Главная / Обществознание / урок обществознания в 7 классе по теме " Мы и они"

урок обществознания в 7 классе по теме " Мы и они"

Тема : « Мы» и « они».

Цели урока:

Знать: термины и понятия « мы», « они», «я», «свои», « чужие»;

механизм перехода одного состояния близости людей в другое;

Уметь: давать характеристику групповой принадлежности людей;

определять факторы социальной среды, влияющие на формирование той или иной

группы;

работать в минигруппах, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

решать познавательные и проблемные задания.

Понимать : значение осознания разных ролей, которые выполняют люди в ходе общения;

противоречивость понятий « мы», « они», « я», « свои», « чужие».


Форма урока: урок-практикум

Ход урока



Мотивация : Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться. Идет один человек, говорит: « какая большая и грязная лужа». Бежит девочка: засмотрелась на опрокинутые вершины деревьев, чуть сама не упала в лужу. Гуляют вечером влюбленные, смотрят – лужа вся в звездах. « Сколько же у меня отражений», - думает Весенняя лужа. И все такие разные.

Вопросы к классу:

- В чем смысл притчи?

- Какое отношение она имеет к нашему уроку?

( Выслушиваются мнения учеников).


Тема нашего сегодняшнего урока : «Мы» и « они».

- Ребята как вы думаете, что мы сегодня на уроке должны узнать?

- А чему мы должны научиться в ходе урока ?

Более точная формулировка целей и задач урока учителем.


План урока


  1. « Я», « мы», « они».

  2. Процесс и механизм перемещения представителей одной групповой принадлежности в другую.

  3. « Свои» и « чужие».

  4. Практическая часть.


Введение в новый материал:


  • Каждая группа считает свои социальные ценности, представления, традиции, верования единственно правильными и, следовательно, полагает себя как некий эталон, которому должны следовать все остальные группы. Поэтому восприятие образа жизни, ценностей, представлений, даже внешнего облика других этнических групп происходит с позиции сравнения «их» с «нами». Поскольку другие отличаются, поскольку «они» не такие, как «мы», значит они «неправильные», плохие. Ведь правильные и хорошие — это «мы». Таким образом, степень их «неправильности» определяется тем, насколько «они» не похожи на «нас».

  • Так ли это? Давайте рассмотрим эти вопросы.


  1. « Я», «мы», « они»

Учитель: В реальной повседневной жизни группы так же, как и отдельные люди, могут поддерживать друг с другом хорошие отношения и сотрудничать, могут испытывать взаимную враждебность и конфликтовать, но могут и вообще никак не взаимодействовать, сосуществуя порознь.

  • Обществоведы говорят, что «я», «мы», «они» – это понятия, при помощи которых описывается непосредственное окружение человека, его групповая принадлежность.

  • Задание: работая с текстом параграфа, заполнив таблицу, дайте характеристику и проведите анализ указанных понятий.



Вопросы для сравнения

«Я»

«Мы»

«Они»

Сущность понятия

«Я» - это каждый из нас, мыслящий о себе в первом лице. «Я» складывается из представлений о собственной внешности, способностях, характере. Представление о самом себе меняется на протяжении всей жизни.

Это общее выражение для тех, кого «я» считает своими, такими как он сам. Внутри каждого «мы» существует постоянное общение, симпатии, взаимовыручка, доверие.

«Они» олицетворяют чужие лица, посторонних людей, с кем «я» не желает объединяться. Это посторонние, которых мы отделяем от «нас», «своих» и к которым относим всех, кого не знаем, с кем не хотим общаться, это те кто отличается от нас многими качествами и чертами.

Время возникновения

Прошло очень много времени в истории развития человечества, прежде чем возникло понятие «я». Оно возникло после осознания человеком категорий «мы» и

« они»

Позднее категории «они» возникает категория « мы».

Категория «они» самая древняя, она существовала еще в первобытнообщинном строе.

Степень понимания и близости

Я интересен самому себе, я себя изучаю и познаю.

« Мы» - эта группа , к которой я принадлежу, где мне нравиться бывать, она вызывает радостные чувства.

Это все к кому я отношусь с подозрительностью, настороженностью и даже страхом. Это та группа к которой я не могу и не хочу принадлежать. Я плохо понимаю их поведение, оно представляет угрозу для меня и «НАС»




Проверка выполнения задания

Учитель: Следовательно, « мы» и « они» - два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.


2. Процесс и механизм перемещения представителей одной групповой принадлежности в другую



  • Мы выяснили, что категории «мы» и «они» противоположны.

  • Задание: означает ли этот факт то, что они фатально враждебны друг другу? Свое мнение обоснуйте.

Выслушиваются предположения учеников


Учитель: Вы совершенно правильно предположили, что эти две категории не являются абсолютно враждебными и их надо противопоставлять друг другу. Наоборот, они связаны между собой и взаимозависимы.



hello_html_m384d2de8.gif


Проверка выполнения задания



Учитель :

  • Как же происходит процесс превращения «они» в «мы»?

  • Можете ли вы привести подобные примеры из вашей жизни?

  • Испытывали ли вы трудности при таких ситуациях?

  • В чем они проявились?

Выслушиваются ответы учеников




Учитель:

Познакомьтесь с советами психологов, которые раскроют вам «азы» культуры знакомства:

  • - тщательно продумывайте вопросы, которые вы собираетесь задать собеседнику;

  • - продолжайте говорить без вульгарных слов, резкостей и хамства;

  • - постарайтесь вызвать улыбку;

  • - продумывайте тон и интонации при разговоре;

- не лгите


Физкультминутка


Поднимает руки класс

Это – раз,

Повернулась голова

Это – два.

Руки вниз, вперед смотри

Это – три,

Руки в стороны пошире

Развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать

Это – пять.

Всем ребятам надо сесть

Это – шесть.



УЧИТЕЛЬ: Но бывают ситуации, которые приводят к противостоянию, к конфликту, и тогда «они» не становятся «мы».

  • Предположите, в каких случаях это возможно?

  • Как этого избежать?

  • К каким последствиям это может привести?


Учитель: В таких случаях « мы» постепенно превращаются в « своих», а « они» в «чужих».



hello_html_35fd57cb.gif


Учитель:

Работая с текстом учебника, ответьте на следующие вопросы:

- Когда и как возникли понятия «свои» и «чужие»?

- Как их трактовали в разные времена и разные народы?

- Как объясняли смысл понятия «свои» в капиталистическую эпоху?

- В каком смысле мы употребляем термин «чужой» для представителей собственного народа?

- Согласны ли вы с таким объяснением?

- В чем проявляется аномальное поведение человека?

- Какие причины могут его вызывать?




Учитель:

  • Можно ли по внешнему виду определить групповую принадлежность человека?

  • Задание: прослушав рассказ, ответьте на вопрос: всегда ли можно ли по внешнему виду определить групповую принадлежность человека?

Выполнение задания.

Учитель : Поэтому внешние признаки не только помогают, но часто и вредят составлению правильного мнения. К ним надо относиться критически и стараться составить свое собственное представление о данном человеке , подходить к оценке каждого индивидуально. Надо помнить, что первое впечатление может быть обманчивым, что любой способен изменяться, что даже очень хороший человек не может быть хорош во всем, что у каждого есть слабости и недостатки. Лучше строить свое мнение о других людях, исходя из их достоинств, а не из недостатков.




  1. Практическая часть


Учитель: Сейчас у нас работа в парах. Выполним упражнение, которое поможет нам лучше понять другого человека.


Упражнение: Опишите состояние своего соседа по парте. Его настроение, чувства, желания в данный момент. Тот чье состояние описывают, должен подтвердить или опровергнуть слова своего соседа по парте.




Подведение итогов занятия.


Учитель:

  • Разделение мира на «мы» и «они», на «своих» и «чужих» постепенно уходит в прошлое. Современный человек принадлежит к такому большому числу групп, что в какой-то из них он обязательно встречается с тем, с кем уже встречался в другой. Важно всегда быть готовым понять другого человека, уважать его право быть не таким, как вы.

  • Продолжите фразы:

«Свои отличаются от чужих…»

«К иным лучше относится…»





Рефлексия:

- Знания, полученные сегодня на уроке пригодятся мне в дальнейшей жизни?

-У меня возникли трудности в восприятии сегодняшнего материала.

На доске дерево. Нужно поместить на него листочки .

Зелёные- если вам на уроке было интересно,

Жёлтые- если вам на уроке было скучно.


hello_html_588c0815.gif




урок обществознания в 7 классе по теме " Мы и они"
  • Обществознание
Описание:

урокпо обществознанию в 7 классе по теме " Мы и они" разработан по  учебнику А.И.Кравченко. Конспект урока рассматоривает взаимоотношения подростков с людьми ближнего и дальнего круга общения.

В процессе урока обучающиеся работают в парах, с текстом учебника, сопостовляют факты и проводят обобщение полученных знаний.

К конспекту урока прилагается разработанная презентация.

После изучения данной темы учащиеся должны понять значение осознания разных ролей, которые выполняют люди в ходе общения,

давать характеристику групповой принадлежности людей, определять факторы социальной среды, влияющие на формирование той или иной группы.

Автор nikitenko tatyana mischaylowna
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 3065
Номер материала 51853
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓