Главная / Другое / урок "Образ Салавата Юлаева в скульптуре художников Т.Нечаевой и С.Тавасиева"

урок "Образ Салавата Юлаева в скульптуре художников Т.Нечаевой и С.Тавасиева"

hello_html_1a674bbd.png







hello_html_m44e507b0.gif





































Шерстобитов Владимир Антонович,

учитель истории и культуры Башкортостана,

МБОУ СОШ № 9

город Бирск Республики Башкортостан



Шерстобитов В.А.

учитель истории и культуры Башкортостана

МБОУ СОШ № 9 г. Бирск


Предмет: История и культура Башкортостана

Класс: 7


ТЕМА УРОКА: Образ Салавата Юлаева в скульптуре художников Т.Нечаевой и С.Тавасиева.

ЦЕЛЬ УРОКА: Привить чувство патриотизма, любовь к истории, культуре края, показать межпредметную связь с историей, музыкой, литературой.

ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор, видеомагнитофон, кинопроектор, DVD плеер, видеокассета.

НАГЛЯДНОСТЬ: Репродукции картин А.Лежнева «Поимка Салавата», А.Кузнецова «Допрос Салавата», Р.Ишбулатова «Непокоренная воля», выставка иллюстраций скульптуры С.Тавасиева, бюста Т.Нечаевой, выставка книг по тематике, кроссворды.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка учащихся к восприятию материала:

Изучая предмет, культура Башкортостана в центре, которого находиться сам человек, его душа, мечты, желания, мы стараемся понять себя, свою неповторимость, становимся внимательнее и добрее к себе и окружающим.

А сегодняшний урок я бы начал со слов Муссы Гали:

О Салават! Сквозь время гоня

Точно живого, ты держишь коня.

О Салават! Ты не камень, ты плоть,

Дух, что явился беду побороть…

(Звезды горят над тобой, Салават)

Сегодня на нашем уроке будет звучать образ Салавата Юлаева. На протяжении изучения предмета культура Башкортостана мы обращались с вами к нему неоднократно через произведения поэтов, писателей, художников, композиторов (показываю на доске).

Сегодня наша задача познакомиться с монументальной скульптурой и теми людьми, которые смогли передать нам неповторимость образа сына башкирского народа Салавата Юлаева.

Весь урок работаем по логико-смысловой схеме (по блокам)










1. Поэзия и литература


1. Музыка


hello_html_4e11a64c.gif

Сырбай Мауленов (казах)

hello_html_m6bf7971f.gif

Степан Злобин


Хасан Туфан (татар.)

Гилемдар Рамазанов (башк)

Опера

Загира Исмагилова «Салават Юлаев»



hello_html_41469264.gif

Демьян Бедный (рус.)




hello_html_m48eaa862.gifhello_html_m13735353.gif


Р.Ишбулатов




А.Лежнев

А.Кузнецов



4. Монументальная скульптура. Бюст

3. Художники




Повторим содержание I блока:

К образу Салавата Юлаева обращались многие поэты разных национальностей: казахи, русские, татары, башкиры, мордва, узбеки и многие другие (ребята перечисляют: Демьян Бедный, Хасан Туфан, Гилемдар Рамазанов, Сырбай Мауленов …).

Трудно найти среди башкирских писателей или поэтов, которых не вдохновило бы на творчество имя Салавата Юлаева – Мустай Карим, Рашит Нигмати, Баязит Бикбай и т.д.

А в литературных произведениях, кто хорошо отобразил образ Салавата Юлаева это Степан Злобин (читаю отрывок из романа, или видеозапись).

Переходим ко II блоку:

Самым значительным произведением в музыке является опера великого башкирского композитора Загира Исмагилова «Салават Юлаев» в исполнении народного артиста Магафура Хисматуллина. Сейчас я предлагаю вам ребята прослушать арию из оперы «Салават Юлаев» - «Хуш Уралым» (прощай Урал).

Перед тем как мы приступим к прослушиванию у меня к вам просьба, постарайтесь внимательно вслушаться в музыку и слова и ответить в тетради очень кратко на вопросы: 1. Какие чувства возникают, когда звучит музыка?

2. Услышали ли вы в этой музыке что-то знакомое?

3. Какая звучит музыка?

4. Как она повлияла на ваше настроение?

Переходим к III блоку:

Художников привлекает героическое прошлое народов, особенно образцы борцов за свободу и счастье народа. Поэтому у Лежнева, Кузнецова, Ишбулатова в центре – историческая фигура. Образ Салавата Юлаева не похож на картинах, но объединяет эти произведения героизм, отвага, личность и прообраз всего башкирского народа.

Рассматривая картины, постарайтесь ответить на поставленные вопросы и заполнить таблицу словами:

А.Лежнев «Поимка Салавата»

1

Лицо,

искажено злобой,

зима,

холод,

жесткая правда,

выбор,

поимка.

. Кто изображен в центре картины?

2. Какое у него лицо?

3. Какое время года?

4. Какие цвета преобладают?

5. Что делает в последний момент Салават Юлаев?

(выбор – сражаться или сдаться

А.Кузнецов «Допрос Салавата»

1. Почему выбран темный фон?

2

Победитель –гордо поднятая голова, в глазах достоинство и решимость, неизбежность.

. Что связано с тёмным цветом?

3. Какой здесь Салават победитель или побежденный?

Р.Ишбулатов «Непокоренная воля»

1. Почему кругом камни?

2. Какой фон?

3. Какое лицо у Салавата?

4. Куда устремлен его взгляд?

Здесь очень тонко подходят слова М.Карима к картине «Непокоренная воля».

Переходим к следующему блоку:

Мы продолжаем знакомиться с образом Салавата Юлаева в скульптуре.

Возникает проблема – «завязать узелки 4 блока».

Записываем тему урока в тетради.

Даем определения:

- монументальная скульптура – вид изобразительного искусства, отличается единством содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом и отражает значительные исторические события, создаются в честь выдающихся людей.

- бюст – портретное изображение человека до груди.

Ребята читают доклады по новой теме о творчестве скульпторов Т.Нечаевой и С.Тавасиева.

Дадим краткую характеристику, рассмотрев произведения художников.

Т.Нечаева, 1991 г.

Салават изображен как человек воин поэт. Памятник создан в 1952 году. У Нечаевой Салават многогранный человек: скажите, куда обращена голова национального героя, куда – глаза, каков его взгляд (любуется просторами отчизны). Возможно он слушает пенье соловья. А может мелодию курая.

А может он говорит: «Здравствуй мой край, вот я и вернулся!»

С.Тавасиев, 1970 г.

Памятник создан народным художников БАССР Гайнутдиновым и советским скульптором С.Тавасиевым. Мы видим его на самой высокой точке Уфы. Работа над созданием памятника длилась 30 лет.

Высота – 20 метров.

Вес – 40 тонн.

Салават Юлаев изображен как воин. Выбран исторический момент – выступление Салавата перед войском. (обратим внимание на лицо, на коня).

У Тавасиева вольнолюбивый джигит, вождь восставшего народа, сын степей и лесов. Он гневно призывает идти с ним к лучшей жизни.

Как вы думаете, какой образ более реальнее?

Почему?

Какой Салават вам больше нравиться?

  1. Заключительная часть.

Для повторения пройденного материала на уроке предлагаю вам разгадать кроссворд о Салавате Юлаеве:




1 Б

А

Б

И

Ч


2 К

У

З

Н

Е

Ц

О

В


3 Т

А

В

А

С

И

Е

В


4 И

С

М

А

Г

И

Л

О

В

5 О

Р

Н

А

М

Е

Н

Т



6 Н

Е

Ч

А

Е

В

А



7 П

А

Т

Р

И

О

Т

8 К

У

Р

У

Л

Т

А

Й


9 П

О

Б

Е

Д

И

Т

Е

Л

Ь


10Л

Е

Ж

Н

Е

В



1. Башкирский поэт-революционер начала ХХ века. (Бабич)

2. Автор картины «Допрос Салавата». (Кузнецов)

3. Автор – скульптор знаменитого памятника Салавату Юлаеву. (Тавасиев)

4. Автор опера «Салават Юлаев». (Исмагилов)

5. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. (Орнамент)

6. Автор бронзового бюста Салавата Юлаева. (Нечаева)

8. Государственное собрание. (Курултай)

10. Автор картины «Поимка Салавата». (Лежнев)

Отгаданные ключевые слова: патриот, победитель, бессмертие.

Можно ли отнести эти слова к образу Салавата Юлаева – докажите!

И в заключении у меня к вам два вопроса:

- Кто первый обратился к образу Салавата Юлаева?

- Кто создал визитную карточку столицы Республики Башкортостан?

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о монументальных памятниках в городе Салавате, и в городе Уфе, связанных с темой Родины, Урала, Башкортостана.

урок "Образ Салавата Юлаева в скульптуре художников Т.Нечаевой и С.Тавасиева"
  • Другое
Описание:

Привить чувство патриотизма, любовь к истории, культуре края, показать межпредметную связь с историей, музыкой, литературой.

Изучая предмет, история и культура Башкортостана в центре, которого находиться сам человек, его душа, мечты, желания, мы стараемся понять себя, свою неповторимость, становимся внимательнее и добрее к себе и окружающим.

На уроке будет звучать образ Салавата Юлаева. На протяжении изучения предмета история и культура Башкортостана обращались к нему неоднократно через произведения поэтов, писателей, художников, композиторов.

Сегодня наша задача познакомиться с монументальной скульптурой и теми людьми, которые смогли передать нам неповторимость образа сына башкирского народа Салавата Юлаева.   

Автор Шерстобитов Владимир Антонович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1739
Номер материала 37016
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓