Главная / Обществознание / Урок обществознания в 6 классе «Государственные символы России. История герба».

Урок обществознания в 6 классе «Государственные символы России. История герба».

Название документа Анализ итогов социологического опроса «Знаешь ли ты.pptx

Анализ итогов социологического опроса «Знаешь ли ты символы государства?» Уча...
Возраст респондента
Какие государственные символы вы можете назвать?
Знаете ли вы текст государственного гимна России?
Знаете ли вы историю государственного флага России?
Знаете ли вы , как выглядит государственный герб России?
Выводы и рекомендации: 1.Большинство опрошенных респондентов, в основном, зна...
Спасибо за внимание!
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Анализ итогов социологического опроса «Знаешь ли ты символы государства?» Учащие
Описание слайда:

Анализ итогов социологического опроса «Знаешь ли ты символы государства?» Учащиеся 6 класса: Панина Алина Карнакова Виктория Севрюк Надежда

№ слайда 2 Возраст респондента
Описание слайда:

Возраст респондента

№ слайда 3 Какие государственные символы вы можете назвать?
Описание слайда:

Какие государственные символы вы можете назвать?

№ слайда 4 Знаете ли вы текст государственного гимна России?
Описание слайда:

Знаете ли вы текст государственного гимна России?

№ слайда 5 Знаете ли вы историю государственного флага России?
Описание слайда:

Знаете ли вы историю государственного флага России?

№ слайда 6 Знаете ли вы , как выглядит государственный герб России?
Описание слайда:

Знаете ли вы , как выглядит государственный герб России?

№ слайда 7 Выводы и рекомендации: 1.Большинство опрошенных респондентов, в основном, знают
Описание слайда:

Выводы и рекомендации: 1.Большинство опрошенных респондентов, в основном, знают символику государства. 2.Все опрошенные показали незнание современного гимна. 3.Историю символов России все участники опроса практически не знают. 4.Уделить больше внимания изучению истории символов государства.

№ слайда 8 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

ТЕМА УРОКА: Государственные символы России. История герба.

ЦЕЛЬ УРОКА: в ходе групповой работы на уроке учащиеся знакомятся с историей герба, получают представление об изображении, символических значениях герба и его цветов;

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Знаниевая: в ходе групповой работы на уроке учащиеся знакомятся с историей герба, получают представление об изображении, символических значениях герба и его цветов;

  2. Развивающая: в ходе работы на уроке и выполнения опережающих заданий учащиеся развивают познавательный интерес, умения работать с различными источниками информации, совершенствуют умения самостоятельной работы, монологической речи, работы в группе, общения, начинают формировать умение проводить социологический опрос;

3. Воспитательная:   воспитывают чувства патриотизма, интереса к истории и

культуре родной страны, активную жизненную позицию, уважение  к

государственной символике.

ОБОРУДОВАНИЕ: м/м проектор, рабочие листы; фрагменты «Закона о гербе».

Опережающее задание: проведение социологического опроса «Знаем ли мы символику России» и анализа данных. Подготовка презентации.

ПЛАН УРОКА:

  1. Презентация опережающего задания.

  2. История российского герба.

  3. Закон РФ «О гербе».

  4. Первичный контроль знаний. Тест.

  5. Рефлексия.

  6. Итоги.

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя.

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета - главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнаётся во всём мире. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к её государственным символам. Любить свою страну человек может, лишь зная ее прошлое, ее историю, от которой неотделима история символов государства.


  1. Перед вами «Рабочий лист», начните заполнять таблицу «ЗХУ».

Знаю

Хочу узнать

узнал




Определение имеющихся знаний, задач на урок. (Каждым).

  1. Презентация результатов социологического опроса «Знаем ли мы символику России».

Обсуждение. Оценивание участников группы. (Задание 1).

  1. История герба России. Сообщения.

  2. Выполнение задания 2 в «Рабочем листе».

  3. Работа с документом «Извлечения из ФЗ «О гербе».

  4. Выполнение задания 3 к документу.

  5. Творческое задание. Кроссворд. Стихотворения о гербе. Рисунки.

  6. Первичный контроль знаний. Тест.

  7. РЕФЛЕКСИЯ. Таблица ЗХУ.

  8. ИТОГИ. Оценивание.

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.

Этап урока

Название, дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Актуализация. Выяснение имеющихся знаний, постановка цели.

Вступительное слово; объявление темы; выяснение имеющихся знаний, постановка цели:


Записывают тему урока, заполняют таблицу «зху» в «Рабочих листах»;

2 этап

Презентация опережающего задания, постановка проблемы;

Ставит задачу учащимся – по оценке работы группы; поддерживает выступающих уточняющими вопросами, комментирует;

Группа аналитиков проводит презентацию итогов соцопроса «Знаем ли мы символику России?"; остальные группы слушают, выполняют задание в «Рабочем листе».

3 этап

История герба. Сообщения группы.

Ставит задачу учащимся, оказывает необходимую поддержку выступающим; уточняет сообщения, обращает внимание класса на некоторые особенности;

Группа историков сообщает историю российского герба. Рассказ сопровождается м/м презентацией.


4 этап

Первичный контроль знаний.

Организует выполнение задания 2 в «Рабочем листе», проводит проверку.

Выполняют задание 2 в «Рабочем листе».

5 этап










Работа с документом «Извлечение из Федерального закона «О гербе»


Ставит задачу, обращает внимание учащихся на задание в «Рабочем листе». Организует работу с документом, направляет, помогает понять текст закона.

Работают с документом








6 этап.

Выполнение задания 3 в «Рабочем листе»

Проверяет выполнение задания, корректирует, помогает уточнить

Выполняют задание, отвечают на вопросы

7 этап

Этап расширения знаний.

Организует выполнение творческого задания и его проверку.

Разгадывают кроссворд, при этом расширяют и углубляют знание терминов.

8 этап

Этап первичного контроля знаний.

Организует работу с тестом

Выполняют задания теста.

9 этап.

Рефлексия.

Проводит рефлексию, применив таблицу «ЗХУ»

Заполняют таблицу (3 колонку), отвечают на вопросы беседы.

10 этап.

Оценивание

Организует оценку и самооценку.

Подводит итоги урока.

Самооценка


  1. Что изображено на груди орла?

А) Илья Муромец;

Б) святой Георгий Победоносец;

В) Святой князь Владимир.

2. Что символизирует герб РФ?

А) победу зла над добром;

Б) красоту и справедливость, победу добра над злом;

В) идею государственного могущества;

3. Что означает двуглавый орел?

А) символ единения народов России;

Б) символ союза трех ветвей власти;

В) символ победы добра над злом.

4. Где впервые появилось официальное изображение двуглавого орла?

А) на печати Петра Первого;

Б) На печати Ивана Третьего;

В) на вымпеле Ивана Четвертого.

5. Кто ввел новый государственный герб России?

А) Петр 1;

Б) Борис Ельцин;

В) Владимир Путин.

8. Из какой страны пришло в Россию изображение двуглавого орла?

А) из Византии;

Б) из Германии;

В) из Греции.

9. Что означает три короны?

А) три ветви государственной власти.

Б) память о царстве и империи;

10. Держава – это:

А) большое государство;

Б) символ единства

В) Символ силы и могущества




  1. Что изображено на груди орла?

А) Илья Муромец;

Б) святой Георгий Победоносец;

В) Святой князь Владимир.

2. Что символизирует герб РФ?

А) победу зла над добром;

Б) красоту и справедливость, победу добра над злом;

В) идею государственного могущества;

3. Что означает двуглавый орел?

А) символ единения народов России;

Б) символ союза трех ветвей власти;

В) символ победы добра над злом.

4. Где впервые появилось официальное изображение двуглавого орла?

А) на печати Петра Первого;

Б) На печати Ивана Третьего;

В) на вымпеле Ивана Четвертого.

5. Кто ввел новый государственный герб России?

А) Петр 1;

Б) Борис Ельцин;

В) Владимир Путин.

8. Из какой страны пришло в Россию изображение двуглавого орла?

А) из Византии;

Б) из Германии;

В) из Греции.

9. Что означает три короны?

А) три ветви государственной власти.

Б) память о царстве и империи;

10. Держава – это:

А) большое государство;

Б) символ единства

В) Символ силы и могущества




Анкета для социологического опроса.

1. Возраст респондента:

1) от 7 – до 10 лет, 2) от 10 – до 15 лет, 3) от 15 – до 20; 4) от 20 до 30; 5) от 30 и старше;

2. Какие государственные символы вы можете назвать? ________________________________________________________________________

3. Знаете ли вы наизусть текст государственного гимна России?

1) Да, полностью; 2) Знаю частично; 3) не знаю; 4) постараюсь выучить; 5) учить не буду:

4. Знаете ли вы историю государственного флага России?

1) знаю немного; 2) не знаю совсем; 3) хочу узнать; 4)не хочу знать; 5) хорошо знаю;

5. Знаете ли вы, как выглядит государственный герб России?



Анкета для социологического опроса.

1. Возраст респондента:

1) от 7 – до 10 лет, 2) от 10 – до 15 лет, 3) от 15 – до 20; 4) от 20 до 30; 5) от 30 и старше;

2. Какие государственные символы вы можете назвать? ________________________________________________________________________

3. Знаете ли вы наизусть текст государственного гимна России?

1) Да, полностью; 2) Знаю частично; 3) не знаю; 4) постараюсь выучить; 5) учить не буду:

4. Знаете ли вы историю государственного флага России?

1) знаю немного; 2) не знаю совсем; 3) хочу узнать; 4)не хочу знать; 5) хорошо знаю;

5. Знаете ли вы, как выглядит государственный герб России?



Анкета для социологического опроса.

1. Возраст респондента:

1) от 7 – до 10 лет, 2) от 10 – до 15 лет, 3) от 15 – до 20; 4) от 20 до 30; 5) от 30 и старше;

2. Какие государственные символы вы можете назвать? ________________________________________________________________________

3. Знаете ли вы наизусть текст государственного гимна России?

1) Да, полностью; 2) Знаю частично; 3) не знаю; 4) постараюсь выучить; 5) учить не буду:

4. Знаете ли вы историю государственного флага России?

1) знаю немного; 2) не знаю совсем; 3) хочу узнать; 4)не хочу знать; 5) хорошо знаю;

5. Знаете ли вы, как выглядит государственный герб России?



Анализ соцопроса «Знаешь ли ты символы государства»

в.

вопрос

7 – 10 лет

10 – 15

15 – 20

20 - 30

30 и старше

2

Какие государственные символы вы можете назвать?






3

Знаете ли вы наизусть текст государственного гимна России?


























4

Знаете ли вы историю государственного флага России?



























5

Знаете ли вы, как выглядит государственный герб России?








ВЫВОДЫ:

РАБОЧИЙ ЛИСТ ученицы (ка)__________________________________________________


ТЕМА УРОКА:_____________________________________________________


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ























ЗАДАНИЕ 1. Прослушав аналитический отчет о социологическом опросе, поставь оценку выступающим, аргументируй ее.

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

Оцени и свою работу в выполнении опережающего задания.

МОЯ самооценка работы по проведению соцопроса ______________

ЗАДАНИЕ 2. ПРОСЛУШАВ СООБЩЕНИЯ, ответьте на вопросы.

  1. Что символизирует красный цвет герба? __________________________________


  1. Какую символическую нагрузку несет золотой цвет?__________________________


  1. С чьим именем связано появление двуглавого орла?_________________________

  2. Каким смыслом наполнено изображение двуглавого орла? ___________________

  3. Как можно истолковать изображения трех корон? __________________________

  4. Что несет в себе изображение скипетра и державы?_________________________

  5. Как можно истолковать изображение всадника на гербе?_____________________


ЗАДАНИЕ 3. Прочитав отрывок из Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ», выполни задание.

  1. Как выглядит герб России?

  2. Где можно помещать изображение герба?

ЗАДАНИЕ 4. КРОССВОРД. Разгадайте всей командой!


Вернись к таблице ЗХУ. Заполни 3 колонку. Оцени свою работу на уроке.

МОЯ САМООЦЕНКА ____________ потому что _________________________________.

Мои предложения.



Документ 1. Извлечения из Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации».

Статья 1.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 2.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 4.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти. Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

Статья 7. Государственный герб Российской Федерации помещается на:

  • штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;

  • боевых знаменах воинских частей;

  • знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;

  • военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации;

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

  • денежных знаках;

  • государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;

  • знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

  • Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.

  • Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.



РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.


Если верно впишешь буквы, то прочтешь ключевое слово - название науки о гербах.

  1. Торжественная песня.

  2. Эмблема государства.

  3. Имя святого, покровителя московской земли.

  4. Цвет геральдического щита.

  5. Стяг.

  6. Оружие, поражающее змия.

  7. Один из символов власти в лапах орла, символ единства страны.

  8. Государство – родина двуглавого орла.

  9. Символ власти в лапах орла, символ защиты.

  10. Столица нашей Родины.




1.







2.








3.











4.











5.








6.











7.








8.










9.










10.












Урок обществознания в 6 классе «Государственные символы России. История герба».
  • Обществознание
Описание:

                 Урок обществознания в 6 классе «Государственные символы России. История  герба».

    Знать символику государства должен каждый гражданин. Вопросу изучения символов сейчас в школе придается большое значение. Изучение герба, гимна и флага начинается в младших классах, однако, на поверку выходит, что и в шестом классе эти знания незначительны, поэтому часть резервного времени использую для изучения символов  и истории их создания.

    Для усиления мотивации  между учащимися пятого, шестого и седьмого классов проводится интеллектуальная игра – эстафета «Символы Российского государства», результаты которой вызывают у ребят желание знать лучше историю символов, а также выяснить, знают ли символику государства другие: взрослые, сверстники. Поэтому предварительно класс делится на группы, в которые входят учащиеся разных уровней, выбираются лидеры, намечается план действий. Все учащиеся  составляют  анкету для социологического опроса, группы проводят соцопрос. Этим они осваивают новый вид деятельности и развивают коммуникативные умения.

     Для проведения опроса определяем сроки, как правило, это  неделя. Затем руководители групп собирают  анкеты и обрабатывают данные под руководством педагога. Нужно отметить, что почти вся деятельность учащихся проходит в тесном сотрудничестве с учителем. Данные опроса группа руководителей оформляет в виде презентации.

   Кроме опроса, группа учащихся готовит к уроку сообщения по истории герба. Информацию находят как в интернете, так и в других источниках. Здесь также сотрудничество с учителем очень тесное, необходимо помочь отобрать те сведения, которые были бы достоверны, интересны учащимся и не перегружали урок.

    К уроку учитель готовит «Рабочий лист», в котором помещается таблица «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал). Эта таблица помогает выявить «островки знаний», а так же поставить учебную задачу на урок каждому ученику.

Знаю

Хочу узнать

узнал

 

 

 

Здесь же отмечается каждый этап урока. Ставится мини – цель в виде поэтапных заданий. Например, выполняя «ЗАДАНИЕ 1. Прослушав аналитический отчет о социологическом опросе, поставь оценку выступающим, аргументируй ее», учащиеся продолжают формировать умение оценивать и аргументировать. Выставив и устно аргументировав оценку группе аналитиков, ученики выполняют следующее задание в «Рабочем листе»: «Оцени и свою работу в выполнении опережающего задания. МОЯ самооценка работы по проведению соцопроса ____». 

    Умение оценивать самого себя одно из важных умений, которое необходимо формировать по требованиям современного образования. Кроме того, ученики класса понимают, что социологический опрос – это тоже учебная деятельность и к ней нужно относиться ответственно. Многие учащиеся оценивают свою работу вполне объективно и понимают, что в следующий раз к проведению такой работы необходимо отнестись серьезно.

    В презентации по итогам соцопроса содержатся выводы и предложения по изучению символики. Поэтому группа «историков» представляет свою презентацию изучения истории герба – это устные сообщения с видеорядом. Остальные учащиеся слушают и выполняют задания в «Рабочем листе». Это помогает им не отвлекаться, следить за ходом урока. Второе задание содержит такие  вопросы: Что символизирует красный цвет герба? Какую символическую нагрузку несет золотой цвет? С чьим именем связано появление двуглавого орла? Каким смыслом наполнено изображение двуглавого орла?

Как можно истолковать изображения трех корон?   Что несет в себе изображение скипетра и державы? Как можно истолковать изображение всадника на гербе?

     Это задание помогает усвоить некоторые сведения из истории и символику элементов герба. Видеоряд также предварительно готовится группой  «историков». После выступления проводится беседа по вопросам. Это помогает выяснить то, что не усвоено или непонятно, и уточнить некоторые сведения.

    Одним из этапов данного урока является работа с документом. Это фрагменты Федерального закона о гербе. Этот этап необходим для того, чтобы учащиеся поняли, что символика государства – это очень серьезно, что описание, которое они запоминают и воспроизводят, содержится в Законе. Также они извлекают информацию о том, где помещают изображения герба. Вопросы в «Рабочем листе» нацеливают учащихся именно на это, на извлечение именно этой информации. Работа с документом – это еще и чтение на уроке, ведь дети сейчас читают очень мало, поэтому необходимо использовать любой удобный момент. А так же это и развитие умения работы с информацией, компетенция, формирование которой – задача современного образования.

     Планом урока предусмотрено и занимательное задание: разгадывание кроссворда. Это не просто игра, а усвоение понятий, связанных с темой урока. Это задание помогает расслабиться, немножко отдохнуть и вспомнить и даже расширить знания терминов. На каком - то этапе можно провести разминку - собрать лото, это тоже групповая работа.

     Первичный контроль на уроке проводится в виде теста.

     Рефлексия на уроке проходит с помощью таблицы «ЗХУ», учащиеся заполняют колонку «узнали», проводится устный опрос. Учащиеся делятся мнением об уроке, выставляют себе оценку за урок.

 

 

Автор Топоркова Галина Федоровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1865
Номер материала 4063
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓