Главная / Обществознание / Урок обществознания в 11 классе "Угрозы и вызовы для России в XXI веке".

Урок обществознания в 11 классе "Угрозы и вызовы для России в XXI веке".

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m5dc6a59e.gifhello_html_471c17e.gifhello_html_m100f55fc.gifhello_html_m100f55fc.gifhello_html_m100f55fc.gifhello_html_m100f55fc.gifhello_html_m100f55fc.gifhello_html_2ff993b1.gifhello_html_72d69f0b.gifhello_html_1770a827.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifУрок обществознания к учебнику «Обществознание: глобальный мир в XXI веке».

Тематический блок X. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

Номер

урока

Название урока

План занятия

Материал учебника

27.

Угрозы и вызовы для

России в XXI в.

а) Факторы, влияющие на будущее России;

б) угрозы и вызовы;

в) демографический вызов;

г) экологический вызов.

§26

28.

Экономические,

социальные и военные риски


а) Экономический вызов;

б) социальный вызов;

в) военный вызов;

г) террористический вызов

§27

29.

Решение

национальных задач на основе эффективной

демократии

а) Общенациональные приоритеты России;

б) бедность — это несправедливость;

в) ответственность национальной элиты;

г) эффективная государственность;

д) укрепление институтов гражданского общества.

§28

30.

Геополитическая и

цивилизационная миссия России в XXI в.

а) Суверенитет и геополитика справедливости;

б) природные ресурсы и экономическая мощь России;

в) сохранение, распространение и развитие русской культуры;

г) уникальное природное многообразие России.

§29



















Тематический блок X. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

Урок № 27. Угрозы и вызовы для России в XXI веке

Это занятие разработано по курсу «Обществознание Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса. Оно является вводным в теме «Угрозы России в XXI веке» После общей темы, которая раскрывает вопросы факторов влияющих на будущее России, следует обсудить проблемы угроз и вызовов, которые имеют место в нашей стране, для нахождения наилучшего решения. Вопрос глобальных проблем волновал передовых людей и в прошлом, и споры по этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у старшеклассников появилась после этого занятия возможность сформировать своё отношение и свою гражданскую позицию по этому вопросу. Занятие является интерактивным.

Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побежденный, а победитель.

Много придется выложить победителю, чтобы побежденный окончательно не протянул ноги.

ПЕСКОВ Василий Михайлович

Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с содержанием важнейших глобальных проблем и их значением для человечества;

  2. Подвести учащихся к формированию самостоятельных выводов о сущности экологических и демографических проблем;

  3. Развивать умения учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, вести спор и терпеливо выслушивать противоположное мнение, находить компромиссное решение проблемы.

  4. Воспитание чувства тревоги по поводу глобальных проблем, пробудить чувство ответственности за состояние окружающей среды и стимулировать конкретную деятельность по её охране.


Задачи учебного занятия:

  1. Знать спектр основных угроз.

  2. Создать целостное представление о состоянии экологических и демографических проблем.

  3. Уметь эффективно преобразовывать информацию в реальных и учебных экологических ситуациях.

  4. Задуматься о планетарном характере глобальных проблем.

  5. Способствовать формированию бережного и ответственного отношения к окружающему миру.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия: комбинированный.

Методическое оснащение:

  1. Учебник Л.В. Поляков. Обществознание: глобальный мир в XXI веке. М.: «Просвещение», 2008 г.

  2. Школьный словарь по обществознанию 10-11 под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова.

  3. Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина Обществознание, учебник для 10 класса, М.: «Вентана-Граф», 2008 г.

  4. Н.В. Загладин. Всеобщая история, 11 класс § 45. М.: «Русское слово», 2009 г.

Этапы учебного занятия:

Название

этапа

Ведущая деятельность

Учителя

Учащихся

1. Органи-

зационный


Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих.

1. Целеполагание (Объявление темы и целей урока).

1. Запись в тетрадях даты и темы урока.

2. Мотивация.

(подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала)

1. Вводная беседа.

Над будущим нашей планеты нависла угроза, и теперь она ощущается сильнее, чем когда-либо раньше. За последние 200 лет быстрый рост населения, развитие промышленности и технологий значительно увеличили степень воздействия человека на окружающую среду.

- Что вам известно о неблагоприятных последствиях воздействия человека на окружающую среду?

Ответьте на поставленные вопросы.


2. XXI век человечество встретило в условиях глобальной опасности.

- Назовите основные глобальные проблемы угрожающие человечеству?


3. Вопрос классу: « А что же такое глобальные проблемы человечества?»

Предлагаю учащимся разделиться на 2 группы.

Учитель записывает на доске слова, предлагаемые учащимися, затем прошу 2 группу зачитать определение из словаря и коллективно формулируем определение понятия глобальные проблемы человечества и записываем словарное слово в тетрадь.

Глобальные проблемы человечества – проблемы затрагивающие жизненно важные интересы человечества или проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться лишь на основе международного сотрудничества.

Термин «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» вошел в научный обиход с созданием в 1968 г. Римского Клуба (международной организации для исследования человека в период научно-технической революции).

Глобалистика как наука получила свое развитие в середине 90-х годов ХХ века. Ведущее место в этой отрасли научного знания принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования.

Глобальные проблемы – совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации; это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Глобальные (в переводе с лат. «глобус» - Земля, земной шар).

К ним относят в первую очередь следующие:

- Предотвращение угрозы мировой войны.

- Преодоление экологического кризиса и его последствий в том числе климатические изменения, вызванные деятельностью человека.

- Исчезновение биологических видов.

- Сокращение разрыва в уровне экономического развития между. развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира».

- Стабилизация демографической ситуации на планете (продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления).

- Охрана здоровья и предотвращение распространения СПИДа, наркомании.

- Возрождение культурных и нравственных ценностей.

- Борьба с международным терроризмом и др.

1. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, заполняя рабочие листы.


2. Фронтальный опрос. Возможные ответы учащихся:

- Опасность ядерной войны;

- терроризм;

- истощение ресурсов;

- загрязнение атмосферы, вод Мирового океана;

- «парниковый эффект»;

- демографическая проблема и т.д.


3. Работа в группах.

1 группа – ищет определение понятия глобальные проблемы человечества в словаре;

2 группа – предлагает свои варианты определения понятия глобальные проблемы человечества.











Учащиеся в рабочих листах заполняют схему:

«Глобальные проблемы человечества»

3. Усвоение

нового

материала.

Судьба человечества - в руках человека. Вот в чем ужас.

ГЖЕЧИК Владислав

1. Глобальные проблемы не являются чем-то новым для развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек – общество – природа».

Будущее нашей страны в XXI в. определяется множеством разнообразных факторов. Перечислим некоторые из них. Прежде всего это общая ситуация в мире и положение России в нем, ее отношения с крупнейшими мировыми державами и нашими соседями. Тенденции развития мирового рынка, способность нашей страны найти перспективное, устраивающее нас место в международном разделении труда. Соотношение военных сил, спо-

собность России дать отпор любой внешней агрессии или

исходящим изнутри попыткам дезинтеграции, расчленения страны. Демографическая ситуация, устойчивость нашего общества к растущим внешним иммиграционным потокам, размыванию традиционного языкового и этнического состава российской нации. Эффективность государственных и гражданских институтов, их способность реализовать право народа на достойную жизнь и участие в управлении страной. Этот список можно продолжить…

Спектр факторов и ситуаций, от которых зависит успех или поражение страны на мировой арене, ее выживание и развитие, постоянно расширяется. Это происходит благодаря такой особенности мирового исторического процесса, как его постоянное ускорение и усложнение. Так, за последние двести лет человеческая наука и технология прошли больший путь, чем за предшествующие два тысячелетия. В результате произошло такое усложнение жизни человеческого общества, которое лишило нас возможности устойчивого прогнозирования даже ближайшего будущего. Не случайно все научные прогнозы, касающиеся этой темы, имеют временной горизонт 20—25, максимум 30 лет. И нет никаких гарантий, что хотя бы один из этих прогнозов сбудется.

Меняются и сами правила и принципы, по которым развивается общество, — социальные закономерности, в отличие от природных, не установлены раз и навсегда, а подвержены изменениям, поскольку в них существенную роль играет субъективный, человеческий фактор. Поэтому точно предсказать, как будет развиваться Россия в XXI в., от чего будет зависеть судьба нашего общества, мы не можем. Но мы можем проанализировать, исходя из нашего нынешнего понимания устройства мира и положения в нем нашей страны, некоторые важные сферы и проблемы, решать которые нам придется в любом случае. Рассматривать их мы

будем, пользуясь понятиями «угроза» и «вызов».

2. Используя материал параграфа, найдите и выпишите в тетрадь определения УГРОЗА и ВЫЗОВ (по группам).

1. Учащиеся слушают объяснение учителя и выполняют краткие записи в тетради.


2. Работа с учебником.

1 группа – определение УГРОЗА.

Угроза — это опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести нашей стране существенный ущерб, вплоть до катастрофи-ческого. В случае своевременного принятия нейтра-

лизующих ее мер угроза может быть существенно

ослаблена или даже полностью устранена.

2 группа – определение ВЫЗОВ.

Вызов есть решительный стимул для развития или

падения цивилизации: если ответ на него по силам

данной цивилизации, тогда она, качественно изменившись, делает шаг вперед; если такой ответ цивилизация дать не способна, она приходит в упадок и со временем уступает свое место другой цивилизации.

Группы озвучивают определения, все учащиеся записывают определения в тетрадь.

4. Интерак-

тивное

упражнение.



Дорога цивилизации вымощена консервными банками

МОРАВИА Альберто

1. Сегодня на уроке мы рассмотрим демографический и экологический вызов. Работая в группах, учащимся предлагается заполнить таблицы.





1. 1 группа заполняет таблицу «Демографический вызов», используя материал учебника стр. 228 – 232

2 группа заполняет таблицу «Экологический вызов», используя материал учебника стр. 242 – 246.

2. Группы представляют отчет о проделанной работе, и записывают недостающие результаты в таблицу.


Вызов

Причины возникновения

Примеры

Чем угрожает

Пути решения

Демографический

1. Низкий

уровень

жизни

населения.

2. Громадность Российской территории

и суровость климата.

1. С 1994-1995 г. Рост населения сменился сокращением (депопуляцией).

2. Возникло явление «русский крест»: пересеклись две кривые – падение рождаемости и рост смертности.

1. Дефицит рабочей силы на рынке труда.

2. к 2015 г. Численность новобранцев Российской армии сократится почти вдвое.

3. Россияне старшего возраста увеличивают нагрузку на гос. бюджет.

4. Старение населения увеличивает давление на здравоохранение.


1. Привлечение квалифицированных, образованных и трудоспособных носителей русского языка из-за рубежа.

2. Возможность заселения пустынных приграничных территорий выходцами из перенаселенных сопредельных государств.

3. Остановить падение рождаемости и рост смертности населения через создание комфортной и безопасной жизни граждан.

Экологический

1.Последствия антиэкологи-

чной модели индустриали-зации


1. Огромные по площади загрязнения территории.

2. Высохшее Аральское море.

3. Эрозия почв на целине.

4. Радиационное заражение

5. Работа вредных предприятий.

6. Загазованность городов.

7. Огромное количество мусора и др.

1. Качество жизни остается прежним и даже падает.

2. Отравление водных источников.

3. Сокращение с/х площадей.

4. Гигантские «мусорные горы»

5. «Парниковый эффект»

6. «Озоновые дыры»

7. Растущий дефицит пресной воды и др.

1. Изменение производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни.

2. Создание ресурсосберегающих и безотходных технологий.

3. Экологически чистое производство.

4. Развитие природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство и т.п.)

5. Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.



5. Обобща-

ющий этап

урока



1. Обобщающие выводы по уроку.

Запасы органического топлива и прочих невозобновляемых ресурсов заканчиваются. Истощаются почва, лесные и рыбные угодья, лишаясь возможности восстановить свои ресурсы. Мусор и отходы производства отравляют запасы воды, выхлопные газы машин и заводских печей загрязняют воздух, которым мы дышим. Это может привести даже к изменению климата. Во всём мире ученые пытаются найти способы сохранить ресурсы и ограничить причиняемый вред нашей планете ущерб. Мы можем участвовать в защите окружающей среды и сохранении ресурсов для последующих поколений совсем несложными поступками – использовать вторичное сырье, меньше ездить на машине и покупать изделия, не загрязняющие окружающую среду.

Наглядный пример исторического вызова и разных ответов на него, которые дали две части одной цивилизации, — Римская империя. Западная ее часть с центром в Риме не выдержала многочисленных варварских нашествий и исчезла с лица земли в конце V в. Восточная же часть с центром в Константинополе (Византия) смогла внутренне перестроиться, измениться, приспособиться к новым, более тяжелым условиям и благодаря этому просуществовала еще почти тысячу лет. Возможно, что и в будущем какие-то части европейской цивилизации, к которой принадлежит наша страна, не смогут выдержать новых и неожиданных для них вызовов. Одни исчезнут с лица земли, а другие найдут способ, как выжить и сохраниться в новом качестве. Какая судьба в этой связи уготована России, зависит от всех нас, от нашей способности разглядеть исторические вызовы и достойно ответить на них.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрешь ли, Человек?

1. Учащиеся заполняют схему на рабочих листах.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1. НОСЯТ ПЛАНЕТАРНЫЙ ХАРАКТЕР

2. УГРОЖАЮТ ГИБЕЛЬЮ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

3. ТРЕБУЮТ КОЛЛЕКТИВНЫХ

УСИЛИЙ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА



6. Рефлексия

Закончи предложение (без озвучания в классе, для учителя).

1. Я думаю что глобальные проблемы….

2.Потому что…

3.Значит….


1. Написание индивидуально каждым учащимся предложений (без озвучания в классе, для учителя).

1. Я думаю что глобальные проблемы….

2.Потому что…

3.Значит….

7.Информи-

рование учащихся о домашнем задании

Учащимся предлагается написать заметку на любую глобальную проблему (из числа разбираемых на семинаре) от лица корреспондента.

Вариант – принести любое сообщение из СМИ о проблемах рассматриваемых на уроке.

Запись домашнего задания

8.Подведение итогов урока

Оценка успешности достижения цели и подведение итогов урока. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.














РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Угрозы и вызовы для России в XXI веке

Фамилия, имя учащегося_____________________________________________________________

1. Выбери правильный ответ.

1. 5.

2. 6.

3. 7.

4

2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА







3. Демографический и экологический вызов

Вызов

Причины возникновения

Примеры

Чем угрожают

Пути решения

























4. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НОСЯТ УГРОЖАЮТ ТРЕБУЮТ





5. Закончи предложение:

1. Я думаю что глобальные проблемы….

2.Потому что…

3.Значит….



Урок обществознания в 11 классе "Угрозы и вызовы для России в XXI веке".
  • Обществознание
Описание:

Краткое описание разработки: Это занятие разработано по курсу «Обществознание Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса. Оно является вводным в теме «Угрозы России в XXI веке» После общей темы, которая раскрывает вопросы факторов влияющих на будущее России, следует обсудить проблемы угроз и вызовов, которые имеют место в нашей стране, для нахождения наилучшего решения. Вопрос глобальных проблем волновал передовых людей и в прошлом, и споры по этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у старшеклассников появилась после этого занятия возможность сформировать своё отношение и свою гражданскую позицию по этому вопросу. Занятие является интерактивным.

Автор Петрова Татьяна Леонидовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1009
Номер материала 20563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓