Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте по теме: Парные звуки по звонкости-глухости [З]-[С]

Урок обучения грамоте по теме: Парные звуки по звонкости-глухости [З]-[С]

НОУ НШ «Светлана»

Урок обучения грамоте

1 класс

Тема: Парные звуки по звонкости-глухости З-С

Учитель: Кузьмичева Екатерина Викторовна

Цели:

  1. Расширение представления на примере звуков з и с, з и с о согласных, парных по звонкости-глухости;

  2. Наблюдение за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;

  3. Совершенствование способа чтения, переход на чтение целыми словами;

  4. Развитие творческого воображения и связной речи.

Предметные умения:

научатся проводить звуковой анализ слов, читать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать и работать по текстам, составлять продолжение текста.

УУД:

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Познавательные: формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка способов и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений.

Личностные: используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, словарь русского языка С.И. Ожегова, учебник Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука 1 класс 2 часть», приложение к учебнику на электронном носителе, листы с заданиями для работы в парах и индивидуально.

Ход урока

ОРГМОМЕНТ

СЛАЙД ИД №1

Дети стоят возле парт, приветствуют гостей, повернулись к учителю.

Прозвенел звонок, начинается урок,

А чтоб урок пошёл каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

Сначала сядут те, у которых имя начинается с гласного звука, теперь садятся те, у которых имя начинается с твёрдого согласного, и, наконец, те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука.

Молодцы! Никто не остался без места!



ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Мы начинаем наш урок обучения грамоте

Учитель: Кто любит разговаривать?

Дети: Мы любим разговаривать!

Учитель: Тот должен выговаривать…

Дети: Мы будем выговаривать!

Учитель: Всё правильно и внятно!

Дети: : Всё правильно и внятно!

Учитель: Чтоб было всем понятно?

Дети: Чтоб было всем понятно!

- Всё, что я вам сообщала,- это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.



СЛАЙД ИД №2 – Выставляю вагончик «Речь»

- Какая бывает речь?

- Чем отличается речь устная от письменной? (Устную речь мы говорим и слышим, а письменную - пишем и видим)

- Из чего состоит речь? (Из предложений)

Выходит ребенок и выставляет вагончик «Предложения»

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

Выставляется вагончик «Слова» и т.д.

Получился паровозик: Речь-Предложения-Слова-Слоги-Звуки-Буквы

- На этом паровозике мы продолжаем путешествовать по стране «Грамматика» . Обратимся к последнему вагончику.



АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Какую букву мы изучали вчера? (з)



СЛАЙД ИД №3

- Дайте характеристику звуку, который обозначается этой буквой

(з- согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким)



Поиграем в интерактивную игру (диск АЗБУКА 1 КЛАСС) «Найди слова с твердым или мягким звуком З»



- Ребята, а кто это пытается спрятаться за буквой З? (зайчик)

- А знаете ли вы, что зайцев на земле около 30 видов, но самыми распространенными являются заяц-русак и заяц-беляк.

- Кто помнит, чем они отличаются?

Сегодня у нас в гостях будут разные зайцы



СЛАЙД ИД №4

И этот заяц-беляк нас приглашает попрыгать по буквам. Все встали, превратились в зайчат («лапки» перед грудью)

1 ученик у ИД передвигает зайца только по гласным ( в это время дети прыгают)

2 ученик – только по глухим согласным

3 ученик – только по звонким согласным

- Дети сели.

Гласные А ы о и у выставляю в ряд – Какая буква может быть лишней и почему? ( А- т.к. заглавная; и – т.к. обозначает мягкость согласного)



СЛАЙД ИД №5

Зайчик предлагает вам отгадать загадки:

1.Она не корова, но, все же, пока дает ежедневно кувшин молока.

Ей дай только волю – семь дней не пройдет - повсюду с деревьев кору обдерет! (Вытаскиваем КОЗУ за верёвочку)

2. Нос стальной, хвост деревянный, все лето на лугу срезаю сочную траву (Открываю шторку КОСА) – Слово «коса» имеет несколько значений, какие? – Как называются такие слова? ( многозначные)



СЛАЙД ИД №6

Составьте схему слова КОЗА

Составьте схему слова КОСА

- Схемы одинаковые, в чем же различие?



РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА



1.Сегодня мы будем сравнивать звуки З-С, а также работать с буквами, которые они обозначают. Откройте Азбуку на с.8

- Что обозначает условный значок на полях в верхнем левом углу страницы?

- Какие буквы стоят рядом с этим значком?

- Какие звуки будем сравнивать?

Перед чтением проведем артикуляционную гимнастику «Шар», «Конфета», «Клоун»

- Читаем парами хором все слоги;

- 1 ученик читает только твердые слияния;

-2 ученик читает только мягкие слияния;

- Может быть, кто-то сам догадался, почему слоги расположены парами?

- Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие произносятся с голосом, а глухие – без участия голоса)

- Произнесите и послушайте звуки З-С

- Какой из них звонкий? Какой глухой?

- Прочитайте только звонкие слияния

- Прочитайте только глухие слияния



2. Работа в парах

На листах у детей загадка:

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт- сделает наоборот

- Прочитайте, решите, что это может быть, напишите отгадку, поставьте ударение, разделите на слоги

Проверка фронтальная



3. Подготовка к чтению текста. Подведение к содержанию.

- Рассмотрите рисунок к тексту. Использует ли заяц зонтик по назначению?

- Как вы думаете, это будет веселый рассказ?



4.Перед чтением проведем дыхательную гимнастику



5.Чтение текста по цепочке.



6.Творческое дополнение к тексту.

- Посмотрите на рисунок после текста и подумайте, что же могло произойти с зайцем?

- История про зайца оказалась радостной или печальной?



7.Чтение слов, противоположных по значению.

- Сравните по значению слова: грустно-весело.- Как называются такие слова? (Антонимы- слова, противоположные по значению)

- Прочитайте слова в столбиках. Можно ли их назвать словами, противоположными по значению?

-Подберите сами слова, противоположные по значению, к словам из второго столбика.

-Мы с вами составили рассказ или сказку? Докажите.

-Придумайте родственные слова к слову «сказка»

А в Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова предлагается 11 вариантов родственных слов. Сейчас Полина их прочитает, а вы внимательно слушайте, все ли слова вам знакомы. (Открываю словарь, хорошо читающий ученик читает все эти слова)

- Значение каких слов оказалось непонятным? О значении непонятных слов можно справиться в словаре. Читаю.



8 Коммуникативно-речевая задача.

Используя эти пары слов, дайте советы зайцу, как нужно летать на зонтике, чтоб не случилось беды? (Не высоко, а низко ; не далеко, а близко)

- Как вы думаете, какой из двух звуков звонкий З или глухой С любит произносить заяц? (З). Но теперь наш заяц больной, ослаб, говорит очень тихо, шепотом. Какие звуки ему сейчас легче произносить звонкие или глухие?

- Прочитайте слова в столбике (Звук-стук, звон-стон, зуб-суп)

- Какие слова хотел произнести заяц, а какие у него получились?



9.Чтение скороговорки.

- Зайцу нужно потренироваться в произношении звука З

- Что ему в этом поможет? (Скороговорка)

- Прочитайте скороговорку в конце страницы.



10.Ну,и чтоб заяц совсем выздоровел, доктор ему выписал рецепт

СЛАЙД ИД №7

«Капли в нос один раз в сутки»

Обратите внимание на слова «нос» и «раз».

-Как в них звучит последний звук?

-Почему же доктор написал в одном случае С, а в другом – З? Не допустил ли он ошибки?

Надо изменить слова и послушать, как в них звучит этот звук.



11.Вы молодцы, ребята! Помогли зайчику выздороветь. И он приглашает с ним потанцевать!



МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



12.Закрепление полученных представлений.

Работа в парах

На листах задание: вставить пропущенные буквы З или С

Гла…, ква…, моро…, насо…, коло…, арбу…, капри…, голо…

Дети совещаются и вставляют нужные буквы.



В это время 2 ученика от каждого ряда работают на ИД

СЛАЙД № 8

Проверяем работу в парах с помощью веера букв, а работу на ИД так:

-с получившимися словами «осень» и «зайка» составить 1 ученику вопросительное предложение, 2 ученику – восклицательное предложение.



13.А сейчас поиграем в театр. Предлагаем вашему вниманию сценки по рассказам замечательного писателя-натуралиста Николая Сладкова.

(Портрет автора на доске)

-Кто может объяснить значение «писатель-натуралист»?

- О чем пишет этот автор свои произведения?

Лиса и Заяц

Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?

А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

-Почему именно так ответил заяц лисе?

Молодцы!

Слушая следующую историю, будьте внимательны, постарайтесь запомнить, как по-разному называет зайца сорока

Сорока и Заяц

Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Э-э, Сорока, всё равно плохо...

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Э-э, Сорока, невелико счастье...

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...

-Какими словами обращалась к зайчику сорока? (заяц, косой, серый- все эти слова обозначают одно и тоже, относятся к одному предмету-зайцу, это близкие по значению слова – СИНОНИМЫ)

-Как понимаете выражение «заячья душа»?



14.Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете сегодня! И последнее задание: прочитать текст на листах. Но прежде проведем РЕЧЕВУЮ РАЗМИНКУ

СЛАЙД ИД № 9

Са-са-са по лесу идет лиса;

Су-су-су было холодно в лесу;

Зу-зу-зу моем мы в тазу козу. (Когда поднимаемся в гору-голос повышается, спускаемся -голос понижается)

Зайка

Папа у Шуры лесник. Он принёс сыну раненого зайца. Зайчик жил у Шуры всю зиму. Мальчик лечил зверька. Шура давал зайцу морковку, капусту и другие овощи. Пришла весна. Шура отнёс зайчика в лес.

Устраиваем «Птичий базар»

- Как называется рассказ?

-Посчитайте, сколько в нем предложений? (7)

-Прочитайте первое предложение. О ком в нем идет речь?

-Кто такой лесник? (Лесной сторож)

-Прочитайте третье предложение. Сколько в нем слов?

-Есть ли в нем имя собственное?

-Как его быстро нашли?

-Найдите и прочитайте предложение с запятой. Зачем она здесь нужна?

-Есть ли в этом рассказе союзы? (да, один «И»)-Обведите его в треугольник.

А встретились ли вам предлоги? Какие? Возьмите их в кружок.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

-Прочитайте рассказ еще раз с карандашом в руках. Мальчики найдут и подчеркнут в нем все слова с буквой З, а девочки с буквой С

Проверка фронтальная

-Как вы считаете, правильно ли поступил Шура?



СЛАЙД ИД № 10

-Какая пословица подходит к этому рассказу?

«Худо тому, кто добра не творит никому»

«Каков отец, такие и дети»

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

«Мир не без добрых людей»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

-О каких парных согласных звуках вы сегодня узнали?

-Какие еще парные согласные звуки вы знаете?

-Был ли сегодняшний урок для вас поучительным?

-Что понравилось больше всего?





РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД № 11

-А сейчас вы должны оценить свою работу на уроке, как мы это делаем всегда. Если вам было все понятно, то ставите в листе веселый смайлик, если что-то пока не получилось –то спокойный смайлик, ну, а если совсем ничего не поняли и вам требуются дополнительные разъяснения – то грустный смайлик.

Молодцы, ребята! Я горжусь вами!

СЛАЙД № 12

-До новых встреч!



































Урок обучения грамоте по теме: Парные звуки по звонкости-глухости [З]-[С]
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок разработан по программе "Перспектива"(учебник Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука 1 класс 2 часть» ). На нём ученики расширяют представления о парных согласных по звонкости - глухости,наблюдают  за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук , учатся проводить звуковой анализ слов, читать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать и работать по текстам, составлять продолжение текста, осуществлять действие по образцу и заданному правилу, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений.


Автор Кузьмичева Екатерина Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 787
Номер материала 44660
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓