Главная / Биология / урок на тему Систематика растений (6 класс)

урок на тему Систематика растений (6 класс)


МКОУ «Средняя школа № 12»










Тема урока «Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы»







Учитель биологии Макеичева В.А.











г.Сухиничи

Калужская область

2014 г.

Тема урока «Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы»

Цель урока: дать общее представление о систематике растений; познакомить с основными таксономическими группами растений; сформировать понятие о виде растений.

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

- дать первоначальное представление о систематике растений;

- познакомить с основными таксономическими группами растений;

- сформировать первоначальное понятие о виде растений;

- раскрыть правила образования названий видов.

Развивающие:

- развивать элементы творческой деятельности учащихся; умение контролировать свои действия.

Воспитательные:

- продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

- дать первоначальное представление о систематике растений;

- познакомить с основными таксономическими группами растений;

- сформировать первоначальное понятие о виде растений;

- раскрыть правила образования названий видов.

Тип урока:

урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная

Оборудование: компьютерная презентация «Основные отделы царства растений», мультимедийный проектор, компьютер.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- что такое вид;

- основные таксон омические единицы;

- принцип образования двойных названий видов;

- значение бинарной номенклатуры;

- значение латинских названий;

- признаки двудольных и однодольных растений;

- принципы распределения растений по семействам.


Учащиеся должны уметь:

- различать растения однодольные и двудольные;

- давать морфолого-биологическую характеристику растений.

Ход урока.

I. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы:

1. Какие царства органического мира вы знаете?

2. Какие основные группы растений вы знаете?

Схема на доске:

Цhello_html_m5a029212.gifhello_html_3b335036.gifАРСТВО  РАСТЕНИЯ

hello_html_58603643.gifhello_html_6917fbc3.gifhello_html_d787f6a.gif

Водоросли Покрытосеменные

(цветковые)

Мхи Папоротникообразные Голосеменные



II. Изучение нового материала.

Блок 1. Систематика – наука о классификации, ее задачи.


  1. Учитель читает сказку или учащиеся ее инсценируют:

Встретились на лесной поляне растения. Собрание взялся вести самый мудрый из них, много повидавший на своем веку Клевер Ползучий. Покачав своими белыми соцветиями, начал он свою речь так: «Долгое время мы с вами живем на этой поляне, да и растения из леса к нам в гости заходят, а друг о друге знаем очень мало. Например, некоторые из нас опыляют одни и те же насекомые. Может быть, многие из нас родственники? Как нам разобраться в этом? Задумались растения. Действительно, многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать, по каким признакам?

Может быть, вы, ребята, поможете растениям справиться с этой задачей?

(Ученики объединяются попарно, получают наборы карточек с нарисованными на них цветущими растениями (по 10 штук) и пытаются распределить эти растения по группам. Учитель предлагает сначала выявить признаки, на которые следует обратить особое внимание при установлении родственных связей. Это сложная задача, и учитель помогает школьникам. Он предлагает определить название растения или хотя бы группу, к которой оно принадлежит (вид, род, семейство), по следующим признакам: у растения сложный лист темно-зеленого цвета, цветки розовые, корневая система стержневая.

В ходе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что такие признаки, как строение корня, листа, стебля, нецелесообразно использовать для выявления близкого родства.


- Значение классификации. (Рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков, комнатных растений.)

- Классификация – распределение организмов в группы по степени их родства.

- Карл Линней – основоположник систематики.

(Заслуга создания первой классификации растений принадлежит Карлу Линнею.

Карл Линней (1707 – 1778 г.г.) – шведский ученый, впервые применивший бинарную номенклатуру.

Заслуги К.Линнея:

- упростил биологическую терминологию;

-создал систему распределения растений по группам;

- ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);

- ввел  латинские названия.

Но система Линнея была искусственна, т.е. построена на одном-двух  почти случайно взятых признаках.  Например., классификация цветковых строилась на своеобразных особенностях в форме, величине, числе тычинок и пестиков. Достаточно было посчитать  число тычинок в цветке, и сразу определялся класс, к которому относится данное растение. Поэтому  наряду со многими удачными сближениями рядом оказывались столь разные растения, как ряска и дуб, ель и крапива.

- Бинарная номенклатура, ее значение.

      (Вид имеет двойное  ( бинарное ) название  - название рода + собственно видовое название.

- Латинский язык в науке, его значение.

        ( На разных языках одни и те же растения и животные  называются по-разному, поэтому существуют единые научные названия организмов на латинском языке, которые понятны людям разных стран.).

2. Вид – основная единица систематики.

    Вид – группа сходных по строению, процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию и дающих  при скрещивании  плодовитое потомство, похожее на родителей.

- Сравнить растения одного вида. Чем они похожи?

- Сравнить  растения разных видов. Чем они отличаются?

3. Другие систематические единицы.

   Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел – царство.

   Вид: Береза пушистая – род: Береза – семейство: Березовые – порядок: Букоцветные – класс: Двудольные – отдел: Покрытосеменные – царство: Растения.

III. Закрепление изученного материала.

 Ответить на вопросы:

- Что изучает систематика?

  - Что называется классификацией?

  - Из чего состоят двойные названия растений и животных?

  - Каково значение латинских названий?

  - Что такое вид?





 Блок 2.        Деление покрытосеменных растений на классы.

  I.Актуализация знаний учащихся.

 Вопросы:

- Какие растения имеют семена с одной семядолей,  а какие – с двумя?

- Какая корневая система у однодольных? У двудольных?

- Для каких растений характерно сетчатое жилкование, а для каких –  параллельное  или дуговое?

 

II. Изучение нового материала.

1. Деление цветковых растений на классы, их характеристика.

- заполнение таблицы - №166 в рабочей тетради. (Самостоятельная работа).

Признаки

Растения

Однодольные

Двудольные

Количество семядолей

 

 

Корневая система

 

 

Стебель

 

 

Жилкование

 

 

Цветок

 

 

- проверка выполненного задания ( демонстрация таблицы на  экране).





2. Семейства цветковых растений.

   - Основные признаки, по которым растения объединены в семейства – строение цветка и плода. (Демонстрация на экране растений различных семейств.)

III. Закрепление  изученного.

Тест

Выберите один правильный ответ:

1)   Систематика – это наука о:

А – многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства;

Б – живой природе;

В – строении и жизнедеятельности растений;

Г – сезонных периодических изменениях в жизни растений и животных.

 

2) Наиболее крупная систематическая категория – это:

       А – вид;

       Б – отдел;

       В – семейство;

       Г – род.

3) Главный признак покрытосеменных – наличие:

      А – стержневой корневой системы;

      Б – спор;

      В – сложных листьев;

      Г –  цветка и плодов с семенами.

4)  Цветковые растения отличаются от других растений тем, что:

      А – их семена расположены открыто;

      Б – их семена развиваются внутри плода;

      В -  не имеют цветка и размножаются спорами;

      Г – не имеют цветка, размножаются вегетативно.

5) К систематическим категориям относят:

     А – царство;

     Б – сообщество;

     В – флору;

     Г – отдел.

6) Признаки класса двудольных:

   А – плод ягода;

     Б – плод зерновка;

     В – стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев;

     Г – корень, побег, цветок, плод с семенами.

 

7) На родство растений одного семейства указывает:

      А – их способность к фотосинтезу;

      Б – использование кислорода для дыхания;

      В – общие признаки в строении цветка;

      Г – произрастание на одной территории.

 

8) Систематическая категория, объединяющая виды:

 

     А – класс;

     Б – род;

     В – семейство;

     Г – отдел.

9) К высшим относят растения, которые:

     А – не имеют органов;

     Б – имеют ткани и органы;

     В – состоят из одинаковых клеток;

     Г – не имеют тканей.

 

10) К классу однодольных относят растений, у которых:

 

       А) – две семядоли в семени и мочковатая корневая система;

       Б) одна семядоля в семени и мочковатая корневая система;

       В) две семядоли в семени, стержневая корневая система;

        Г – одна семядоля в семени и стержневая корневая система.

 

11) В один вид объединяют растения:

 

         А – сходные по внешним признакам;

         Б – наиболее родственные между собой;

         В – обитающие совместно;

          Г – образующие сожительство, симбиоз.

( Проводится самопроверка или взаимопроверка.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – б; 5 – а; 6 – в; 7 – в;  8 – б;

               9 – б; 10 – б; 11 – а, б.

IV. Домашнее заданиеИзучить параграф 45,46; ответить на вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради №166,168.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 



Дополнительная информация.



hello_html_m2fcebc0e.jpg

Опорный конспект содержит информацию о систематике - разделе биологии, задачей которого является классификация всех организмов по таксонам; о классификации цветковых растений, об объединении видов в роды, семейства, классы на основе строения цветка, соцветий, семян, плодов, корней, побегов; показана систематическая принадлежность двух видов колокольчиков и двух видов пшениц. (Цифра 250 тыс. означает количество видов цветковых растений, а "семейный портрет" - сходство особей внутри вида, подобно детям одних родителей.



Литература:

  1. Л.Д. Парфилова. Контрольные и проверочные работы по биологии. К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». «Экзамен» .М., 2012 г.

  2. В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Рабочая тетрадь. М., «Дрофа». 2013 г.

  3. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». «Экзамен» .М., 2008 г.




12


урок на тему Систематика растений (6 класс)
  • Биология
Описание:

Урок на тему "Систематика растений" знакомит учащихся с основными таксономическими единицами, принципом, по которому образованы двойные названия видов растений.  Учащиеся познакомятся со значением бинарной номенклатуры и латинских названий. Познакомятся с  делением растений на классы Двудольные и Однодольные растения,  вспомнят основные признаки растений  этих классов. 

Содержание урока содержит материал о вкладе шведского ученого Карла Линнея впервые применившего бинарную номенклатуру. Материал урока формирует представления о семействах покрытосеменных растений.

Автор Макеичева Вера Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3763
Номер материала 23111
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓