Главная / Биология / Урок на тему: «Размножение и развитие организма».

Урок на тему: «Размножение и развитие организма».

Урок

Тема: «Размножение и развитие организма».

Цель урока: показать размножение как универсальное свойство живых организмов; дать понятие о бесполом размножении и его формах; (выяснить чем половое размножение отличается от бесполого) выяснить в чем биологическое значение процесса оплодотворения познакомить уч-ся с этапами индивидуального развития организмов: эмбриогенез и постэмбриональное развитие.

Оборудование и материалы: схемы форм бесполого размножения, вегетативного размножения растений и животных; схемы форм полового размножения; таблица со схемами сперматогенеза и овогенеза; таблица «Этапы эмбрионального развития».

Базовые понятия и термины: зигота, наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение, онтогенез, эмбриональный период, дробление, бластула, гаструла, нейрула, зародышевые листки, постэмбриональное развитие.

Концепция урока: показать преимущества полового размножения перед бесполым; выяснить закономерности эмбрионального развития животных; познакомить с периодами постэмбрионального развития.

Структура и содержание урока.

I Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

1. Какие свойства живого вы помните?

2. В чем биологический смысл процесса размножения?

3. Что вы помните о размножении растений животных?

4. Как вы думаете, с чем связано разнообразие процессов размножения живых организмов?

II Изучение нового материала

1. Размножение и его формы.

Для организмов характерна способность к размножению и индивидуальному развитию. При размножении происходит увеличение численности особей и передача генетической информации от родителей к потомкам. В основе размножения лежат процессы половое размножение.

Предполагают, что в процессе эволюционного развития живой природы первым возникло бесполое размножение. В его основе лежит митоз. Новые организмы развиваются из одной или нескольких клеток тела родительского организма. Все дочерние особи - точные копии материнского организма и имеют двойной набор хромосом.

В половом размножении принимают участие две родительские особи. У потомков появляются новые наследственные признаки. В основе полового размножения лежит мейоз, в результате которого образуются гаметы с одинарным набором хромосом.

2. Оплодотворение.

В результате оплодотворения (слияния мужских и женских гамет) формируется зигота – первая клетка будущего организма.

В зиготе объединяется наследственная информация, полученная от рожительских особей, и восстанавливается диплоидный набор хромосом.

Оплодотворение бывает:

Наружное

(слияние половых клеток происходит в воде)

-позвоночные, обитающие в воде: рыбы, земноводные)

-оплодотворение водорослей, споровых растений связано с водой.

Внутреннее

(слияние половых клеток внутри женского организма)

-наземные позвоночные животные;

-у семенных растений (внутри семязачатка)

Эмбриональный период развития животных.

3. Процесс индивидуального развития особи с момента образования зиготы до конца жизни организма называется онтогенезом. Эмбриональный период онтогенеза начинается с момента образования зиготы.

Этапы эмбриогенеза

I – Дробление – клетки делятся но не растут, зародыш приобретает вид небольшого полого шарика – бластулы (стенки состоят из одного слоя клеток, а полость заполнена жидкостью)

II – На втором этапе на одном из полюсов зародыша клетки интенсивно делятся митозом. Постепенно этот участок впячивается во внутреннюю полость.

В результате образуется двухслойный зародишь – гаструла.

Два слоя клеток, наружный и внутренний, называются зародышевыми листками. Между ними закладываются третий зародышевый листок. И с каждого зародышевого листка далее развиваются строго определенные ткани и органы.

Из наружного зародышевого листка – эктодермы формируется кожа и её железы, нервная система и органы чувств;

Из среднего зародышевого листка – мезодермы – хрящевой и костный скелет, почки, мышечная половая и сердечнососудистая системы;

Из внутреннего – экзодермы – легкие, кишечные и пищевые железы.

4. Постэмбриональный период – начинается после рождения особи. Существует два типа постэмбрионального развития.

Прямое развитие:

У пресмыкающихся

У птиц

У млекопитающих

Непрямое развитие:

У земноводных икринка – головастик – лягушка

Икринка с неполным превращением
тараканы, кузнечики, стрекозы

С полным превращением

бабочки, жуки, пчелы



III Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.

1. В чем заключается преимущество полового размножения перед бесполым?

2. Почему у животных, ведущих наземный образ жизни, происходит внутреннее, а не наружное оплодотворение?

3. Опишите этапы эмбрионального развития животного организма?



IV Домашнее задание § 4 с. 16-17.



Хронометраж урока.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности…5 мин.

Изучение нового материала………………………………………………30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся……………8 мин.

Домашнее задание………………………………………………………....2 мин.























Урок на тему: «Размножение и развитие организма».
  • Биология
Описание:

Начало новой жизни сопровождается очень важным событием - оплодотворением.

Во время оплодотворения вде гаплоидные половые клетки сливаются в одну диплоидную зиготу - первую клеточку будущего организма, которая некоторое время спустя начнет делится митотическим способом, развиваясь в зародыш.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении), споры или от момента отделения от материнской особи (при беспполом) до смерти. У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развитие, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Термин "онтогенез" впервые был введен Э.Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

 

Автор Ганенко Галина Семеновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 52621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓