Конспект урока
Тема: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства
льда)»
(Заседание клуба)
Подготовка к
уроку: детям предложено сесть
по группам, в каждой по 4 человека.
1.Организационный
момент
Слайд 1 Учитель: Начинаем урок окружающего мира. Улыбнитесь друг
другу. Пожелайте удачи.
2.Целеполагание.
Учитель: Откройте
учебник окружающего мира на странице 68 и прочитайте тему урока. Кто готов
прочитать вслух?
Дети читают тему
по учебнику. Затем учитель открывает слайд.
Слайд 2
Тема: «Свойства
воды в твёрдом состоянии»
Главная задача
урока - …
Учитель: Обратите внимание на подзаголовок темы и
сформулируйте главную задачу урока.
Учитель предлагает
карточку - помощника
Дети: Главная задача урока – узнать свойства льда.
Слайд 2 (дополняется высказыванием детей)
Тема: «Свойства
воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Главная задача
урока – узнать свойства льда.
Учитель: Прочитайте в учебнике, в какой форме авторы
предлагают нам провести этот урок?
Дети: Заседание клуба
3.Обсуждение плана
работы заседания клуба
Учитель: Рассмотрите страницы 57, 58 учебника и
вспомните, как проходило 1 заседание клуба, которое вёл Костя Погодин?
- Что было по плану
сначала?
- Что члены клуба
делали потом?
- Чем заканчивается
любое заседание клуба, любой урок?
Вывод: получился план
нашей работы.
Слайд 3
Заседание клуба
1.Доклад
(сообщение)
2.Опыты
3.Подведение
итогов
Учитель: Предлагаю сегодня председателем заседания
клуба быть Бондаревой Ирине. Выходи, пожалуйста, вот твоё рабочее место.
4.Проверка
домашнего задания
Учитель уходит от
доски, этот этап урока и часть следующего полностью ведёт ученица.
Председатель
заседания клуба: Итак, первый
пункт плана – это сообщение про лёд.
- Кто готов
рассказать? Пожалуйста.
Вызывает одного
ученика к доске для ответа.
- Спасибо, садись,
пожалуйста.
5.Изучение нового
материала
5.1. фронтальная
работа по 1 опыту
Председатель
заседания клуба: Переходим к
опытам.
- Найдите в учебнике
на стр. 68 пиктограмму «опыт».
- Прочитайте 1
вопрос. (1 ученика спросить прочитать вслух)
- Кто готов ответить?
(Лед тает и превращается в воду)
- Прочитайте
следующее задание и вопрос. (1 ученика спросить прочитать вслух)
- Выполните задание.
Дети работают с
учебником. Выполняют первый опыт необходимым для этого оборудованием.
- Кто готов ответить?
(Лёд холодный, скользкий)
- Прочитайте
последнее задание. Кто сможет выполнить у доски? Пожалуйста.
1 ученик разбивает
молоточком кусочки льда на разделочной доске.
- Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод. (Лёд хрупкий)
- Сравните наши
наблюдения с выводами Миши Иванова на стр. 68. Зачитайте по учебнику общий
вывод по первому опыту.
Открывается следующий
слайд
Слайд 4
Опыт №1
Лёд при
нагревании тает и превращается в воду.
Лёд холодный,
скользкий, хрупкий.
Учитель:
- Спасибо, Дмитрий,
ты молодец! Можешь пока занять своё рабочее место в группе.
- Рассмотрите
страницу учебника. Как в учебнике показан вывод?
Дети: Выделен крупным шрифтом.
Учитель: Запишите вывод по 1 опыту в тетрадь (ТПО по
окружающему миру стр. 26)
Дети записывают, а
учитель следит за посадкой учеников во время письма.
5.2. Работа в
группах над последующими опытами
Учитель:
- Откройте в учебнике
страницы 70, 71. Найдите пиктограммы «опыт».
- Сколько опытов ещё
предлагается выполнить? (3)
- Пронумеруйте опыты
в учебнике: № 2, № 3, № 4.
Слайд 4 (дополняется после ответа детей)
Опыт №1 Лёд при
нагревании тает и превращается в воду.
Лёд холодный,
скользкий, хрупкий.
Опыт №2
Опыт №3
Опыт №4
Учитель: При работе над 1 опытом Дмитрий показал вам
алгоритм работы. Ещё раз его напоминаю:
- Прочитайте задания
опыта и вопросы к нему.
- С помощью карточки
«Оборудование» выберите то, что нужно для опыта.
- Выполните опыт по
заданию.
- Совместно в группе
сделайте вывод.
- Убедитесь в
правильности своего вывода по учебнику.
- Запишите вывод в
тетрадь под соответствующим номером опыта.
Учитель: Режим работы – в группе. Читайте вслух по
очереди, выполняйте и обсуждайте вместе. Желаю успеха!
Далее идёт
самостоятельная работа детей в группах. Учитель наблюдает за работой, оказывает
дозированную помощь, просит учеников – консультантов в каждой группе проверить
записи в тетрадях других учеников.
6. Первичное
закрепление и систематизация учебного материала
Председатель
заседания клуба: Итак, подведём итоги.
- Прочитайте еще раз
вывод по 1 опыту (слайд 5)
- Прочитайте в
тетради вывод по 2 опыту. (Лёд – твёрдое тело)
- Прочитайте в
тетради вывод по 3 опыту. (Лёд не тонет)
- Прочитайте вывод по
4 опыту. (Лёд бесцветен и прозрачен)
Слайд 5
дополняется выводами по ходу высказываний детей.
Слайд 5
Опыт №1 Лёд при
нагревании тает и превращается в воду.
Лёд холодный,
скользкий, хрупкий.
Опыт №2 Лёд –
твёрдое тело.
Опыт №3 Лёд в
воде не тонет.
Опыт №4 Лёд
бесцветен и прозрачен.
Председатель
заседания клуба:
- Зачитайте общий
вывод со слайда.
- Все вопросы
рассмотрели. Главную задачу урока выполнили.
- Заседание клуба
окончено.
7.Первичная
проверка усвоения нового материала
Учитель: Все хорошо
потрудились, проверим, как вы запомнили новый материал. Режим работы – в парах.
Расскажите друг другу свойства льда.
Дети работают в
парах. Учитель обходит класс, вслушивается в ответы. Слайд отключен.
8.Рефлексия (совместно с физкультпаузой)
Учитель: Встаньте, пожалуйста, те ученики, кто смог
вспомнить всё сам без помощи товарища. Встаньте ещё и те, кому товарищ сделал
только одно замечание во время ответа. Молодцы. Я вами довольна. Встаньте все,
потянитесь.
9.Применение
знаний по теме (в том числе и во взаимосвязи с другими учебными предметами)
Учитель: Заседание клуба подошло к концу, а наш урок,
к счастью, пока ещё не окончен. Давайте вместе вспомним, где мы лёд можем
видеть в природе?
После ответов
детей рассматриваем слайд 6
Слайд 6
Картинки:
•лёд на реке,
•Северный
Ледовитый океан,
•айсберг,
•ледяная пещера,
•сосульки,
•наледь на веточке
рябины,
•ледяные узоры на
окнах.
Работа по слайду 6
Учитель: Какие океаны, покрытые льдом, вы знаете?
Дети: Северный Ледовитый океан и Южный океан.
Учитель: А где самые
толстые льды?
Дети: В Антарктиде.
Учитель: Покажите на глобусе местонахождение
Антарктиды.
1 ученик выполняет
задание у доски
Учитель: Кто сможет ответить, какая самая большая
толщина льда в некоторых районах Восточной Антарктиды?
Дети: 4.330 метров
1 ученик у доски
переводит 4.330 метров в км и м.
Получается запись 4.330 м = 4 км 330 м
Учитель: А где мы на предыдущих уроках смогли найти
эту информацию?
Дети: ТПО по математике №3, стр. 12, 1 абзац.
«Учёные определили, что самая большая толщина ледников в Антарктиде четыре
тысячи триста тридцать метров около базы исследований Мэри Бэрд.»
Учитель: Молодцы! С вами очень приятно работать!
Учитель: На следующем слайде показано очень опасное
явление неживой природы - гололёд. Рассмотрите картинки, чем опасен гололёд?
Слайд 7
Гололёд:
картинки,
иллюстрирующие несчастные случаи на дороге,
травматизм при
падении людей.
Работа по слайду 7-8
Учитель: Подумайте и скажите, из-за какого свойства
льда возникли все эти неприятности?
Дети: Лед скользкий.
Учитель: В учебнике на стр. 69 прочитайте советы врача
Тамары Егоровны. Работаем в режиме «самостоятельно».
Дети
самостоятельно читают страницу учебника.
Учитель: Какие советы врача вы запомнили?
Дети:
- Во время гололёда
спешить нельзя, спешка увеличивает опасность падения.
- Школьный рюкзак
лучше закрепить на спине, чтобы освободить обе руки.
- Быть внимательными
на дороге, так как на скользкой дороге водителю трудно управлять машиной.
- Осторожно
переходить дорогу, потому что машина не может быстро остановиться даже, если
водитель своевременно нажал на тормоза.
10.Подведение
итогов
Учитель: Подведём итоги нашего урока: свойства льда
нужно знать, чтобы сохранить своё здоровье, уберечь себя от неприятностей,
предотвратить беду. Воспользуйтесь этими знаниями во время каникул и уже
сегодня, когда пойдёте домой, вспомните советы врача, о которых прочитали в
учебнике.
Слайд 9
11. Домашнее
задание
Домашнее задание
сегодня на выбор: Хрестоматия стр. 45, пересказ про айсберги – или подготовить
сообщение о ледяных пещерах (можно воспользоваться любыми источниками, в том
числе и Интернет- ресурсами).
Подготовить доклад о
свойствах льда для беседы с первоклассниками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.