Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок обобщения по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

урок обобщения по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Скачать материал

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме

«Арифметическая и геометрическая прогрессия»

 

Цели урока: проверить усвоение учащимися понятий арифметической и геометрической прогрессий и умение применять формулы ; показать связь математики с реальной действительностью; развивать мышление и речь учащихся; формировать интерес к изучению математики.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, дифференцированные  карточки с заданиями.

План урока

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и умений – 5 мин.

3. Тренировочные задания – 10 мин.

4. Работа в группах – 15 мин.

5.  Домашнее задание – 2 мин.

6. Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

Эпиграф урока: «Помните, что решая маленькие задачи,
вы готовитесь к решению больших и трудных».

1.Организационный момент.

Класс разделён на группы по 5 человек (2 группы - уровень А, 2 группы -  уровень В,

1 группа -  уровень С).

На  экране в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю (учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку).

ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 1,5 раза; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».

МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

УМЕЮ: мы умеем применять с вами рациональные способы для решения задач.

ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперёд.

2.Актуализация опорных знаний и умений.  

На экране записаны числовые последовательности:

1)    2, 4, 6, 8, …;

2)    1, 2, 4, 8, 16,….;

3)    2, 22, 23, 24,…;

4)    2, 2, 2, 2, …;

5)   

      6)  

      7)   2, 2, 

Разбейте их на группы.

·        Анализируя  ответы, ребята выявили ошибки и обосновали правильные ответы, тем самым, повторили определения арифметической и геометрической прогрессий.

 

Ответ: 1-я группа: Арифметическая прогрессия 1), 4), 5);

            2-я группа: Геометрическая прогрессия  2), 3), 4), 6);

            3-я группа: Ни арифм. и ни геометр. прогрессии 7).

Дайте определение арифметической и геометрической прогрессии.

·        Теоретический опрос

- У вас на столе лежат листочки. Вы должны будете заполнить их формулами, используя теоретические знания по теме «Прогрессия». Я буду читать вопрос, вы заполнять.  (2 ученика пишут на доске для проверки )

1) обозначение прогрессии;

2) определение (рекуррентная формула);

3) формула n – го члена прогрессии;

4) при каком условии возрастает;

5) при каком условии  убывает;

6) сумма n – первых членов прогрессии;

7) характеристические свойства.

 

 

Прогрессия

 

Арифметическая аn

Геометрическая bn

 1

 

2

an= an-1+d

bn=bn-1*q, b≠0, q≠0

3

an=a1+(n-1)d

bn=b1*qn-1

4

d>0

b1 ˃0, q>1

b1 ˂ 0, 0<q<1

5

d<0

b1 ˃0,0<q<1

b1 ˂ 0, q>1

6

Sn=

Sn=

Sn=

Sn=

7

an=

bn=

 

«5» верно 14  заданий;   «4» верно  11-13 заданий;   «3» верно  8-10  заданий.

   

3. Тренировочные задания.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи прикладного характера, связанные с прогрессиями. Тренировочные задания перед вами. Затем будем работать в группах.

 

№1.

Штангист поднимает штангу весом 45кг. С каждым подходом вес штанги увеличивается на 5 кг. Сколько кг поднимет штангист за 7 подходов?

Ответ: за 7 подходов штангист поднимет 420кг

№2 .

Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеет все население поселка в количестве 341 человека?

Ответ: за пять дней.

 № 3.

Решите уравнение 1 + 7 + 13 + …+ х = 280, если слагаемые, стоящие в левой части уравнения, задают конечную арифметическую прогрессию (ап).

Ответ: 55.

4. Работа в группах.

Если группа выполнила задание раньше отведённого времени, она получает задание следующего уровня.

Задания для групп уровня А

1.Курс воздушных ванн начинает с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 4 5 мин?

Ответ: 10 дней

2. Премиальный фонд  16 250 р. Надо разделить между четырьмя сотрудниками так, чтобы каждый следующий получил в 1,5 раза больше предыдущего.  Сколько получит каждый?    

Ответ: 2000; 3000;4500; 6750.

Задания для групп уровня В

1. Представьте, что вы – учетчик на стройке. Привезли  большое количество бревен строевого леса. Нужно быстро определить, сколько бревен привезли, чтобы закрыть наряд шоферу, если в нижнем ряду 12 брёвен и расположены они как на рисунке.

img4.jpg (4532 bytes)

Ответ: 78 брёвен.

2.  Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.

Ответ: 272 – 1.

Задания для группы  уровня С

1. Величины углов выпуклого четырехугольника образуют геометрическую прогрессию со знаменателем, равным  2. Найдите эти углы. ( Ответ: 24°, 48°,96°, 192°)

2. Древнейшая задача о делении хлеба.

Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на  столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвёртый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трёх остальных. Сколько нужно дать каждому?

Ответ: a1=1; a2=10; a3=20; a4=29; a5=38.

 

Дополнительные задачи

1.Отдыхающий, следуя совету врача, загорал первый день 5 минут, а в каждый последующий день увеличивал время проведения на солнце на 5 минут. В какой день недели время его пребывания на солнце стало 40 минут, если он начал загорать в среду?                          (ответ: в среду)

  2. Банк даёт своим вкладчикам 25% годовых. Чему станет равным вклад в 100000 рублей через 2    года?                  (ответ: 156250 рублей)

3. Для поливки 20 деревьев, расположенных по прямой  линии на расстоянии 2м друг от друга, садовник приносит  воду для каждого отдельного дерева из колодца,   находящегося  на той же прямой линии в 10 м от первого дерева. Сколько  всего метров пройдёт садовник, чтобы полить все деревья и возвратиться обратно? (ответ: 1160м)

 

5. Домашнее задание.

Уровень А.

1.     Найти номер члена последовательности, равного 192, если эта последовательность задана формулой хп=8п+16.

2.     В арифметической прогрессии а1=-3, d=4. Написать формулу п-го члена и найти а27.

3.     Найти сумму первых двадцати членов арифметической прогрессии, если с1=3, d=4.

4.     Найти шестой член геометрической прогрессии, если в1=1/32, q=2.

5.     Найти сумму шести первых членов геометрической прогрессии, если х1=32, q=1/2.

Уровень В.

1.Турист, поднимаясь в гору, в первый час достиг высоты 800 м, а каждый следующий час поднимался на высоту, на 25 м меньше, чем в предыдущий час. За сколько часов он достигнет высоты 5700 м?       

2. Величины углов выпуклого четырехугольника образуют арифметическую прогрессию с разностью 42º. Найдите углы этого четырехугольника.

3. Банк дает своим вкладчикам 15% годовых. Чему станет равен вклад 1000 р. через 2 года?

 

Уровень С.

1.     Даны две арифметические прогрессии. В первой из них сумма второго  и  пятого  членов на   15 меньше  суммы  третьего   и   седьмого   членов,  а сумма первых тридцати равна 2385. Во второй прогрессии первый член равен 2, а разность равна 3.     Найдите    сумму     первых    сорока     чисел, встречающихся в обеих прогрессиях.

2.      Снижение себестоимости производства товара ровно 5% в год. Первоначальная стоимость товара равна 10000 р. Чему  станет равной его себестоимость через 2 года?

3.      При каких значениях х числа 1+x, x2+4, 2x+9, 9x является четырьмя последовательными членами арифметической прогрессии?

 

6.Рефлексия.  Подведение  итогов.

Считать  несчастным  тот  день  или тот  час,  в  который  ты  не       усвоил ничего  нового,  ничего  не  прибавил  к своему образованию.

                                                                                         Ян Амос Коменский

Оцените  свои  знания  и  умения  к  концу  урока.  Был  ли  полезен  урок   для каждого из вас?  У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.

 Спасибо  учащимся за урок!!!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок обобщения по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это урок обобщения,  систематизации знаний и подготовки к контрольной работе. Учебные возможности учащихся 9 класса определяются репродуктивной и частично – поисковой деятельностью, открываются перспективы творческого применения знаний и умений.

Цель урока: усвоение знаний в их системе, умение самостоятельно применять полученные ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

·        образовательные: повторить теоретический материал; вырабатывать навык решения задач с использованием формул суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии; решить большое количество заданий по теме; отработать навыки решения логических задач; подготовить учащихся контрольной работе;

·        воспитательные: воспитание целеустремленности, организованности, ответственности, самостоятельности, умение общаться;

·        развивающие: развитие математической логики, самостоятельности, речи, внимания и кругозора, познавательного интереса к предмету.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 790 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 497
    • DOCX 48.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чуйкова Ольга Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чуйкова Ольга Борисовна
    Чуйкова Ольга Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4975
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 859 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 451 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе