Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д"

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д"

Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д.

Образовательная система: « Планета Знаний».

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1

Учебник: Т. Н. Андрианова «Букварь», издательство «Астрель», Москва, 2009г.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Форма урока: классно-урочная.

Оборудование: для учителя- картинки с изображением различных предметов для выделения новых звуков, картинка для проведения дидактической игры по выделению новых звуков, карточки с буквами для проведения дидактической игры для узнавания новой буквы; для учеников- карточка слоговица для плохо читающих учеников, карточка для работы в парах, трафарет буквы для рефлексии.

Цель урока: познакомить учащихся с новыми звуками и буквой их обозначающей; учить читать слова и предложения с новой буквой.

Задачи: познакомить детей со звонкими согласными звуками д д, буквами Дд; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой; развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, словесно-логическое мышление, память, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдения делать выводы, формулировать правила; воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, разноуровневая;

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа;

















Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

-Приготовьте свои глазки и ушки, чтобы на уроке они могли всё видеть, слышать и запомнить.

II. Речевая разминка.

Цель: продолжить работу по подготовке речевого аппарата для правильного звукопроизношения, по постановке правильного дыхания.

-На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение «Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.

Упражнение «Конфетка»- губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх- вниз, по кругу.

Упражнение на постановку дыхания «Свеча».- бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать».Выдох через плотно сжатые губы.

Упражнение на дикцию. Произнести скороговорку сначала медленно, затем убыстряя темп и быстро. Дед Данила делил дыню. Произнесите с разной интонацией, отвечая на вопрос . Кто делил дыню? Как звали деда? Что делал дед Данила? Что делил дед Данила?

III. Актуализация знаний.

Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, развитие логических операций, подвести учащихся к формулированию темы урока.

На доске карточки с изображением 1 группа: кит, кот, дятел; 2 группа:дом, машина, малина.

-Назовите предметы в первой группе.

-Назовите предметы во второй группе.

- С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

+ С помощью слов.

-Чем предмет отличается от слова?

+ Предмет можно потрогать и увидеть ,а слово услышать и произнести.

-Исключите одно из слов первой группы по самостоятельно выбранному признаку.

+ Дятел, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных словах звуков 3.В нем 2 слога, а в остальных словах 1 слог.

- Какое слово можно исключить из второй группы?

+ Дом, т.к. в нём 3 звука,1 слог, слово оканчивается на согласный, а в остальных словах по 6 звуков, 3 слога и они оканчиваются на гласный.

IV. Формулирование учащимися целей и задач урока.

Цель: реализация идеи педагогического сотрудничества через самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока. На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создает у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

- Произнесите первые звуки из исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

+Слово дятел начинается со звука д, а слово дом со звука д. Значит, тема урока «Звуки д, д и буква их обозначающая.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения.

Карточка.

На уроке мы должны познакомиться…………

научиться отличать……….

учиться читать……….

V. Усвоение новых знаний.

Цель: познакомить детей со звонкими согласными звуками д д и буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками.

Цель: артикулирование новых звуков.

- Где живёт дятел?( на дереве)

Что строит дятел? ( дупло)

-Назовите все предметы. Что общего в этих словах?

+Дятел, дом, дерево, дупло. Все слова начинаются со звуков д д.

- Сейчас мы исследуем эти звуки. Сегодня исследователями будут ….. Их задача проанализировать слова и ответить на три вопроса: звук и д д гласные или согласные, звонкие или глухие, какие бывают в словах твёрдые или мягкие?

Вывод: Звуки д д согласные, потому что произносятся с трудом, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими.

- Кто повторит вывод наших исследователей?

-Посмотрите внимательно на картинку с изображением предметов, в названии которых есть новые звуки. Запомните их. Назовите предмет для своего товарища, а он определит , в какой части слова новый звук и какой он твёрдый или мягкий.

Физкультминутка.

Цель: создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.(Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет части урока.

- Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты , а вы , если в их названии есть звуки д д , изобразите его содержание соответствующими движениями.

1. Подъём -7 часов 30 минут.( Встают из-за парт)

2. Водные процедуры-7часов 40 минут.( Имитируют умывание)

3. Завтрак- 8часов

4.Занятия в школе –до 12 часов 30 минут.(Изображают занятия в школе)

5. Обед-13 часов.

6. Прогулка- полтора часа.

7. Ужин- в 19 часов.(Движениями показывают, что они ужинают)

8. Подготовка ко сну-21 час.(Движениями показывают, что готовятся спать.)

Знакомство с буквой.

Цель: познакомить учащихся с графическим изображением новых звуков.

- Мы познакомились с новыми звуками. С чем теперь мы будем знакомиться?

+С буквой, которая обозначает эти звуки.

-Я буду показывать разные буквы, если в увидите новые буквы, то хлопайте в ладоши, а если нет, то качайте головой.

- Кто знает, как правильно называется эта буква?

- Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?



VI. Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, предложений.

На этапе чтения слогов, слов и предложений организована дифференцированная работа по уровню подготовки детей к чтению.

Цели: формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению, желания читать. Формирование умения читать открытый слог слитно, осознание роли новой буквы и её места в составе слова.( чтение слияний осуществляется группой плохо читающих детей под руководством учителя) . Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.( вторая группа средне читающих учеников читает слова самостоятельно. В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления.

Работа по учебнику «Букварь», стр.62.

Задания: 3 группа( плохо читающие дети) прочитать слоги по карточке- слоговице, прочитать слова в столбиках в учебнике; 2 группа( средне читающие дети) прочитать слова в столбиках, найти в тексте слова с новой буквой и прочитать их; 1 группа (хорошо читающие дети) прочитать слова в столбиках и текст.

Проверка качества и осознанности чтения.

-Прочитайте слова 1 столбика. ( ученики 3 группы)

-Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

-Прочитайте слово, в котором букв меньше, а предмет большой.

-Прочитайте слова 2 столбика. (ученики 2 группы)

- Можно ли их назвать родственными? Почему?

+ В них есть общий смысл и одинаковая часть.

- Что обозначают слова дубок ( молодой, маленький дуб) ; дубрава( дубовый лес) ; дубовый( то, что принадлежит дубу, сделано из него) лист, веник, стол, брус.

-Прочитайте слова 3 столбика.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? Кто? Какой?

Физкультминутка.

Профилактика сколиоза и близорукости.

Обхватите руками спинку стула. Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно , медленно считая до пяти. Повторите три-четыре раза.

- Прочитайте текст по цепочке.( ученики 1 группы)

-Ответьте на вопрос : Как называются такие домики? ( Скворечники)

- Сколько дубов росло? Где жила сова? Кто жил в норе? Как звали детей?

- Выразительное чтение текста.

Творческое задание. Работа в парах.

Цель: развитие словарного запаса, умения работать самостоятельно, оценивать работу своего товарища.

Задание на карточке. Соединить название домика с его обитателем.

1 вариант. Лисица------берлога мышка-------хатка

Бобры-------логово медведь-------норка

2 вариант. Собака--------конюшня голуби--------конура

Лошади------овчарня овцы---------голубятня

Проверка работы в парах выборочно. Дополнительные вопросы: О каких животных шла речь в карточке 1 варианта? 2 варианта? Кто помогает разным животным обустраивать свое жилище?

VIII. Итог урока.

Цель: подводятся итоги урока, дается устная оценка работы учащихся.

-Вернемся мысленно к началу урока. Вспомним, какие цели мы поставили для себя. Выполнили ли мы эти задачи? Оцените, как вы поработали на уроке.

IX. Рефлексия.

-Перед вами лежат трафареты буквы д, обведите их и закрасьте красным цветом, если считаете, что вы все поняли, на уроке вам было интересно. Синим цветом, если вы что-то не поняли, и на уроке вам было не интересно.


Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д"
  • Начальные классы
Описание:

     Данный конспект урока обучения грамоте позволяет учить детей в игровой форме знакомиться с новыми звуками и буквами, в конспекте предусмотрены задания на развитие фонематического слуха, дикции, логического мышления.

        С помощью различных методов работы учитель может включать в урок детей с разным уровнем подготовленности, добиваясь при этом полной заинтересованности темойи достигая поставленной цели.

      Учащиеся работая в парах,  выполняя разноуровневые задания, ставятся в ситуацию успешности, чем мотивируются на положительное отношение к предмету и заинтересовываются в дальнейшем продвижении в обучении чтению.

  

Автор Ольга Николаевна Опарина
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 606
Номер материала 6134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓