Главная / Химия / Урок обобщения по теме "Соединения химических элементов" (химия 8 класс)

Урок обобщения по теме "Соединения химических элементов" (химия 8 класс)

Название документа Обобщающий урок по теме Соединения химических элементов.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»













Методическая разработка

урока обобщения

по теме «Соединения химических элементов»

(Урок – игра «Посвящение в юные химики» для 8 класса)











Автор: учитель химии

МКОУ «ООШ №32»

Миасского городского округа

Макаровская Галина Анатольевна












Миасский городской округ


2015






Тип урока: комбинированный, обобщающий (с элементами игры), с применением элементов адаптационно – развивающей технологии.


Цели: обобщить и систематизировать полученные знания о соединениях химических элементов.


Образовательные задачи:
выявить уровень знаний обучающихся по теме;

повторить основные понятия темы
Воспитательные задачи:
расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
Развивающие задачи:
развивать умения составлять химические формулы веществ, давать им название; умение распознавать среду с помощью индикаторов; развивать интерес к предмету, используя игровые технологии; развивать логическое мышление и творческие способности обучающихся.


Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические

Оборудование: 1. Химические тренажеры (карточки – задания),

2. Черный ящик (мел, фенолфталеин, лакмус, метиловый

оранжевый, набор кислот, набор щелочей, вода, набор солей)

3.В пронумерованных пробирках растворы щелочей, кислот,

вода, индикаторы

4. Для демонстрации опыта:

Семь пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном
1- хлорид железа (III)
2- раствор хромата калия
3- нитрат свинца
4- сульфат никеля (II)

5- сульфат меди (II)
6- сульфат меди (II)
7- хлорид кобальта (II)

Растворы в склянках: роданид калия ; иодид калия; гидроксид натрия ; раствор аммиака ; серная кислота








Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение целей урока

Учитель: Дорогие друзья, вот уже полгода вы изучаете новый предмет – химию. Химия наука очень сложная, но увлекательная, интересная, полезная. При изучении химии вам приходится изучать еще один иностранный язык: выучить химический алфавит, усвоить правила написания химических предложений, приходится применять математические знания, знания техники безопасности

Цель нашего урока закрепить знания по теме « Основные классы неорганических соединений», подготовиться к контрольной работе, а заодно и побороться за звание «Юного химика». Урок мы будем проводить в виде турнира «Юных химиков», во время которого вам придется выдержать несколько испытаний. На столах у вас лежат «Оценочные карты» (Приложение1), которые вы будете заполнять течении всего урока. ( За каждый правильный ответ учащиеся проставляют себе 1 балл)

Испытание – 1. «ХИМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»

Игра: «Верно – неверно»

Цель: закрепить основные понятия по теме способствовать раскрепощению неуверенных учащихся.

  1. Правда ли, что все тела, которые нас окружают состоят из веществ?

  2. Правда ли, что все вещества, делятся на простые и сложные?

  3. Правда ли, что соли – это простые вещества?

  4. Веришь, что кислоты это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка?

  5. Правда ли, что фенолфталеин в щелочной среде малинового цвета?

  6. Правда ли, что все кислоты можно пробовать на вкус?

  7. Правда ли, что поваренная соль – это хлорид натрия?

  8. Верите ли вы, что соляная кислота находится в желудке человека?

  9. Верите ли вы, что метилоранж в кислой среде оранжевого цвета?

  10. Правда ли, что углекислый газ применяется для тушения пожаров?

  11. Правда ли, что воду можно добавлять в серную кислоту, чтобы получить раствор?

  12. Верите, что лакмус в щёлочной среде красного цвета?

  13. Правда ли, если вы пролили на руки соляную кислоту нужно вымыть руки большим количеством воды?





  1. Верите, что в автомобильных аккумуляторах используется соляная кислота?

  2. Правда, что наука о веществах и превращениях их друг в друга называется физика?

  3. Мы пьем известковое молоко?

  4. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород – оксиды?

  5. Магний неметалл?

  6. Химическое название воды - оксид водорода?

  7. Формула углекислого газа - SO2 ?

  8. Вещество, с помощью которого распознается кислота или щелочь – индикатор?

  9. Кислород- сложное вещество?

  10. Условный заряд атома в химическом соединении – степень окисления ?

  11. Сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка - соли.

Учитель: Химия сложная наука. Чтобы с нею ладить необходимо знать химический язык. Как же вы им овладели ?

Испытание -2. «Читалочка» На столах лежат карточки «Формулы неорганических соединений» (Приложение 2). Учащиеся по очереди читают формулы, называют вещества ( за правильно прочитанное -1балл, за правильно прочитанное и названное -2 балла)

Испытание -3. «ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА»

На столах лежат карточки «Составление формул» (Приложение 3) Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетради 5 формул Составление формул солей 5 , обозначают СО и заряды ионов. (Самооценка по образцу)

Испытание -4. «ФИЗ. МИНУТКА»

Игра «Крестики-нолики» (Приложение 4) Звучит музыка «Разноцветная Москва», учащиеся на доске играют в «Крестики– нолики» (эстафета) .



Испытание - 5 «ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» Учитель: вы сейчас прослушали веселую песенку, да в жизни мы постоянно сталкиваемся с различными красками, а на уроках химии тем более. Сейчас я вам продемонстрирую опыт и получу волшебную радугу. Демонстрируется опыт: Химическая радуга.

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);
3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

Задание на распознавание веществ (Приложение 5). Работа в парах (группах)

Испытание - 6 «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Приложение 6)

Дети угадывают вещества из Черного ящика.

4. Подведение итогов. (Учащиеся подсчитывают набранные баллы, выставляют себе оценку) (Приложение 7)

Учитель: Настало время для торжественного посвящения восьмиклассников в “Юные химики”.

Ребята, вы успешно прошли все испытания. Браво! Мы видим, вы вполне готовы продолжить свое многолетнее путешествие по стране увлекательной Химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного. И, вступив на этот путь, вы должны дать обещание.

ОБЕЩАНИЕ

« Мы, ученики 8 класса, торжественно ОБЕЩАЕМ, на уроках химии быть внимательными, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы стараться находить ответы, ОБЕЩАЕМ» Всем учащимся 8 класса торжественно вручаются красочные удостоверения “Юный химик” с подписями учителя химии и директора школы.

ГИМН «Юные химики», в исполнении восьмиклассников (Приложение 8)

5. Домашнее задание.


Название документа Приложение 2.doc




hello_html_m2cffb71c.jpg

Название документа Приложение 3.doc

Приложение 3. Составь формулы

1. Оксид серы(6) 1в

2. Сульфид магния

3. Карбонат калия

4. гидроксид железа(3)

5. оксид железа(2)

6.угольная кислота

7. нитрат цинка

8. фосфат кальция

9. гидроксид калия

10. нитрит цинка


  1. гидроксид кальция 2в

  2. азотная кислота

  3. хлорид меди

  4. сероводородная кислота

  5. оксид магния

  6. сульфат магния

  7. оксид фосфора

  8. нитрат железа(3)

  9. фосфат железа(2)

  10. сульфид калия

  1. гидроксид бария 3в

  2. гидроксид алюминия

  3. оксид натрия

  4. фосфат магния

  5. йодоводородная кислота

  6. фосфорная кислота

  7. хлорид кальция

  8. сульфат лития

  9. карбонат железа(3)

  10. оксид кремния


  1. гидроксид алюминия 4в

  2. угольная кислота

  3. нитрат серебра

  4. оксид углерода(4)

  5. сульфат алюминия

  6. соляная кислота

  7. оксид лития

  8. фосфат железа(3)

  9. гидроксид алюминия

  10. хлорид меди(1)


  1. гидроксид магния 5в

  2. гидроксид лития

  3. оксид меди(1)

  4. нитрат цинка

  5. соляная кислота

  6. сульфит магния

  7. азотная кислота

  8. сульфат алюминия

  9. хлорид калия

  10. оксид хлора(7)


  1. гидроксид бария 6в

  2. фосфорная кислота

  3. карбонат бария

  4. азотистая кислота

  5. нитрат бария

  6. оксид азота(5)

  7. сульфид алюминия

  8. оксид цинка

  9. гидроксид железа(2)

  10. фосфат железа(3)

  1. гидроксид меди(1) 7в

  2. нитрат кальция

  3. гидроксид меди(2)

  4. карбонат цинка

  5. серная кислота

  6. оксид барии

  7. фосфат магния

  8. оксид углерода(2)

  9. бромид серебра

  10. кремниевая кислота


1. Гидроксид натрия 8в

2. Оксид калия

3. Нитрат алюминия

4. Оксид серы(4)

5. Гидроксид железа(2)

6. Сернистая кислота

7. Сульфат цинка

8. Угольная кислота

9 хлорид цинка

10. силикат лития


Название документа Приложение 4.doc

Приложение 4.

игра «Крестики-нолики»

SO3

Fe2O3

HCl

CuCl2

BaO

SiO2

NO

K2O

NaOH

Li2O

KOH

P2O5

Cl2O7

CO

H2O

HNO3

CaCO3

Ba(NO3)2




NaOH

Cu(OH)2

Mg(OH)2

CO2

CuO

H2O

Ca(OH)2

AgCl

Li3PO4



MgCl2

KOH

Ca(OH)2

CuOH

Ba(OH)2

Na2O

Fe(OH)2

ZnCO3

LiOH




Zn(OH)2

FeO

H3PO4

SO2

Fe(OH)3

H2SiO3

H2S

MgO

HNO3




Al2O3

BaO

HNO2

KNO3

Al(OH)3

N2O

HCl

H2CO3

H2S



HNO3

NaOH

Na2CO3

CuCl2

Al2(CO3)3

Na3PO4

Cu(OH)2

Fe(NO3)2

Ba(OH)2



H3PO4

NaNO3

H2SO4

AlPO4

K2SiO3

Na2O

HNO2

Fe2(SO4)3

FeSO4









Название документа Приложение 5.doc


Приложение 5. Распознавание веществ.



  1. вариант 3. вариант

1 –кислота №1 кислота

2- вода №2 щелочь


2 вариант 4 вариант

1 – вода №1 щелочь

2 – щелочь №2 вода

3 кислота


Название документа Приложение 6.doc

Приложение 6 Черный ящик


Хоть мы разные на цвет,

Но важней нас в мире нет!

И нитраты и сульфаты,

Карбонаты и фосфаты

Все важны и все нужны

Догадались, кто же мы? (СОЛИ)

Как на прогулке от мороза,

От кислого я стану розов.

Но вид мой в щелочи смешон

Я сразу желтый как лимон

(метиловый оранжевый)

Из меня не сваришь супа,

Содержу гидроксогруппу,

И активного металла

в моей формуле не мало.

Крашу лакмус в синий цвет.

Я опасна, спору нет

(щелочь)


Я очень важный житель града,

И это есть моя награда!

Я растворяю вещества,

Почти всегда наверняка

(вода)

Сообщаю: я спешу!

Я живу пока пишу,

Исчертил всю доску белым..

Исчезаю… Был я…

(мел)

Я парнишка непростой.

Если капнешь кислотой,

Стану ярко-красным

Поменяю цвет я свой.

Если щелочи добавишь,

Вновь меня ты не узнаешь

Сразу желтым стану я

Назовите-ка меня.

(лакмус)

Смущает меня щелочная среда,

Краснею…. . но если вокруг кислота.

И если в воде растворен я один,

Не видно меня. Я -….

(фенолфталеин)

Она родилась в самой волшебной стране – химической лаборатории. Её папа оксид азота(4) –был мужчиной злого нрава и носил прозвище – лисий хвост. Её мама была простой спокойной женщиной, звали её аш-2-о. Она появилась на свет маленькая. бесцветная. Но когда к ней добавили р-р фиолетового лакмуса. все сразу поняли, что родилась девочка. назовите её.

(азотная кислота)







Название документа Приложение 8.doc




Приложение 8


Гимн «Юные химики» (на мотив «Марш авиаторов»)


1. Мы рождены, чтоб вылить всё, что льётся,

Рассыпать все, чего нельзя пролить.

Наш кабинет химическим зовется

Мы будем вечно химию зубрить

Припев: Все выше, и выше, и выше

К вершинам науки идем,

И коль на пути не взорвемся,

Достигнем всего мы умом.

2. Хоть иногда мы получаем двойки,

И перед контрольною дрожим,

Превратностям судьбы мы будем стойки,

Научный подвиг все же совершим

Припев

3. У нас есть цель – пройдя огонь и воду.

Попасть в ученых славную семью,

И победив могучую природу,

Навек прославить химию свою

Припев


Название документа Приложение7.doc





Приложение7

(примерный вариант оценивания)


Испытания

Максимальное количество

баллов

Минимальное количество

баллов

Разминка

3

1

Читалочка

6

2

Хим. формула

5

1

Крестики – нолики

1

0

Практическое задание

1

0

Черный ящик

1

0

Дополнительные ответы




Оценивание:

16 – 17 баллов - оценка «5»

12 -15 баллов – оценка «4»

8 – 11 баллов – оценка «3»

7 баллов и меньше - оценка «2»



Урок обобщения по теме "Соединения химических элементов" (химия 8 класс)
  • Химия
Описание:

Урок обобщения "Соединения химических элементов" разработан для учащихся 8 класса с использованием элементов адаптационно-развивающей технологии, которая позволяет формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально - комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Урок проходит  в игровой форме.

Включает теоретические, практические задания, занимательный опыт.

Применяется индивидуальные и групповые методы работы. В заключении урока учащиеся сами оценивают свои знания.

Урок рассчитан на классы в сельской школе  с небольшой наполняемость (до 15 учащихся).

Автор Макаровская Галина Анатольевна
Дата добавления 15.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 981
Номер материала 59715
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓