Главная / Обществознание / Урок обществознания в 9 классе по избирательному праву "Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию"

Урок обществознания в 9 классе по избирательному праву "Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию"

Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое







Урок-путешествие с элементами ролевой игры







Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию














Автор: Калмыкова Татьяна Алексеевна

учитель истории и обществознания









2014 г.

Тема урока: Выборы. Избирательное право. Избирательный процесс.

Цель урока: формирование основ политической культуры, гражданского самосознания, представлений о возможностях участия в управлении делами государства посредством выборов, как способе демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Задачи:

обучающие: раскрыть значение выборов как важнейшего института демократии, способе участия граждан в управлении государством, демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, показать отрицательные последствия политической пассивности граждан;

развивающие: учить анализировать полученную информацию, развивать навыки работы в группах, коммуникативную культуру общения, учить отстаивать собственную точку зрения; умения грамотно вести дискуссию, работать с различными источниками информации;

воспитательные: содействовать воспитанию чувства гражданского долга, ответственности, патриотизма, уважения к правовым нормам и ценностям, отражённым в Конституции РФ, формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: УМК Кравченко А. И., Певцовой Е. А. Обществознание. Учебник для 9 класса. - М.:

« Русское слово – РС», 2013, опорная таблица, текст Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»


Основные понятия: выборы, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, референдум, избирательный процесс.


Форма проведения: урок – путешествие с элементами ролевой игры.


Время проведения: 2 часа.


Обучаемая аудитория: 9 класс.


Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (анализ источников, проблемная дискуссия).


Технологии обучения: развивающего обучения, ролевой игры, проблемного обучения.


Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.


Творческое название урока: «Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию».


План:

  1. Выборы и их значение в жизни человека и общества.

  2. Принципы избирательного права.

  3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса.

  4. Ты – будущий избиратель.

На доске написаны эпиграфы к уроку.

«Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Бисмарк)


«Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э. Сервус)


«Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» (У.Черчилль)


Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы должны отправиться в путешествие в удивительную страну.…(Неожиданно открывается дверь и в класс вваливается взъерошенный, недовольно бурчащий себе под нос Фома Неверующий).

Фома: Можно я у Вас на уроке посижу, а то меня выставили за дверь, но в коридоре одному скучно. То им моё поведение не нравиться. А что плохого я сделал? Подумаешь, не выучил домашнюю работу, Аньке подножку подставил, да вылил клей Мишке в ранец. То их мои ответы не устраивают. А что такого я сказал? Спросили: волнуюсь ли я за судьбу родной страны? Ну, я честно и ответил: что я нервный что ли, волноваться буду, мне хорошо, да и ладно! А меня за честность из класса выгнали. Да ещё сказали, что я веду себя, как равнодушный обыватель. Надо у матери спросить, что это хоть такое?

Учитель: Ну, что ж, Фома, оставайся. Но только мы сейчас отправляемся в путешествие.

Фома: И я с вами!

Учитель: Хорошо. Может наш урок пойдёт тебе на пользу, и ты поймёшь, что был не прав. Только одно условие – внимательно слушай и не мешай ребятам.

Фома: Ну, ладно, урок как-нибудь высижу, потерплю.

Станция 1. Выборы и их значение в жизни человека и общества.

Учитель: Вот и прекрасно! Итак, ребята, мы сегодня с вами отправляемся в удивительную страну Гражданоляндию. В этой стране действует основной закон страны – Конституция, высшей ценностью которой, являются права человека и гражданина. В Гражданоляндии все равны перед законом, её граждане наделены многочисленными правами, но они не только пользуются правами, но и выполняют обязанности, у них развито чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей страны и её будущее. Во всем сказанном вы убедитесь лично, во время нашего путешествия! Но, для того, чтобы быстрее попасть в Гражданоляндию, вы должны внимательно прослушать стихотворение Ю. Левитансквого и отгадать пароль, а именно:

  • Какой проблеме посвящено данное стихотворение?

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Дети отвечают, что стихотворение посвящено проблеме выбора).

  • Что такое выбор?

  • Где и когда мы сталкиваемся с ситуацией выбора?

  • Чтобы принять верное решение в ситуациях выбора, какими качествами должен обладать каждый из нас? (Предполагаемый вариант ответа: сила воли, смелость, уважение к себе и другим, знания, ответственность…)

  • Всегда ли легко сделать свой выбор?

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами откроем тетради и запишем в них тему нашего путешествия «Выборы. Избирательное право. Избирательный процесс» и самые главные ключевые слова страны Гражданоляндии.

(Дети записывают в тетради тему урока и списывают с доски основные понятия, учитель осуществляет подробный разбор каждого из предложенных к рассмотрению терминов).

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, в целях формирования органов государственной власти, местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

Избирательное право – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

Активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум – это всенародное голосование с целью выявления общественного мнения граждан для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу государственной или общественной жизни.

Учитель: Право выбора – неотъемлемый атрибут в жизни человека, который предоставляет ему возможность действовать на свое усмотрение, самому определять, как поступать в той или иной ситуации. Выбор, который мы делаем ежедневно, часто касается обычных моментов личной жизни и не всегда оказывает серьезное влияние на наше будущее. Сложнее сделать выбор, когда речь идет не только о личном благополучии, а о благополучии и судьбе нашей страны. Это уже выбор гражданина, который знает законы страны, свои права и обязанности и в полной мере их использует и исполняет. Возможность сделать свой выбор предоставляется всем гражданам, живущим в демократическом государстве.

  • Вспомните, что такое демократия?

(учащиеся отвечают, что демократия – это народовластие)

  • Каким образом, граждане страны могут выражать свою власть? Приведите примеры из истории. (Учащиеся высказывают свое мнение о голосовании, значимости выборов как демократического института, приводят в качестве примера афинскую демократию).

Учитель: Вы правы, ребята! Свободные выборы – одна из характерных особенностей демократического государства; Выборы составляют основу представительной демократии и способ реального участия граждан в осуществлении государственной власти. Это одна из наиболее значимых ценностей современного общества. ( Раздаётся стук в дверь и в класс входит почтальон).

Почтальон: Здравствуйте, ребята! Вам пришла бандероль. Распишитесь, пожалуйста, в её получении. (Прощаясь, выходит из класса).

Фома: Интересно, что в ней может быть? Может, что-нибудь съедобное?

Учитель: Давайте не будем гадать, а распечатаем и посмотрим. (Открывает бандероль). Ребята, здесь письмо и подарок! (Читает письмо, достает Конституцию РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ).

«Дорогие Школьники! Примите в дар самое ценное, что есть в нашей стране, берегите эти подарки. Они помогут вам в жизни и выручат всегда. Доверяя вам их в руки, надеемся на уважение и почтение к столь драгоценным вещам. Настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с избранными статьями данных подарков». Желаем удачи! С уважением жители Гражданоляндии».

Учитель: Ребята, сейчас мы выполним просьбу жителей Гражданоляндии и поработаем с выдержками из документов.

(Дети работают в парах, изучают источники и отвечают на вопросы).

Конституция РФ. Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 32
1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.


Статья 81

1. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.


Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

«Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением власти народа»

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

  1. Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении им 21 года, может быть избранным депутатом Государственной Думы РФ.

Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.


2. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Вопросы к документам:

  • Назовите единственный источник власти в РФ.

  • Продолжите предложение «Высшим непосредственным выражением власти народа являются…..»

  • Каким образом граждане участвуют в управлении государством?

  • Что означает право избирать и быть избранным?

  • С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?

  • Кто не имеет права участвовать в выборах?

  • Кто может быть избран президентом?

  • С какого возраста гражданин может быть избран депутатом представительного органа муниципального образования? Депутатом Государственной Думы?

  • Что такое референдум? Кто может принимать участие в референдуме?

  • Кто не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в референдуме?


Станция 2. Принципы избирательного права.


Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

Статья 3

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

  • На каких принципах строится избирательное право?

Эти принципы изложены в Конституции, федеральных законах, законах субъектов РФ. (Работая с таблицей, учитель называет принципы, а их содержание определяется ребятами в ходе эвристической беседы)

Принципы

избирательного

права


Содержание принципов


Всеобщее

К выборам допускается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.

Равное

Все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях


Прямое

Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидата непосредственно и лично



Тайное

Исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется закрытая кабина для заполнения бюллетеня

Добровольность

Никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеизъявление


  • Что означают принципы всеобщего, равного и прямого голосования?

  • Участие в выборах является добровольным или обязательным для граждан РФ?

  • Участие в выборах проходит при открытом или тайном голосовании?

(Учащиеся отвечают, комментируя данную схему).

Фома: Неужели эти принципы соблюдаются на выборах? Что-то мне не верится? Да и как эти принципы можно различить, ведь их столько много?

Учитель: Ребята, давайте поможем Фоме разобраться в принципах избирательного права и решим несколько задач. (Дети получают задачи, озвучивают их по ролям, находят правильное решение)

Задача 1

На избирательный участок заходят водитель грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой. Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:

- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.

Председатель (с опаской):

- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!

- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой. Домой заехать не успел. Сразу к Вам.

Водитель получает избирательный бюллетень, быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.

К столу председателя подходит хорошо одетая дама и приказным тоном говорит:

- Дайте мне два бюллетеня, я хочу проголосовать два раза!

Председатель:

- У Вас нет такого права. Есть принцип «один человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.

- У меня есть такое право! У меня дед и бабка были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!

- Нет! Происхождение, должность и заслуги не учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа голосов, чем другим.

- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама уходит, хлопнув дверью.

  • Какие избирательные принципы описаны в этом эпизоде и что они означают?


Задача 2

На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:

- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!

Председатель:

- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.

- А зачем? Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.

- Нет! Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.

- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.

  • Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?


Задача 3

Избирательный участок. Неделя до выборов. Входит женщина и обращается к председателю: - Через неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Липецк на месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать?

Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой?

- Да, да, конечно с собой.

Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт женщине:

- Вот Вам открепительное удостоверение. В Липецке в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.

- Спасибо, всё поняла.

  • Что нужно делать, если гражданин не может проголосовать по месту жительства в день выборов?


Задача 4

Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:

- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?

- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит. В конце концов дело это – добровольное…

- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.

  • Как называется это явление в избирательном праве и каковы его причины?


Задача 5

Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:

- Товарищ. Можно Вас?

Мужчина удивлённо:

- Меня?

- Да, да, Вас! Вы на выборы?

- Да.

- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?

- Да я сам толком не знаю.

Водитель, кладя руку на плечо пассажира:

- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Иванов, зовут Николай Иванович. Коля, дай человеку сотню!

Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман:

- Да я за такую купюру за кого хочешь проголосую.

- Посмотрим. Смотри не обмани!

  • Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?

(Обсуждение может быть завершено выводом о том, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании).

Учитель: Ребята, участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Участие в выборах – это проявление активной гражданской позиции и показатель высокой политической культуры человека. Сделать выбор – значит взять на себя ответственность. От нашего с вами выбора зависит, кому мы доверим свое будущее, будущее своей страны.

Фома: Не верю я, в ваши сказки. Как будто голос какого-то избирателя что-то решит. Вот, когда мне стукнет 18, я и не подумаю идти на выборы.

Выбирать – не выбирать?

Мне на выборы начхать!

Ну, а мне вот всё равно…

И мечтаю все равно …

В выходной я буду спать,

По закону, между прочим, отдыхать!

Я и сейчас могу поспать, надоело мне слушать про ваши выборы! (Фома отвернулся и недовольно засопел).

Учитель: Ну, что ж, ребята, не будем Фоме мешать. Пусть отдохнет, может ему интересный сон приснится... А, мы с вами сейчас откроем «Книгу мудрых мыслей» и поиграем в игру «Аннотация». Предлагаю вам обратиться к мудрым мыслям великих людей, проанализировать их, работая в группах, и составить аннотацию к каждому эпиграфу. (Класс делится на группы. Идет работа с эпиграфами к уроку и другими высказываниями мыслителей. Учитель раздаёт детям тексты изречений, объявляет игру «Аннотация», целью которой является изучение роли выборов и пагубного влияния пассивной позиции граждан на выборах. Учащиеся читают эпиграфы, комментируют их, выделяют главную мысль. Аннотация обсуждается вместе).

  • «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина (И. Кант).

  • «Управление государством зависит от подбора мудрых людей» (Конфуций).

  • «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего» ( Т. Джефферсон).

  • «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Бисмарк)

  • «Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э.Сервус)

  • «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». (Джон Адамс)

  • «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». (Джеймс Мэдисон).

  • «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» ( У.Черчилль)

(Организация учебной дискуссии. Учитель подводит итог дискуссии, делает вывод о том выборы - являются важнейшим проявлением демократии и играют очень важную роль в формировании органов управления государством).


Учитель: Избирательное право дало людям мощнейший канал влияния на принятие политических решений. Помимо права избирать и быть избранным, существуют другие формы участия граждан в политической жизни страны:

-участие в политических и общественных движениях;

-участие в собраниях, митингах, демонстрациях;

-членство в политической организации;

-обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами;

- обращение в суд за помощью;

Ребята, а французский писатель А. Моруа называл еще одну форму участия граждан в политике. Давайте мы с ней тоже познакомимся и ответим на поставленные вопросы).

(Дети работают с источником, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения).

О политической культуре.

Равнодушие к политике — тоже одна из форм по­литической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на род­ной город, на родную страну, на весь мир». Такой че­ловек мелко плавает и на первое место ставит сооб­ражения личной выгоды и интересы минуты. От по­литики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертво­вать своим благополучием. Его можно сравнить с «дохлой» собакой, которая, то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде. (А. Моруа, фран­цузский писатель).

  • Согласны ли вы с мнением писателя о том, что равнодушие к политике является одной из форм политической деятельности?

  • Как вы понимаете сравнение равнодушного к политике человека с «дохлой» собакой?

  • Разделяете ли вы критику писате­ля? Почему?


Учитель: Ребята, после всего сказанного, я попрошу вас ответить на вопрос: Для чего необходимо идти на выборы и голосовать? (Дети отвечают, что голосовать необходимо, так как это):

1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.

2. Возможность непосредственного участия граждан в управлении государством;

3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства;

4. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие из этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах.


Станция 3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса

Учитель (обобщает ответы детей) Итак, мы пришли к выводу, что выборы – большая ответственность и гражданский долг. Ребята, скоро вы до­стигнете того возраста, когда можно стать из­бирателем. Для того, чтобы принимать уча­стие в выборах, стать избирателем, нужно ориентироваться в этом вопросе. Для этого мы с вами сейчас отправляемся в виртуальную экскурсию, где познакомимся с избирательным процессом и его стадиями.
(Учитель знакомит детей с понятиями, объясняет их значение, знакомит со стадиями избирательного процесса)

Избирательный процесс – это урегулированные законом процедуры совершения тех или иных избирательных действий: назначение выборов, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрация, определение результатов голосования и др.


Стадии избирательного процесса — это порядок избирательных действий, характеризующих тот или иной этап проведения выборов. К таким стадиям относятся:

  • назначение выборов

  • составление списков избирателей

  • организация избирательных округов и избирательных участков

  • формирование избирательных комиссий

  • выдвижение и регистрация кандидатов

  • предвыборная агитация

  • голосование

  • подсчет голосов и установление результатов выборов

Учитель: Ребята, таким образом, мы с вами видим, что участие в выборах – право гражданина РФ. Важно использовать это право, чтобы ты сам решал, кто от твоего имени будет управлять страной. Избиратель выбирает будущее своей страны! Вспомните о знаменитых словах У. Черчилля.

«Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы».

Фома: (испуганно вскрикивая) Ой – ой - ой! Я всё понял, я тоже обязательно пойду на выборы!

Учитель: Фома, что же ты так кричишь? Всех нас перепугал!

Фома: Понимаете, я немножко задремал на уроке и мне приснился сон, очень страшный сон (Фома начинает читать вслух стихотворение «Сон Фомы»)

В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе, нигде никому –

Не верил упрямый Фома ничему.
В политике слякоть, и дождик, и град.
- На выборы надо идти,- говорят.
"Неправда,- не верит Фома,- это ложь..."

И прямо по лужам идет без калош.
Однажды приснился упрямому сон,

Как будто на выборы он не пошёл.
С небес депутатское солнце печет,

Река под названием Прибыль течет.
Подходит к реке активистов отряд.

Ребята Фоме у реки говорят:
"Купаться нельзя: олигархов в ней тьма".
"Неправда",- друзьям отвечает Фома.
Трусы и рубашка лежат на песке.

Упрямец плывет по опасной реке.
Близка олигархова хищная пасть. "
Спасайся, несчастный, ты можешь пропасть!"
Но слышен ребятам знакомый ответ:
"Прошу не учить, Мне 14 лет!"
Уже олигарх у Фомы за спиной,

Уже олигарх поперхнулся Фомой;
Из пасти у зверя торчит голова.

До берега ветер доносит слова:
"Непра... Я не ве..." Олигарх тут вздохнул.

И сытый в зеленую воду нырнул.
Трусы и рубашка лежат на песке.

Никто не плывет по опасной реке.
Проснулся Фома, ничего не поймет,

На выборы точно теперь он пойдёт.

Фома: Я понял, почему меня выгнали с урока, почему со мной не хотят дружить ребята, почему меня назвали равнодушным обывателем. Потому, что я жил, как эгоист, никого и ничего не замечая вокруг. У меня и фамилия такая же плохая, как и я сам.

Учитель: Успокойся, пожалуйста, Фома! Совсем неважно, какая у тебя фамилия. Главное то, что ты всё понял и осознал. И ещё не поздно всё исправить!

Фома: Правильно! Я именно так и сделаю. Сейчас же побегу извинюсь перед Лидией Андреевной, Аней и Мишей. А ещё, обещаю, что с этого дня я буду вести себя, как настоящий гражданин! Я постараюсь измениться в лучшую сторону. А, когда мне исполнится 18 лет, я обязательно воспользуюсь избирательным правом. А, что происходит, если гражданин не участвует в голосовании?

Учитель: К сожалению, не все граждане пользуются своим избирательным правом. Почему так происходит? Наверное, потому, что они предпочитают остаться в стороне, живут по принципу «Моя хата с краю». В соответствии с новым законом порог явки был отменен. Выборы считаются состоявшимися при любом числе их участников. Гражданин-избиратель, не участвующий в выборах, практически передоверяет свое право определять будущее своей страны и свое собственное другим, пришедшим на выборы. При этом, чем меньше людей принимает участия в выборах, тем ниже уровень представительства интересов избирателей.

Станция 4. Ты – будущий избиратель.

Учитель: Ребята, к сожалению, наше путешествие в удивительную страну Гражданоляндию подходит к концу. Предлагаю вам вспомнить все то, с чем вы познакомились во время путешествия.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины «Избирательное право»

1. Избирать это право или обязанность?

2. Кто в соответствии с законом имеет право избирать?

3. Какие категории граждан России лишены права участвовать в выборах и почему?

4. С какого возраста гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, Президентом?

5. Что такое референдум и чем он отличается от выборов?

6. Какие принципы лежат в основе избирательной системы?

7. Назовите стадии избирательного процесса.

(После викторины с учащимися проводиться игра « Я знаю три», в которой дети по - очереди должны назвать 3 формы участия в политической жизни страны, 3 принципа избирательного права, 3 возраста, с которого можно стать депутатом, Президентом, 3 негативных последствия неучастия в выборах, 3 стадии избирательного процесса и. т. д. Повторяться нельзя.)


Учитель: Молодцы! А теперь проведем с вами небольшое интервью. Я выступлю в роли журналиста. Попробуйте честно ответить на вопросы теста «Я – будущий избиратель», выбрав подходящий ответ.

1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.


2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.


3. Если в день выборов Президента у меня появиться шанс отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.


4. Если вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались в гости и не намерены голосовать, то:

а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) напомню им об ответственности за судьбу страны.


5. Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.


6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.


7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.


8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные операции для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.


ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,

то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто

не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких,

как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,

то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (с меня и спроса нет!).

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,

то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Задумайтесь над результатами!


Учитель: (читает стихотворение)

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждёт от вас страна.

Гражданином будь активным,

Не ленивым, не пассивным.

Вам ведь жить, и вам решать,

Кому законы принимать.

Голосуй за право жить,

Голосуй за право быть,

Голосуй за жизнь на свете

За себя мы все в ответе!


Ребята, вы - наше будущее! Будьте собой, активно участвуйте в выборах, сами определяйте свое будущее, не позволяйте другим делать выбор за вас!

И, пусть притча «Тщательно выбирайте галеру», станет вашим путеводителем в мире политики (Дети получают на память об уроке притчу)


Притча «Тщательно выбирайте галеру»

Отправляя учеников на обучение в город Александрию, старый учитель собрал их в саду Академии и сказал:

- Вы отправляетесь в Египет, чтобы продолжить там своё обучение. Вам предстоит ещё многое познать и увидеть. Я хочу благословить ваш дальний путь и дать вам своё последнее наставление.

Все вы знаете, что путешествующие по морю не числятся ни среди живых, ни среди мёртвых. Это опасный путь, и чтобы максимально себя обезопасить во время путешествия, вам надо тщательно выбрать галеру, на которой вы отправитесь в плаванье. Поэтому, когда вы прибудете в афинский порт, обойдите все галеры, следующие в Египет, и выберите из них лучшую, исходя из трёх критериев.

Первое, на что обратите своё внимание — это на состояние днища судна. Как знатный человек с годами обрастает подхалимами, приспособленцами, алчностью и гордыней, так и корпус галеры обрастает пиявками, водорослями и кораллами. И эти наросты значительно замедляют ход и маневренность судна. А в открытом море, как вы знаете, скорость и способность маневрировать значат очень многое.

Второе — обратите внимание на стропы и паруса, они должны быть в отличном состоянии и в меру натянуты. Это, как наше тело, которое, чем бы мы ни занимались, должно быть в хорошей физической форме, и тогда и мысль будет быстрой, и душевное состояние уравновешенным.

И третье — присмотритесь к капитану и его команде. Слажены ли их действия? Есть ли задор и усердие у команды? Спросите, как моряки относятся к своему капиталу: уважают, боятся, или просто терпят? Это важно, ибо нельзя успешно управлять галерой, если он не способен собрать умелую команду, её вдохновить, мотивировать и организовать. В море от слаженных действий капитана и его команды зависит судьба всех, кто на борту. Поэтому, мои дорогие ученики, если вам дорога ваша жизнь, тщательно выбирайте галеру, и тогда боги всегда будут с вами.


Список используемой литературы:

  1. Никитин А. Ф. Правоведение. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Никитин А. Ф. Обществознание. - М.: «Дрофа», 2005.

  3. Право в школе. - 2009. - № 3,4.

  4. «Голосуя сегодня - вы голосуете за мое завтра». Вестник Избирательной комиссии. О проведении деловой игры «Выборы» среди школьников – Хабаровск: Риотип. 2006.

  5. Конституция Российской Федерации.

  6. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 – 11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / Т.А. Корнева. М.: Глобус, 2008.

  7. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса. М.: Русское слово. 2007.

  8. Правовое воспитание 9 – 11 классы. / сост. В. В. Гордеева. Волгоград, 2007.

  9. Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс / Авт.-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007.

  10. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: Глобус, 2008.

Урок обществознания в 9 классе по избирательному праву "Путешествие Фомы Неверующего в страну Гражданоляндию"
  • Обществознание
Описание:

Во время урока учитель с детьми силой фантазии перенеслись в удивительную страну Гражданоляндию, где

дети, благодаря технологиям ролевой игры и проблемного обучения, познакомились с избирательным правом и

его видами, избирательным процессом и его стадиями, сделали вывод о значении выборов, как главного

института демократического общества. На протяжении всего урока отрицательный персонаж Фома Неверующий

своими провокационными вопросами и действиями, мотивировал учащихся к  проблемному исследованию и

продуктивной деятельности.  Учащиеся, в ходе исследования, при работе с различными источниками, выясняли

возможности участия граждан в управлении государством и органов местного самоуправления. На уроке были

использованы разнообразные виды и формы работы: виртуальная экскурсия, игры "Аннотация", "Я знаю три",

викторина, тест "Я -будущий избиратель", притча "Тщательно выбирайте галеру" и др.

 

Автор Калмыкова Татьяна Алексеевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1406
Номер материала 5265
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓