Филиал
МБОУ СОШ с углубленным изучением
отдельных
предметов с. Тербуны в с. Урицкое
Урок-путешествие с
элементами ролевой игры
Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию
Автор: Калмыкова Татьяна Алексеевна
учитель истории и обществознания
2014 г.
Тема урока: Выборы. Избирательное право.
Избирательный процесс.
Цель урока:
формирование основ политической культуры, гражданского самосознания,
представлений о возможностях участия в управлении делами государства посредством
выборов, как способе демократического формирования органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Задачи:
обучающие: раскрыть значение
выборов как важнейшего института демократии, способе участия граждан в
управлении государством, демократического формирования органов государственной
власти и органов местного самоуправления, показать отрицательные последствия
политической пассивности граждан;
развивающие: учить анализировать полученную
информацию, развивать навыки работы в группах, коммуникативную культуру
общения, учить отстаивать собственную точку зрения; умения грамотно вести
дискуссию, работать с различными источниками информации;
воспитательные: содействовать воспитанию чувства
гражданского долга, ответственности, патриотизма, уважения к правовым нормам
и ценностям, отражённым в Конституции РФ, формированию активной жизненной
позиции.
Оборудование: УМК
Кравченко А. И., Певцовой Е. А. Обществознание. Учебник для 9 класса. - М.:
« Русское слово – РС», 2013, опорная таблица,
текст Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ»
Основные понятия: выборы, избирательное право, активное и пассивное
избирательное право, референдум, избирательный процесс.
Форма проведения: урок – путешествие с элементами ролевой игры.
Время проведения: 2 часа.
Обучаемая аудитория: 9 класс.
Методы обучения:
частично-поисковый, исследовательский (анализ источников, проблемная
дискуссия).
Технологии обучения: развивающего обучения, ролевой игры, проблемного обучения.
Формы организации познавательной
деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Творческое название урока: «Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию».
План:
1. Выборы и их значение в жизни человека и
общества.
2. Принципы избирательного права.
3. Избирательный процесс. Стадии избирательного
процесса.
4. Ты – будущий избиратель.
На доске написаны эпиграфы к уроку.
«Неучастие в политике не освободит вас от
ее результатов» (О. Бисмарк)
«Часто человека подстерегает неудача не в
случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э. Сервус)
«Плохую власть выбирают хорошие люди,
которые не ходят на выборы» (У.Черчилль)
Учитель: Добрый
день, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы должны
отправиться в путешествие в удивительную страну.…(Неожиданно открывается
дверь и в класс вваливается взъерошенный, недовольно бурчащий себе под нос Фома
Неверующий).
Фома: Можно я у
Вас на уроке посижу, а то меня выставили за дверь, но в коридоре одному скучно.
То им моё поведение не нравиться. А что плохого я сделал? Подумаешь, не выучил
домашнюю работу, Аньке подножку подставил, да вылил клей Мишке в ранец. То их
мои ответы не устраивают. А что такого я сказал? Спросили: волнуюсь ли я за
судьбу родной страны? Ну, я честно и ответил: что я нервный что ли, волноваться
буду, мне хорошо, да и ладно! А меня за честность из класса выгнали. Да ещё
сказали, что я веду себя, как равнодушный обыватель. Надо у матери спросить,
что это хоть такое?
Учитель: Ну, что
ж, Фома, оставайся. Но только мы сейчас отправляемся в путешествие.
Фома: И я с вами!
Учитель: Хорошо.
Может наш урок пойдёт тебе на пользу, и ты поймёшь, что был не прав. Только
одно условие – внимательно слушай и не мешай ребятам.
Фома: Ну, ладно,
урок как-нибудь высижу, потерплю.
Станция
1. Выборы и их значение в жизни человека и общества.
Учитель: Вот и прекрасно! Итак,
ребята, мы сегодня с вами отправляемся в удивительную страну Гражданоляндию. В
этой стране действует основной закон страны – Конституция, высшей ценностью
которой, являются права человека и гражданина. В Гражданоляндии все равны
перед законом, её граждане наделены многочисленными правами, но они не только
пользуются правами, но и выполняют обязанности, у них развито чувство
гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей страны и её
будущее. Во всем сказанном вы убедитесь лично, во время нашего путешествия! Но,
для того, чтобы быстрее попасть в Гражданоляндию, вы должны внимательно
прослушать стихотворение Ю. Левитансквого и отгадать пароль, а именно:
- Какой проблеме посвящено данное стихотворение?
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Дети отвечают,
что стихотворение посвящено проблеме выбора).
- Что такое
выбор?
- Где и когда мы
сталкиваемся с ситуацией выбора?
- Чтобы принять верное решение в ситуациях
выбора, какими качествами должен обладать каждый из нас? (Предполагаемый вариант ответа: сила
воли, смелость, уважение к себе и другим, знания, ответственность…)
- Всегда ли
легко сделать свой выбор?
Учитель: Ребята, сейчас мы с
вами откроем тетради и запишем в них тему нашего путешествия «Выборы.
Избирательное право. Избирательный процесс» и самые главные ключевые слова
страны Гражданоляндии.
(Дети записывают в тетради тему урока и
списывают с доски основные понятия, учитель осуществляет подробный разбор
каждого из предложенных к рассмотрению терминов).
Выборы – форма
прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией
РФ, в целях формирования органов государственной власти, местного
самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;
Избирательное право – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также право
участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной
агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий,
включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в
других избирательных действиях.
Активное избирательное право - право
граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
Пассивное избирательное право – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум
– это всенародное голосование с целью выявления общественного мнения граждан
для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу
государственной или общественной жизни.
Учитель: Право выбора – неотъемлемый атрибут в
жизни человека, который предоставляет ему возможность действовать на свое
усмотрение, самому определять, как поступать в той или иной ситуации. Выбор,
который мы делаем ежедневно, часто касается обычных моментов личной жизни и не
всегда оказывает серьезное влияние на наше будущее. Сложнее сделать выбор,
когда речь идет не только о личном благополучии, а о благополучии и судьбе
нашей страны. Это уже выбор гражданина, который знает законы страны, свои
права и обязанности и в полной мере их использует и исполняет. Возможность
сделать свой выбор предоставляется всем гражданам, живущим в демократическом
государстве.
·
Вспомните, что такое демократия?
(учащиеся отвечают, что демократия – это
народовластие)
· Каким образом, граждане страны могут выражать свою власть? Приведите примеры из истории. (Учащиеся высказывают свое
мнение о голосовании, значимости выборов как демократического института,
приводят в качестве примера афинскую демократию).
Учитель: Вы правы,
ребята! Свободные выборы – одна из характерных особенностей демократического
государства; Выборы составляют основу представительной демократии и способ
реального участия граждан в осуществлении государственной власти. Это одна из
наиболее значимых ценностей современного общества. ( Раздаётся стук в дверь
и в класс входит почтальон).
Почтальон:
Здравствуйте, ребята! Вам пришла бандероль. Распишитесь, пожалуйста, в её
получении. (Прощаясь, выходит из класса).
Фома: Интересно, что
в ней может быть? Может, что-нибудь съедобное?
Учитель: Давайте
не будем гадать, а распечатаем и посмотрим. (Открывает бандероль). Ребята,
здесь письмо и подарок! (Читает письмо, достает Конституцию РФ, ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
РФ).
«Дорогие Школьники! Примите в дар самое
ценное, что есть в нашей стране, берегите эти подарки. Они помогут вам в
жизни и выручат всегда. Доверяя вам их в руки, надеемся на уважение и почтение
к столь драгоценным вещам. Настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с
избранными статьями данных подарков». Желаем удачи! С уважением жители
Гражданоляндии».
Учитель: Ребята,
сейчас мы выполним просьбу жителей Гражданоляндии и поработаем с выдержками
из документов.
(Дети работают в парах, изучают источники и
отвечают на вопросы).
Конституция
РФ. Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным
источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением
власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 32
1. Граждане РФ имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей.
2. Граждане РФ имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а
также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть
избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной
службе.
5. Граждане РФ имеют право участвовать в
отправлении правосудия.
Статья
81
1. Президент РФ избирается сроком на шесть
лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
2. Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан РФ»
«Демократические, свободные и периодические
выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также
референдум являются высшим непосредственным выражением власти народа»
Статья
4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
1.
Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет
право избирать, быть избранным депутатом представительного органа
муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении им 21 года, может быть избранным депутатом Государственной Думы РФ.
Гражданин РФ, который достигнет на день
голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и
проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях
по подготовке и проведению референдума.
2. Гражданин РФ имеет право избирать,
быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать, быть
избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом
недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вопросы к документам:
- Назовите единственный источник власти в РФ.
- Продолжите предложение «Высшим
непосредственным выражением власти народа являются…..»
- Каким образом граждане участвуют в
управлении государством?
- Что означает право избирать и быть
избранным?
- С какого возраста граждане РФ имеют право
принимать участия в выборах?
- Кто не имеет права участвовать в выборах?
- Кто может быть избран президентом?
- С какого возраста гражданин может быть
избран депутатом представительного органа муниципального образования?
Депутатом Государственной Думы?
- Что такое референдум? Кто может принимать
участие в референдуме?
- Кто не имеет права избирать и быть
избранным, участвовать в референдуме?
Станция 2. Принципы
избирательного права.
Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан РФ
Статья
3
Гражданин Российской Федерации
участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской
Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать
воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию
или неучастию в выборах…
- На каких принципах строится избирательное
право?
Эти принципы изложены в Конституции,
федеральных законах, законах субъектов РФ. (Работая с таблицей, учитель
называет принципы, а их содержание определяется ребятами в ходе эвристической
беседы)
Принципы
избирательного
права
|
Содержание принципов
|
Всеобщее
|
К выборам допускается все взрослое
население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.
|
Равное
|
Все избиратели и кандидаты участвуют в
выборах на равных основаниях
|
Прямое
|
Избиратели голосуют на выборах «за» или
«против» кандидата непосредственно и лично
|
Тайное
|
Исключается возможность какого-либо контроля
за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется закрытая кабина
для заполнения бюллетеня
|
Добровольность
|
Никто не вправе принуждать и влиять на
свободное волеизъявление
|
- Что означают принципы
всеобщего, равного и прямого голосования?
- Участие в выборах является добровольным или
обязательным для граждан РФ?
- Участие в выборах проходит при открытом или
тайном голосовании?
(Учащиеся отвечают, комментируя данную
схему).
Фома: Неужели эти
принципы соблюдаются на выборах? Что-то мне не верится? Да и как эти принципы
можно различить, ведь их столько много?
Учитель: Ребята,
давайте поможем Фоме разобраться в принципах избирательного права и решим
несколько задач. (Дети получают задачи, озвучивают их по ролям, находят
правильное решение)
Задача
1
На избирательный участок заходят водитель
грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой.
Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:
- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.
Председатель (с опаской):
- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!
- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой.
Домой заехать не успел. Сразу к Вам.
Водитель получает избирательный бюллетень,
быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.
К столу председателя подходит хорошо одетая
дама и приказным тоном говорит:
- Дайте мне два бюллетеня, я хочу
проголосовать два раза!
Председатель:
- У Вас нет такого права. Есть принцип «один
человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.
- У меня есть такое право! У меня дед и бабка
были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом
учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!
- Нет! Происхождение, должность и заслуги не
учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа
голосов, чем другим.
- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама
уходит, хлопнув дверью.
- Какие
избирательные принципы описаны в этом эпизоде и что они означают?
Задача
2
На избирательный участок заходит молодая
женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:
- Я хочу проголосовать за себя и за своего
мужа!
Председатель:
- Гражданка! Вы можете проголосовать только за
себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет,
тогда мы поедем к нему на дом.
- А зачем? Он очень сильно занят домашними
делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай
доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как
положено.
- Нет! Поймите правильно. Каждый избиратель
должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право.
Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.
- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина
голосует и уходит.
- Какой
избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
Задача
3
Избирательный участок. Неделя до выборов.
Входит женщина и обращается к председателю: - Через неделю выборы, а меня
завтра отправляют в командировку в Липецк на месяц. Я же не смогу здесь
проголосовать. Что делать?
Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у
Вас с собой?
- Да, да, конечно с собой.
Председатель заполняет открепительное
удостоверение и передаёт женщине:
- Вот Вам открепительное удостоверение. В Липецке
в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему
удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.
- Спасибо, всё поняла.
- Что нужно делать, если гражданин не
может проголосовать по месту жительства в день выборов?
Задача
4
Квартира. За столом сидит муж, обложившись
газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:
- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?
- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный
выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится!
А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит. В
конце концов дело это – добровольное…
- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома,
подожду результатов голосования.
- Как называется это явление в
избирательном праве и каковы его причины?
Задача
5
Возле избирательного участка стоит автомобиль,
в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло
кричит ему:
- Товарищ. Можно Вас?
Мужчина удивлённо:
- Меня?
- Да, да, Вас! Вы на выборы?
- Да.
- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?
- Да я сам толком не знаю.
Водитель, кладя руку на плечо пассажира:
- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за
этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Иванов, зовут Николай Иванович.
Коля, дай человеку сотню!
Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик
прячет валюту в карман:
- Да я за такую купюру за кого хочешь
проголосую.
- Посмотрим. Смотри не обмани!
- Как
называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?
(Обсуждение может быть завершено выводом о
том, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего, равного, прямого
избирательного права при тайном голосовании).
Учитель: Ребята, участие в выборах является важнейшим
правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Участие в выборах –
это проявление активной гражданской позиции и показатель высокой политической
культуры человека. Сделать выбор – значит взять на себя ответственность. От
нашего с вами выбора зависит, кому мы доверим свое будущее, будущее своей
страны.
Фома: Не верю я, в ваши сказки. Как будто голос какого-то избирателя что-то
решит. Вот, когда мне стукнет 18, я и не подумаю идти на выборы.
Выбирать – не выбирать?
Мне на выборы начхать!
Ну, а мне вот всё равно…
И мечтаю все равно …
В выходной я буду спать,
По закону, между прочим, отдыхать!
Я и сейчас могу поспать, надоело мне слушать
про ваши выборы! (Фома отвернулся и недовольно засопел).
Учитель: Ну, что
ж, ребята, не будем Фоме мешать. Пусть отдохнет, может ему интересный сон
приснится... А, мы с вами сейчас откроем «Книгу мудрых мыслей» и поиграем в
игру «Аннотация». Предлагаю вам обратиться к мудрым мыслям великих людей,
проанализировать их, работая в группах, и составить аннотацию к каждому
эпиграфу. (Класс делится на группы. Идет работа с эпиграфами к уроку и
другими высказываниями мыслителей. Учитель раздаёт детям тексты изречений, объявляет
игру «Аннотация», целью которой является изучение роли выборов и пагубного
влияния пассивной позиции граждан на выборах. Учащиеся читают эпиграфы,
комментируют их, выделяют главную мысль. Аннотация обсуждается вместе).
·
«Только способность
голосовать составляет квалификацию гражданина (И. Кант).
- «Управление государством зависит от
подбора мудрых людей» (Конфуций).
- «Выбирать себе правительство вправе лишь
тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего» ( Т. Джефферсон).
- «Неучастие в политике не освободит вас
от ее результатов» (О. Бисмарк)
- «Часто человека подстерегает неудача не
в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать»
(Э.Сервус)
- «Там, где заканчиваются ежегодные выборы,
начинается рабство». (Джон Адамс)
- «Цель любых выборов… прежде всего в том,
чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того,
чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью
для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». (Джеймс Мэдисон).
- «Плохую власть выбирают хорошие люди,
которые не ходят на выборы» ( У.Черчилль)
(Организация
учебной дискуссии. Учитель подводит итог
дискуссии, делает вывод о том выборы - являются важнейшим проявлением
демократии и играют очень важную роль в формировании органов управления
государством).
Учитель: Избирательное
право дало людям мощнейший канал влияния на принятие политических решений. Помимо
права избирать и быть избранным, существуют другие формы участия граждан в
политической жизни страны:
-участие в политических и общественных
движениях;
-участие в собраниях, митингах, демонстрациях;
-членство в политической организации;
-обращение в парламент и местные
законодательные органы власти с предложениями и проектами;
- обращение в суд за помощью;
Ребята, а французский писатель А. Моруа
называл еще одну форму участия граждан в политике. Давайте мы с ней тоже познакомимся
и ответим на поставленные вопросы).
(Дети работают с источником, отвечают на
вопросы, высказывают собственную точку зрения).
О
политической культуре.
Равнодушие к политике — тоже одна из
форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной
город, на родную страну, на весь мир». Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной
выгоды и интересы минуты. От политики
зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с
«дохлой» собакой, которая, то плывет по течению, то кружится на месте в
стоячей воде. (А. Моруа, французский
писатель).
- Согласны ли вы с
мнением писателя о том, что равнодушие к политике
является одной из форм политической
деятельности?
- Как вы понимаете сравнение равнодушного к политике человека с «дохлой» собакой?
- Разделяете ли
вы критику писателя?
Почему?
Учитель: Ребята, после всего сказанного, я попрошу вас ответить на вопрос: Для
чего необходимо идти на выборы и голосовать? (Дети отвечают, что голосовать необходимо,
так как это):
1. Важнейшее право
и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность непосредственного участия граждан
в управлении государством;
3. Способ формирования органов власти с учетом
мнения большинства;
4. Возможность избежать
неблагоприятных последствий для государства в целом.
5. Разработка
политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат
различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие из
этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах.
Станция
3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса
Учитель (обобщает
ответы детей) Итак, мы пришли к выводу, что выборы – большая
ответственность и гражданский долг. Ребята, скоро вы достигнете того
возраста, когда можно стать избирателем. Для того, чтобы принимать участие в
выборах, стать избирателем, нужно ориентироваться в этом вопросе. Для этого мы
с вами сейчас отправляемся в виртуальную экскурсию, где познакомимся с избирательным
процессом и его стадиями.
(Учитель знакомит детей с понятиями, объясняет их значение, знакомит со
стадиями избирательного процесса)
Избирательный процесс – это урегулированные законом процедуры совершения тех
или иных избирательных действий: назначение выборов, составление списков
избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрация, определение результатов
голосования и др.
Стадии избирательного процесса — это порядок избирательных действий, характеризующих тот или иной
этап проведения выборов. К таким стадиям относятся:
·
назначение выборов
·
составление списков избирателей
·
организация избирательных округов и избирательных
участков
·
формирование избирательных комиссий
·
выдвижение и регистрация кандидатов
·
предвыборная агитация
·
голосование
·
подсчет голосов и установление результатов выборов
Учитель: Ребята,
таким образом, мы с вами видим, что участие в выборах – право гражданина РФ.
Важно использовать это право, чтобы ты сам решал, кто от твоего имени будет
управлять страной. Избиратель выбирает будущее своей страны! Вспомните о
знаменитых словах У. Черчилля.
«Плохую власть выбирают хорошие люди,
которые не ходят на выборы».
Фома: (испуганно вскрикивая) Ой – ой - ой! Я всё понял, я тоже обязательно
пойду на выборы!
Учитель: Фома, что же ты так кричишь? Всех нас перепугал!
Фома: Понимаете, я немножко задремал на уроке и мне приснился сон, очень
страшный сон (Фома начинает читать вслух стихотворение «Сон Фомы»)
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе, нигде никому –
Не верил упрямый Фома ничему.
"Неправда,- не верит Фома,- это ложь..."
И прямо по лужам идет без калош.
Однажды приснился упрямому сон,
Как будто на выборы он не пошёл.
С небес депутатское солнце печет,
Река под названием Прибыль течет.
"Неправда",- друзьям отвечает Фома.
Трусы и рубашка лежат на песке.
Упрямец плывет по опасной реке.
Но слышен ребятам знакомый ответ:
"Прошу не учить, Мне 14 лет!"
Уже олигарх у Фомы за спиной,
Уже олигарх поперхнулся Фомой;
Из пасти у зверя торчит голова.
До берега ветер доносит слова:
"Непра... Я не ве..."
Проснулся Фома, ничего не поймет,
На выборы точно теперь он пойдёт.
Фома: Я понял,
почему меня выгнали с урока, почему со мной не хотят дружить ребята, почему меня
назвали равнодушным обывателем. Потому, что я жил, как эгоист, никого и ничего
не замечая вокруг. У меня и фамилия такая же плохая, как и я сам.
Учитель:
Успокойся, пожалуйста, Фома! Совсем неважно, какая у тебя фамилия. Главное
то, что ты всё понял и осознал. И ещё не поздно всё исправить!
Фома: Правильно! Я
именно так и сделаю. Сейчас же побегу извинюсь перед Лидией Андреевной, Аней и
Мишей. А ещё, обещаю, что с этого дня я буду вести себя, как настоящий
гражданин! Я постараюсь измениться в лучшую сторону. А, когда мне исполнится
18 лет, я обязательно воспользуюсь избирательным правом. А, что происходит,
если гражданин не участвует в голосовании?
Учитель: К сожалению,
не все граждане пользуются своим избирательным правом. Почему так происходит?
Наверное, потому, что они предпочитают остаться в стороне, живут по принципу
«Моя хата с краю». В соответствии с новым законом
порог явки был отменен. Выборы считаются состоявшимися при любом числе их
участников. Гражданин-избиратель, не участвующий в выборах, практически
передоверяет свое право определять будущее своей страны и свое собственное
другим, пришедшим на выборы. При этом, чем меньше людей принимает участия в
выборах, тем ниже уровень представительства интересов избирателей.
Станция 4. Ты –
будущий избиратель.
Учитель: Ребята,
к сожалению, наше путешествие в удивительную страну Гражданоляндию подходит к
концу. Предлагаю вам вспомнить все то, с чем вы познакомились во время
путешествия.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины
«Избирательное право»
1. Избирать это право или обязанность?
2. Кто в соответствии с законом имеет право
избирать?
3. Какие категории граждан России лишены права
участвовать в выборах и почему?
4. С какого возраста гражданин может быть
избран депутатом Государственной Думы, депутатом представительного органа
местного самоуправления, Президентом?
5. Что такое референдум и чем он отличается от
выборов?
6. Какие принципы лежат в основе избирательной
системы?
7. Назовите стадии избирательного процесса.
(После викторины с учащимися проводиться
игра « Я знаю три», в которой дети по - очереди должны назвать 3 формы
участия в политической жизни страны, 3 принципа избирательного права, 3 возраста,
с которого можно стать депутатом, Президентом, 3 негативных последствия
неучастия в выборах, 3 стадии избирательного процесса и. т. д. Повторяться
нельзя.)
Учитель: Молодцы!
А теперь проведем с вами небольшое интервью. Я выступлю в роли журналиста.
Попробуйте честно ответить на вопросы теста «Я – будущий избиратель», выбрав
подходящий ответ.
1. Если ваш
лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента,
который нравится ему, то:
а) сделаю, что
просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2. Если Вам
предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не
знаю, как поступить; в) не продам.
3. Если в день
выборов Президента у меня появиться шанс отдохнуть с ночевкой у реки в отличной
компании, то:
а) не проголосую;
б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы
узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались в гости и не
намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не
знаю, как поступить; в) напомню им об ответственности за судьбу страны.
5. Если один из
кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы
ежегодные бесплатные поездки за границу на протяжении всего срока его президентства,
то:
а) проголосую за
него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из
кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду,
то:
а) проголосую за
него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из
кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все
неприятности», то:
а) проголосую за
него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из
кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные операции для
расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за
него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ
ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,
то печальной может
быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы
абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения
многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу
реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).
Во–первых: Вы
помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего
кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на
способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во – вторых:
Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто
не появляется
из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких,
как Вы у
нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В
ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,
то Вы не многим
отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и
думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (с
меня и спроса нет!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ
ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,
то все в порядке:
страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Задумайтесь над
результатами!
Учитель: (читает
стихотворение)
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
Гражданином будь активным,
Не ленивым, не пассивным.
Вам ведь жить, и вам решать,
Кому законы принимать.
Голосуй за право жить,
Голосуй за право быть,
Голосуй за жизнь на свете
За себя мы все в ответе!
Ребята, вы - наше будущее! Будьте собой,
активно участвуйте в выборах, сами определяйте свое будущее, не позволяйте другим
делать выбор за вас!
И, пусть притча «Тщательно выбирайте галеру»,
станет вашим путеводителем в мире политики (Дети получают на память об
уроке притчу)
Притча
«Тщательно выбирайте галеру»
Отправляя учеников на обучение в город
Александрию, старый учитель собрал их в саду Академии и сказал:
- Вы отправляетесь в Египет, чтобы
продолжить там своё обучение. Вам предстоит ещё многое познать и увидеть. Я
хочу благословить ваш дальний путь и дать вам своё последнее наставление.
Все вы знаете, что путешествующие по морю не
числятся ни среди живых, ни среди мёртвых. Это опасный путь, и чтобы
максимально себя обезопасить во время путешествия, вам надо тщательно выбрать
галеру, на которой вы отправитесь в плаванье. Поэтому, когда вы прибудете в
афинский порт, обойдите все галеры, следующие в Египет, и выберите из них
лучшую, исходя из трёх критериев.
Первое, на что обратите своё внимание
— это на состояние днища судна. Как знатный человек с годами обрастает подхалимами,
приспособленцами, алчностью и гордыней, так и корпус галеры обрастает пиявками,
водорослями и кораллами. И эти наросты значительно замедляют ход и
маневренность судна. А в открытом море, как вы знаете, скорость и способность
маневрировать значат очень многое.
Второе — обратите внимание на стропы и
паруса, они должны быть в отличном состоянии и в меру натянуты. Это, как наше
тело, которое, чем бы мы ни занимались, должно быть в хорошей физической форме,
и тогда и мысль будет быстрой, и душевное состояние уравновешенным.
И третье — присмотритесь к капитану и
его команде. Слажены ли их действия? Есть ли задор и усердие у команды?
Спросите, как моряки относятся к своему капиталу: уважают, боятся, или просто
терпят? Это важно, ибо нельзя успешно управлять галерой, если он не способен
собрать умелую команду, её вдохновить, мотивировать и организовать. В море от
слаженных действий капитана и его команды зависит судьба всех, кто на борту.
Поэтому, мои дорогие ученики, если вам дорога ваша жизнь, тщательно выбирайте
галеру, и тогда боги всегда будут с вами.
Список используемой литературы:
1.
Никитин А. Ф. Правоведение. - М.: Просвещение,
2004.
2.
Никитин А. Ф. Обществознание. - М.: «Дрофа», 2005.
3.
Право в школе. - 2009. - № 3,4.
4.
«Голосуя сегодня - вы голосуете за мое завтра».
Вестник Избирательной комиссии. О проведении деловой игры «Выборы» среди
школьников – Хабаровск: Риотип. 2006.
5.
Конституция Российской Федерации.
6.
Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 – 11
классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / Т.А. Корнева. М.: Глобус,
2008.
7.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание:
Учебник для 9 класса. М.: Русское слово. 2007.
8.
Правовое воспитание 9 – 11 классы. / сост. В. В.
Гордеева. Волгоград, 2007.
9.
Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию:
элективный курс / Авт.-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007.
10.
Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. М.: Глобус, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.