Главная / Начальные классы / урок обучения грамоте Согласный глухой, всегда мягкий звук [ш`]. Буквы Щ, щ. Письмо букв Щ,щ..

урок обучения грамоте Согласный глухой, всегда мягкий звук [ш`]. Буквы Щ, щ. Письмо букв Щ,щ..

hello_html_590ebc42.gifУрок русской грамоты. 1 «Б» класс Учитель: Сафронова И.Л.

учитель первой категории



Тема: Согласный глухой, всегда мягкий звук [ш`]. Буквы Щ, щ.

Письмо букв Щ,щ..



Тип: интегрированный урок открытия нового знания с использованием

АМО.



Цель: Ознакомление с новым звуком [ш`] и буквами Щ, щ.



Задачи:

  • сформировать представление о звуке [ш`], как о непарном глухом согласном, учить правильно обозначать звук [ш`], буквами Щщ.

  • развивать фонематический слух, логическое мышление, побуждать детей к исследовательской деятельности, способствовать развитию чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятия, памяти, моторики, орфографической зоркости.

  • воспитывать навыки организованности и самоконтроля на уроке, создать условия для работы в парах, в группах, умение слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать.


Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый,

проблемный.



Оборудование: оформление доски, компьютер, телевизор, презентация, предметные картинки, буквари, прописи, звуковые схемы, раздаточный материал.


4 основные модуля:

I модуль - ЗКР (звуковая культура речи)

II модуль - Чтение.

III модуль - Письмо.

IV модуль - Развитие речи.







Этап урока

Продолжительность





Описание метода



Инструкции учителя обучающимся для реализации метода





Формирование УУД



Ключевые компетентнос

ти

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

4 мин

Метод

«Снегопад ожиданий»



Цель:

обеспечение личностно ориентированно

го подхода к обучающимся, формирование безопасной образовательной

среды



Предвари

тельная подготовка

шаблоны снежинок.


Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости

Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

В класс прилетели снежинки.

Урок начинаем с разминки.

Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее.

  • Не циркач и не артист, сам себе я массажист

Ручки растираем и разогреваем.

Артикуляционная гимнастика.

Подражаем мы лягушкам, тянем губки прямо к ушкам.

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну.

Губки круглые сложи

И колечко покажи

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так.

Я – весёлая лошадка, тёмная как шоколадка.

Язычком пощёлкай –

стук копыт услышишь громкий.

В нашем классе снегопад.

Своей снежинке каждый рад!

Что ожидаете вы от урока,

Очень мне узнать охота!

faces

У кого снежинка улыбается? – Тот со всеми делами справляется.



Ротик у снежинки прямо–

в тебе - сомнения однако.

Спокойная музыка

Эмоциональное оживление детей.









Мы – ребята дружные

Мы – старательные.

Мы – внимательные

Мы отлично учимся, всё у нас получится.





Опустились губки вниз.

Значит ты совсем раскис.

Учитель и друзья с тобой

Справишься ты с трудностью любой!





Коммуникативная, форми

руется умение слу

шать и пони

мать других



Соци

альная










Формирование ожиданий обучающихся.

5 мин


















































Метол «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство, создание положительной мотивации, повторение и закрепление ранее изученного.

Подготов

ка не требуется.

Описание:

называют свои имена те, у кого имя начинается на гласную букву и т.д. Признаки гласных звуков

Произносятся с голосом

При произнесении струя воздуха не встречает преград
образуют слог

Гласные первого ряда -

Гласные второго ряда -




Презентация.

Чему мы учимся на уроке русской грамоты? Говорить, писать, читать.

Чтобы гостям понравиться,

Надо нам представиться,

Знания свои показать

Активно работать,

И чётко отвечать.

Вспомните, на какие две группы делятся все звуки и буквы русского алфавита.

Звук бывает гласный, согласный (таблички)

Если имя с гласной начинается

Надо встать и вам представиться

На какие 2 группы делятся согласные – парные, непарные.

Если первый парный согласный в имени твоём,

Ты, дружок, не зевай!

Имя называй!

Вывод: согласные бывают звонкие и глухие.

Согласный непарный первый в имени стоит,

И теперь знакомство с вами предстоит.

Какие у нас остались буквы? Непарные глухие х, ц, ч, щ.

А что вы знаете о ь ь ъ знаках?

Какие согласные всегда твёрдые? ж, ш, ц

Всегда мягкие? Й, ч, щ.

Какой звук и букву мы ещё не изучали? Щ

Молодцы! Теперь наши гости запомнили Вас.

Из чего состоят снежинки?

Из кристаллов. Прикрепите 1 кристалл на снежинку за вашу работу. (стикер)

Я думаю

Я считаю

Я знаю

Я уверен

Я убеждён



Вероника, Давид, Тигран, Катя, Гоша, Варя, Толя, Камила, Камиля, Карина, Дамир, Сакен.





Нурислам, Лиза, Рома, Настя, Никита, Лада.




















Формирование информационной и коммуникативной компетентности

Вхождение или погружение

6 минут

Метод «Умники и умницы»



Цель: сориентировать учащихся по теме урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с буквами.


  • Со снежинками идём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку эту отгадай.


  • Уплетая калачи,

едет парень на печи

Прокатился по деревне и женился на царевне.


Емеля.


Из какой он сказки?


Из русской народной сказки «По щучьему велению»


Просмотр фрагмента сказки.

Вы запомнили волшебные слова?



По щучьему велению , по моему прошению…



Щуки приплывите, букву Ща нам подарите!





http://www.sch2000.ru/mir-dejatelnosti/konsultacii-k-urokam/4-5/4-5-3.jpg








































Коммуникативная: способность к речевому общению и умению слушать других, умение высказывать свои суждения. Информационная.

Фаза 2. «Работа над темой»

Проработка содержания 15 минут



Метод «Инфо-угадайка»



Цель: представление нового материала,структурирование материала, оживление внимания.

Исследовательская деятель

ность





У кого такая же схема слова,

щука вам подарила ещё один кристалл.



Приклейте его на снежинку

(2 кристалл)
















Волшебство произойдёт,

если дружба в ваших сердечках живёт.

Итак, вспомните правила дружной работы в паре.

Читают по одному правилу.

Говорят волшебные слова.

Щуки к нам приплыли. Руки под стол опустите, под партами щук отыщите.

Задание.

Составить звуковую схему слова

Начинаем исследовать новый звук.

Проверка. Вывод.

Произнесите и определите щ гласный или согласный. Воздух задерживается.

Губы выдвинуты вперед,

зубы сближены.

Язык поднят вверх.

Голос не работает.

Воздушная струя сильная, теплая. (картинка щуки разрезана на 4 сектора. При исследовании открывается обратная сторона, на которой написан вывод. В итоге получается

Есть ли у данного звука звонкий похожий звук? НЕПАРНЫЙ

Чтобы определить звонкий или глухой, наденем наушники и произнесём звук ГЛУХОЙ

Давайте произнесём звук щ сначала твёрдо, а потом мягко. Всегда МЯГКИЙ



Модельный ответ

[ш`] СОГЛАСНЫЙ

НЕПАРНЫЙ

ГЛУХОЙ

Всегда МЯГКИЙ


Характеристика звука

Вывод:

[ш`] – всегда мягкий



Обозачается буквой щ,

поэтому читаем ща – а, щу - у



Дети составляют схему.



Приклеива

ют звуковые квадраты.



Делят на слоги, ставят ударение.



Прикрепля

ют схемы к доске.

Формирование компетентности разрешения проблнм и самоменеджмента


10 минут



































3 кристалл























Пальчико

вая разминка

«Щёткой чищу я щенка, щекочу его бока…








А теперь один-два-три!

Открываем буквари.

  • Почему, Щ в зелёном домике?

  • Закрасьте в Прописи. Найдите и раскрасьте Щ в звуковых схемах.

Вывод: Бывает в начале и в конце слова

Дидактическая игра.

«Начало-середина-конец»

ЩИ, ЯЩИК, ЧЕСТНЫЙ, ЩИПЦЫ, ЛЕЩ, ПРОЩАНИЕ, ПЕЧЬ, ЩЕКА, ПЛАЩ, ТУЧА, РОЩА.

Кто не ошибся- молодец!

Приклеить кристалл

Момент настал.

Итак, щука подарила нам букву Щщ

  • На что похожа буква Щ
    - На расческу Ща похожа, три зубца всего ну что же? 

  • Какой бывает буква Щ?

Печатной и письменной.

Строчной и заглавной.

Чтение слогов, слов с буквой Щщ
Графический анализ элементов, из которых состоит буква
 «щ».

Рассмотрите букву щ, из каких элементов состоит буква щ?

На какие буквы похожа? На ш и ц

- рассмотрите, как пишется буква щ?

- Письмо в воздухе под счёт.

Выполните задание в первой строке, под самой буквой красивой поставьте точку.






Характеристика звука











Условия игры.

Щ в начале слова – руки вверх

Щ в середине слова – руки на пояс

Щ в конце слова – присесть









Из трёх коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо с петелькой

- На ш и ц



- Один ученик пишет, а остальные проверяют правильность.



Выполняют движения по написанию в воздухе

Обводят элементы, узор.

Самостоятельно пишут букву, учитель ведёт счёт






Познавательные

(поиск и извлечение информации, обобщение)

Познавательные

самос

тоятель

но выпол

нять задание

Регулятивные

(удерживание учебной задачи)






Физминутка



Научились Ща писать

И пора нам отдыхать!







Знакомство с написанием заглавной буквы Щ.


«Веселые ребята» муз. физминутка

Цель: Обеспечение двигательной активности в процессе образовательной деятельности, эмоционально расслабить учащихся, предотвратить перегрузку и снять усталость.



Достаточно ли знать только строчные буквы?
- Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?

  • Имена собственные,

  • начало предложений.

Показ фрагмента мультфильма Щелкунчик

Юный Щелкунчик –

храбрый герой,

Войско солдатиков в бой он ведёт:

"Эй, моё войско! Вперёд, смелей!

Будет повержен король мышей!"

Показ и письмо под счёт заглавной буквы Щ.

Кристалл за аккуратное письмо. (4 кристалл)









Индивидуальная работа.













Выполнение задания по образцу

Формирование информационной компетентности


Подведение итогов

Рефлексия






Рефлексия

Изобра

зить смайликом настроение на обратной стороне снежинки. У кого оно измени

лось?С чем это связано?




«Подсчёт кристаллов »

Цель: Формировать умение давать оценку процессу и результатам деятельности, способность к адекватному пониманию причин успеха и неуспеха деятельности.

Регулятивные: умение отличать верное высказываниот неверного.

е объяснять самому себе, что получается, а что нет.

Познавательные: освоение навыков рефлексии.

Коммуникативные: умение слушать и понимать.

Личностные: представление о себе и своих возможностях, умениях



урок обучения грамоте Согласный глухой, всегда мягкий звук [ш`]. Буквы Щ, щ. Письмо букв Щ,щ..
  • Начальные классы
Описание:

Урок русской грамоты.             1 «Б» класс         Учитель: Сафронова И.Л.

учитель первой категории

 

 

Тема:Согласный глухой, всегда мягкий звук  [ш`]. Буквы Щ, щ.

            Письмо  букв Щ,щ..

 

Тип: интегрированный урок открытия нового знания с использованием

         АМО.

 

Цель:  Ознакомление с новым звуком [ш`] и буквами Щ, щ.

 

Задачи:

·        сформировать представление о звуке [ш`], как о  непарном глухом согласном, учить правильно обозначать звук [ш`], буквами Щщ.

·        развивать  фонематический  слух, логическое мышление, побуждать детей к исследовательской деятельности, способствовать развитию чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятия, памяти, моторики, орфографической зоркости.

·        воспитывать навыки организованности  и самоконтроля на уроке, создать условия для работы в парах, в группах, умение слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать.

 

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый,

                проблемный.           

  

 

Оборудование: оформление доски, компьютер, телевизор,  презентация,  предметные картинки, буквари, прописи, звуковые схемы, раздаточный материал.

 

4 основные модуля:

I   модуль -  ЗКР (звуковая культура речи)

II   модуль-  Чтение.

III  модуль-  Письмо.

IV  модуль  - Развитие речи.

 

 

 

Этап урока

Продолжительность

 

 

Описание метода

 

Инструкции  учителя обучающимся для реализации метода

 

 

Формирование УУД

 

Ключевые компетентнос

ти

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

4 мин

Метод

«Снегопад ожиданий»

 

Цель:

обеспечение личностно ориентированно

го подхода к обучающимся, формирование безопасной образовательной

среды

 

Предвари

тельная  подготовка

шаблоны снежинок.

 

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. 

Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

В класс прилетели снежинки.

Урок начинаем с разминки.

Нашим  плечикам и шее с физкультурой веселее.

·        Не циркач и не артист, сам себе я массажист

Ручки растираем и разогреваем.

Артикуляционная гимнастика.

Подражаем мы лягушкам, тянем губки прямо  к ушкам.

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну.

Губки круглые сложи

    И колечко покажи

Тик-так, тик-так.

 Язычок качался так.

Я – весёлая лошадка, тёмная как шоколадка.

 Язычком пощёлкай –

стук копыт услышишь громкий.

  В нашем классе снегопад.

Своей снежинке каждый рад!

Что ожидаете вы  от урока,

Очень мне узнать охота!

 

У кого снежинка улыбается? – Тот со всеми делами справляется.

 

Ротик у снежинки прямо–

в тебе -  сомнения однако.

     Спокойная музыка

Эмоциональное оживление детей.

 

 

 

 

Мы – ребята дружные

Мы – старательные.

Мы – внимательные

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

 

 

Опустились губки вниз.

Значит ты совсем раскис.

Учитель и друзья с тобой

Справишься ты  с трудностью  любой!

 

 

Коммуникативная, форми

руется умение слу

шать и пони

мать других

 

Соци

альная

 

 

 

 

 

 

               Формирование ожиданий обучающихся.

5  мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метол «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство, создание  положительной мотивации, повторение и закрепление ранее изученного.

Подготов

ка не требуется.

Описание:

называют свои имена  те, у кого имя начинается на гласную букву и т.д. Признаки гласных  звуков

Произносятся с голосом

При произнесении струя воздуха не встречает  преград
образуют слог

 Гласные первого ряда  -

Гласные второго ряда  -

 

 

Презентация.

Чему мы учимся на уроке русской грамоты? Говорить, писать, читать.

 Чтобы  гостям понравиться,

Надо нам представиться,

Знания свои показать

Активно работать,

И чётко отвечать.

 Вспомните, на какие две группы делятся все звуки и буквы русского алфавита.

Звук бывает гласный,        согласный (таблички)

Если имя с гласной начинается

Надо встать и вам представиться

На какие 2 группы делятся согласные – парные, непарные.

Если первый парный согласный в имени твоём,

Ты, дружок, не зевай!

Имя называй!

Вывод:  согласные бывают  звонкие и глухие.

Согласный непарный первый в имени стоит,

И теперь знакомство с вами  предстоит.

 Какие у нас остались  буквы? Непарные глухие х, ц, ч, щ.

А что вы знаете о ь ь  ъ знаках?

Какие согласные всегда твёрдые?  ж, ш, ц

Всегда мягкие? Й, ч, щ.

Какой звук и букву мы ещё не изучали? Щ

 Молодцы! Теперь наши гости запомнили Вас.

  Из чего состоят снежинки?

Из кристаллов. Прикрепите 1 кристалл на снежинку за вашу работу. (стикер)

Я думаю

Я считаю

Я знаю

Я уверен

Я убеждён

 

Вероника, Давид, Тигран, Катя, Гоша, Варя, Толя, Камила, Камиля, Карина, Дамир, Сакен.

 

 

Нурислам, Лиза, Рома, Настя, Никита, Лада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование информационной и коммуникативной компетентности

                                       Вхождение или погружение

                                                                                                                                                                                                 6 минут

Метод «Умники и умницы»

 

Цель: сориентировать учащихся по теме урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с буквами.

 

·        Со снежинками идём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку эту отгадай.

 

·        Уплетая калачи,

 едет парень на печи

Прокатился по деревне и женился на царевне.        

 

Емеля.

 

Из какой он сказки?

 

Из русской народной сказки «По щучьему велению»

 

 Просмотр фрагмента  сказки.

Вы запомнили волшебные слова?

 

 По щучьему велению , по моему прошению…

 

Щуки приплывите, букву Ща нам подарите!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная: способность к речевому общению и умению слушать других, умение высказывать свои суждения. Информационная.

Фаза 2.  «Работа над темой»

Проработка содержания                                                                                                                                            15 минут          

 

Метод «Инфо-угадайка»

 

Цель: представление нового материала,структурирование материала, оживление внимания.

 Исследовательская деятель

ность

 

 

 У кого такая  же схема слова,

щука  вам подарила ещё один кристалл.

 

  Приклейте его на снежинку

  (2 кристалл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебство произойдёт,

 если дружба в ваших сердечках  живёт.

Итак, вспомните правила дружной работы в паре.  

Читают по одному правилу. 

Говорят волшебные слова.

  Щуки  к нам приплыли. Руки под стол опустите, под партами щук отыщите.

Задание.

Составить  звуковую схему слова

Начинаем исследовать новый звук.

Проверка.  Вывод.

Произнесите и определите щ гласный или согласный. Воздух задерживается.

Губы выдвинуты вперед,

зубы сближены.

Язык поднят вверх.

Голос не работает.

Воздушная струя сильная, теплая. (картинка щуки разрезана на 4 сектора. При исследовании открывается обратная сторона, на которой написан вывод. В итоге получается

Есть ли у данного звука звонкий похожий звук? НЕПАРНЫЙ

Чтобы определить звонкий или глухой, наденем наушники и произнесём  звук  ГЛУХОЙ

Давайте произнесём звук  щ сначала твёрдо, а потом мягко.  Всегда МЯГКИЙ

 

Модельный ответ

 [ш`] СОГЛАСНЫЙ

         НЕПАРНЫЙ

          ГЛУХОЙ

Всегда МЯГКИЙ

 

Характеристика звука

Вывод:

[ш`] – всегда мягкий

 

Обозачается буквой щ,

поэтому читаем ща – а,  щу - у

 

Дети составляют схему.

 

Приклеива

ют звуковые квадраты.

 

Делят на слоги, ставят ударение.

 

Прикрепля

ют схемы к доске.

Формирование компетентности разрешения проблнм и самоменеджмента

 

                                                                                                                                                                                         10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 кристалл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчико

вая разминка

 «Щёткой чищу я щенка, щекочу его бока…

 

 

 

 

А теперь один-два-три!

Открываем буквари.

·        Почему, Щ в зелёном домике?

·         Закрасьте в  Прописи. Найдите и раскрасьте Щ в звуковых схемах.

Вывод: Бывает в начале и в конце слова

 Дидактическая игра.

«Начало-середина-конец»

ЩИ, ЯЩИК, ЧЕСТНЫЙ, ЩИПЦЫ, ЛЕЩ, ПРОЩАНИЕ, ПЕЧЬ, ЩЕКА, ПЛАЩ, ТУЧА, РОЩА.

 Кто  не ошибся-  молодец!

Приклеить кристалл

Момент настал.

 Итак, щука подарила нам букву Щщ

·        На что похожа буква Щ
- На расческу Ща похожа, три зубца всего ну что же? 

·        Какой бывает буква Щ?

Печатной  и письменной.

Строчной  и заглавной.

Чтение слогов, слов с буквой Щщ
Графический анализ элементов, из которых состоит буква «щ».

Рассмотрите букву  щ, из каких элементов состоит буква щ?

На какие буквы похожа? На ш  и ц

- рассмотрите, как пишется буква щ?

- Письмо в воздухе под счёт.

Выполните задание в первой строке, под самой буквой красивой поставьте точку.

 

 

 

Характеристика звука

 

 

 

 

 

Условия игры.

Щ в начале слова – руки вверх

Щ в середине слова – руки на пояс

Щ в конце слова – присесть

 

 

 

 

Из трёх коротких наклонных линий  с закруглением внизу вправо с петелькой

- На ш и ц

 

- Один ученик пишет, а остальные проверяют правильность.

 

Выполняют движения по написанию в воздухе

Обводят элементы, узор.

Самостоятельно пишут букву, учитель ведёт счёт

 

 

 

Познавательные

(поиск и извлечение информации, обобщение)

Познавательные

самос

тоятель

но выпол

нять задание

Регулятивные

(удерживание учебной задачи)

 

 

 

 

Физминутка

 

Научились Ща писать

И пора нам отдыхать!

 

 

 

Знакомство с написанием заглавной буквы  Щ.

 

«Веселые ребята» муз. физминутка

Цель: Обеспечение двигательной активности в процессе образовательной деятельности, эмоционально расслабить учащихся, предотвратить перегрузку и снять усталость.

 

 Достаточно ли знать только строчные буквы?
- Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?

·        Имена собственные,

·        начало предложений.

Показ фрагмента мультфильма Щелкунчик

Юный Щелкунчик –

 храбрый герой,

Войско солдатиков в бой он ведёт:

"Эй, моё войско! Вперёд, смелей!

Будет повержен король мышей!"

 Показ и письмо под счёт заглавной буквы Щ.

Кристалл  за аккуратное письмо. (4 кристалл)

 

 

 

 

 

 Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания по образцу

Формирование информационной компетентности

 

  Подведение итогов                            

                                                                           Рефлексия                                                 

 

 

 

Рефлексия

Изобра

зить смайликом настроение  на обратной стороне снежинки. У кого оно измени

лось?С чем это связано?

 

 

«Подсчёт кристаллов »

Цель: Формировать умение давать оценку процессу и результатам деятельности, способность к адекватному пониманию причин успеха и неуспеха деятельности. 

Регулятивные: умение отличать верное высказываниот неверного.

е объяснять самому себе, что получается, а что нет.

Познавательные: освоение  навыков рефлексии.

Коммуникативные: умение слушать и понимать.

Личностные:   представление о себе и своих возможностях, умениях

 

 

Автор Сафронова Ирина Львовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 688
Номер материала 30199
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓