Главная / Школьному психологу / Урок обществознания в 11 классе "Структура Психики"

Урок обществознания в 11 классе "Структура Психики"

Название документа 1-2.doc

1) Организационный момент



Я приветствую всех присутствующих!!!

Присаживаемся. Меня зовут Александр Васильевич.

Я вам незнаком, но попрошу отнестись ко мне доверительно.



Pmp1



2) Энергизатор ( 1 мин.)

Садитесь поудобнее, закройте, пожалуйста, глаза.

За окном весна, благоухает природа.

Мы представляем весенний яблоневый сад, идем по аллее, вдыхая запах нежных бело-розовых цветов, и наслаждаемся им. Мы находим калитку, открываем ее и попадаем на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, ветерок ласкает ваше лицо, волосы. Где–то журчит вода, она прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Мы приближаемся к водопаду. Входим в него, и сияющие струи очищают нас, избавляют от чувства тревоги, наполняют силой и энергией. Можете открыть глаза. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся





Pmp1


















3) Вступительное слово учителя

Музыка, цветущий сад. Вам удалось что – ни будь представить?


Что? Сад? Цветы? Калитка? Луг? Трава? Насекомые? Ветерок? Вода? Водопад? Энергия?

Какой сад мы видели? Какой водопад? Каким цветом калитка? Из чего она состоит? Деревянная или железная, скрипит ли она, когда мы ее открываем? Раздражает ли вас жужжание насекомых?

Назовем увиденное, мультфильмом!

Мы все разные! И не смотря на то, что многие из нас представили одни и те же предметы и явления, при ближайшем рассмотрении мы заметим, что и сад у всех разный, и калитка, и насекомые у кого дружелюбные, у кого агрессивные, водопад у кого полноводный, а у кого небольшой и ласковый. В чем дело? Кто ответственен за то, что мы видим один и тот же мир в разных цветах и оттенках? Как вы думаете?


Pmp2

4) Мозговой штурм. Круг понятий


Логика, бескорыстие, мышление, психика, жертвенность, чувство долга, подсознание, нереализованные мечты, фантазии, сны, анализ, сознание, совесть, душа, неразделенная любовь, нравственность, настроение.

Что из предложенного ответственно за наши мультфильмы в предыдущем упражнении? Как все это назвать, одним словом?

Это психика человека!

А значит, пора обозначить тему урока:

Структура психики


Pmp3



5) Сообщение темы и целей урока

  • Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?

  • Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой психики человека

  • Научимся различать ее основные компоненты:

Сознание, Подсознание, Сверхсознание


* Почему мы станем этим заниматься? Потому, что

* Мы сами!

* Наши внутренние переживания!

* Изменения нашего психического мира интересуют, и будут интересовать нас и наших окружающих!




Pmp 4










6)Читаю Эпиграф:


Я знаю, как на мед садятся мухи

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Как вы понимаете эти слова французского поэта?



7) Самолетик (1 мин)


Почему, мы, люди, можем слетать в космос, опустится на дно океана, до сих пор не смогли разобраться в себе?


  • Передо мной бумажный самолетик, его мы можем измерить линейкой, можем взвесить, запустить, выяснить дальность полета, причину кривизны траектории его полета, выяснить о нем многое

  • А наш внутренний мир, желания, способностью мыслить до сих пор слабо изучены. Многие из нас с трудом могут контролировать наше настроение!!!




8) Проблема


Психо в переводе с греческого означает душа!

Что такое психика? До сих пор Все ответы являются гипотезами:



  • Мы знаем, что Все то, что происходит в действительности, как в зеркале отражается в предметах и живых организмах,

  • И форм отражения ЧЕТЫРЕ


Pmp 5

pmp



Название документа 13-15 20.doc


13) Структура психики

  • Подсознание

  • Это то, что заложено в человека природой: инстинкты, влечения, биологические потребности /влечение к противоположному полу/ необходимость в еде, защите от холода

  • А так же те желания и влечения, которые имелись у вас, но вы не смогли их реализовать!

  • Нереализованное накапливается в нас. Мы его подавляем, но оно находит выход в нашей повседневной жизни в виде снов, фантазий, машинальные оговорок.

  • Подсознание способно строить одновременно прекрасные и ужасающие картины!











Pmp 13







14) Сознание

То при помощи чего мы с вами толково и разумно анализировали наши мультфильмы это сознание!


Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных.


Возникает в результате воздействия на человека при помощи воспитания.

Сознание. Если мы подчиняемся по правилам, работает наше сознание.

Сознание – то, что сдерживает наше биологическое.


Сознание состоит: а) рассудка, разума, логики. б) цензуры











Pmp 14



15) Сверхсознание

  • Сверхсознание – нравственные абсолютные законы /оценка действительности с точки зрения добра и зла/:

  • бескорыстие, сострадание, совесть, чувство вины, долга, жертвенность – проявление СВЕРХСОЗНАНИЯ

  • еще раз обратимся к вопросу, из каких компонентов состоит психика?.





Pmp 15













20. Эксперимент с фруктами


  • Горки фруктов первый стол разбирает фрукты!

  • Второй стол разбирает фрукты

  • Третий стол разбирает фрукты /характеристика любителей фруктов/


Если кто-то задержался – сработало сознание, если кто-то подарил бескорыстно сверхсознание, корыстно – сознание, обменял сознание. Двигался согласно своему влечению и удовольствию – подсознание!






Pmp 13





Pmp 14


Название документа 16-19.doc


16) Качества психики

* На экране представлены качественные характеристики психических явлений

* класс делится на 3 группы

* группа №1 определят проявления сверхсознания

* группа №2 впишут необходимые слова в колонку ПОДСОЗНАНИЯ, группа №3 СВЕРХСОЗНАНИЯ. Задание понятно?

* приступаем и проверяем.




Pmp 17







Таблица на доске





17 Рефлексия


  • возвращаемся к эпиграфу нашего урока!

  • Мы что-то прояснили, знакомясь с психическим миром?

  • Предлагаю поработать с рабочими листами


Подчеркните те понятия, о которых мы узнали на сегодняшнем уроке


Какие термины остались, не подчеркнуты?


Фрейд, альтруистическая любовь, либидо


Информацию о них вы получите, изучив домашнее параграф, на который есть ссылка внизу вашего рабочего листа








раздаточный материал


18) Энергизатор «Рисунок»

Сальвадор Дали знаменитый художник XX века видел мир своеобразно. И не смотря на то, что в сознательной жизни мы никогда не встретим корабль с парусами из крыльев бабочки, нереальное изображение завораживает нас, вызывает массу эмоций, меняет настроение, действуют на нашу психику.


1) Лицо Мэй Уэст – картина в которой мы видим портрет женщины и обстановку с некой обстановкой: камином, диванчиком, картинами, кафелем.

2) Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера

3) а как может называться данная картина?

Твердость памяти – даже время расплавилось, а память осталась


* я включу музыкальный фрагмент, а вы нарисуете все, что хотите!!!

Посмотрите на свои рисунки, рисунки своих соседей, я рад тому, что у большинства рисунки позитивные, положительного характера.

То, что на них изображено – ваш внутренний мир! Состояние вашей психики!


Саунд-

Трек

Pmp 19

Pmp 20

Pmp 21

Pmp 22


19)

Я заметил активных участников нашего занятия, которым я бы хотел поставить оценки. А с вашей точки зрения, кто достоин хороших оценок?


В заключении нашего урока я предлагаю вам

Посмотреть на картину Сальвадора Дали – «Медитативная Роза» сравнить со своими рисунками.











Pmp 24



Название документа 21.doc

21. Расшифровка фруктов

Хотите узнать, что говорят о вашем выборе фруктов психологи?

* Апельсины обожают люди мягкие и милые в общении, легко сходящиеся с окружающими и считающие себя не вправе быть обузой кому бы то ни было.


* Бананы - любимое лакомство натур волевых, мужественных, не боящихся быть первопроходцами.


  • Яблоки предпочитают трудолюбивые, практичные люди, консервативные в своих привычках, однако готовые без промедления прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.


* Друзья! я предлагаю вам дома использовать дополнительный материал «Гимнастика для мозга» полезные и любопытные упражнения. Урок закончен, спасибо! Я буду признателен вам, если вы подарите мне свои рисунки на память!



Фрейд и подсознание


Я могу лишь сказать, что Зигмунд Фрейд, немецкий ученый XX века, который впервые предложил ту структуру психики с которой мы сегодня познакомились!


А эта полушуточной иллюстрация пытается представить взаимоотношения основателя психоанализа с собственным подсознанием!









Pmp 18






Название документа 9-12.doc

9) Формы Отражения действительности:

  1. Порванная картинка. Самый низший и простой уровень отражения — физико-химический, оно связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т. п.

  2. Неприятный звук (звук по воздушному шарику). Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, — раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений.

  3. Похлопаем в ладоши. Чувствительность — способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе. Этой способности служат органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и прочие.

  4. Психическое отражение — собственно, психика.












Pmp 6


  1. Внутренний мир людей и животных

  • Мой сын ему 10 лет, утверждает, что между внутренним миром его любимца кота Чубайса и внутренним миром человека нет принципиальной разницы!

  • Так ли ЭТО?

  • Обратимся к схеме! Есть ли в нашей психике различия?

  • Человека от животных в психическом смысле отличает:

  • Логическое мышление

  • Умением планировать свою деятельность

  • Наличие слов

  • Способность планировать

  • Наличие сознания (кроме обезьян и дельфинов)




Pmp 7

Pmp 8

Pmp 9

Pmp 10






Pmp 11



11) Определение

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.













Pmp 12


12) Структура психики

* из каких компонентов состоит психика? Попробуем разобраться

* вспомните ваши ощущения во время вашей прогулки по весеннему саду в начале урока!

* с точки зрения психологов, сад, который вы представили себе – это ваше детство, чем гуще сад - тем больше информации вы получали, чем более солнечный и сказочный, соответственно таким осталось в воспоминаниях ваше детство

* животные, насекомые - ваши друзья в детстве

* калитка, ограда – защита, замкнутость вашей личности, если вы свободно преодолели ее значит, вы так же легко решаете свои проблемы. Степень прочности материала калитки – это прочность ваших проблем.

Весь мультфильм ваших переживаний – продукт подсознательной деятельности! Это небольшая часть картинок вашего подсознания.





pmp


Название документа последняя психика.ppt

Логика, бескорыстие, мышление, психика, жертвенность, чувство долга, подсозна...
Цели урока: Познакомиться с проблемами изучения внутреннего мира человека Усв...
Есть ли разница между внутренним миром человека и животного? Отведи возможные...
Есть ли разница между внутренним миром человека и животного? Отведи возможные...
Отличие человеческой психики от животной животные не могут анализировать у жи...
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  с...
Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая ...
Логика, скрытые представления, безуспешные попытки добиться чье-то любви, мыш...
Я знаю, как на мед садятся мухи Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю кн...
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Логика, бескорыстие, мышление, психика, жертвенность, чувство долга, подсознание
Описание слайда:

Логика, бескорыстие, мышление, психика, жертвенность, чувство долга, подсознание, нереализованные мечты, фантазии, сны, анализ, сознание, совесть, душа, неразделенная любовь, нравственность, настроение. Какое слово из предложенного ключевое?

№ слайда 4 Цели урока: Познакомиться с проблемами изучения внутреннего мира человека Усвоит
Описание слайда:

Цели урока: Познакомиться с проблемами изучения внутреннего мира человека Усвоить основные понятия: психика, сознание, подсознание, сверхсознание Познакомиться со структурой психики

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Есть ли разница между внутренним миром человека и животного? Отведи возможные ст
Описание слайда:

Есть ли разница между внутренним миром человека и животного? Отведи возможные стрелки от центральной колонки к колонке человека или животного. Животное Человек Раздражение Наличие слов Мышление Чувствительность Способность анализировать * Речь * Инстинкт

№ слайда 12 Есть ли разница между внутренним миром человека и животного? Отведи возможные ст
Описание слайда:

Есть ли разница между внутренним миром человека и животного? Отведи возможные стрелки от центральной колонки к колонке человека или животного. Животное Человек Раздражение Наличие слов Мышление Чувствительность Способность анализировать * Речь * Инстинкт

№ слайда 13 Отличие человеческой психики от животной животные не могут анализировать у живот
Описание слайда:

Отличие человеческой психики от животной животные не могут анализировать у животных нет речи нет слов, которые бы что-то значили нет способности планировать свою деятельность у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов). Человек обладает: Речью Логическим мышлением Умением планировать свою деятельность Миром внутренних переживаний

№ слайда 14 Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  спос
Описание слайда:

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  способности отражать объективный мир в его связях и  отношениях.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая чел
Описание слайда:

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Логика, скрытые представления, безуспешные попытки добиться чье-то любви, мышлен
Описание слайда:

Логика, скрытые представления, безуспешные попытки добиться чье-то любви, мышление, жертвенность, вытесненные потребности, врожденные эмоции, нравственные и абсолютные законы, нереализованные мечты, рассудок, ошибки речи, цензура, оговорки, анализ, бескорыстие, неосознанные стремления, сострадание, чувство вины.

№ слайда 21 Я знаю, как на мед садятся мухи Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги
Описание слайда:

Я знаю, как на мед садятся мухи Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

Урок обществознания в 11 классе "Структура Психики"
  • Школьному психологу
Описание:

В рамках моей конкурсной деятельности этот урок мне особенно дорог. Может, оттого, что именно ему я обязан стилистикой своих открытых мероприятий. "Родился" урок в апреле 2008 года. Предназначался он для прохождения этапа областного конкурса "Учитель года Дона 2008". И, хотя професионалы - педагоги, психологи, методисты смогут найти в уроке немало "белых пятен", я до сих пор применяю его, показываю коллегам, детям, родителям. Урок проводился в обычных сельских и городских школах, в школах с "искусствоведческим" уклоном, в гимназиях, курируемых губернатором области, в школах Подмосковья. Итог: эффектность, и, я, надеюсь, эффективность!  

Автор Шапоренко Александр Васильевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 616
Номер материала 53050
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓