МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
Методическая разработка
урока обобщения
по теме «Соединения химических элементов»
(Урок –
игра «Посвящение в юные химики» для 8 класса)
Автор: учитель химии
МКОУ
«ООШ №32»
Миасского городского округа
Макаровская Галина
Анатольевна
Миасский городской округ
2015
Тип урока: комбинированный, обобщающий (с элементами игры),
с применением элементов адаптационно – развивающей технологии.
Цели: обобщить и систематизировать полученные
знания о соединениях химических элементов.
Образовательные задачи:
выявить уровень знаний обучающихся по теме;
повторить основные
понятия темы
Воспитательные задачи:
расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
Развивающие задачи:
развивать умения составлять химические формулы веществ, давать им название;
умение распознавать среду с помощью индикаторов; развивать интерес к предмету,
используя игровые технологии; развивать логическое мышление и творческие
способности обучающихся.
Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Оборудование: 1. Химические тренажеры (карточки –
задания),
2. Черный ящик (мел, фенолфталеин, лакмус, метиловый
оранжевый, набор кислот, набор щелочей, вода, набор солей)
3.В пронумерованных пробирках растворы щелочей, кислот,
вода, индикаторы
4. Для демонстрации опыта:
Семь
пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном
1- хлорид железа (III)
2- раствор хромата калия
3- нитрат свинца
4- сульфат никеля (II)
5-
сульфат меди (II)
6- сульфат меди (II)
7- хлорид кобальта (II)
Растворы в склянках: роданид калия ; иодид калия; гидроксид натрия ; раствор
аммиака ; серная кислота
Ход
урока
1. Организационный
момент
2. Сообщение целей
урока
Учитель: Дорогие друзья, вот уже полгода вы изучаете новый предмет –
химию. Химия наука очень сложная, но увлекательная, интересная,
полезная. При
изучении химии вам приходится изучать еще один иностранный язык: выучить
химический алфавит, усвоить правила написания химических предложений,
приходится применять математические знания, знания техники безопасности
Цель нашего урока закрепить знания по теме « Основные классы
неорганических соединений», подготовиться к контрольной работе, а заодно и
побороться за звание «Юного химика». Урок мы будем проводить в виде турнира
«Юных химиков», во время которого вам придется выдержать несколько испытаний.
На столах у вас лежат «Оценочные карты» (Приложение1), которые вы будете заполнять течении всего урока. ( За каждый правильный ответ учащиеся проставляют
себе 1 балл)
Испытание – 1. «ХИМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»
Игра: «Верно – неверно»
Цель: закрепить основные понятия по теме способствовать раскрепощению
неуверенных учащихся.
1.
Правда ли, что
все тела, которые нас окружают состоят из веществ?
2.
Правда ли, что
все вещества, делятся на простые и сложные?
3.
Правда ли, что
соли – это простые вещества?
4.
Веришь, что
кислоты это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного
остатка?
5.
Правда ли, что
фенолфталеин в щелочной среде малинового цвета?
6.
Правда ли, что
все кислоты можно пробовать на вкус?
7.
Правда ли, что
поваренная соль – это хлорид натрия?
8.
Верите ли вы, что соляная
кислота находится в желудке человека?
9.
Верите ли вы, что
метилоранж в кислой среде оранжевого цвета?
10.
Правда ли, что углекислый
газ применяется для тушения пожаров?
11.
Правда ли, что воду можно
добавлять в серную кислоту, чтобы получить раствор?
12.
Верите, что лакмус в
щёлочной среде красного цвета?
13.
Правда ли, если вы пролили
на руки соляную кислоту нужно вымыть руки большим количеством воды?
14.
Верите, что в
автомобильных аккумуляторах используется соляная кислота?
15.
Правда, что наука о
веществах и превращениях их друг в друга называется физика?
16.
Мы пьем известковое
молоко?
17.
Соединения, состоящие из
двух элементов, один из которых кислород – оксиды?
18.
Магний неметалл?
19.
Химическое название
воды - оксид водорода?
20.
Формула углекислого газа
- SO2 ?
21.
Вещество, с помощью которого распознается
кислота или щелочь – индикатор?
22.
Кислород- сложное
вещество?
23.
Условный заряд атома в
химическом соединении – степень окисления ?
24.
Сложные вещества,
состоящие из металла и кислотного остатка - соли.
25.
Учитель:
Химия сложная наука. Чтобы с нею ладить необходимо знать химический язык. Как
же вы им овладели ?
Испытание -2. «Читалочка»
На столах лежат карточки «Формулы неорганических соединений» (Приложение 2).
Учащиеся по очереди
читают формулы, называют вещества ( за правильно
прочитанное -1балл, за правильно прочитанное и названное -2 балла)
Испытание -3. «ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА»
На столах лежат карточки «Составление формул» (Приложение 3)
Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетради 5 формул
Составление формул солей 5 , обозначают СО и заряды ионов. (Самооценка по образцу)
Испытание -4. «ФИЗ. МИНУТКА»
Игра «Крестики-нолики» (Приложение 4)
Звучит музыка «Разноцветная Москва», учащиеся на доске играют в
«Крестики– нолики» (эстафета) .
Испытание - 5 «ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» Учитель: вы сейчас прослушали веселую песенку, да в жизни мы
постоянно сталкиваемся с различными красками, а на уроках химии тем более.
Сейчас я вам продемонстрирую опыт и получу волшебную радугу. Демонстрируется опыт: Химическая радуга.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный
штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);
3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
Задание на распознавание веществ (Приложение
5). Работа
в парах (группах)
Испытание - 6 «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Приложение
6)
Дети угадывают вещества из Черного ящика.
4. Подведение итогов. (Учащиеся подсчитывают
набранные баллы, выставляют себе оценку) (Приложение 7)
Учитель: Настало время для торжественного посвящения восьмиклассников
в “Юные химики”.
Ребята, вы успешно прошли все
испытания. Браво! Мы видим, вы вполне готовы продолжить свое многолетнее
путешествие по стране увлекательной Химии. Вам предстоит узнать много нового и
интересного. И, вступив на этот путь, вы должны дать обещание.
ОБЕЩАНИЕ
« Мы, ученики 8 класса, торжественно
ОБЕЩАЕМ, на уроках химии быть внимательными, строго соблюдать правила техники
безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы стараться
находить ответы, ОБЕЩАЕМ» Всем
учащимся 8 класса торжественно вручаются красочные удостоверения “Юный химик”
с подписями учителя химии и директора школы.
ГИМН «Юные химики», в исполнении
восьмиклассников (Приложение 8)
5. Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.