Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д.
Образовательная система: « Планета
Знаний».
Предмет: обучение грамоте.
Класс: 1
Учебник: Т. Н. Андрианова
«Букварь», издательство «Астрель», Москва, 2009г.
Тип урока: урок знакомства с
новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Форма урока: классно-урочная.
Оборудование: для учителя-
картинки с изображением различных предметов для выделения новых звуков,
картинка для проведения дидактической игры по выделению новых звуков, карточки
с буквами для проведения дидактической игры для узнавания новой буквы; для
учеников- карточка слоговица для плохо читающих учеников, карточка для работы
в парах, трафарет буквы для рефлексии.
Цель урока: познакомить учащихся с
новыми звуками и буквой их обозначающей; учить читать слова и предложения с
новой буквой.
Задачи: познакомить детей со
звонкими согласными звуками д д, буквами Дд; учить читать слоги, слова,
предложения, рассказы с этой буквой; развивать речь учащихся с опорой на
имеющийся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание,
словесно-логическое мышление, память, наглядно-образное мышление, развивать
умение на основе наблюдения делать выводы, формулировать правила; воспитывать
интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
Формы работы: фронтальная,
коллективная, индивидуальная, парная, разноуровневая;
Методы: наглядный, беседа, диалог,
практический, упражнение, самостоятельная работа;
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную
обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную
деятельность.
-Приготовьте свои глазки и ушки, чтобы на уроке они могли всё
видеть, слышать и запомнить.
II. Речевая разминка.
Цель: продолжить работу по подготовке речевого аппарата для
правильного звукопроизношения, по постановке правильного дыхания.
-На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо
подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение
«Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.
Упражнение «Конфетка»- губы сомкнуты, языком за ними
перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх- вниз, по кругу.
Упражнение на постановку дыхания «Свеча».- бесшумный вдох
через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не
погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать».Выдох через плотно сжатые
губы.
Упражнение на дикцию. Произнести скороговорку сначала
медленно, затем убыстряя темп и быстро. Дед Данила делил дыню. Произнесите с
разной интонацией, отвечая на вопрос . Кто делил дыню? Как звали деда? Что
делал дед Данила? Что делил дед Данила?
III. Актуализация знаний.
Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в
учебную деятельность, развитие логических операций, подвести учащихся к
формулированию темы урока.
На доске карточки с изображением 1 группа: кит, кот, дятел; 2
группа:дом, машина, малина.
-Назовите предметы в первой группе.
-Назовите предметы во второй группе.
- С помощью чего вы назвали изображенные предметы?
+ С помощью слов.
-Чем предмет отличается от слова?
+ Предмет можно потрогать и увидеть ,а слово услышать и
произнести.
-Исключите одно из слов первой группы по самостоятельно
выбранному признаку.
+ Дятел, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных словах звуков 3.В
нем 2 слога, а в остальных словах 1 слог.
- Какое слово можно исключить из второй группы?
+ Дом, т.к. в нём 3 звука,1 слог, слово оканчивается на
согласный, а в остальных словах по 6 звуков, 3 слога и они оканчиваются на
гласный.
IV. Формулирование учащимися целей и задач урока.
Цель: реализация идеи педагогического сотрудничества через
самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока. На основе активной
речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход
создает у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует
плодотворную учебную деятельность.
- Произнесите первые звуки из исключенных слов и сформулируйте
тему сегодняшнего урока.
+Слово дятел начинается со звука д, а слово дом со звука д.
Значит, тема урока «Звуки д, д и буква их обозначающая.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив
предложения.
Карточка.
На уроке мы должны познакомиться…………
научиться отличать……….
учиться читать……….
V. Усвоение новых знаний.
Цель: познакомить детей со звонкими согласными звуками д д и
буквами Дд.
Знакомство с новыми звуками.
Цель: артикулирование новых звуков.
- Где живёт дятел?( на дереве)
Что строит дятел? ( дупло)
-Назовите все предметы. Что общего в этих словах?
+Дятел, дом, дерево, дупло. Все слова начинаются со звуков д
д.
- Сейчас мы исследуем эти звуки. Сегодня исследователями
будут ….. Их задача проанализировать слова и ответить на три вопроса: звук и д
д гласные или согласные, звонкие или глухие, какие бывают в словах твёрдые или
мягкие?
Вывод: Звуки д д согласные, потому что произносятся с трудом,
они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают
твердыми и мягкими.
- Кто повторит вывод наших исследователей?
-Посмотрите внимательно на картинку с изображением предметов,
в названии которых есть новые звуки. Запомните их. Назовите предмет для своего
товарища, а он определит , в какой части слова новый звук и какой он твёрдый
или мягкий.
Физкультминутка.
Цель: создать элементарные представления об основных понятиях
здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.(Физкультминутка
проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной
нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет части урока.
- Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его
пункты , а вы , если в их названии есть звуки д д , изобразите его содержание
соответствующими движениями.
1. Подъём -7 часов 30 минут.( Встают из-за парт)
2. Водные процедуры-7часов 40 минут.( Имитируют умывание)
3. Завтрак- 8часов
4.Занятия в школе –до 12 часов 30 минут.(Изображают занятия в
школе)
5. Обед-13 часов.
6. Прогулка- полтора часа.
7. Ужин- в 19 часов.(Движениями показывают, что они ужинают)
8. Подготовка ко сну-21 час.(Движениями показывают, что
готовятся спать.)
Знакомство с буквой.
Цель: познакомить учащихся с графическим изображением новых
звуков.
- Мы познакомились с новыми звуками. С чем теперь мы будем
знакомиться?
+С буквой, которая обозначает эти звуки.
-Я буду показывать разные буквы, если в увидите новые буквы,
то хлопайте в ладоши, а если нет, то качайте головой.
- Кто знает, как правильно называется эта буква?
- Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?
VI. Закрепление новых знаний.
Чтение слогов, слов, предложений.
На этапе чтения слогов, слов и предложений организована
дифференцированная работа по уровню подготовки детей к чтению.
Цели: формирование навыка чтения у детей, которые до школы не
читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к
чтению, желания читать. Формирование умения читать открытый слог слитно,
осознание роли новой буквы и её места в составе слова.( чтение слияний
осуществляется группой плохо читающих детей под руководством учителя) .
Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.(
вторая группа средне читающих учеников читает слова самостоятельно. В ходе
индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд
заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают
сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных
операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления.
Работа по учебнику «Букварь», стр.62.
Задания: 3 группа( плохо читающие дети) прочитать слоги по
карточке- слоговице, прочитать слова в столбиках в учебнике; 2 группа( средне
читающие дети) прочитать слова в столбиках, найти в тексте слова с новой буквой
и прочитать их; 1 группа (хорошо читающие дети) прочитать слова в столбиках и
текст.
Проверка качества и осознанности чтения.
-Прочитайте слова 1 столбика. ( ученики 3 группы)
-Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
-Прочитайте слово, в котором букв меньше, а предмет большой.
-Прочитайте слова 2 столбика. (ученики 2 группы)
- Можно ли их назвать родственными? Почему?
+ В них есть общий смысл и одинаковая часть.
- Что обозначают слова дубок ( молодой, маленький дуб) ;
дубрава( дубовый лес) ; дубовый( то, что принадлежит дубу, сделано из него)
лист, веник, стол, брус.
-Прочитайте слова 3 столбика.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? Кто?
Какой?
Физкультминутка.
Профилактика сколиоза и близорукости.
Обхватите руками спинку стула. Быстро поморгайте, закройте глаза.
Посидите спокойно , медленно считая до пяти. Повторите три-четыре раза.
- Прочитайте текст по цепочке.( ученики 1 группы)
-Ответьте на вопрос : Как называются такие домики? (
Скворечники)
- Сколько дубов росло? Где жила сова? Кто жил в норе? Как звали
детей?
- Выразительное чтение текста.
Творческое задание. Работа в парах.
Цель: развитие словарного запаса, умения работать
самостоятельно, оценивать работу своего товарища.
Задание на карточке. Соединить название домика с его
обитателем.
1 вариант. Лисица------берлога
мышка-------хатка
Бобры-------логово медведь-------норка
2 вариант. Собака--------конюшня
голуби--------конура
Лошади------овчарня
овцы---------голубятня
Проверка работы в парах выборочно. Дополнительные вопросы: О
каких животных шла речь в карточке 1 варианта? 2 варианта? Кто помогает разным
животным обустраивать свое жилище?
VIII. Итог урока.
Цель: подводятся итоги урока, дается устная оценка работы
учащихся.
-Вернемся мысленно к началу урока. Вспомним, какие цели мы
поставили для себя. Выполнили ли мы эти задачи? Оцените, как вы поработали на
уроке.
IX. Рефлексия.
-Перед вами лежат трафареты буквы д, обведите их и закрасьте
красным цветом, если считаете, что вы все поняли, на уроке вам было интересно.
Синим цветом, если вы что-то не поняли, и на уроке вам было не интересно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.