Главная / Биология / Урок на тему: Значение дыхания. Строение органов дыхательной системы.

Урок на тему: Значение дыхания. Строение органов дыхательной системы.

Урок подготовлен учителем биологии высшей категории СОШ №20, Унгарбекова Галия Кенжитаевна

Значение дыхания. Строение органов дыхательной системы.


Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”

(Dum spiro, spero)

Овидий – римский поэт.


Задачи урока: обучающие - дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;

Развивающие –формировать умение работать с рисунками, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные практические действия.

Воспитательные - развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.


Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.


Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала


Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сом-с” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Действительно, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая ниточка от которой зависит наше земное существование .Как говорил Гиппократ: воздух «пастбище жизни»


Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?


(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:


1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.


2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.


3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления


Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.


Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.


Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.


Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.


(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:


Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.


(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)


Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.


Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания


Воздухоносный путь начинается с носовой полости.


Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?


Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?


Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.


Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.


Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.


(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)


1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. Слайд.

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.


Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?


Ответ: Для согревания.


Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?


Ответ: Очищение от пыли.


Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.


Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.


Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.




2. Строение гортани. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.Слайд.


Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?


(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)


Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.


(Оно останавливается.)


В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.


При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.


У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.


(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)


Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?


Ответ: При выдохе.


Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)


В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.


Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.


Из гортани воздух попадает в трахею.


3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.Слайд.


Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.


Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.


ВЫВОДЫ


1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.

2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.

3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.

4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Просмотр видео.


Закрепление изученного материала


1 Соотнесите органы.

2 Биологический диктант

3.Проверь себя

4. Головоломка

5. Кроссворд.

6. Тест “Дыхательная система”


1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;

Б) гортань;

В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;

Б) гортань;

В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;

Б) гортань;

В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;

Б) улучшает;

В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;

Б) трахея;

В) лёгочная артерия;

Г) бронхи.

6.Трахея делится на

А) два бронха

Б) три бронха

В) бронхиолы


Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за задания при закреплении изученного материала. Домашнее задание: п. 39, ответить на вопросы стр.140


Урок на тему: Значение дыхания. Строение органов дыхательной системы.
  • Биология
Описание:

Значение дыхания. Строение органов дыхательной системы.

 

                                                      Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”

                                                      (Dum spiro, spero)

                                                                                Овидий – римский поэт.

 

Задачи урока: обучающие - дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;

Развивающие –формировать умение работать с рисунками, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные практические действия.

Воспитательные - развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

 

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

 

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

 

Изучение нового материала

Автор Давлетова Бакиза Елтаевна
Дата добавления 20.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 604
Номер материала 58430
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓