение словарного запаса.





Слайд 13, 14, 15

- Молодцы, ребята, слоги читать у вас получается.

- Вернёмся к учебным задачам. Чему ещё мы должны научиться сегодня на уроке.

- Прочитайте слова в учебнике на странице 68 «птичьим базаром»

- Какие слова вам были непонятны?

Ива (ивовый) – кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

Винтовая (винтик) лестница, ступени которой поднимаются по спирали, как на винтике.

Ветряная мельница, механизм которой работает при помощи ветра.

- А теперь, поработайте в группах. Чтобы работать в группе, нужно соблюдать правила. Давайте все вместе их повторим.







Задание 1-ой группе

- Найдите слова – предметы.

Задание 2-ой группе

- Найдите слова – признаки.

Задание 3-ой группе

- Найдите слова – действия.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет найти нужные слова: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Как схематически показать слова каждой группы?

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый, верно справился с заданием – зелёный.



Научиться читать слова с новой буквой.

Читают слова самостоятельно «птичьим базаром»

Ивовый, винтовая, ветряная.











Читают хором правила работы в группе.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Находят слова – предметы, слова – признаки, слова – действия.









Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.







Розовый, жёлтый и голубой прямоугольники.

Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Познавательные УУД

формирование умения читать слоги и слова с изучаемой буквой Коммуникативные: управление коммуникацией (осуществлять взаимный контроль).












Слайд 16 Физминутка (зрительная разминка) следят глазами за движением предметов на слайде

9. Многозначность.

Цель: расширение словарного запаса и кругозора детей.



Слайд 17, 18


- Ребята, я очень внимательно слушала слова, которые вы называли. Но у меня возник вопрос: «Что означает слово овсянка?» Что вы представляете, когда слышите это слово?

- Это же слово может иметь другое значение, хотя пишется и произносится точно так же.

- Кто-нибудь из вас знает другое значение слова «овсянка»?

- Овсянка - это птица немного крупнее воробья, с коротким клювом и длинным хвостом.

- Как вы думаете, почему её так назвали?

- Потому что эта птичка зимой постоянно любит кормиться возле стожков сена, а сено бывает и из овса оттуда и название.

- Более подробную информацию об этой птичке вы сможете узнать в нашем классном уголке в разделе «Это интересно»

- Придумайте предложения с каждым из слов.

- Вот какие предложения получились у наших друзей.

Миша на завтрак ел овсянку.

Маша нарисовала маленькую овсянку.

- Мальчикам предлагаю составить схему первого предложения, а девочкам - второго.

- Покажите с помощью светофора, насколько сложно вам будет выполнить это задание: кто не сможет - покажите красный цвет, кто сомневается – жёлтый, справлюсь – зелёный.

- Проверим работу ваших одноклассников. (сигнализируют большим пальцем)

- Зажжём светофор ещё раз. Кто не справился с заданием – покажите красный цвет, допустил ошибку – жёлтый, верно справился с заданием – зелёный.





Кашу





Ответы детей





Предположения детей





















Оценивают свои возможности и сигнализируют нужным цветом.

Мальчик и девочка работают у доски, составляют схемы своих предложений.



Оценивают свою работу и сигнализируют нужным цветом.

Регулятивные УУД оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).


10. Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных учащимися учебных задач с достигнутым результатом. 

Слайд 19, 20

- Урок подходит к концу. Какова была тема?

- Вернёмся к задачам, которые мы перед собой ставили.

- Все ли задачи выполнены?

- Что стало вашим главным достижением на уроке.

- Ребята встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

- Спасибо всем за урок. Урок окончен.





Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Личностные: развитие самооценки.


урок обучения грамоте в 1 классе
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Звуки [в], [в’]. Буквы в, В»

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука» Академкнига, Москва, 2012.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint, элементы печатных букв, модели звуков и слов, тема урока и задачи.

Цель урока создать условия для:

- формирования умений выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [в] [в’],  графически обозначать на письме изучаемые звуки буквами В, в, читать слоги и слова с изучаемой буквой;

- развития умения формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебные задачи урока, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения;

- развитие умения договариваться, организовывать совместную работу, контролировать деятельность партнёра.

Планируемые результаты:

- учащиеся  выделяют и дифференцируют в звучащей речи звуки [в] [в’],  графически обозначают на письме изучаемые звуки буквами В, в, читают слоги и слова с изучаемой буквой;

- учащиеся вместе с учителем формулируют, принимают, сохраняют и стремятся выполнить учебные задачи урока, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;

 

- учащиеся осмысливают необходимость сотрудничества и взаимопомощи, контролируют свою деятельность и партнёра.

Автор Бакулина Татьяна Геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 692
Номер материала 44987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓