Главная / Обществознание / урок обществознания на тему "Молодежные субкультуры"

урок обществознания на тему "Молодежные субкультуры"

Название документа Презентация 1.ppt

Проблемные вопросы: Как подростки могут проявить свою индивидуальность? Главн...
Положительные моменты: Романтика!
Студенческие годы
Первые достижения
В молодости сильно не задумываемся о своем внешнем виде, нам свойственна собс...
Парни становятся настоящими мужчинами, уходят в армию! А девушки их ждут!
Появление на свет новых молодых людей
Наркотическая зависимость Отрицательные моменты:
Табачная зависимость
Алкогольная зависимость
Проблема получения образования
Взаимопонимание
Данные отображены в % соотношении. Варианты ответа	Возраст, лет	 	До 25	26-29...
Соловьёва Анна Великов Владимир Суббота Екатерина Тетерина Дарья Тетерина Кри...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Проблемные вопросы: Как подростки могут проявить свою индивидуальность? Главные
Описание слайда:

Проблемные вопросы: Как подростки могут проявить свою индивидуальность? Главные проблемы молодежи сегодня? Важен ли выбор профессии в современном мире? За кем молодежь пойдет? Вся ли молодежь жестока? Почему молодежь выбирает субкультуры?

№ слайда 3 Положительные моменты: Романтика!
Описание слайда:

Положительные моменты: Романтика!

№ слайда 4 Студенческие годы
Описание слайда:

Студенческие годы

№ слайда 5 Первые достижения
Описание слайда:

Первые достижения

№ слайда 6 В молодости сильно не задумываемся о своем внешнем виде, нам свойственна собстве
Описание слайда:

В молодости сильно не задумываемся о своем внешнем виде, нам свойственна собственная красота

№ слайда 7 Парни становятся настоящими мужчинами, уходят в армию! А девушки их ждут!
Описание слайда:

Парни становятся настоящими мужчинами, уходят в армию! А девушки их ждут!

№ слайда 8 Появление на свет новых молодых людей
Описание слайда:

Появление на свет новых молодых людей

№ слайда 9 Наркотическая зависимость Отрицательные моменты:
Описание слайда:

Наркотическая зависимость Отрицательные моменты:

№ слайда 10 Табачная зависимость
Описание слайда:

Табачная зависимость

№ слайда 11 Алкогольная зависимость
Описание слайда:

Алкогольная зависимость

№ слайда 12 Проблема получения образования
Описание слайда:

Проблема получения образования

№ слайда 13 Взаимопонимание
Описание слайда:

Взаимопонимание

№ слайда 14 Данные отображены в % соотношении. Варианты ответа	Возраст, лет	 	До 25	26-29	30
Описание слайда:

Данные отображены в % соотношении. Варианты ответа Возраст, лет До 25 26-29 30-39 40-49 50-59 за60 Работать 33,3 35,6 30,4 36,3 18,1 22,2 Пожалуй не работать 38,2 39,6 38 32,6 37,5 22,2 Не работать 8,8 8,9 15,8 15,2 13,9 22,2 Скорее не работать 19,6 7,9 11,4 11,3 18,1 33,3 Незнаю 0 6,9 1,3 3,5 9,3 0

№ слайда 15 Соловьёва Анна Великов Владимир Суббота Екатерина Тетерина Дарья Тетерина Кристи
Описание слайда:

Соловьёва Анна Великов Владимир Суббота Екатерина Тетерина Дарья Тетерина Кристина Сосновская Светлана Борисова Мария Аленина Анна

Название документа Приложение 1.doc

Приложение №1


Ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально- психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни (от 16-30 лет).

В возрастной психологии молодость-период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности.

Становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих факторов: семьи, школы, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп, массовой культуры.

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, выбрать верный жизненный путь, профессию, спутника жизни, друзей. Этот период связан с трудным процессом самопознания, нужно определить границы своих возможностей, утвердить себя в обществе, с другой стороны, необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать свои политические, нравственные, ценностные воззрения.


Факторы, влияющие на становление молодёжи.





hello_html_5fb84903.gif





hello_html_5fb84903.gifhello_html_5fb84903.gif

hello_html_m2ed1d223.gif

hello_html_65573be3.gifhello_html_5fb84903.gifhello_html_5fb84903.gifhello_html_m79c63c90.gifhello_html_807f889.gifhello_html_4bed8615.gifhello_html_1db3ae2a.gif

Название документа Приложение 2.doc

Приложение№2


Формой, внешней оболочкой молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения. Неформальные молодежные объединения - группы, возникающие на основе потребностей, интересов молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или нет. Эти объединения создаются добровольно и в свободное время, часто отгораживаются от внешних посягательств.

С причинами вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело, в основном, при сбое в привычном течении дел:

- в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы)

-в формальной группе (несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями, друзьями)

- в среде безработных, частично занятых молодых людей (много свободного времени при отсутствии возможности самореализоваться)

-при несоответствии реального социального статуса молодого человека желаемому (например, непризнанные музыканты, ученые, работающие дворниками или сторожами)

-в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает непривычный опыт (боли, убийства, страха)

Могут быть и другие причины: отсутствие доступных форм проведения досуга, приход» за компанию», избыток свободного времени…………………

Название документа Приложение 3.doc

Приложение №3



МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТРЫ

плюсы

минусы

Адаптация молодых к обществу

Бегство от действительности











Название документа Приложение 4.doc

Приложение №4

Типология молодежных субкультур

Существует несколько типологий молодежных субкультур:

По С.А. Сергееву:

1. романтико-эскапистские (хиппи, ролевики, толкиенисты)

2. развлекательные (мажоры, рейверы, рэперы)

3. криминальные (гопники, люберы)

4. анархо-нигилистические (панки, нацболы)

По С.И.Левиковой:

1. группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, битломаны, брейкеры)

2. группы, имеющие политический и идеологический оттенок(анархисты, пацифисты, отклонисты,зеленые)

3. группы, аполитичного характера ( хиппи, панки, система)

4. эстеты (митьки)

5. группировки, исповедующие «культ мускулов» (качки)

6. криминогенные группировки (гопники, люберы)

Наиболее распространенные молодежные объединения

музыка

культура

имидж

идеология

хулиганы

хобби

Готы,эмо

отаку

Кибер-готы

антифа

гопники

байкеры

инди

падонки

нудисты

неформалы

ультрас

райтеры

панки

фурри

милитари

скинхеды

Футбольные хулиганы

трейсеры

растаманы


фрики

хиппи



рэперы



яппи








Молодежные субкультуры современной России

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи – «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.

Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х – началу 70-х годов XX века, «вторая волна» – к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три – четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана – средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е годы XX века на Ямайке).

В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи.

Толкиенистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х годов отечественные толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). Появляются продолжения произведений Толкиена, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкиена: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.

В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Парни-готы, как правило, андрогинны. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной жизни). Традиционно среди них обращение к готическому роману – от Уолпола до Шелли; почитаются также Камю, Кафка, поздний Тургенев и прочие «сильно перепуганные гении». Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.

Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует – есть определенная жизнетворческая интонация.

Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990 – 91 годов. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рейверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков. В последние годы рейв утратил свою контркультурную тональность в духе психоделической хиппи-революции 60-х, он стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско.

Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.

Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов. Излюбленное место йошкар-олинских роллеров – площади Ленина и Никонова. В основном роллеры – школьники старших классов (13 – 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники.

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%».

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки». В Йошкар-Оле местный байкерский клуб носит название «Ангелы дорог».

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

«Панк» – Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.

О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками…

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века.

В 90-е годы субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).

Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.

Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случая, когда подростки убивали своего товарищи, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба.

Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Футбольное хулиганство зародилось в Англии в конце 1950-х годов XX века. Во многом благодаря английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый ожесточенный характер и вызывают широкий общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московских клубов «Динамо» и «Локомотив».

Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г.). В Йошкар-Оле насчитывалось более 10 таких группировок, среди которых наиболее крупными были «Сомбат» и «Микрашка». Основные черты «казанского феномена»:

- наличие территории влияния и борьба за ее расширение;

- установление системы прав и обязанностей участников группировок, а также системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций;

- поддержание иерархии соподчиненности на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»;

- образование союзов, объединений, поглощение слабых более сильными;

- планирование противоправных акций;

- использование приемов и методов разжигания вражды;

- сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории.

Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).









Название документа Приложение 5.doc

Приложение №5


Черты современной молодежной субкультуры

1.Развлекательно-досуговая направленность.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

3. Приоритет потребительских ориентаций.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

5. Формирование под воздействием экранных средств (телевидения, компьютерных игр).

6. Признание национальной культуры пережитком.


I. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества не может не отражаться на содержании молодежной субкультуры.

Каково общество – такова и молодежь.


II. Кризис института семьи, подавление индивидуальности и инициативы подростка со стороны « взрослого мира» приводит к социальному и культурному инфантилизму, с одной стороны и к прагматизму , агрессивности, с другой стороны.

Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.


III. Коммерциализация СМИ формирует определенный образ субкультур, лепит под себя удобного, выгодного зрителя.

Молодежь становится искаженным зеркалом взрослого мира.

Взрослые имеют дело с той молодежью, которую они сами воспитали?


Название документа Приложение 6.doc

Приложение № 6

КЛАСТЕР

hello_html_68fc8226.gifhello_html_68fc8226.gifhello_html_68fc8226.gif



hello_html_5cc5650.gifhello_html_m6ddfd0be.gif

hello_html_m2c915b91.gif

hello_html_68fc8226.gifhello_html_68fc8226.gif

Мhello_html_68fc8226.gifhello_html_68fc8226.gifhello_html_68fc8226.gifhello_html_17ea1fba.gifhello_html_23d93849.gifhello_html_m13e956cb.gifhello_html_76bdc57f.gifhello_html_3361344f.gifОЛОДЁЖЬ

Название документа конспект урока.doc

Тема урока: «Молодежные субкультуры».

Предмет: Обществознание.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: рассмотреть вопрос о молодежной субкультуре, ее отличительных чертах, типологии субкультур, ее значении в современном политкультурном пространстве.

Развивающие: отработать навыки работы с текстом, развивать умение сравнивать, приводить доказательства, умение общаться.

Воспитательные: воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам, создание положительного образа современной молодежи и важной роли молодежной субкультуры в политкультурном пространстве, воспитание толерантности.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, мотивация обучающихся.

Целевая установка (сообщение темы урока, целей и задач урока).


II. Изучение нового материала.

2.1 Представление презентации « Легко ли быть молодым» (обучающиеся) (Презентация1).


2.2. Прежде чем говорить о таком понятии, как «молодежная субкультура» мы должны определить понятие « молодежь» и выделить факторы, влияющие на становление социальной зрелости молодежи.


Задание № 1: прочитать текст, выбрать наиболее ясное для вас определение понятия «молодежь» и заполнить схему «Факторы, влияющие на становление молодежи» (работа обучающихся с Приложением 1).


2.3 Длинная розоватого цвета челка, узкие джинсы, выкрашенные в черный цвет ногти, глаза и губы: все это внешние проявления молодежной субкультуры- явления вневременного, возникшего давно и постоянно меняющего обличья. Что же такое молодежная субкультура? Вспомним определение слова «субкультура» и «культура» (ответы обучающихся).

Молодежная субкультура - культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов (записать в тетрадь).

Субкультуры существуют давно, любой коллектив более 10 человек уже разбивается на небольшие группы, а тем более целый народ. Взрослые не всегда понимают, что задачи молодежной субкультуры такие же, как и культуры в целом - и одна из них - объединение групп людей в единое целое.

В настоящее время существует множество различных субкультур, но каковы причины вхождения молодежи в субкультуру?


Задание№2: ознакомиться с текстом, вспомнить презентацию и дописать иные причины вхождения в субкультуру (работа обучающихся с Приложением 2)

(обсуждение вариантов ответов)


2.4. История неформальных организаций нашей страны.

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразные волны. Все началось с появления в 1950-е годы «стиляг»- эпатажной группы городской молодежи, ставшей символом «первой волны» неформалов. Одевались и танцевали они стильно (джаз, рок-н-рол), сновное обвинение, которое им предъявлялось-«преклонение перед Западом».В это же время появились КСП (клуб самодеятельной песни), которые объединяли людей, любящих песни под гитару и стихи. «Вторая волна» неформальных организаций началась с конца 60-х до начала 90-х и связана с распространение рок- музыки. В молодежную среду проникают наркотики, наблюдается ориентированность на внутренние проблемы, аполитичность.

«Третья волна» началась с начала 90-х и вместе с распространением музыкального стиля «рэп» и электронной музыки и компьютеров (хакеры и киберпанки).

Существуют различные классификации субкультур, с некоторыми из них и с описанием молодежных субкультур современной России вы можете ознакомиться, работая с Приложением 4.

(работа обучающихся с Приложением 4)


2.5. Субкультура молодежи формируется под непосредственным воздействием культуры в целом, базируется на ценностях массовой культуры, отражает государственную политику. Социологи выделили черты российской молодежной субкультуры, давайте с ними ознакомимся (работа обучающихся с Приложением 5).


III. Закрепление изученного материала.

Задание № 3: заполнить таблицу, опираясь на полученные знания и текст (работа обучающихся с Приложением 3). Обобщение вариантов ответов учителем.


IV. Подведение итогов урока.

Составление кластера «Современная молодежь» (работа в группах), в качестве примера представлен кластер, составленный педагогами (Приложение 6)

Оценивание работы на уроке.


V. Рефлексия.

Обучающиеся составляют синквейны по теме урока (работа в группах).

В качестве примера представлен синквейн педагога:

Молодежная субкультура

Фасадная, продвинутая, развлекательная,

Удивляет, тусуется, не слушает, выделяется.

Молодежь решает множество проблем.

Важно ее понять!


VI. Домашнее задание: составить сравнительную таблицу двух молодежных субкультур.




урок обществознания на тему "Молодежные субкультуры"
  • Обществознание
Описание:

Разработка урока по теме: " Молодежные субкультуры" предназначена для обучающихся 1 курсов СПО, может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по предмету, приложение № 4 может быть выдано обучающимся для самостоятельного изучения и переработки в презентацию по теме. В ходе данного урока рассматривается вопрос о молодежной субкультуре, ее отличительных чертах, типологии субкультур, ее значении в современном политкультурном пространстве.

В ходе урока даётся понятие молодёжи, выделяются факторы, влияющие на становление социальной зрелости молодёжи.

Даётся понятие субкультуре и культуре, рассматриваются черты молодёжной субкультуры.

Обучающиеся знакомятся с историей неформальных организаций нашей страны.

В конце урока обучающиеся заполняют таблицу и составляют синквейн.

 

Автор Баженова Ирина Викторовна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1736
Номер материала 6002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓