Главная / Начальные классы / Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук {ш} буква ш"

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук {ш} буква ш"

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников




  1. Мотивация (самоопределение к деятельности)


  • Ребята, девизом нашего занятия я выбрала следующее стихотворение:

Затруднение в ученье –

К новым знаниям ведет.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдет!


  • Как вы думаете, почему я выбрала именно такие слова для нашего урока?

  • Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была плодотворной?

  • Вот по этому принципу мы и начнем работать, но сначала договоримся о том, как будем учитывать результат своей работы:


  • Вы будете использовать фишки, если даете правильный ответ, то одну фишку берете и кладете в свою накопительную карточку.


Мы будем открывать новые знания…

Если мы будем испытывать трудности в учении и сами будем их преодолевать, то эти знания запомнятся нам надолго.





  1. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии

  • Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты;

  • Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала;

  • Наличие индивидуального задания для постановки проблемы;

  • Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.


  • Ребята, вспомните, а на сегодняшний день, что вы уже знаете? (цепочка)

  • А чем отличается устная речь от письменной?

  • Какое правило про слоги знаете?

  • На какие 2 группы делятся все звуки?

  • А как отличить гласный звук от согласного?

  • А согласные звуки в свою очередь, на какие группы делятся?

  • А вспомните способ различения согласных по звонкости – глухости.

  • А ещё, на какие группы делятся согласные звуки?

  • А как отличить твердый звук от мягкого?

  • А ещё, что мы уже заем? (З-Б)


  • Ребята, посмотрите, буквы рассыпались. Подумайте, по какому признаку их можно сгруппировать? (город букв)


  • Ребята, а сейчас, работая в парах, вы заселите жильцов в домики.

  • Кто желает работать у доски? Ты… - находишь буквы, обозначающие гласные звуки, а ты… - согласные звуки.

  • Проверяем.

  • Оцените себя.


Р – П – С – Сл – З – Б


  • Мы знаем…, что речь бывает устная и письменная

  • Мы знаем…, что речь состоит из предложений

  • Мы знаем…, что предложения состоят из слов

  • Мы знаем…, что слова состоят из слогов

  • Мы знаем…, что слоги состоят из звуков

  • Мы знаем…, что звуки на письме обозначаются буквами









  1. Постановка проблемы.

  • Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)

  • Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне;

  • Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)

Ребята, посмотрите, а все ли домики в городе букв у вас заселены?


  • Значит, что нам предстоит сегодня открыть на уроке? (звуковичок)

  • А вот этот новый звук спрятан в имени сказочного персонажа, а вот какого вы отгадаете сами, если внимательно будете смотреть отрывок из мультфильма.


  • Кто догадался, о каком сказочном герое идет речь в отрывке?

  • Какой первый звук вы слышите в имени старухи?


  • Значит, какая же цель нашего урока?

  • познакомиться … с звуком ш;


  • Какие учебные задачи вы поставите пред собой?


  • учиться отличать … звук ш от других звуков речи;

  • узнать … какой буквой обозначается звук ш;

  • учиться читать … слова с новой буквой;


  • нет, есть свободные домики


  • новый звук и узнать, какой буквой он обозначается




Шапокляк

ш


  1. Открытие нового знания

  • Рационально выбрана форма

работы по построению нового способа действия (парная,

групповая, коллективная)

  • Чётко зафиксирован новый способ действия в языке (устно, знаково);

  • Способ действия зафиксирован в модели (схемы, таблицы и т.д.


  • Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?


  • Правильно, нужно выяснить, что же это за звук. А для этого назовите мне предметы, изображенные на слайде.

шапка шишка шуба шест

  • Значение всех слов понятно?

  • Что объединяет все эти слова?

  • В какой части слова он стоит?

  • Какое слово лишнее? Почему?

  • А теперь каждая группа будет выполнять своё задание:



1 группа – проанализируйте данные слова и выясните гласный этот звук или согласный;


2 группа – с помощью этих же слов и инструментов определите звук по звонкости – глухости;


3 группа – проанализируйте слова и выясните, какой это звук твердый или мягкий.


  • Но сначала повторим правила сотрудничества:

  • Слушать друг друга;

  • Уметь уступать;

  • Уметь договариваться;

  • Распределять роли в группе.


  • Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Оценивает себя в листе.

  • Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.


Постепенное одевание звуковичка


  • Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что вы узнали о звуке, работая в группах. (Коротко все, что мы знаете про звук Ш)

  • Можем сказать, что решили учебную задачу?








Во всех словах есть звук Ш

В начале слова

  1. Первичное закрепление

  • Показан образец комментирования выполнения задания учителем;

  • Задания для первичного

закрепления дают возможность самостоятельного

комментирования


  • А теперь ребята, я вас проверю и вы себя сами проверите как умеете отличать звук Ш от других звуков речи. Если слышите звук Ш – стоите, если нет звука в данном слове - приседаете.(стихотворение)

  • Докажите.

  • А здесь чему учились, выполняя это задание?

  • Решили учебную задачу? Включались в работу, научились - оценивать себя


Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли,

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  • Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся (дифференциация);

  • Организована самопроверка (по образцу, эталону);

  • Рациональная форма фиксации результатов (плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)

  • Ребята, внимание на экран. Шапокляк перепутала звуковые модели слов, с которыми мы работаем.

  • Помогите соотнести звуковую модель и рисунок.

  • Перед вами лежат карточки, с которыми вы будете работать самостоятельно. Простым карандашом от рисунка проведите стрелочку к модели слова.

  • Проверяем по эталону.

  • Все ли модели слов нам подошли?

  • Почему нет? Докажите.

  • Чему учились на этом этапе урока?


Физминутка - здоровье

hello_html_75ba1343.gifhello_html_75ba1343.gifhello_html_m179c22c5.gifhello_html_m179c22c5.gifШуба


hello_html_75ba1343.gifhello_html_75ba1343.gifhello_html_75ba1343.gifhello_html_m179c22c5.gifhello_html_m179c22c5.gifШапка


hello_html_m179c22c5.gifhello_html_m34b16093.gifhello_html_75ba1343.gifhello_html_m179c22c5.gifhello_html_m34b16093.gifШишки

hello_html_75ba1343.gifhello_html_m179c22c5.gifhello_html_75ba1343.gifhello_html_m34b16093.gifhello_html_m179c22c5.gif



  1. Включение в систему знаний и повторение.

  • Выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний.



  • Ребята, звуковичка одели, но до сих пор личика нет, значит, какую следующую задачу необходимо решить?

  • Может кто-то уже знает, какой буквой на письме обозначают звук Ш

  • Выберите её среди данных и правильно произнесите.


  • Пофантазируйте на что похожа буква Ша

hello_html_m1469257d.jpg

На что похожа буква ша

На зубья этого ковша.


  • Смоделируйте из фасоли маленькую печатную букву ша

  • Что узнали на этом этапе урока?


Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»


  • Прочитайте слоги, записанные на слайде (про себя, хором, хорошо читающий ученик)

  • Посмотрите внимательно, среди слогов спрятались слова, найдите их и прочитайте.

  • Внимание на слайд, проверьте себя, все ли слова вы нашли?

  • Чему учились, выполняя это задание? Кто включался в работу, оцените себя.


  • А теперь я предлагаю вам дослушать песенку Шапокляк до конца и подумать над словами этой песни.

  • Скажите, правильно ли учит нас поступать старуха Шапокляк?

  • Почему?

  • Оцените себя


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;

  • Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма);

  • Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений.

  • Итак, ребята, какие же знания вы сегодня от урока приобрели?

  • Где можете применить свои знания?

  • А какой результат совместной работы вы получили?

  • На какую улицу поселите звук ш и букву ша. Заселите жильца в домик.

  • Я – знаю…

  • Я - умею…

  • Я - научился…




  1. Здоровьесберегающий аспект.

  • Преодоление утомляемости (своевременность и объём физминуток (статическое напряжение мышц, упражнение для глаз, моторика, мозговая деятельность и т.д.), смена видов деятельности, системный контроль за осанкой);

  • Психологический климат урока (тактичность, доброжелательность и т.д.)





Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук {ш} буква ш"
  • Начальные классы
Описание:

Тема

Согласный звук {ш} буква ш.

Цель

Приобретение обучающимися знаний о звуке ш букве Ш путём разрешения учебной проблемы

Формировать УУД:

- Личностные; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя:

проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёт характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя: добывать новые знания: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять правила работы в группе;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-формулировать учебные задачи;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно, выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

-проводить анализ учебного материала;

-проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ресурсы

-основные

 

-дополнительные

 

- Букварь Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова (УМК  «Школа 21в.»)

 - шаги учебной деятельности;

- звуковички (3 шт.) одежка для 3 групп

-один большой звуковик и одежка

- один большой звуковик и одежка

Организация пространств

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Автор Коротаева Анастасия Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 449
Номер материала 46905
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓