Главная / Обществознание / Урок обществознания в 11 классе "Семейное право"

Урок обществознания в 11 классе "Семейное право"

Урок обществознания в 11 классе

«Семейное право» 15.03.2014 г.

учитель истории и обществознания

Дорогова Елена Николаевна



Цели урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

 совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;

 способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

Оборудование урока: компьютер. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Формы работы: Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления.

Ход урока

I  Организационный этап

эмоциональный настрой класса

II Этап актуализации субъективного опыта учащихся          

1.Работа над эпиграфом   

Семья приносит полноту жизни, счастье,

но каждая семья … является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение”.

А.С. Макаренко


III Этап изучения нового материала

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

 Работа в группах

Группа № 1.

  • Прочитать часть пункт параграфа “введение” и «Правовая связь членов семьи» стр. 262-264.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос

  • В чём сущность и цели семейного права?

  • Что такое семейное право?

  • Что является источниками семейного права?

  • Каковы основные цели семейного законодательства?

  • Какова правовая связь членов семьи? (3 вида браков)

Группа № 2.

  • Прочитать пункт параграфа “ Вступление в брак и расторжение брака” стр. 264-266

  •  Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Каковы условия вступления в брак?

  • Каковы препятствия к его заключению?

  • Каковыусловия расторжения брака?

  • Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.


Группа № 3.

  •  Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 265 -268.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Каковы личные права супругов?

  • Каковы имущественные права супругов? 2 категории имущественных прав.

Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?

  • Что такое брачный договор?

  • Сформулируйте определение понятия имущество супругов.

Группа № 4.

  • Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 268- 270.

  • Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопросы:

  • Какими правами и обязанностями обладает ребенок?

Что понимается под правами и обязанностями супругов?

  •  Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

 Отчет о проделанной работе

  Заслушивается отчёт группы №1 


Подведение  итогов

Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Цели семейного законодательства: 

  • укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

  • обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.

  Заслушивается отчёт группы №2 

Подведение  итогов

 Решение правовых задач

  • Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из .

(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью

  • Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Заслушивается отчёт группы №3 

Подведение  итогов  


  • Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?

(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

 Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого р



Заслушивается отчёт группы № 4

Подведение  итогов  

  Решение правовых задач  

  • Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.

  • Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните.

  • Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери?

  • Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

IV Этап первичного закрепления изученного материала

Работа с афоризмами

Из  предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

  • Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

 V  Этап закрепления изученного материала  

1. Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько  правильных вариантов ответов).

1 вариант:

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;                                                                              б. 18 лет. +

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; +                                 б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а.  различие национальностей;                           б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;         б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде;                            б. в церкви;                                    в. в органах ЗАГС. +

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение;               б. попечительство;                                        в. опека. +

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав; +                                в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; +                б. вступить в брак; +                         в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; +                                    б. распоряжаться стипендией. +

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде;                                                         б. в ЗАГСе. +

2 вариант:

V Этап информации о д\з

п. 23  

задание для сильных учащихся

Написать сочинение – эссе на  одну из предложенных тем:

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

- Развод родителей и судьба детей;

- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

- Я хотел бы жить в семье, потому что…

VI Этап подведения итога урока    

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле








Из ЕГЭ



 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья- это основанная на_________(1)  или кровном родстве малая ______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основанная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ________(6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что  в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте  последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) дети

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив

Д) обязанности

Е) институт

Ж) отношения

З) группа

И) любовь






















Урок обществознания в 11 классе "Семейное право"
  • Обществознание
Описание:

Урок помогает дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали, совершенствует коммуникативные умения и навыки, умение анализировать текст законов;

 способствовует нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствует формированию ответственного отношения к семье. Урок проводится в форме лабораторно-практической работы.

Автор Дорогова Елена Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1079
Номер материала 39925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓