Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте в 1-ом классе по теме "Согласные звонкие звуки, отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б.

Урок обучения грамоте в 1-ом классе по теме "Согласные звонкие звуки, отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б.

Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Согласные звонкие звуки, отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б.


hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦели урока:

1. Обучающие - познакомить с согласными звуками [б], [ б’] и буквами  Б, б; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений оценивать звуковой состав слова; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения;

2.Развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах, индивидуально;

3.Воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, доверительные отношения друг к другу, любознательность.

Оборудование: ИКТ (презентация), иллюстрация «Зимний лес», наглядные пособия (поезд, горы, снежинки), творческие работы детей, раздаточный материал.













Ход урока

I. Организационный момент. – 1 минуты

Психологический настрой. Аутотренинг «Психологическая минутка».

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. Произнесем нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

- Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.

( На стенах справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)

Не выкрикиваем

Не перебиваем друг друга

Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща

- Я желаю вам успехов!



-«Жужжащее чтение» (книги детские о зиме) – 2 минуты









II. Сообщение темы, цели, задач урока - 1-2 минуты



(Рисунок поезда с двумя вагонами)

– Сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний. Откроем тайну новой буквы – буквы для обозначения согласных звуков. Научимся читать с ними слова.

-Но для успешной работы нам надо провести:



Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)



  1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:





– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).



2. Речевая разминка.



Игровой приём «Эхо».

На доске рисунок поезда со слогами:

РА- ЛО –МУ – НИ

ТО –ПА –ВЫ –ФЭ

НЫ –ПИ –МА –РУ



Под стук поезда хочется петь, вот и мы споём слоги на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».









III. Повторение изученного материала.

Игра “Полубуковка”.

- А куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Принакрылись они снежком. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались.

Учитель показывает слово ЛЕС. Буквы наполовину закрыты.

Ученики называют буквы и читают слово.

? Сколько букв в этом слове?
? Сколько гласных?
? Сколько согласных?
? Сколько слогов в этом слове? Как определили?

- Ну вот, мы в полной готовности. Путешествие начинается.

КАРТИНА («Зимний лес») и снежинки с буквами:

- Найдите пару и соедините.

Актуализация полученных знаний

1. Повторение знаний о звуках, изученных на прошлом уроке.

Развитие фонетического слуха. Работа с сигнальными карточками.

Игровой приём: «Твёрдый - мягкий».

– Я буду произносить слова, а вы поднимайте определенную карточку, если услышите твёрдый звук [ф] или мягкий звук [ф’].

Фантазер, филин, жираф, фокусник, конфета, фазан, фабрика, Африка, финик.

2. Игра-чтение «Покорение вершин» (иллюстрация гор, карточки со слогами:са-ра-фан-фа-ры-си-ла)

-Поднимитесь на вершины.







3. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока. СЛАЙД

-Дети, кто из вас любит прогулки по зимнему лесу? А кого мы можем там встретить? Посмотрите на картинки (слайд).

- Назовите хором предметы, изображённые на картинках и постарайтесь их запомнить.
- А сейчас закройте глаза.
(Учитель в это время меняет местами: белку – с барсуком, кобру – с зеброй)
- Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, и что изменилось?
(Заслушиваются ответы детей).

-Теперь скажите, какой предмет вы бы исключили из этой группы предметов и почему?
(дети высказывают свои предположения)

hello_html_m47efbb96.gif



- Я разделила эти предметы на 2 группы (СЛАЙД):

барсук

 

белка

кобра

 

зебра

зубр

 


- Подумайте и скажите, по какому признаку я разделила эти предметы?
(в случае затруднения учитель произносит слова второй группы, выделяя голосом звук [Б`])
Д. В словах первой группы слышится звук [Б`], в словах второй группы слышится звук [Б].
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Сможете ли вы сейчас сформулировать тему урока? (ответы детей)
- Отталкиваясь от темы урока, скажите, чем бы вы хотели сегодня заняться на уроке?

ДЕТИ – познакомиться с новыми звуками и буквой,
- читать слоги с новой буквой,
- читать слова с новой буквой,
- писать слова с этой буквой и т.д.

IV. Знакомство с буквами Б, б. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с.73).


-. Работать нам будет интереснее, если мы пригласим гостя на урок.
Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой пять звуков, а наш новый звук занимает первое место.
(белка)

Картина - (Белка с бантом)


  1. Характеристика звуков.
    -
    Белочка нас приглашает на Поляну Звуков .


-Рассмотрите иллюстрацию (или Белка с бантом) в учебнике в верхнем ряду.

-Что изображено слева? (Бант)

-Прочитайте слово «бант» по слогам и орфоэпически.

-Произнесите первый звук в слове «бант».

-Дайте характеристику звуку (б).

-Объясните, почему звук (б) произносится твердо? (За буквой «б» в слове стоит гласная буква «а»).

-Кто изображен справа? Чем завязали рану мальчику? (Бинтом)

-Прочитайте слово «бинт» по слогам и орфоэпически.

-Произнесите первый звук в слове «бинт».

-Дайте характеристику звуку (б*).

-Объясните, почему он произносится мягко? (((За буквой «б» в слове стоит гласная буква «и»)

-Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «и», «е», «е», «ю», «я»)

-Ребята назовите предметы, в названиях которых есть звук [б], а затем предметы, в названиях которых есть звук [б’].

2) Знакомство с буквами.


- А сейчас мы подходим к Ручейку Букв. Какой буквой обозначают эти звуки?
- Найдите эту букву среди данных букв.
(на доске буквы А, Б, б, В, в, Ц, Щ, Э)
- Почему вы выбрали две буквы?
- На какие предметы похожа буква Б?


Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.


-Белочка принесла вот такую букву Б ( показывает рисунок с буквой), но она не обычная, а живая – у нее есть глазки, ротик, ботиночки, перчаточки и шапочка-звоночек. Почему эта буква так выглядит? Объясните.

  1. СЛАЙД


Учитель показывает картинку. Картинка буквы в виде «белочки»

hello_html_m1ebb4e0b.png

Физминутка.  Упражнение на релаксацию мышц

Учитель: – Изобразите нашу букву с помощью рук, ног…

- Чтобы лучше запомнить заглавную и маленькую букву, напечатаем их на индивидуальных магнитных досках. Печатание заглавной и маленькой букв на магнитных досках.

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «б» и звуков (б), (б*).

-Буква «б» обозначает два согласных звука: твердый звонкий (б) и мягкий звонкий (б*).

Остановка «Опушка Здоровья»
-
Белочка, передвигаясь по опушке, встретила там различные предметы. Если в названии этого предмета слышится звуки [Б] или [Б`], мы будем радостно хлопать в ладоши, а если этих звуков нет, то нужно присесть

- Сосна, бобр, медведь, пень, берёза, бревно, сова, синичка, барсук.

VI. Чтение слогов – слияний.

- Чтобы подготовить речевой аппарат к чтению слов и предложений научимся читать чистоговорку с этими слогами.

Бо-би-бы – в лесу растут грибы.

Бе-ба-бу – сидит ворон на дубу.

  1. - Вы хотели научиться читать слоги с буквой Б. Но Белочка знает, что в нашем классе есть ребята, которые уже умеют читать, поэтому их она попросила ей помочь. У белочки есть враги, которые нашли домик ее и рассыпали грибы  в Дубраве Слогов и Слов, да так, что шляпки отделились от ножек. Давайте поможем белочке и соберем грибочки, но эти грибочки не простые – это грибы – слова.
    К доске выходят 3 ученика: (дополнительное задание – какое слово лишнее?)
    1 ученик получает половинки грибов со слогами: ба – нан, ба-ран, былина;
    2 ученик получает половинки грибов со слогами: би-лет, би-дон, белила;
    3 ученик получает слоги: брю-ки, бе-лый, ба-ня.


2) Работа с остальными уч-ся

-Что обозначает эта схема?
(Слияние твёрдого согласного звука с гласным.)

Учитель показывает учащимся схему-слияние мягкого согласного звука с гласным.

- Что обозначает эта схема?
(Слияние мягкого согласного звука с гласным.)

? Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?
? Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

-Чтение слогов. Учебник стр.73

Читать слоги будете парами. Разделите между собой задание:

  • ученик, сидящий справа – читает слоги с мягким Б;

  • затем ученик, сидящий слева – читает слоги с твердым Б

ПРОВЕРКА:


-Значение каких слов вам не понятно? ("былина" , "белила")

Былина – русская народная старинная песня-сказание.

ДЕТИ: Мы читали былину про Илью Муромца. (СХЕМА)- работа в парах и у доски


БЕЛИЛА –белая краска.

ДЕТИ: Папа купил белила для потолка. (СХЕМА)



VII. Чтение слов.

На доске слова записаны в два столбика. Рисунок елочки и иллюстрации животных.

белка зебра
барсук кобра
баран зубры

- Наш лес необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б.

СЛАЙДЫ с животными

Учащиеся читают слова, учитель показывает изображения животных. Работа с сигнальными карточками.

- Какой звук (твёрдый или мягкий) обозначает буква б в каждом слове? (Учащиеся показывают сигнальную карточку)

Прочитайте слова. (Зебра, кобра, зубры, барсук, белка, баран))
(Карточки с этими же словами вывешиваются на доску).
– Прочитайте названия животных, которые живут в лесу.
– Прочитайте слова, которые стоят во множественном числе.
– Прочитайте слова, в которых буква Б в середине слова; в начале слова.



VIII. Знакомство с Красной книгой и животными, занесёнными в Красную книгу.

Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Люди решили составить список этих животных. Так появилась Красная книга. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Некоторые из наших животных тоже занесены в Красную книгу.

Зебры – это род лошадей. Тело зебр покрыто чередующимися тёмными и светлыми полосами. Такой окрас делает их малозаметными, особенно в саваннах Африки. Зебры держатся небольшими табунами или поодиночке. Бег у зебр менее быстрый, чем у лошадей, и они менее выносливы. Питаются они травянистыми растениями.

К зубрам относятся очень крупные и могучие быки. Длина зубра до 3 м, масса около 1 т. У зубров короткие, толстые и острые рога; высокая горбом холка; покатая спина; густая грива и борода из длинных волос. Зубр предпочитает селиться в лесных и лесостепных районах с относительно мягким климатом. Живет небольшими группами. Движения зубра легки и быстры. Он может очень быстро скакать галопом, легко преодолевая забор высотой 2 м. Голос зубра — отрывистое негромкое хрюканье, при раздражении — урчание, при испуге — фырканье.

Кобры – очень ядовитые змеи. Живут кобры в Африке и Азии. При опасности поднимают переднюю треть тела, расширяя шею, разводя несколько пар ребер, образуя капюшон. Кобру ещё называют очковой змеёй. Самая крупная в мире ядовитая змея — королевская кобра. Кобр содержат в серпентариях, их яд используют в медицине. Среднеазиатская кобра занесена в Международную Красную книгу.

IX.Печатание и чтение слов.

Каждый ученик получает карточку с изображением зебры, зубра и кобры.

- Чтобы лучше запомнить названия животных, занесённых в Красную книгу, вы получите на память снимки этих животных, вам надо рядом напечатать их названия.

Учащиеся самостоятельно рядом с картинками печатают названия животных.

- Ещё раз прочитайте названия этих животных.

X. Физкультминутка.

- Наша елочка совсем небольшая. Расселим вокруг елочки несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’].

Учитель называет животных. Если в названиях есть данные звуки, ребята хлопают в ладошки, если этих звуков нет, то ребята приседают.

(Бегемот, крокодил, лебедь, медведь, жираф, верблюд, слон, кабан, собака).

? Так каких животных можно было поселить в наш лес?

- Нахождение буквы в тексте. Игровой момент «Доскажи словечко».

- Отгадайте загадку: «Что папа любит читать?» (газету)

Работа в парах: (дети работают с полосками, вырезанными из газет, и вычёркивают буквы).

– Вы сейчас будете читать газету, но необычным способом. Вы будете искать букву «Б» и зачёркивать её. Чтобы быстрее справиться, поработайте в паре с соседом.

XI. Упражнение в чтении текста.

Работа с текстом.

Чтение предложений

Дети, давайте покажем белочке, как хорошо мы научились читать, ведь мы заходим в Просеку Предложений.

-Объяснить значение слова «просека» - расчистка (где выкорчеваны деревья или же просто лесная тропа)

а) Чтение рассказа учителем.

Мы были в парке. Там интересно. Там липы и сосны.

С ветки на ветку скакала белка. Она была не в клетке. А на воле. Она брала баранки у нас из рук.


– О ком идет речь в рассказе?
– Что значит “ белка была не в клетке, а на воле”?
– Как вы думаете, где животным лучше: дома, в тепле и в неволе или в лесу?

б) Словарная работа.
Хоровое чтение по слогам слов, записанных на доске:
интересно, скакала, баранки

Объясните значение слов.

в) Чтение цепочкой по одному предложению.
– О ком говориться в рассказе?
– Где были дети?
– Какие деревья росли в парке?
– Какие животное увидели в парке?
– Что брала белка из рук?
– Прочитайте слова, в которых встретили букву Б.



-Найдите и прочитайте слова, называющие действия

-Найдите и прочитайте слова, соответствующие звуковой модели (баранки).

-Придумать высказывание к заданной схеме ( Белка заготавливает на зиму запасы)

«Кто быстрее?» На доске написано одно предложение из текста, на партах рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение. (С ветки на ветку скакала белка.)







Проверка восприятия.

-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА:

-Представьте, что мы можем оказаться в лесу……………..

-Я вижу…..

Я слышу…..

Я чувствую…..


– Почему нужно беречь животных?
– Как вы можете им помочь?

На доске плакат “Любить природу – значит любить Родину”.

Фрагмент из сказки-мультфильма «Сказка о царе Салтане»

– Ну вот, наше путешествие подходит к концу.



  1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.



– Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.



2. Беседа.

– Какой была тема урока?

– Что нового для себя узнали?

– Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

- Белочка приготовила вам подарки снежинки. Я очень рада, что вы все поняли и вам было интересно.

3. Оценка деятельности.

-У меня в коробочке лежат сердечки трёх цветов.

-Если вам не понятен урок, то выберете синее сердечко; если понятна тема урока, но не очень, то – зелёное сердечко; если всё понятно – красное. Белочка приготовила вам подарки – снежинки с «волшебными «квадратами. Я очень рада, что вы все поняли, и вам было интересно.

hello_html_m7babbce.jpg

Домашее задание:



«Волшебные квадраты»

hello_html_m48bebd0c.png




Урок обучения грамоте в 1-ом классе по теме "Согласные звонкие звуки, отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б.
  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Согласные звонкие звуки, отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б.

 

Цели урока:  

1.Обучающие - познакомить с согласными звуками [б], [ б’] и буквами  Б, б; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений оценивать звуковой состав слова; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения;

2.Развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах,  индивидуально;

3.Воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, доверительные отношения друг к другу, любознательность.

Оборудование: ИКТ (презентация), иллюстрация «Зимний лес», наглядные пособия (поезд, горы, снежинки), творческие работы детей, раздаточный материал.

Автор Депутович Валентина Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 624
Номер материала 18340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓