Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок обучение грамоте "Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца".

Урок обучение грамоте "Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца".

Скачать материал

Обучение грамоте

Урок 64 (2 ч.).

Тема: Упражнения в чтении и пись­ме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца.

 

Цели:

формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

 

Оборудование: карточки со слогами, презентация.

 

 

                 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Повторение

 

 

1.– Рассмотрите «Букварь» на с. 102. Будет ли сегодня на уроке знакомство с новой буквой?

– Как вы думаете, почему?  

1) Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)    

1.     Чтение  и анализ слов.

2.     Чтение предложений.

3.     Запись предложений и текста.

4.     Работа с текстами.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились организовывать свою деятельность.)

– Каким кружком мы отметим умение организовать свою деятельность?

2) Чтение слогов.  5

На доске карточки со слогами.

– Разделите слоги на группы: ви, ли, ра, не, ко, ты, ми, да, но, сы, па.

1-й вариант: Ви, ли, не, ми – с мягкими согласными.

Ра, ко, ты, да, но, сы, па – с твёрдыми согласными.

– Что указывает на мягкость и твёрдость согласного?

2-й вариант: Ви, ли, ра, не, ми, да, но – со звонкими согласными.

Ко, ты, сы, па – с глухими согласными.

3) – В каких словах можно встретить эти слоги?

 Звуко-буквенный анализ 1-2 слов.

4) – Найдите среди этих слогов слово. (Но.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие знания повторили?

  2. Работа в «Букваре».   

1) – Кто запомнил, на какой странице «Букваря» мы сегодня работаем?

– Откройте с. 102.

Чтение столбиков слов.

– Сколько столбиков?

– Прочитайте все три столбика про себя и подумайте, по какому признаку объединили слова? (1-й столбик – слова из двух сло­гов; 2-й столбик – слова из области искусства; 3-й столбик – назва­ния животных.)

– Прочитайте слова 1-го столбика так, как будто мы играем в мяч.

– Перечитайте слова 1-го столбика, найдите мягкие согласные, которые слышим перед Е, и поставьте под ними точку зелёным карандашом.  

– Назовите мягкие согласные, которые выделили.

– Какая буква стоит после буквы мягкого согласного? (Е.)

– А какой звук слышим? ([э].)

2) Звуко-буквенный анализ (схема) слова песок (1 слайд)

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Скоро такой значок мы будем ставить у себя в дневнике.

 

3) – Прочитайте слово, называющее городскую подземную электри­ческую дорогу. (Метро.) 2 слайд

– В каких городах есть такой транспорт?

– Прочитайте слово, в котором две одинаковые буквы гласного зву­ка. (Клевер.) 3 слайд

– А что это?

4) 2-й столбик:

– Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.

Театр – помещение, где идёт представление на сцене.

Опера – музыкальное произведение, предназначенное для исполне­ния в театре, где действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Оперетта – спектакль, где пение чередуется с разговорами и тан­цами. Песни – стихотворные произведения для пения.

– Назовите в этих словах мягкие согласные перед Е. ([т’], [п’].)

5) 3-й столбик:

– Прочитайте слова, объясните их значение

 Гиена – хищное собакообразное животное, питается падалью. 4 слайд

Енот – пушной зверь, собакообразный, с ценным мехом, питается

мелкими грызунами. 5 слайд

Леопард – хищное млекопитающее с пятнистой шерстью. 6 слайд

Медведь – крупное млекопитающее животное с длинной шерстью; бывает бурым и белым. 7 слайд

– В каких словах буква Е обозначает два звука? (Гиена, енот.)

7) – Подчеркните безударный слог в словах 3-го столбика.

– Назовите безударные слоги в словах.

– Есть ли в этих словах буква, которая присутствует в каждом сло­ве? (Да, это буква Е.)

8) – Что мы сейчас с вами делали?

Физминутка

3. Работа в прописи.

Выборочное списывание с печатного текста (с. 24).

1) Работа с текстом до чтения.

– Интересно, у текста нет никакого названия, нет и иллюстрации. Как вы думаете, почему?

А что за карточка под текстом?

Что хотел сказать автор при помощи карточки?

– Что нужно сделать, чтобы придумать заголовок к тексту? (Надо прочитать.)

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

О чём рассказал текст?

О каком месте рассказывает автор? (Это лес у реки.) 8 слайд

в) Выборочное чтение.

Где живёт старик? Чем он занимается?

А кого называют лесником?

Почему леснику надо быть смелым?

– Где находится лес? Прочитайте.

– Красивое, наверное, место: река, лес и домик! Представили? 9 слайд

– Прочитайте, какие деревья растут в лесу.

А какое это время года?

– Докажите словами текста.

Встретилось ли вам в тексте маленькое слово с карточки?

Прочитайте предложение со словом но.

– Кто знает, какой знак стоит перед этим словом?

Зачем в этом предложении использовали слово но? (Противопо­ставление.)

– Это новое для нас знание. Кто сможет, запомните. (ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА!)

3) Работа с текстом после чтения.

Какое название подойдёт к тексту?

А какие предложения рассказывают про лесника?

Давайте соединим нужные предложения в одно так, чтобы из него можно было сразу понять, где живёт лесник. (У реки на опушке леса домик лесни­ка.)

4) Выборочное списывание по усмотрению учителя.

Подготовка к записи: анализ предложений.

Запись 1 и 5 предложений.

Самооценка.

 

– Что в выполненной работе у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с этим заданием в прописях.

– Как оценили свою работу? Почему?

 

– Что мы сейчас делали?

– Какое умение формировали?

4. Работа в «Букваре».

Чтение и работа с группами однокоренных слов (с. 102).

1-я строчка:

– Прочитайте слова серьёзно, деловито.

– А что значит дело? (Работа, занятие, деятельность.)

– А что значит деловой, деловые? (Знающий своё дело, толковый, дельный.)

– Что выделено в словах синим цветом?

– Почему?

– Выделите корень во всех словах этой строчки. (ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА!)

– Какие это слова? (Однокоренные.)

– Прочтите на этой строчке слово с приставкой. (Поделки.)

– Поставьте ударение там, где его нет.

– Назовите корни с безударным гласным.

– Какие гласные звуки в этих слогах?

– А буква?

– Почему?

– Подчеркните буквы этих гласных звуков.

– В каких словах эти гласные ударные? (Дело, поделки.)

Что интересного происходит с гласными в корнях слов?

– От чего зависит написание гласного в корне? (ПРОПЕДЕВТИКА!)

2-я строчка:

– Прочитайте слова.

– Что значит вести? (Сообщения.)

– А как называют того, кто приносит известие? (Вестник.)

– Произ­несите это слово. Какой звук не произносится? ([т].)

– Значит, произ­носится и пишется слово по-разному. Обратите на это внимание!

– А как называют тех, кто сигналит, подаёт вести? (Вестовые.)

– Что значит оповестил? (Всем рассказал, принёс всем весть.)

– Какой корень во всех словах?

– Объединены ли они общим смыслом?

– От какого из них образовались все слова?

– Поставьте ударение.

– Найдите слова с безударным гласным в кор­не.

– Почему в корне пишется буква Е?

– А в слове вестник – буква т? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

– Что мы сейчас делали?

– Что нового о правописании слов узнали?

– Какое умение формировали?

Физминутка

5.Работа в прописи (с. 24).   

 

1) Тренировка в написании букв В и Е, слогов и слов.

а) – Какие буквы написаны на первой строке?

– Почему эти буквы на­писали на одной строке?

– Что общего в написании строчных букв В и Е? (Есть петля, с неё начинаем написание буквы.)

– Обведите разными цветами эти буквы и допишите до конца строки.

– Сколько букв гласных поместилось на строке?

– Сколько букв со­гласных?

б) – Как соединить эти две буквы? (Соединение буквы В с последую­щей буквой Е является средним. Оно петельное, как и при верхнем соединении.)

Написание слога ве.

Самоанализ: «Конкурс красоты» на лучшую букву и лучшее соединение.

2) Запись слов еле, если.

– Прочитайте слова на следующих строчках.

– Замените слово еле словом, близким по значению. (Едва.)

– Какие соединения нужны для написания этого слова?

– Обведите слово, напишите самостоятельно.

– Назовите все звуки в этом слове, отметьте их цветными точками.

3) Аналогично проводится работа со словом если.

4) Введение словарного слова ветер. 10 слайд

а) – Что такое ветер? (Движение потоков воздуха.)

б) – Какие загадки вы знаете про ветер? («Без рук, без ног, а дверь от­воряет».)

Физминутка

в) Звуко-буквенный анализ слова.

Ученики находят «опасное место»: несоответствие звука букве. Записывают слово, ставят ударение, под­чёркивают букву безударного гласного.

г) Записывают однокоренное слово ветерок.

д) – О каком человеке говорят: ветер в голове? (О легкомысленном челове­ке.)

– Что значит: бросать слова на ветер? (Говорить без пользы или необдуманно, зря.)

С ветерком – это как? (Очень быстро.)

е) – Составьте предложения со словом ветер (устно).

     6. Работа в «Букваре».

Чтение текста «Лиса и сорока» (с. 102

1) Подготовка к чтению текста: чтение слов в рамке, объяснение понятий. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного человека, обращённая к себе, к слушателям,

к зрителям.

Вступление – начало произведения (введение).

Герой – действующее лицо.

Роль – изображение актёром на сцене действующего лица пьесы.

Реплики – слова каждого из героев в пьесе.

2) Работа с текстом.

а) Чтение заглавия и рассматривание иллюстрации. 11 слайд

– Понятно ли по картинке, что произошло?

б) Чтение текста (про себя).

в) Чтение вслух по предложению, диалог с автором.

 

Лиса и сорока.

На лесной опушке лиса встретила сороку. (Интересно, о чём могут разговаривать лиса и сорока?)

– Какие вести, сорока? (Кому принадлежит эта реплика? Как до­гадались? С какой интонацией надо прочитать?)

– Мышки новые кладовые вырыли, колоски несут.

– А медведи?

– Медведи малину поели, все кусты поломали. А как твои дела, кумушка-лиса? (В каких отношениях лиса и сорока? Какое слово подсказало?)

– Спешу в село. Там у деда Ивана мно-о-го кур!

И лиса деловито в село поспешила, а сорока полетела по своим делам. (А какие дела у сороки?)

г) Вопросы после чтения.

– Догадались, зачем лиса поспешила в село?

– Можете ли сказать, в какое время года встретились сорока и лиса?

– Какое предложение подтверждает это?

д) Выборочное чтение.

– Какие роли в этом сюжете могут быть для актёров?

– Прочитайте вступление; диалог; реплики лисы, сороки.

3) Работа с текстом после чтения.

а) Творческий пересказ: расскажите об этой встрече, если бы вы были лисой. (У вас получится монолог.)

б) – Распределим роли и инсценируем это произведение.

– Какое предложение можно подписать под картинкой?

в) – Какие новые слова узнали?

г) – Мы прочитали текст, какое умение формировали?

 

   7. Работа в прописи. 

1) Наблюдение над словами леса и лиса.

– Рассмотрите картинки на с. 24.

– Что изображено на картинке?  (Леса и лиса.)

– Послушайте и произнесите эти слова.

– Что заметили?

– Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Нет, они произносятся одинаково, но имеют раз­ное лексическое значение и по-разному пишутся.)

– Подберём однокоренные слова к слову леса. (Лесной, лесник, ле­совик, лес.)

От какого слова все они образовались?

– Какой корень?

– Какую букву напишем в середине?

– Подберём однокоренные слова к слову лиса.

– От какого слова они образовались?

– Какой гласный ударный?

Запись слов на строчке.

Графически выделяем корень, ставим знак ударения и подчёркиваем буквы, которыми слова отличаются.

Работа в парах: запись слов из кроссворда: ведро, ромашка, ка­мыши.

Проверка орфографическим чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

 

 

ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

Рассказать монолог от лица лисы и сороки.

 

 

ΙΙΙ. Итог

– О какой трудности в написании слов узнали сегодня?

– С какими звуками и буквами может быть связана эта трудность?

– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?

– Что повторили?

– Что нового узнали?

– Какие умения формировали?

 

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обучение грамоте "Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. Обучение списыванию с печатного образца"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

  Организация учебно-воспитательного процесса  в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 356
    • DOCX 112.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шибанова Анна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шибанова Анна Евгеньевна
    Шибанова Анна Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 17957
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1472 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 311 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек