Главная / Обществознание / Урок обществознания "Познай самого себя" (6 класс)

Урок обществознания "Познай самого себя" (6 класс)

Урок «Познай самого себя» (§ 4)

      Урок занимает важное место в обществоведческом курсе 6 класса. Он раскрывает условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

План изучения нового материала

1. Познание мира и себя.
      2. Что такое самосознание.
      3. На что ты способен.

Основные понятия: возможности, способности, самоанализ, талант, гениальность.
Урок
Эпиграфом к данному уроку может стать высказывание Л. Н. Толстого о сложности процесса познания человеком самого себя:

«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».

По определению возможности – это наличие условий, благоприятных для чего-либо, обстоятельств, способствующих чему-либо, а так же это внутренние силы, ресурсы.

Такими ресурсами является человеческий мозг, память, воображение, чувствительность органов слуха, обоняния, осязания. Возможности нормального человеческого мозга практически неограниченны. Память способна вместить 10 в 20 степени единиц информации. Примером может быть Александр Македонский, знавший в лицо своё 30 тыс. войско. У многих композиторов Моцарта, Рахманинова была феноменальная память. Например, художник Айвазовский рисовал картины по памяти. Феноменом мышления могут быть «люди-счетчики», которые решают в уме самые сложные математические задачи. Но и физические возможности человека неограниченны. В 1960г. тяжелоатлет Власов поднял 537кг, а 1975г. Алексеев поднял уже 615кг. Сама жизнь имеет среднюю и потенциальную продолжительность. Мислимов прожил 167 лет, а ученые считают, что естественный возраст границ человеческой жизни в среднем от 150-160 до 200 лет. Наши возможности ещё далеко не познаны и выходят за привычные границы. Но их можно выявить, например под гипнозом. Есть и просто удивительные возможности: передача мыслей на расстоянии – телепатия, передвижение предметов усилием воли - телекинез. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Познание себя, самоанализ очень важны для человека, т.к. это дает возможность раскрыть и реализовать в себе скрытые способности (голос певца, художественные и физические способности). Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О высокой степени одаренности, наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны отмечаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Гениальность – высшая ступень развития таланта, как общих (интеллектуальных), так и специальных способностей. Таких людей в истории известно мало примерно 400 человек, среди них Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов. Вывод заключается в «поиске» и развитии своих возможностей и способностей.

Человеку необходимо:

      — исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
      — изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
      — понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»)... Исторически сложилось так, что это стремление «познать себя» было не только результатом развития пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности.

Объясните слова «самосознание», «самооценка».

      Во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание. Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное — не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
      Можно и для себя создать такую формулу самовнушения. Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика — мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
      Известно, что бесталанных людей нет, природа каждого наградила какими-либо способностями, важно ими воспользоваться и уметь развивать.
      Важный спутник таланта — труд. Талант — это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, — это всегда, без исключения, титаны труда. Ведь в процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. «Тысячи тонн словесной руды» потребовалось переработать гениальным А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому, чтобы найти точное, единственно возможное слово, которое до сих пор восхищает нас в их произведениях.      Поэтому, можно утверждать о необходимости соединения способностей человека и его деятельности, успешного поиска дела по душе.

«Быть может, в каждом убит Моцарт» — так оценивал влияние общественных условий на развитие творческих способностей человека писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Не стоит дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свои способности, старайся всеми способами их развивать и уверенно двигайся к своей цели. Ведь «дорогу осилит идущий». Этот вывод прекрасно иллюстрирует рассказ о жизненном пути М. В. Ломоносова, сына крестьянина глухой Архангельской губернии, ставшего талантливейшим ученым своего времени.
Домашнее задание: прочитать & 4, ответить на вопросы «Как правильно оценить себя?», «Что нужно знать для объективной самооценки?», «Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?», «Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны?», «Как обрести большую уверенность в себе?».



Урок обществознания "Познай самого себя" (6 класс)
  • Обществознание
Описание:

Урок «Познай самого себя» (§ 4)

      Урок занимает важное место в обществоведческом курсе 6 класса. Он раскрывает условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

План изучения нового материала

1. Познание мира и себя.
      2. Что такое самосознание.
      3. На что ты способен.

Основные понятия: возможности, способности, самоанализ, талант, гениальность.
Урок
Эпиграфом к данному уроку может стать высказывание Л. Н. Толстого о сложности процесса познания человеком самого себя:

«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».

По определению возможности – это наличие условий, благоприятных для чего-либо, обстоятельств, способствующих чему-либо, а так же это внутренние силы, ресурсы.

Такими ресурсами является человеческий мозг, память, воображение, чувствительность органов слуха, обоняния, осязания. Возможности нормального человеческого мозга практически неограниченны. Память способна вместить 10 в 20 степени единиц информации. Примером может быть Александр Македонский, знавший в лицо своё 30 тыс. войско. У многих композиторов Моцарта, Рахманинова была феноменальная память. Например, художник Айвазовский рисовал картины по памяти. Феноменом мышления могут быть «люди-счетчики», которые решают в уме самые сложные математические задачи. Но и физические возможности человека неограниченны. В 1960г. тяжелоатлет Власов поднял 537кг, а 1975г. Алексеев поднял уже 615кг. Сама жизнь имеет среднюю и потенциальную продолжительность. Мислимов прожил 167 лет, а ученые считают, что естественный возраст границ человеческой жизни в среднем от 150-160 до 200 лет. Наши возможности ещё далеко не познаны и выходят за привычные границы. Но их можно выявить, например под гипнозом. Есть и просто удивительные возможности: передача мыслей на расстоянии – телепатия, передвижение предметов усилием воли - телекинез. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Познание себя, самоанализ очень важны для человека, т.к. это дает возможность раскрыть и реализовать в себе скрытые способности (голос певца, художественные и физические способности). Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О высокой степени одаренности, наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны отмечаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Гениальность – высшая ступень развития таланта, как общих (интеллектуальных), так и специальных способностей. Таких людей в истории известно мало примерно 400 человек, среди них Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов. Вывод заключается в «поиске» и развитии своих возможностей и способностей.

Человеку необходимо:

      — исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
      — изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
      — понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»)... Исторически сложилось так, что это стремление «познать себя» было не только результатом развития пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности.

Объясните слова «самосознание», «самооценка».

      Во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание. Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное — не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
      Можно и для себя создать такую формулу самовнушения. Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика — мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
      Известно, что бесталанных людей нет, природа каждого наградила какими-либо способностями, важно ими воспользоваться и уметь развивать.
      Важный спутник таланта — труд. Талант — это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, — это всегда, без исключения, титаны труда. Ведь в процессе деятельности накапливается жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. «Тысячи тонн словесной руды» потребовалось переработать гениальным А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому, чтобы найти точное, единственно возможное слово, которое до сих пор восхищает нас в их произведениях.      Поэтому, можно утверждать о необходимости соединения способностей человека и его деятельности, успешного поиска дела по душе.

«Быть может, в каждом убит Моцарт» — так оценивал влияние общественных условий на развитие творческих способностей человека писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Не стоит дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свои способности, старайся всеми способами их развивать и уверенно двигайся к своей цели. Ведь «дорогу осилит идущий». Этот вывод прекрасно иллюстрирует рассказ о жизненном пути М. В. Ломоносова, сына крестьянина глухой Архангельской губернии, ставшего талантливейшим ученым своего времени.
Домашнее задание: прочитать & 4, ответить на вопросы «Как правильно оценить себя?», «Что нужно знать для объективной самооценки?», «Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?», «Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны?», «Как обрести большую уверенность в себе?».

 

 

Автор Cтатьева Марианна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 3409
Номер материала 31558
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы