Главная / Начальные классы / Урок обучение грамоте "Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца".

Урок обучение грамоте "Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца".

Обучение грамоте

Урок 64 (2 ч.).

Тема: Упражнения в чтении и пись­ме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца.


Цели:

формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

формируем умение анализировать текст;

формируем умение наблюдать над значением слова.


Оборудование: карточки со слогами, презентация.






Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Повторение

1.– Рассмотрите «Букварь» на с. 102. Будет ли сегодня на уроке знакомство с новой буквой?

Как вы думаете, почему?

1) Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. Чтение и анализ слов.

  2. Чтение предложений.

  3. Запись предложений и текста.

  4. Работа с текстами.

Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились организовывать свою деятельность.)

Каким кружком мы отметим умение организовать свою деятельность?

2) Чтение слогов. 5

На доске – карточки со слогами.

Разделите слоги на группы: ви, ли, ра, не, ко, ты, ми, да, но, сы, па.

1-й вариант: Ви, ли, не, ми – с мягкими согласными.

Ра, ко, ты, да, но, сы, па – с твёрдыми согласными.

Что указывает на мягкость и твёрдость согласного?

2-й вариант: Ви, ли, ра, не, ми, да, но – со звонкими согласными.

Ко, ты, сы, па – с глухими согласными.

3) – В каких словах можно встретить эти слоги?

Звуко-буквенный анализ 1-2 слов.

4) – Найдите среди этих слогов слово. (Но.)

Что мы сейчас делали?

Какие знания повторили?

2. Работа в «Букваре».

1) – Кто запомнил, на какой странице «Букваря» мы сегодня работаем?

Откройте с. 102.

Чтение столбиков слов.

Сколько столбиков?

Прочитайте все три столбика про себя и подумайте, по какому признаку объединили слова? (1-й столбик – слова из двух сло­гов; 2-й столбик – слова из области искусства; 3-й столбик – назва­ния животных.)

Прочитайте слова 1-го столбика так, как будто мы играем в мяч.

Перечитайте слова 1-го столбика, найдите мягкие согласные, которые слышим перед Е, и поставьте под ними точку зелёным карандашом.

Назовите мягкие согласные, которые выделили.

Какая буква стоит после буквы мягкого согласного? (Е.)

А какой звук слышим? ([э].)

2) Звуко-буквенный анализ (схема) слова песок (1 слайд)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Скоро такой значок мы будем ставить у себя в дневнике.


3) – Прочитайте слово, называющее городскую подземную электри­ческую дорогу. (Метро.) 2 слайд

В каких городах есть такой транспорт?

Прочитайте слово, в котором две одинаковые буквы гласного зву­ка. (Клевер.) 3 слайд

А что это?

4) 2-й столбик:

Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.

Театр – помещение, где идёт представление на сцене.

Опера – музыкальное произведение, предназначенное для исполне­ния в театре, где действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Оперетта – спектакль, где пение чередуется с разговорами и тан­цами. Песни – стихотворные произведения для пения.

Назовите в этих словах мягкие согласные перед Е. ([т’], [п’].)

5) 3-й столбик:

Прочитайте слова, объясните их значение

Гиена – хищное собакообразное животное, питается падалью. 4 слайд

Енот – пушной зверь, собакообразный, с ценным мехом, питается

мелкими грызунами. 5 слайд

Леопард – хищное млекопитающее с пятнистой шерстью. 6 слайд

Медведь – крупное млекопитающее животное с длинной шерстью; бывает бурым и белым. 7 слайд

В каких словах буква Е обозначает два звука? (Гиена, енот.)

7) – Подчеркните безударный слог в словах 3-го столбика.

Назовите безударные слоги в словах.

Есть ли в этих словах буква, которая присутствует в каждом сло­ве? (Да, это буква Е.)

8) – Что мы сейчас с вами делали?

Физминутка

3. Работа в прописи.

Выборочное списывание с печатного текста (с. 24).

1) Работа с текстом до чтения.

Интересно, у текста нет никакого названия, нет и иллюстрации. Как вы думаете, почему?

А что за карточка под текстом?

Что хотел сказать автор при помощи карточки?

Что нужно сделать, чтобы придумать заголовок к тексту? (Надо прочитать.)

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

О чём рассказал текст?

О каком месте рассказывает автор? (Это лес у реки.) 8 слайд

в) Выборочное чтение.

Где живёт старик? Чем он занимается?

А кого называют лесником?

Почему леснику надо быть смелым?

Где находится лес? Прочитайте.

Красивое, наверное, место: река, лес и домик! Представили? 9 слайд

Прочитайте, какие деревья растут в лесу.

А какое это время года?

Докажите словами текста.

Встретилось ли вам в тексте маленькое слово с карточки?

Прочитайте предложение со словом но.

Кто знает, какой знак стоит перед этим словом?

Зачем в этом предложении использовали слово но? (Противопо­ставление.)

Это новое для нас знание. Кто сможет, запомните. (ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА!)

3) Работа с текстом после чтения.

Какое название подойдёт к тексту?

А какие предложения рассказывают про лесника?

Давайте соединим нужные предложения в одно так, чтобы из него можно было сразу понять, где живёт лесник. (У реки на опушке леса домик лесни­ка.)

4) Выборочное списывание по усмотрению учителя.

Подготовка к записи: анализ предложений.

Запись 1 и 5 предложений.

Самооценка.


Что в выполненной работе у вас получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с этим заданием в прописях.

Как оценили свою работу? Почему?


Что мы сейчас делали?

Какое умение формировали?

4. Работа в «Букваре».

Чтение и работа с группами однокоренных слов (с. 102).

1-я строчка:

Прочитайте слова серьёзно, деловито.

А что значит дело? (Работа, занятие, деятельность.)

А что значит деловой, деловые? (Знающий своё дело, толковый, дельный.)

Что выделено в словах синим цветом?

Почему?

Выделите корень во всех словах этой строчки. (ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА!)

Какие это слова? (Однокоренные.)

Прочтите на этой строчке слово с приставкой. (Поделки.)

Поставьте ударение там, где его нет.

Назовите корни с безударным гласным.

Какие гласные звуки в этих слогах?

А буква?

Почему?

Подчеркните буквы этих гласных звуков.

В каких словах эти гласные ударные? (Дело, поделки.)

Что интересного происходит с гласными в корнях слов?

От чего зависит написание гласного в корне? (ПРОПЕДЕВТИКА!)

2-я строчка:

Прочитайте слова.

Что значит вести? (Сообщения.)

А как называют того, кто приносит известие? (Вестник.)

Произ­несите это слово. Какой звук не произносится? ([т].)

Значит, произ­носится и пишется слово по-разному. Обратите на это внимание!

А как называют тех, кто сигналит, подаёт вести? (Вестовые.)

Что значит оповестил? (Всем рассказал, принёс всем весть.)

Какой корень во всех словах?

Объединены ли они общим смыслом?

От какого из них образовались все слова?

Поставьте ударение.

Найдите слова с безударным гласным в кор­не.

Почему в корне пишется буква Е?

А в слове вестник – буква т? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

Что мы сейчас делали?

Что нового о правописании слов узнали?

Какое умение формировали?

Физминутка

5.Работа в прописи (с. 24).


1) Тренировка в написании букв В и Е, слогов и слов.

а) – Какие буквы написаны на первой строке?

Почему эти буквы на­писали на одной строке?

Что общего в написании строчных букв В и Е? (Есть петля, с неё начинаем написание буквы.)

Обведите разными цветами эти буквы и допишите до конца строки.

Сколько букв гласных поместилось на строке?

Сколько букв со­гласных?

б) – Как соединить эти две буквы? (Соединение буквы В с последую­щей буквой Е является средним. Оно петельное, как и при верхнем соединении.)

Написание слога ве.

Самоанализ: «Конкурс красоты» на лучшую букву и лучшее соединение.

2) Запись слов еле, если.

Прочитайте слова на следующих строчках.

Замените слово еле словом, близким по значению. (Едва.)

Какие соединения нужны для написания этого слова?

Обведите слово, напишите самостоятельно.

Назовите все звуки в этом слове, отметьте их цветными точками.

3) Аналогично проводится работа со словом если.

4) Введение словарного слова ветер. 10 слайд

а) – Что такое ветер? (Движение потоков воздуха.)

б) – Какие загадки вы знаете про ветер? («Без рук, без ног, а дверь от­воряет».)

Физминутка

в) Звуко-буквенный анализ слова.

Ученики находят «опасное место»: несоответствие звука букве. Записывают слово, ставят ударение, под­чёркивают букву безударного гласного.

г) Записывают однокоренное слово ветерок.

д) – О каком человеке говорят: ветер в голове? (О легкомысленном челове­ке.)

Что значит: бросать слова на ветер? (Говорить без пользы или необдуманно, зря.)

С ветерком – это как? (Очень быстро.)

е) – Составьте предложения со словом ветер (устно).

6. Работа в «Букваре».

Чтение текста «Лиса и сорока» (с. 102

1) Подготовка к чтению текста: чтение слов в рамке, объяснение понятий. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного человека, обращённая к себе, к слушателям,

к зрителям.

Вступление – начало произведения (введение).

Герой – действующее лицо.

Роль – изображение актёром на сцене действующего лица пьесы.

Реплики – слова каждого из героев в пьесе.

2) Работа с текстом.

а) Чтение заглавия и рассматривание иллюстрации. 11 слайд

Понятно ли по картинке, что произошло?

б) Чтение текста (про себя).

в) Чтение вслух по предложению, диалог с автором.


Лиса и сорока.

На лесной опушке лиса встретила сороку. (Интересно, о чём могут разговаривать лиса и сорока?)

Какие вести, сорока? (Кому принадлежит эта реплика? Как до­гадались? С какой интонацией надо прочитать?)

Мышки новые кладовые вырыли, колоски несут.

А медведи?

Медведи малину поели, все кусты поломали. А как твои дела, кумушка-лиса? (В каких отношениях лиса и сорока? Какое слово подсказало?)

Спешу в село. Там у деда Ивана мно-о-го кур!

И лиса деловито в село поспешила, а сорока полетела по своим делам. (А какие дела у сороки?)

г) Вопросы после чтения.

Догадались, зачем лиса поспешила в село?

Можете ли сказать, в какое время года встретились сорока и лиса?

Какое предложение подтверждает это?

д) Выборочное чтение.

Какие роли в этом сюжете могут быть для актёров?

Прочитайте вступление; диалог; реплики лисы, сороки.

3) Работа с текстом после чтения.

а) Творческий пересказ: расскажите об этой встрече, если бы вы были лисой. (У вас получится монолог.)

б) – Распределим роли и инсценируем это произведение.

Какое предложение можно подписать под картинкой?

в) – Какие новые слова узнали?

г) – Мы прочитали текст, какое умение формировали?


7. Работа в прописи.

1) Наблюдение над словами леса и лиса.

Рассмотрите картинки на с. 24.

Что изображено на картинке? (Леса и лиса.)

Послушайте и произнесите эти слова.

Что заметили?

Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Нет, они произносятся одинаково, но имеют раз­ное лексическое значение и по-разному пишутся.)

Подберём однокоренные слова к слову леса. (Лесной, лесник, ле­совик, лес.)

От какого слова все они образовались?

Какой корень?

Какую букву напишем в середине?

Подберём однокоренные слова к слову лиса.

От какого слова они образовались?

Какой гласный ударный?

Запись слов на строчке.

Графически выделяем корень, ставим знак ударения и подчёркиваем буквы, которыми слова отличаются.

Работа в парах: запись слов из кроссворда: ведро, ромашка, ка­мыши.

Проверка орфографическим чтением.






























Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.



















Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.










Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.
















Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.











Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.






ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

Рассказать монолог от лица лисы и сороки.


ΙΙΙ. Итог

О какой трудности в написании слов узнали сегодня?

С какими звуками и буквами может быть связана эта трудность?

Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?

Что повторили?

Что нового узнали?

Какие умения формировали?


Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Как бы оценили своё настроение после урока?

Отметим в дневнике ваше настроение.











hello_html_m7b72b6df.jpg

12



Урок обучение грамоте "Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца".
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

  Организация учебно-воспитательного процесса  в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

 

Автор Шибанова Анна Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 34886
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓