Главная / Обществознание / Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества»

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества»

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества»


Тема урока: Выборы в демократическом обществе


Цели урока.

1. Обучающие:

-познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.

2. Развивающие:

-развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;

-понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе;

-сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

3. Воспитательные:

-осознать важность права голоса для каждого гражданина демократического государства.


Тип урока: урок изучения нового материала (2 часа).

Технология урока: урок с элементами интерактивной технологии.

План урока:


1) Роль выборов в жизни людей.

2) Демократические выборы – принципы и условия.

3) Типы избирательных систем.

4) Избирательная пассивность и ее причины.

5) Система выборов в РФ.


Основные вопросы, рассматриваемые на уроке:


Каким образом граждане в демократическом обществе могут повлиять

на государство?

Что такое право голоса и кому оно принадлежит?

Как Вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

Какие знания необходимы избирателю?

Какова роль средств массовой информации в подготовке и

проведении выборов?

В чем состоит прямая и представительная демократия?

Как осуществляется процесс голосования?

Что такое избирательный ценз, какие цензы признаются оправданными в демократическом обществе?

Какова избирательная система современной России?

Словарь урока:

Абсентеизм, активное избирательное право, пассивное избирательное право, политический блок, выборы, парламент, парламентаризм, фракционность, избирательные системы, плебисцит, референдум, электорат, избирательный ценз.


Основные этапы урока:


Этапы урока

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

1.Мотивация.

3мин.

Мозговой штурм.

Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам.

Активность участия в работе.

2. Постановка проблемы.

5 мин.

Анализ политической речи. Сравнение документов. Работа в малых группах.

Ставится проблема соотношения политического лидерства и ситуации политических выборов.

Широта мышления, умение находить общее и различия.

3. Работа с понятиями.

10 мин.

Анализ понятийного аппарата.

Учащиеся определяют основные понятия темы

Точность формулировок. Навыки устного выступления.

4. Обсуждение основной проблемы.

10 мин.

Работа в группах. Дискуссия. Работа с текстом учебника.

Учащиеся знакомятся с избирательными цензами и определяют принципы демократических выборов.

Умение работать с текстом, выделение главного, точность аргументации, соответствие примеров выдвинутым положениям.

5. Работа с документом.

13 мин.

Анализ текста, ответы на поставленные вопросы, общее обсуждение.

Учащиеся знакомятся с различными подходами к избирательному процессу, анализируют документы, отвечают на поставленные вопросы.

Умение анализировать документ, точность ответов на вопросы.

6. Виды избирательных систем.

10 мин.

Лекция преподавателя. Дискуссия.

Учащиеся знакомятся с различными видами избирательных систем и обсуждают сложные вопросы, связанные с выборами.

Умение аргументировать свой ответ и приводить яркие примеры.

7. Причины абсентеизма.

7 мин.

Ролевая игра с элементами дискуссии.

Учащиеся определяют возможные причины неучастия граждан в выборах

Навыки устного выступления, анализ ситуации

8. Применение полученных знаний.

10 мин.

Анализ ситуаций

Учащиеся на основе ситуаций высказывают собственное мнение и отношение к выборам и их организации

Умение анализировать и аргументировать собственную позицию

9. Ролевая игра «Выборы».

10 мин.

Ролевая игра

Учащиеся на практике знакомятся с ходом избирательного процесса и основными процедурами.

Умение применить полученные знания в практической деятельности.

10.Рефлексия.

2 мин.




Ход урока.


1. Учитель зачитывает обучающимся 2 четверостишия И. Губермана и просит их сказать, о чем идет речь. Затем задаёт вопросы, помещенные ниже.

Губерман Игорь «Гарики на каждый день».


Сильна Россия чудесами

И не устала их плести:

Здесь выбирают овцы сами

Себе волков себя пасти.


Боюсь, как дьявольской напасти,

Освободительных забот:

Когда рабы приходят к власти,

Они куда страшней господ.


ВОПРОСЫ:

Каково отношение поэта к выборам? Как это можно объяснить? Согласны ли Вы с его позицией?

Какими путями к власти могут прийти рабы?

Какие исторические и политические события мог иметь в виду современный российский поэт?


2. Учитель предлагает обучающимся сравнить два выступления А. Линкольна.


1 ВЫСТУПЛЕНИЕ А. ЛИНКОЛЬНА.

«Необходимо прекратить все разговоры об этих людях и тех людях, этих расах и тех расах, о том, что другие расы считаются худшими и поэтому должны помещаться на низшие позиции. Необходимо прекратить это и сплотиться как единый народ по всей стране, а также объявить, что все люди созданы равными».

2 ВЫСТУПЛЕНИЕ А. ЛИНКОЛЬНА.

«Я никогда не выступал и не выступаю за социальное и политическое равенство между белой и черной расами, я никогда не выступал за то, чтобы негры были избирателями и судьями, государственными служащими, они не должны вступать в браки с белыми людьми. Поскольку они не смогут этого сделать и будут держаться вместе, должны существовать высшая и низшая расы, при этом белая раса будет высшей».

Вопрос учащимся: «Как можно объяснить это несоответствие?» (назвать максимальное количество ответов).

Возможные варианты ответов – речи произнесены с большим временным интервалом, в течение которого значительно изменилась точка зрения, говорил с разными аудиториями, неправильная цитата, речь вырвана из контекста; одно сказал публично, а другое – в частной беседе; речь произнесены разными людьми – однофамильцами и тезками.

Обучающиеся выбирают тот вариант, который представляется им наиболее реальным. Для этого необходимо, чтобы учитель ознакомил их с историческими событиями, особое внимание обратив на ключевую проблему – вопрос о рабстве.

После обсуждения и выбора группами (или индивидуально) наиболее правильных, по их мнению, решений преподаватель может разъяснить ситуацию – два выступления президента США были произнесены практически в одно время, но в разных штатах страны. Первое в северных штатах, а второе – в южных.

После работы с документом можно перейти к дискуссии о политическом лидере по следующим вопросам: «Должен ли лидер иметь одну твердую позицию или ему необходимо ориентироваться на своих избирателей?», «Что влияет на речи политических лидеров?».


3. Обучающимся предлагается в группах (группы формируются с учетом психологической совместимости обучающихся) обсудить основные понятия темы, а также познакомиться с рядом высказываний о выборах и высказать собственное отношение к ним.


Основные понятия темы:

Абсентеизм (от лат. Absentia - отсутствие) - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п.

Блок политический - объединение государств, партий, общественно-политических организаций, имеющих общие цели, форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) “реле”, которая занята пропагандой идей блока.

Выборы политические - способ выявления политических интересов населения и принятия коллективных решений на основе равноправного волеизъявления граждан.

Избирательные системы - процедуры выявления и согласования политических предпочтений населения, включающие определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов. Имеются две основные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов. Кроме того, обычно устанавливается минимальный процент голосов, необходимый для получения мандата (обычно 5%). Мажоритарная система предполагает выборы одного депутата от каждого избирательного округа. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Парламент (англ. parliament от фр. parler-говорить) - высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами представляющий их интересы. Первый парламент возник в Англии еще в XIV в., хотя лишь в 1689г. после принятия Билля о правах были окончательно признаны его законодательные компетенции; родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Плебисцит (от лат. Plebs-простой народ и scitum-решение, постановления) - всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение.

Референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - волеизъявление (голосование) всех граждан государства (или членов другого объединения, организации) по важному для него вопросу, важнейший институт непосредственной демократии.

В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой референдума является плебисцит. Во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В США не делают различий между референдумом и плебисцитом. Законодательству РФ известно только понятие референдум. Референдумы подразделяются на общенациональные и местные; на конституционные и законодательные; консультативные и “решающие”; обязательные и факультативные.

Фракционность (от лат. fractio размалывание, раздробление) - выделение внутри политической партии или другой организации обособленной, организованной части или же организация родственных по своим идеологическим позициям групп в парламенте. Для партийной фракции характерно наличие идейно-политической платформы, значительно отличающейся от общепартийной программы, групповая дисциплина. Парламентские фракции обычно объединяют депутатов, представляющих одну партию.

Электорат - избирательный корпус, граждане данной страны, обладающие правом голоса (активным избирательным правом), круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Активное избирательное право – право отдавать свой голос за того или иного кандидата на выборную должность.

Пассивное избирательное право – право выдвигать свою кандидатуру на ту или иную выборную должность.

Избирательный ценз – ограничение участия в выборах. Делятся на демократические (оседлости, возраста, психического здоровья, законопослушности) и недемократические (расовые, имущественные, сословные, национальные, образовательные и др.)


Высказывания о выборах:


«Представительный образ правления - это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль» (Ройе-Коллар П.П.)

«С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится» (Даниил Заточник)

«Что собственною волею избирает человек, то и любит он» (Малиновский В.Ф.)

«Парламентаризм есть гордая, настойчивая, непреклонная и систематическая борьба с сильной, окрепшей и могущественной властью. Довольно, кажется, произнести эти слова, для того чтобы иметь основание махнуть рукою на всякий парламентаризм в России!» (Стронин А.И.)

«Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость - когда мы в большинстве» (Сокман Р.)

«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Питер Л.)

«Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Питер Л.)

«После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел» (Роджерс У.)

«Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.)

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.)

«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк О.)

«Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Меттерних К.)

«Если вы в меньшинстве - говорите; если в большинстве – голосуйте» (Шерман Р.)

«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (Черчилль У.)

«Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо воля одного или немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех» (Бердяев Н.А.)

«Когда плохие граждане добиваются почетных должностей, то, чем менее достойными они приходят к власти, тем более небрежными становятся и преисполняются безрассудства и наглости» (Демокрит).


4. Преподаватель обсуждает с обучающимися следующий вопрос: «Всегда ли выборы являются демократичными?» При ответе на вопрос предлагается приводить примеры из истории и современной жизни, обсудить в группах и написать ряд условий, при которых выборы не будут считаться демократичными (среди них могут быть названы следующие – отсутствие альтернативных кандидатур, дезинформация избирателей, недемократические цензы (имущественный, социальный, этнический), многоступенчатость, возможная фальсификация результатов, подкуп избирателей, ситуация вооруженного конфликта, давление на избирателей (силовое, психологическое и др.). Помочь ответить на поставленный вопрос может обращение к материалу учебника (стр. 252-253).

Среди других проблем, которые могут быть рассмотрены на этом этапе урока, следующие:

Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?

Нужно ли установить имущественный ценз для кандидатов в депутаты, чтобы уменьшить опасность подкупа народных избранников?

Какова роль выборов в жизни общества?

Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?

В чем причина абсентеизма (низкой активности избирателей)? Как можно преодолеть это явление и следует ли это делать?

Какими основными качествами должны обладать народные представители?


5. Учитель предлагает обучающимся в группах проанализировать один из предлагаемых документов, ответить на вопросы к нему и высказать собственное отношение к позиции автора.


Констан де Ребек “О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей”.

«Представительная система есть полномочия, доверенные определенному числу людей всей народной массой, желающей, чтобы ее интересы были защищены, однако не имеющей времени защищать их всякий раз самостоятельно. Но богатые люди, если они не безрассудны, наняв управляющих, со всем вниманием и строгостью следят, как те выполняют свои обязанности, предупреждая нерадивость, неумение, продажность. Дабы иметь возможность судить об отправлении службы своими уполномоченными, осторожные доверители входят в курс всех дел, ведение коих перепоручают другим. Точно также и народы, взявшие представительную систему в целях пользования приемлемой для них свободой, должны осуществлять постоянное и активное наблюдение за своими представителями и оставить за собой право через определенные промежутки времени (им не следует быть слишком продолжительными) устранить их, если они обманут ожидания, и лишить полномочий, которыми они злоупотребили...

Труд законодателя не завершается, когда благодаря ему жизнь народа становится спокойной. Даже когда этот народ доволен, остается еще много дел. Общественные институты должны завершить нравственное воспитание граждан. Уважая их личные права, оберегая их независимость, совершенно не вмешиваясь в их занятия, эти институты должны, тем не менее, оказывать влияние на общество во имя его блага, чтобы призвать граждан способствовать своей решимостью и своим голосованием осуществлению власти, гарантируя им взамен право контроля и надзора посредством волеизъявления; институты должны воспитывать людей, практически готовя их к исполнению высоких функций, одновременно наделяя их возможностями и внушая им желание браться за это дело».


ВОПРОСЫ:

Что подразумевает представительная система?

Каким образом возможен эффективный контроль представительной власти? Можете ли Вы дополнить мысли автора в данном направлении?

Согласны ли Вы с тем, что промежутки между выборами не должны быть продолжительными? Какой срок представляется Вам оптимальным? Почему?

Что следует понимать под злоупотреблением полномочиями?

Каковы цели законодателей?


Малиновский В.Ф. «Размышление о преобразовании государственного устройства России».


«Закон есть изъявление общей воли, и, чтоб новое законодательство не составлено было подобно старому уложению для одних рабов, надлежит всемерно пригласить все государство к соучастию в созидании его благоденствия; и тогда будут законы действия, благоразумия, справедливости и порядка. Когда же они сочиняются под смотрением одного министра, они будут действием единой власти составлены и во исполнение приведены...

Законоположение для народа “должно всегда сообразоваться нравственности его”: чтобы познать точно народ, рассеянный по великому пространству России, и определить его нравственность в настоящее время, надлежит его видеть и слышать в собрании своих полномочных.

По двум столицам не должно судить о нравственности россиян: обозреть их и познать настоящий образ мыслей и определить нравственность толь же трудно и медлительно, как собрание законов. Хоть бы выбрали самых искусных людей в познании природы человеческой, то всякой по-своему бы изобразил состояние жителей; депутаты каждой провинции подадут верный способ познать настоящий образ мыслей народа и степень его нравственности, сами будучи живые подобия приславших».


ВОПРОСЫ:

Какова позиция автора по отношению к парламентаризму?

О каком старом уложении и новом законодательстве может идти речь в документе?

Согласны ли Вы с мнением, что по двум столицам не следует судить о нравственности россиян? Почему?


Кавелин Константин Дмитриевич “Мысли о выборном начале”.


«В государственном управлении, областном и центральном, все совершается через представителей. Каждое должностное лицо не только представляет должность, сан, в которые обличен, но и ту власть, которой подчинен в порядке правительственной и служебной иерархии. Каждый чиновник действует в делах управления не своим лицом, а во имя должности, которую занимает; каждый есть в то же время орган власти и в этом смысле ее представитель...

У всех древних и новых народов, в жизни которых замечается какое-нибудь движение и стремление к улучшению общественных и политических форм, рано или поздно, непременно вводится, в том или другом виде, выборное государственное представительство, заменяя или исключая у одних народов существующую государственную организацию, у других только дополняя ее новым элементом. Это показывает, что введение выборного государственного представительства не есть прихоть отдельных личностей, а вызывается потребностями государственной жизни. Не будь их, и оно не было бы таким распространенным, всеобщим явлением. Стало быть, нельзя считать его излишним и бесполезным, а того менее вредным и опасным...

Рост и развитие каждого государства, в особенности обширного, необходимо вызывают на очередь вопрос о представительстве. Он не есть признак ослабления или упадка, а служит признаком мощи и здоровья государственного тела, ибо появляется при правильном ходе государственной жизни, когда правительственный механизм вполне сложился и окончательно выработался».


ВОПРОСЫ:

Почему возникает представительная демократия?

Какова роль представителя народа в государстве?

В любом ли государстве необходим представительный орган? Почему?

С какими мыслями автора Вы согласны, а какие представляются спорными? Проиллюстрируйте свои взгляды примерами из истории и современной политической жизни.


Победоносцев К. “Великая ложь нашего времени”. «Родина», № 4, 1993 г.


«…В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно: историческое развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним государственным знаменем, наконец, разрастается без конца государственная территория: непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо. Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число выборных людей и облекать их правительственною автономией. Эти выборные люди, в свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще меньшее число доверенных лиц - министров, коим предоставляется изготовление и применение законов, раскладка и собирание податей, назначение подчиненных должностных лиц, распоряжение военною силой...

Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколькими взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии. Министры в действительности самовластны; и скорее они насилуют парламент, нежели парламент их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее - могущественное личное влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками нации по своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество праздных людей за счет народа, - и притом не боятся никакого порицания, если располагают большинством в парламенте, а большинство поддерживают - раздачей всякой благостыни с обильной трапезы, которую государство отдало им в распоряжение

...Парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей... Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству...

Выбор должен бы падать на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахальнее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуется - образование, опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти качества могут быть и не быть: они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее всего - смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с некоторой пошлостью, нередко действующею на массу. Скромность, соединенная с тонкостью чувства и мысли, - для этого никуда не годится…»


ВОПРОСЫ:

Согласны ли Вы с отношением автора к парламентаризму? Почему он назвал его “великой ложью нашего времени”?

Изменилась ли система парламентаризма сегодня?

Выражают ли результаты выборов волю избирателей? Почему?

Какие качества необходимы в первую очередь для кандидатов в депутаты?


Тихомиров Лев Александрович “Панама и парламентаризм”.


«…Парламентаризм требует от страны представителей ее воли, мнения, желания, то есть вещи невозможной, явного обмана...

Цвет нации, действительные представители ее гения, ее величия, заняты своим делом: ученый, медик, техник, фабрикант, земледелец - все находятся при своем деле и его не бросят, потому что любят его, вкладывают в него всю душу. Они только потому и лучшие люди, что имеют это чувство. В обычное время представители гения нации не пойдут в депутаты, особенно парламентарные. Парламентский депутат обязан выражать чужую волю. Для человека со своими идеями это вовсе не соблазнительно, даже противно...

Народ для избирающегося - последнее дело. Его нужно побудить подать голос, а вовсе не узнать, какой у него голос. Избирательная кампания - это охота за голосами, а ничуть не опрос народа. Зайца не спрашивают, желает ли он попасть ко мне на стол, а ловят; его собственными желаниями интересуются лишь для уяснения, как именно его можно наилучше поймать. Так точно интересуются и народом на выборах.

И вот кандидатуры выдвинуты. Шум, треск, стены, оклеенные прокламациями и именами, разъезды, конференции, ложные слухи, взаимные клеветы, громкие слова, обещания корыстные, обещания сознательно ложные, подкупы и т.д. Народ шалеет: и раньше он мало понимал, а теперь уже и вовсе ничего не соображает. Величайшее искусство этой охоты не в предварительном подготовлении народа, а в каком-нибудь заключительном surprise, который срывает голоса в последнюю минуту, не давая уже времени передумать... Но получив голоса и собравшись в палате, представители народа могут совершенно позабыть о нем вплоть до приближения следующих выборов...

Таким образом парламентаризм приводит официальное правительство страны к неслыханному доселе ничтожеству и бессилию. В области высшей политики оно находится в порабощении у негласных олигархов, вожаков партий. В области администрации оно перестает быть начальством для своих чиновников, которые приобретают самую вредную независимость и бесконтрольность своих действий. Страна, нация, остается без высшего органа правления, контроля, руководства…»


ВОПРОСЫ:

Каковы основные мысли автора по отношению к парламентаризму?

Как в документе описываются кандидаты и депутаты?

Согласны ли Вы с утверждением, что “избирательная кампания - это охота за голосами”? Почему? Приведите примеры из истории и современной жизни.

Являются ли высказанные идеи актуальными для сегодняшнего дня? Почему?


Сорокин Питирим Александрович “Закон об Учредительном собрании (мажоритарная или пропорциональная система) (статья из газеты “Воля народа”, 1917г.)


«…Избирательная система тем выше, чем правильнее она выражает физиологию страны. Пропорциональная система при наличности ряда условий может делать это лучше, чем мажоритарная. Поэтому я - сторонник ее. Но так как в России эти условия отсутствуют, то не исключен тот факт, что она даст искажение мнения народа больше, чем система мажоритарная. Поэтому приходится голосовать скорее за последнюю, чем за первую».


ВОПРОСЫ:

О каких условиях мог говорить Питирим Сорокин?

Согласны ли Вы с позицией автора?

Что общего и в чем различия в ситуации в России того времени и сегодня?


6. В ходе небольшой лекции учитель знакомит учащихся с двумя основными избирательными системами – пропорциональной и мажоритарной. Затем в 4-х группах предлагается обсудить положительные и отрицательные стороны каждой из систем (одна группа анализирует положительные стороны мажоритарной системы, другая – отрицательные стороны мажоритарной системы и так далее). Помощь в этом вопросе может оказать материал учебника (стр. 253-256).

В ходе итогового обсуждения учащиеся обсуждают:

Какая избирательная система наиболее предпочтительна в условиях современной России?

От каких факторов зависит выбор той или иной избирательной системы?


7. Отдельно следует обсудить отношение различных слоёв к выборам.

Проводится небольшая ролевая игра. Каждая группа будет играть роль представителей определенной возрастной или социальной группы (молодежи, пенсионеров, творческой интеллигенции, рабочих, крупных собственников и т.п.). Каждая группа должна выразить «свое» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы.


8. Рассмотрение ситуаций.

СИТУАЦИИ:

1. В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?


В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена; любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно; все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации; одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений; средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд; расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.


2. В Н-ской области прошли выборы главы администрации – губернатора. Во втором туре около трети голосов избирателей было подано против обоих кандидатов. Выскажите предположения о причинах подобного протестного голосования.


В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: сами проводимые выборы могли проходить с большим количеством нарушений и очернением соперниками друг друга; положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям; многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали: их чаяния оказались неучтенными кандидатами на губернаторский пост.


3. После долгих лет диктаторского режима, новые власти в стране Н провозгласили курс на построение демократического правового государства. Повсюду закипели митинговые страсти, политика стала интересовать всех и каждого. В выступлениях на митингах выявились пламенные ораторы, высказывающие то, что люди раньше осмеливались говорить только дома близким. Каковы последствия столь значительной политизации общества? Какими особенностями отличается «молодая» нарождающаяся демократия?


В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: на волне политизации и митинговых страстей в политику вероятен приход демагогов и популистов; вслед за подобной политизацией часто следует резкая потеря интереса к политической жизни, разочарование в демократических институтах, неучастие в выборах; незрелую демократию отличает прежде всего низкая политическая культура и самих политиков, и общества в целом, подмена многих демократических ценностей и институтов их суррогатами, и, как следствие, девальвирование демократии в глазах многих граждан.


9. Итогом рассмотрения темы может стать проведение ролевой игры «Выборы». В ходе этой игры учащиеся могут создать партии, определить свои программы, рассказать о них, а затем будет проведено голосование с использованием существующей процедуры (подготовлены бюллетени, создана избирательная комиссия, определено место для голосования, подсчитаны голоса, объявлены результаты.


10. Рефлексия. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».  Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.



Использованная литература:

Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М., Просвещение, 2008.



Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества»
  • Обществознание
Описание:

Тема урока:  Выборы в демократическом обществе

 

  Цели урока.

1. Обучающие:

-познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.

2. Развивающие:

-развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право  голоса;

-понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе;

-сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

3. Воспитательные:

 -осознать важность права голоса для каждого гражданина демократического государства.

 

   Тип урока:  урок изучения нового материала  (2 часа).

 

   Технология урока: урок с элементами интерактивной технологии.

Автор Алексеева Светлана Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 720
Номер материала 22249
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓