Главная / Русский язык и литература / Урок на тему: "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих" (6 класс)

Урок на тему: "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих" (6 класс)





Урок на тему «Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

        

        Цели урока: 1) обучающие: обучение составлению текста-описания по жанровой картине, отработка общих принципов работы;

  1. развивающие: способствовать расширению и углублению активного словаря; стимулировать творческое воображение;

  2. воспитательные: воспитывать любовь к такому виду искусства, как живопись; воспитывать сознательное отношение к учебе.

        Задачи урока: 1) развитие умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности;

  1. овладение навыком «чтения» картины (формирование умения увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания).

        Оборудование урока: портрет художника, репродукции картин, презентация.

Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивация деятельности.

Сообщение темы и целей урока.

Беседа об отношении к учебе и отметкам.

  1. Слово о художнике и его картинах.

Сегодня у нас в гостях художник, который имеет собственное суждение об отношении к учению и роли оценки учебного труда в жизни школьника. Конечно, Федор Павлович Решетников, о котором я говорю, не мог прийти лично (его уже нет в живых), но, как это часто бывает, произведения искусства красноречиво говорят за своих авторов. Хотите поближе познакомиться с художником и с самой известной его картиной? То, что вы сейчас услышите, вам пригодится при написании сочинения. Поэтому будьте внимательны.

(Краткое сообщение заранее подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника).

(Параллельно. Показывается презентация).

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в украинском селе Сурско-Литовское Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Рано потерял родителей, в три года остался с братом, который был художником — ходил по деревням и расписывал церкви. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Когда ему исполнилось 14 лет, он покинул дом отца: настало время  начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Решетников ездил по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства дело: рисовал декорации для местных театров.

В 1926 году Федор Павлович приезжает в Москву и поступает в Московский художественный институт. Будучи студентом, он отправляется в плавание на легендарном корабле «Челюскин» и делает там множество зарисовок. Его привлекла суровая и необычная природа Арктики, он восхищался героическим трудом мужественных людей. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир!», «За уроками», «Опять двойка!».

  1. Начало составления плана сочинения.

- Ребята, ведя нашу беседу, мы попутно будем составлять план сочинения и записывать рабочие материалы по каждому пункту плана.

- Вспомним, из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

- Как вы думаете, нужно ли написать какие-то сведения об авторе? (Обязательно). В какой части? (Во вступлении). С какой фразы мы можем начать свою работу? (Федор Павлович Решетников - известный русский живописец). Ее мы и запишем в качестве 1-го пункта плана. Что еще мы сюда можем добавить? (Любимыми героями его  картин являются дети). А потом переходим к картине «Опять двойка!». Что нужно вначале сказать о картине? (О ее истории создания — 2  пункт плана).

  1. История создания картины «Опять двойка!» (сообщение заранее подготовленного ученика).

- Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Федор Павлович сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас эта картина выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься.

        Учитель: Чем же так привлекает школьников эта картина? (тем, что многие видят в этом герое самого себя или своего товарища).

           - Что же вы увидели на этой картине? Вам было дано задание внимательно рассмотреть ее и составить по ней рассказ. Что же у вас получилось?

        4. Рассказы учащихся по сюжету картины (1-2 ученика).

        Учитель: - таким образом, ваши мысли по поводу увиденного в общем совпадают с тем, что описал художник. Но вы увидели только общую часть картины, то, что лежит на поверхности, но вряд ли смогли разглядеть, как отображается посредством кисти и красок внутренний мир героев, рассмотреть, подробности, детали, с помощью которых создается художественный образ. А для этого нужно знать секреты живописи.

  • Вспомните, как вы учились читать? (Учили азбуку, читали по слогам).

  • У художника тоже своя азбука. Начнем читать картину по шагам (слогам).

        1 шаг (3-й пункт плана) — определение жанра картины. Какие жанры живописи вы знаете? (Портрет, пейзаж, натюрморт).

  • Что такое портрет? (Портрет — изображение или описание человека или группы людей).

  • Что такое пейзаж? (Пейзаж — рисунок, картина, изображающая природу, какой-либо вид).

  • Что такое натюрморт? (Картина, на которой изображены неживые предметы: цветы, фрукты, дичь...)

  • Можем ли мы отнести картину Решетникова к какому-либо из этих жанров? (Нет, это бытовая картина, на ней отображен эпизод из жизни обычной советской семьи).

(Запись на доске: Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности).

        2 шаг — название картины.

  • Что объясняет нам название картины, тему или основную мысль? (Ответ дадим в конце урока).

        3 шаг — композиция картины.

  • Что такое композиция? (Построение произведения).

  • Из каких элементов состоит композиция картины? (Из переднего плана, заднего плана. Передний план изображает главное, то, о чем художник хочет рассказать. Задний план создает фон картины, как бы дополняющая часть).

  • На кого мы прежде всего обращаем внимание? (На мальчика в центре картины — это и есть главный герой картины).

  • Что связывает всех остальных героев с главным? (Взгляды, позы, жесты, детали).

        4 шаг- рисунок (детали). 4-ый пункт плана — главный герой картины.

  • О чем говорят лицо мальчика и его взгляд? Что можно сказать о его внешнем виде? Можно ли по рисунку определить, каковы интересы героя, характер?

(Это светлоголовый мальчик лет 10-11, одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, ему стыдно за полученную двойку).

  • Нам без слов ясно, что сегодня он получил двойку. И название картины говорит, что это не первая его двойка.

  • О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит  потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом — футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечевкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.)

  • Какой вывод можно сделать по этим деталям? (Мальчик совсем не прилежный ученик). (Дальше — запись слов и выражений (один ученик на доске):

Светлоголовый мальчик, меховой воротник, блестящие галоши, перевязанный бечевкой, потертый портфель.

5 пункт — осуждающий взгляд матери.

  • Обратите внимание на выражение лица матери мальчика.

(Работа со словами, записанными на слайде: печаль, грусть, скорбь, тоска, огорчениебеспокойство,тревога, неприятность, беда, горе, несчастье).

  • Какие слова передают душевное состояние матери? (выделенные).

(Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери , да ще сын подводит. Вот как отплатил ей за добро!).

6 пункт — старшая сестра.

  • Что вы можете сказать о сестре мальчика?

Зад.: подберите слова-антонимы, характеризующие сестру и мальчика:

отличница — двоечник

аккуратная — неряшливый

новый - потрепанный

прилежная — нерадивый (самопроверка).

(Сестра смотрит на брата с осуждением, с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил ее. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрепанный, как у мальчика).

7 пункт — Младший брат.

  • Как ведет себя младший брат? О чем говорит выражение его лица?

(Он катается на велосипеде да подсмеивается над двоечником).

8 пункт — собака — верный друг мальчика.

  • Кто встречает мальчика с радостью? Какую роль играет в картине собака?

(Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой — всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).

  • Есть  ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим письменный стол с настольной лампой, в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдет во вторую смену учиться, мальчику никто мешать не будет).

  • 9 пункт- колорит картины.

  • Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины?

(Сочетаются различные цвета, в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.)

  • 10 пункт — основная мысль картины.

  • Каковы основная мысль картины? (Плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно)

Зад.: закончить предложение: изобразив драматическую ситуацию в доме двоечника, хотел нам сказать, что...

  • Какими средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь в своем месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц).

  • 10 пункт — мое отношение к картине.

  • Что чувствуете вы, глядя на картину?

Зад.: закончить предложение: картина заставила меня задуматься о....

- Теперь сделаем вывод: что же отражает название картины? (Основную мысль).

  • Как вы озаглавите свою работу? (например, «Нерадивый ученик»).

  1. Составление устного рассказа по картине (1-2 ученика), совместное дополнение ответов.

  2. Подведение итогов урока

- Сегодня мы познакомились поближе с замечательной картиной Ф.П. Решетникова, я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, заставила о многом задуматься, оценить себя, свои поступки... этого-то и добивался художник, создавая свое полотно...

- Послушайте письмо-обращение самого Ф.П. Решетникова.

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка!».

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).

Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки» - на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!

  1. Д.З.: написать сочинение.















Урок на тему: "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок формирования новых знаний.

Цели.

Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных мужского и женского рода после шипящих.

Корреционно - развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.

Воспитательная: воспитывать познавательную активность учащихся.

На уроке применяется призентация, дидактические карточки для индивидуальной работы, игровой ма териал, кроссворд. Объяснение нового материала построено на основе наблюдений за языковым материалом. С помощью таблиц учащиеся делают вывод по теме урока. В урок включена игра "Кто в домике живёт", предусмотрена работа фронтальная, по вариантам, индивидуальная. Итог урока подведён с помощью кроссворда.

 

Автор Гущина Римма Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 308
Номер материала 53537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓