Главная / Обществознание / Урок обществознания Тема: «Права человека. Всеобщая Декларация прав человека».

Урок обществознания Тема: «Права человека. Всеобщая Декларация прав человека».

Урок обществознания

Тема: «Права человека»

Цели урока:

  1. Объяснить актуальность и значимость Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;

  2. Сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;

  3. Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закреплённых Декларацией.

Оборудование урока: тексты Всеобщей Декларации прав человека; учебники, листы бумаги, ватман, ручки.

Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая Декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.

Ход урока.

  1. Вступительный рассказ учителя.

История создания Декларации. Её значение в современном мире.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек.

Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т.е. применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени.

- О каких принципах прав человека я упомянула?

- Что означает слово «принципы»? (исходное положение)

После ответа на вопросы обучающиеся называют принципы прав человека.

Права человека


Естественны неотъемлемы взаимосвязаны универсальны


Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня декларацию называют порой Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли её главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Сайта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые понятия человека.

Этот небольшой по объёму документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла:

  • право человека на жизнь,

  • свободу и личную безопасность,

  • право на справедливое и открытое правосудие,

  • свободу мысли и совести,

  • право на мирные собрания.

Декларация установила, что наказания, ухудшающие положение виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить:

  • право на социальную обеспеченность,

  • право на свободный труд в нормальных условиях,

  • право на образование,

  • право на свободное участие в культурной жизни общества,

  • право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества.

Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось:

  • право на свободное участие в профсоюзах,

  • право на отдых,

  • право на равную оплату труда.

Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т.е. на неё можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используют в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не производят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации прав человека как День прав человека.

10 декабря 2008 года заканчивается кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока ещё остаётся не достигнутой.


Мини-беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира, и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

При ответах на поставленные вопросы во время урока обучающиеся пользуются следующей формулой:

  1. Говорят о своей позиции (Я считаю, что…);

  2. Объясняют её (Потому что …);

  3. Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами …);

  4. Делают выводы (Таким образом, мой вывод …).


Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Обсуждение таблицы-схемы: На доске находится схема «Права и свободы личности»

Права и свободы личности.


Права человека – это социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения.

Гражданские (личные) права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Права,

принадлежащие человеку как биосоциальному существу.

Права, обеспечивающие возможность

участия граждан в политической

жизни страны.

Узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления.

Права на благосостояние

и достойный уровень жизни.

Права, обеспечиваю-

щие

Духовное развитие и самореализа-

цию

личности.

Право на жизнь;

на свободу и

личную неприкосно-

венность;

на честь и достоинство;

на равенство перед законом

и судом; на тайну

переписки, телефонных переговоров

и др.

Право избирать и быть избранным в органы государственной

власти и местного самоуправления;

свобода слова, совести, мирных собраний; создание союзов и объединений и др.

Право быть собственником;

право

наследования;

право на труд; свободный выбор профессии и рода занятий;

на отдых;

на защиту от безработицы

и др.

Право на социальное обеспечение

по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца;

право на жилище; право на образование;

право на медицинскую помощь и др.

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным

ценностям;

свобода творчества;

право на культурную

самобытность

Конституция

Российской

Федерации

1993г.


Ст. 19-25;

45-54;

60, 62.

Ст. 28-33; 63.

Ст. 34-37

Ст. 38-43

Ст.26 и 44


- На этой схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.

Работа с Конституцией РФ:

Используя данные схемы выделите механизмы защиты прав человека, применяемые в Российской Федерации.

Вопросы и задания к схеме:

- Что вы знаете об указанных правах и свободах личности?

- Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

- Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы.

Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставить частицу «не».

- Возможно ли достижение полного равенства между людьми?

- Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?


  1. Работа в группах.

Класс делится на 4 мини-группы по 2-3 человека. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы. Каждой группе предлагается ответить на установочные вопросы.

- Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом?

- К кому обращена Декларация?

- Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашённых в ней прав и свобод?

Задания для самостоятельной работы в группах:

1 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации.

2) Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.

3) Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.


2 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.

2) Определить сущность этих прав.

3) Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.


3 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.

2) Определить их сущность.

3) Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.


4 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации о ограничениях прав и обязанностей человека.

2) Определить их сущность.

3) Выписать и систематизировать отмеченные ограничения прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.


III. Защита мини-проектов.

Для презентации каждой группы отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснение и переносят кластеры себе в тетрадь.


IV. Дискуссия «Защита прав человека».

Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права.

  • Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребёнка

  • Учитель на уроке обозвал ученика

  • Два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья

  • Неизвестные ограбили квартиру

  • Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям

  • Вас не приняли на работу без объяснения причины

  • В поликлинике отказались оказывать необходимую вам медицинскую помощь

  • Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу российской Федерации.


V. Подведение итогов урока.

Формулируется вывод: «Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая Декларация прав – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и её свободы и позволивший людям всего мира, объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Урок обществознания Тема: «Права человека. Всеобщая Декларация прав человека».
  • Обществознание
Описание:

Урок   обществознания  

Тема: «Права человека. Всеобщая Декларация прав человека».

Цели урока:

1)    Объяснить актуальность и значимость Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;

2)    Сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;

3)    Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закреплённых Декларацией.

Оборудование урока: тексты  Всеобщей Декларации прав человека; учебники, листы бумаги, ватман, ручки.

Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая Декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.

                                                   Ход урока.

I.                   Вступительный рассказ учителя.

История создания Декларации. Её значение в современном мире.

   Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым.  Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек.

Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования.  Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т.е. применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени.

  - О каких принципах прав человека я упомянула?

  - Что означает слово «принципы»? (исходное положение)

После ответа на вопросы обучающиеся называют принципы прав человека.

Права человека

 

  Естественны          неотъемлемы        взаимосвязаны            универсальны   

 

     Вскоре после окончания  Второй мировой войны, в 1945 году была образована  ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.  

     В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-президента США   Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ «провозглашающий» права, которые  должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня декларацию называют порой Хартией прав человека.

       Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли её главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Сайта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон  (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

     10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые понятия человека.

     Этот небольшой по объёму документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод  человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

     К числу политических прав человека Декларация отнесла:

ü право человека на жизнь,

ü свободу и личную безопасность,

ü  право на справедливое и открытое правосудие,

ü свободу мысли и совести,

ü право на мирные собрания. 

     Декларация установила, что наказания, ухудшающие положение виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

     Среди новшеств Декларации следует отметить:

ü право на социальную обеспеченность,

ü право на свободный труд в нормальных условиях,

ü право на образование,

ü  право на свободное участие в культурной жизни общества,

ü право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества.

Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось:

ü право  на свободное участие в профсоюзах,

ü право на отдых,

ü право на равную оплату труда.

  Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав  и свобод.

   Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т.е. на неё можно ссылаться  при защите своих прав,  и  её положения часто используют в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

   Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

   Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не производят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.  

    В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации прав человека как День прав человека.

    10 декабря 2008 года заканчивается кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

     Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того,  что цель воплощения  Декларации в реальность для всех и каждого пока ещё остаётся не достигнутой.

 

Мини-беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем  во всех странах мира, и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

     При ответах на поставленные вопросы во время урока обучающиеся пользуются следующей формулой:

1)    Говорят о своей позиции (Я считаю, что…);

2)    Объясняют её (Потому что …);

3)    Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами …);

4)    Делают выводы (Таким образом, мой вывод …).

 

Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь? 

Обсуждение таблицы-схемы:  На доске находится схема «Права и свободы личности»

Права и свободы личности.

 

  Права человека – это социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения.

Гражданские (личные) права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Права,

принадлежащие человеку как биосоциальному существу.

Права, обеспечивающие возможность

участия граждан в политической

жизни страны.

Узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления.

Права на благосостояние

 и достойный уровень жизни.

Права, обеспечиваю-

щие

Духовное развитие и самореализа-

цию

 личности.

Право на жизнь;

 на свободу и

личную неприкосно-

венность;

на честь и достоинство;

 на равенство перед законом

и судом; на тайну

переписки, телефонных переговоров

и др.

Право избирать и быть избранным в органы государственной

власти и местного  самоуправления;

свобода слова, совести, мирных собраний; создание союзов и объединений и др.

Право быть собственником;

 право

 наследования;

право на труд; свободный выбор профессии и рода занятий;

на отдых;

на защиту от безработицы

и др.

Право на социальное обеспечение

по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца;

право на жилище; право на образование;

право на медицинскую помощь и др.

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным

ценностям;

 свобода творчества;

право на культурную

самобытность

Конституция

Российской

Федерации

1993г.

 

Ст. 19-25;

45-54;

60, 62.

Ст. 28-33; 63.

Ст. 34-37

Ст. 38-43

Ст.26 и 44

 

- На этой схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.

Работа с Конституцией РФ: 

Используя данные схемы выделите механизмы защиты прав человека, применяемые в Российской Федерации.

Вопросы и задания к схеме:

- Что вы знаете об указанных правах и свободах личности?

- Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

- Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы.

Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставить частицу  «не».

- Возможно ли достижение полного равенства между людьми?

- Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

 

II.                Работа в группах.

Класс делится на 4 мини-группы по 2-3 человека. Каждая  группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы. Каждой группе предлагается ответить на установочные вопросы.

- Какие  цели выдвигает  Декларация перед мировым сообществом?

- К кому обращена Декларация?

- Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашённых в ней прав и свобод?

Задания для самостоятельной работы в группах:

1 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации.

2) Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.

3) Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.

 

2 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.

2) Определить сущность этих прав.

3) Выделить, выписать и систематизировать политические  права человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.

 

3 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.

2) Определить их сущность.

3) Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.

 

4 группа:

1) Ознакомиться с текстом Декларации о ограничениях прав и обязанностей человека.

2) Определить их сущность.

3) Выписать и систематизировать отмеченные ограничения  прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.

4) Защитить свой мини-конспект.

 

     III.    Защита мини-проектов.

Для презентации каждой группы отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснение и переносят кластеры себе в тетрадь.

 

     IV.    Дискуссия «Защита прав человека».

Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права.

o   Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребёнка

o   Учитель на уроке обозвал ученика

o   Два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья

o   Неизвестные ограбили квартиру

o   Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям

o   Вас не приняли на работу без объяснения причины

o   В поликлинике отказались оказывать необходимую вам медицинскую помощь

o   Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную  Думу российской Федерации.

 

    V.        Подведение итогов урока.

        Формулируется вывод: «Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные  и  объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их  в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

 

        Всеобщая Декларация прав – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и её свободы и позволивший людям всего мира, объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Автор Андрейченко Наталья Юрьевна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1508
Номер материала 7262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓