Главная / Биология / Урок на тему "Пищеварение в ротовой полости и желудке."

Урок на тему "Пищеварение в ротовой полости и желудке."

Название документа «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».ppt

Пищевод Рот Печень Желудок Поджелудочная железа Кишечник
Пищеварительная система человека
Пища в организме расщепляется, В вещества простые превращается; Пищи происход...
Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий...
Урок по теме П И Щ Е В А Р Е Н И Е в ротовой полости и в желудке
Цели урока:
« Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравствен...
ВЫВОДЫ Расщепление начинается в ротовой полости и продолжается в желудке. Рас...
ВЫВОДЫ Фермент ротовой полости – птиалин; Фермент желудка – пепсин
ВЫВОДЫ Ферменты – катализаторы и поэтому ускоряют определенные процессы. Ферм...
«Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, вступает ...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Пищевод Рот Печень Желудок Поджелудочная железа Кишечник
Описание слайда:

Пищевод Рот Печень Желудок Поджелудочная железа Кишечник

№ слайда 2 Пищеварительная система человека
Описание слайда:

Пищеварительная система человека

№ слайда 3 Пища в организме расщепляется, В вещества простые превращается; Пищи происходит
Описание слайда:

Пища в организме расщепляется, В вещества простые превращается; Пищи происходит усвоение, И тому виной...

№ слайда 4 Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий пе
Описание слайда:

Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и её усвоение клетками.  

№ слайда 5 Урок по теме П И Щ Е В А Р Е Н И Е в ротовой полости и в желудке
Описание слайда:

Урок по теме П И Щ Е В А Р Е Н И Е в ротовой полости и в желудке

№ слайда 6 Цели урока:
Описание слайда:

Цели урока:

№ слайда 7 « Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственнос
Описание слайда:

« Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни- всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».  Поль Брэгг

№ слайда 8 ВЫВОДЫ Расщепление начинается в ротовой полости и продолжается в желудке. Расщеп
Описание слайда:

ВЫВОДЫ Расщепление начинается в ротовой полости и продолжается в желудке. Расщепление происходит только при температуре тела. Для расщепления необходимо действие ферментов.

№ слайда 9 ВЫВОДЫ Фермент ротовой полости – птиалин; Фермент желудка – пепсин
Описание слайда:

ВЫВОДЫ Фермент ротовой полости – птиалин; Фермент желудка – пепсин

№ слайда 10 ВЫВОДЫ Ферменты – катализаторы и поэтому ускоряют определенные процессы. Фермент
Описание слайда:

ВЫВОДЫ Ферменты – катализаторы и поэтому ускоряют определенные процессы. Ферменты действуют только на определенные субстраты. Ферменты действуют лишь при определенных температурных условиях и в определенной среде: кислой, щелочной, нейтральной. Ферменты имеют белковую природу и при кипячении разрушаются, теряя свои ферментные свойства.

№ слайда 11 «Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, вступает в н
Описание слайда:

«Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, вступает в новые комбинации и вновь распадается, олицетворяет собой жизненный процесс во всем его объеме» И.П.Павлов

Название документа Эй Ар Гайд.docx

  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно

  2. В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением

    ДО

    УТВЕРЖДЕНИЯ

    ПОСЛЕ


    Пищеварение – это процесс поглощения пищи



    Желудочный сок содержит соляную кислоту



    Соляная кислота разрушает ткань желудка



    В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы



    Соляная кислота в желудке помогает дезинфиировать большую часть микробов, при этом она никак не участвует в пищеарении



    Желудочный сок действует в любых температурых условиях



    В ротовой полости расщепляются белки


  3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения

  4. Теперь после изучения материала, ещё раз прочтите все утверждения

  5. В столбике «После» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением

  6. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название документа для дополнит матер.docx

Дополнительный текст №1:«Первый пищеварительный сок».

Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только её механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажнённые слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желёз разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них и микроскопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щёки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнётся выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удаётся, т.к. она находится глубоко под языком, но её работу можно пронаблюдать.

Возьмите зеркало и поставьте так, чтобы можно было хорошо рассмотреть рот. Затем захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, приоткрыв при этом рот. Вы увидите, как из-под языка брызнет фонтанчик слюны. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка. Часто в этом месте удаётся рассмотреть небольшое отверстие. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желёз и представляет .

За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. При сухой пище выделяется много слюны, при влажной – мало.

Слюна состоит из 99,4 % воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например, птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Подобным же действием обладает фермент амилаза.


Дополнительный текст №2 Превращения пищи в желудке.

Состав и действие желудочного сока

На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные железы желудка (до 35 млн), выделяющие желудочный сок. Они различаются по строению и функциям. Одни выделяют пищеварительные ферменты, вторые – соляную кислоту, третьи – слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

Чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции (рН 0,8–1,2), в состав которой входят: пищеварительные ферменты, соляная кислота, слизь, биологически активные вещества. Кислая реакция зависит от наличия соляной кислоты,

Желудочный сок способен расщеплять белки и жиры благодаря наличию в нем ферментов. В желудочном соке имеются два белковых фермента – пепсин и химозин: Пепсин расщепляет белки только при кислой реакции при температуре внутренней среды организма.(37 градусов). Пепсин активизируется соляной кислотой. Он расщепляет белки до полипептидов различной степени сложности. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно - белки хрящей и сухожилий.

Содержащийся в желудочном соке фермент липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот (рН 5,9–7,9) Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

Слизь вырабатывается всеми, но больше добавочными клетками слизистой оболочки желудка. Слой слизи предохраняет оболочку желудка от механических, химических, температурных повреждений, от ее самопереваривания под действием HCl и пепсинов.

Находясь в свободном и связанном состоянии, соляная кислота выполняет большую роль в пищеварении:

         активирует пепсин и создает для его действия кислую среду;

         денатурирует белки, в результате чего они набухают, что облегчает их гидролиз;

         действует бактерицидно на гнилосную микрофлору;


(таблицу заполнить и записать в тетрадь)

Что расщепляется?


 До каких веществ?

Среда

Температура

Фермент

 белки

 полипептидов

 кислая

 тела

 пепсин

химозин

жиры

до глицерина и жирных кислот

щелочная

тела

липаза











Название документа план-конспект урока Пищеварение в ротовой полости и желудке.docx

Тема: Пищеварение в ротовой полости и желудке.

8 класс

Учитель: Ахметзянова В.С.

Тип урока: урок-исследование.

Цель:

Образовательная изучить процесс пищеварения в ротовой полости и желудке. Рассмотреть роль пищеварительных ферментов и их свойства.

Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей

Воспитательная воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни органов пищеварения; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

 Задачи урока: 
Образовательные: 
-научит
ь применять полученные знания о процессах пищеварения в повседневной жизни; 
-обобщить и систематизировать знания о питании и пищеварении; 
-определить уровень усвоения темы; 
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки. 
Развивающие: 
-развитие логического мышления; 
-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; 
-развивать практические навыки и умение делать выводы; 
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать. 
Воспитательные: 
-развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; 
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, 
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся 
-показать значимость биологических знаний; 
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; 
-формирование информационной культуры; 
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; 
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности; 
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения. 
Знать: органы пищеварительной системы и механизмы их работы
Уметь: применять полученные знания на уроке, в жизни, знать меры профилактики желудочно-кишечных расстройсв.

 Формы организации учебной деятельности:
работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа, , работа со слайдами компьютерной презентации, , анализ
выполнения заданий, рефлексия.
Приемы деятельности учителя
работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Ход урока:

1. Организационный момент: 1 мин.

2. Целеполагание


2. Изучение нового материала


слайд1


Учитель: Что это за органы? Как Вы думаете какая система органов сдесь представлена?

Ученики: пищеварительная..

Учитель: О чём мы будем с вами сегодня говорить?

Ученики: О пищеварительной системе..

Итак, вы готовы к уроку? (привлечь внимание)

Слайд 2

Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной...
(пищеварение) Дать определение «Пищеварению»

Слайд 3

Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и её усвоение клетками.


Мы с Вами сегодня поговорим о Пищеварении в ротовой полости и желудке..

Пищеварение в ротовой полости и желудке. (запись темы в тетрадь) Слайд 4



Учитель: как вы думаете какая у нас с Вами будет цель? Слайд 5

Ученики: изучить процесс пищеварения в ротовой полости и желудке.

Слайд 6

« Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни- всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».

 Поль Брэгг


Далее учащимся предлагается поработать по сингапурской методике со структурой ЭйАрГайд и поработать со столбиком «До» изучения темы.

Учитель:. А где начинается пищеварение? Ответ учеников


Этап мотивации: 5 мин.

Учитель читает пример вслух:

«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)

Если учащиеся решили правильно проблемную задачу, то учитель предлагает им проверить правильность решения, исследовав процесс пищеварения в ротовой полости в ходе исследования нового материала.

Если учащиеся не решили проблемную задачу, то учитель предлагает учащимся найти правильное решение в процессе урока в ходе исследования нового материала.

Формулируется окончательное или открытое решение образовательной ситуации.

Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей.


Задание 1. А пока начнем с завтрака…

Ученикам предлагается провести дегустацию кусочка черного ржаного хлеба и ответить на вопросы:

1.«Почему после механической обработки  и смачивания пищевого комка слюной хлеб приобретает сладковатый привкус? Что происходит с пищей в ротовой полости?

2. Какие вещества расщепляются в ротовой полости?

3.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в ротовой полости?

4.Какая химическая среда активизирует ферменты ротовой полости?


Дополнительный текст:«Первый пищеварительный сок».

Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только её механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажнённые слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желёз разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них и микроскопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щёки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнётся выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удаётся, т.к. она находится глубоко под языком, но её работу можно пронаблюдать.

Возьмите зеркало и поставьте так, чтобы можно было хорошо рассмотреть рот. Затем захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, приоткрыв при этом рот. Вы увидите, как из-под языка брызнет фонтанчик слюны. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка. Часто в этом месте удаётся рассмотреть небольшое отверстие. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желёз и представляет .

За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. При сухой пище выделяется много слюны, при влажной – мало.

Слюна состоит из 99,4 % воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например, птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Подобным же действием обладает фермент амилаза.


Пищеварение в ротовой полости (рассказ ученика).

Здесь происходит механическая и химическая обработка пищи. Механическая обработка заключается в измельчении пищи зубами, перемешивании ее при помощи челюстей и языка. Химическая обработка пищи происходит под действием слюны. Слюна состоит из воды, слизи, содержит немного щелочи, обеззараживающее вещество лизоцим и ферменты. Состав слюны соответствует составу пищи. Щелочь имеет слабощелочную среду для реакций и обеззараживает пищу. В ротовой полости начинается расщепление углеводов. Эту реакцию ускоряет фермент амилаза. Образуется глюкоза.


Далее учащимся предлогается провести небольшой эксперимент.


Лабораторная работа1. Действие слюны на углевод крахмал.

Расщепление сложных питательных веществ пищи на более простые начинается в ротовой полости. Слюна имеет щелочную среду. Известно, что качественной реакцией на определение крахмала – действие раствором йода. Наблюдается синее окрашивание. При обработке крахмала ферментами слюны, он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми

2 группы работают с виртуальной лабораторией

3 группы выполняют лабораторную работу

Оборудование:  Кусочки накрахмаленного бинта, вата, аптечный йод (5%), вода в стакане                  

Цель:  Показать, что фермент слюны амилаза способен расщеплять крахмал.                                                               

Пояснение:    Известно, что крахмал с йодом дает  интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился . При обработке крахмала ферментами слюны он расщепляется до глюкозы , которая не дает синей окраски при соединении с йодом.

Ход работы:

1. Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. 

С этой целью налейте несколько капель в

воду, до  получения   жидкости цвета крепко заваренного чая.                                                                                         

2. Сверните накрахмаленный бинт в два  раза и хорошо смочите уголочек сгиба слюной.3. Расправленный бинт зажмите в руках  и подержите его некоторое время, чтобы он  нагрелся(1-2мин).     

 4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.  Участки, где остался   крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся          белыми.     Под действием фермента слюны амилазы  произошло расщепление крахмала          до глюкозы, которая под действием йода  не дает синего окрашивания.

Вывод

Известно, что крахмал с йодом дает  интенсивное синее окрашивание, по которому можно узнать, где он сохранился. Когда мы обрабатываем  накрахмаленный бинт слюной, он через время становится синим  там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы.

Ферменты слюны расщепляют крахмал.

Все действия фиксируются учащимися в инструктивную карту урока..

Инструкция по выполнению работы


Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. Для определения среды слюны (кислая, щелочная, нейтральная) смочите лакмусовую бумажку слюной. Бумажка окрасится в синеватый цвет, значит, среда в ротовой полости – (записать какая)


2. Возьмите ватную палочку, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на крахмальном бинте.

Устно

5. Бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин.)


6. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Что вы наблюдаете? (Все окрасится в фиолетовый цвет, а написанная буква будет белой). Значит, (делайте вывод)


7. Общий вывод (о роли ферментов слюны в ротовой полости)


8. ПРЕДПОЛОЖИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА СО СЛЮНОЙ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?

Так слюна курильщиков содержит мало ферментов, расщепляющих крахмал и результаты у них будут хуже. Никотин снижает активность ферментов. 




После того как пища прошла обработку в ротовой полости куда она попадает дальше?

Ответы учащихся!

Через пищевод в желудок.

Превращения пищи в желудке.

Состав и действие желудочного сока

На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные железы желудка (до 35 млн), выделяющие желудочный сок. Они различаются по строению и функциям. Одни выделяют пищеварительные ферменты, вторые – соляную кислоту, третьи – слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

Чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции (рН 0,8–1,2), в состав которой входят: пищеварительные ферменты, соляная кислота, слизь, биологически активные вещества. Кислая реакция зависит от наличия соляной кислоты,

Желудочный сок способен расщеплять белки и жиры благодаря наличию в нем ферментов. В желудочном соке имеются два белковых фермента – пепсин и химозин: Пепсин расщепляет белки только при кислой реакции при температуре внутренней среды организма.(37 градусов). Пепсин активизируется соляной кислотой. Он расщепляет белки до полипептидов различной степени сложности. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно - белки хрящей и сухожилий.

Содержащийся в желудочном соке фермент липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот (рН 5,9–7,9) Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

Слизь вырабатывается всеми, но больше добавочными клетками слизистой оболочки желудка. Слой слизи предохраняет оболочку желудка от механических, химических, температурных повреждений, от ее самопереваривания под действием HCl и пепсинов.

Находясь в свободном и связанном состоянии, соляная кислота выполняет большую роль в пищеварении:

         активирует пепсин и создает для его действия кислую среду;

         денатурирует белки, в результате чего они набухают, что облегчает их гидролиз;

         действует бактерицидно на гнилосную микрофлору;



Что расщепляется?


 До каких веществ?

Среда

Температура

Фермент

 белки

 полипептидов

 кислая

 тела

 пепсин

химозин

жиры

до глицерина и жирных кислот

щелочная

тела

липаза


Просмотр видеоролика

Какой состав у желудочного сока?

Соляная кислота – НСI (рассказ 2 ученика).

Эта кислота содержится в желудке и выполняет две функции: дезинфицирует большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только начнем переживать пищу, он выделяет желудочный сок, в состав которого входит и НСI.Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок (на 4-ом-6-ом уроках), особенно если ученик в школе не завтракает: желудочный сок начнет переваривать стенки самого желудка. Жуйте только на полный желудок и помните об эстетичности – не очень – то приятно смотреть на постоянно жующий рот.


Сейчас мы проведём ещё одну лабораторную работу с целью определить действие ферментов желудочного сока на белки и выявить условия при которых он действует.

Для этого каждая из 4 групп получит своё задание, проделает опыт и потом расскажет нам о своих результатах. 5 группа работает с виртуальной лабораторией на ноутбуках.


Слайд

Методическая разработка лабораторных работ


Памятка для учащихся

  1. Внимательно прочтите название работы, цель работы.

  2. Проверьте наличие оборудования и материалов.

  3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.

  4. Запишите в тетради дату, название работы и цель.

  5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.

  6. Результаты зафиксируйте в тетради.

  7. Сформулируйте выводы.



Будьте внимательны во время выполнения работы и соблюдайте основные правила по технике безопасности.



Лабораторная работа 2. «Изучение условий действия ферментов желудочного сока»

Цель – показать способность ферментов желудочного сока расщеплять белки.

Оборудование – хлопья куриного белка(1\2 куриного яйца на 0,5л воды),спиртовка, водяная, снежная баня, желудочный сок(раствор аптечного ацединопепсина 10 таблеток на стакан тёплой воды),0,5% раствор KOH или NaOH, пипетки.

Учащимся предлагают доказать, что фермент желудочного сока пепсин может действовать только на белки, при определенной температуре, в кислой среде, что фермент разрушается при кипячении. Работа проводится в группах (4 группы). Каждой из них предлагается постановка своего опыта.

1 группа должна доказать, что ферменты желудочного сока действуют только на белки.

2 группа докажет, что желудочный сок наиболее активен при температуре тела, но мало активен при низких температурах

3 группа должна доказать, что при кипячении ферменты желудочного сока теряют активность.

4 группа доказывает, что ферменты желудочного сока способны действовать только в кислой среде.

Ход –

Таблица экспериментов


Цель опыта

Опыт

Контроль

Гр.№1 Доказать, что ферменты желудочного сока действуют только на белки.

Желудочный сок + белок 37°С

Желудочный сок + крахмал 37°С

Гр. №2 Доказать, что при кипячении ферменты желудочного сока теряют активность.

Желудочный сок , прокипяченный + белок

Желудочный сок , не прокипяченный + белок 37°С

Гр.№3 Доказать, что ферменты желудочного сока способны действовать только в кислой среде.

NaOH + белок 37°С

Щелочная среда

Желудочный сок + белок 37°С (кислая среда)

Гр.№4 Доказать, что желудочный сок наиболее активен при температуре тела, но мало активен при низких температурах

Желудочный сок + белок 37°С

Желудочный сок + белок 0° (пробирки поставить в снег)


Таблица результатов


пробирки

Содержимое

Температура

Наличие хлопьев

1

Белок + Желудочного сок

37


2

Крахмал + Желудочного сок

37


3

Белок + Желудочного сок

прокипячённый


4

Желудочный сок , не прокипяченный + белок

37


5

NaOH + белок

Щелочная среда

37


6

Желудочный сок + белок (кислая среда)

37°С


7

Желудочный сок + белок

0


8

Желудочный сок + белок

37



ВЫВОД: … фермент желудочного сока пепсин может действовать только на белки, при определенной температуре, в кислой среде, что фермент разрушается при кипячении.

ферменты работают при t° = 37 - 38 ° С, значит горячая и холодная пища для желудка не будет полезной.


Учащиеся после проведённых работ докладывают о своих результатах, остальные заполняют таблицу


Выводы по практической работе (сформулированы уч-ся):

  1. Ферменты слюны расщепляют крахмал.

  2. Ферменты слюны и желудочного сока активны при температуре тела 36,6 – 37,50С.

  3. Ферменты желудочного сока расщепляют белки.

  4. Ферменты желудочного сока наиболее активны в кислой среде.

  5. Соляная кислота выступает катализатором в реакциях расщепления белка в желудке.

  6. Выводы под №2 и №4 являются оптимальными условиями для действия ферментов.

Далее учащимся предлагается вернуться к структуре ЭйАрГайд и поработать со столбиком «после».

Рефлексия.

Учащиеся делают буклеты.

Самооценка

Учащимся предлогается оценить себя по алгоритму самооценки:

1. Усвоил ли я тему на уроке полностью?

2. Я сегодня в полной или не в полной мере принимал участие в ходе урока

3. Мои ответы были полными и самостоятельными?

4. Я внёс вклад в работу группы............ Какой?

5. Я оцениваю себя на отметку ..................

Учтель проводит опрос по самооценке 2-3 учащихся




















приложения

Результативный лист:

Фамилия, имя_________________________________Класс________Дата__________

Тема урока__________________________________________________________

Цель урока_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термины урока:

Пищеварение - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. Ответить на вопросы:

-«Почему после механической обработки  и смачивания пищевого комка слюной хлеб приобретает сладковатый привкус? Что происходит с пищей в ротовой полости?

- Какие вещества расщепляются в ротовой полости?-.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в ротовой полости?

-Какая химическая среда активизирует ферменты ротовой полости?

2. Прочитайте дополнительный текс№1. Ответьте на поставленные вопросы.

3. Проделать Лабораторную работу. Действие слюны на углевод крахмал.

Памятка для учащихся

  1. Внимательно прочтите название работы, цель работы.

  2. Проверьте наличие оборудования и материалов.

  3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.

  4. Запишите в тетради дату, название работы и цель.

  5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.

  6. Результаты зафиксируйте в тетради.

  7. Сформулируйте выводы.

4. Прочитайте дополнительный текс№2. Ответьте на поставленный вопрос: Какой состав у желудочного сока?

5. Проделать Лабораторную работу. «Изучение условий действия ферментов желудочного сока»

4. Вывод по практической работе (делается в конце урока на этапе итог урока) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Самооценка

ОТМЕТКА_____________________









Лабораторная работа. Действие слюны на углевод крахмал.

Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. Для определения среды слюны (кислая, щелочная, нейтральная) смочите лакмусовую бумажку слюной. Бумажка окрасится в синеватый цвет, значит, среда в ротовой полости – (записать какая)


2. Возьмите ватную палочку, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на крахмальном бинте.

Устно

5. Бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин.)


6. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Что вы наблюдаете? (Все окрасится в фиолетовый цвет, а написанная буква будет белой). Значит, (делайте вывод)


7. Общий вывод (о роли ферментов слюны в ротовой полости)


8. ПРЕДПОЛОЖИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА СО СЛЮНОЙ КУРЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?

 



Цель: обнаружить действие ферментов слюны на крахмал,


Лабораторная работа. «Изучение условий действия ферментов желудочного сока»

Цель – показать способность ферментов желудочного сока расщеплять белки.

Цель опыта

Опыт

Контроль

Гр.№1 Доказать, что ферменты желудочного сока действуют только на белки.

Желудочный сок + белок 37°С

Желудочный сок + крахмал 37°С

Гр. №2 Доказать, что при кипячении ферменты желудочного сока теряют активность.

Желудочный сок , прокипяченный + белок

Желудочный сок , не прокипяченный + белок 37°С

Гр.№3 Доказать, что ферменты желудочного сока способны действовать только в кислой среде.

NaOH + белок 37°С

Щелочная среда

Желудочный сок + белок 37°С (кислая среда)

Гр.№4 Доказать, что желудочный сок наиболее активен при температуре тела, но мало активен при низких температурах

Желудочный сок + белок 37°С

Желудочный сок + белок 0° (пробирки поставить в снег)





Таблица результатов


пробирки

Содержимое

Температура

Наличие хлопьев

1

Белок + Желудочного сок

37


2

Крахмал + Желудочного сок

37


3

Белок + Желудочного сок

прокипячённый


4

Желудочный сок , не прокипяченный + белок

37


5

NaOH + белок

Щелочная среда

37


6

Желудочный сок + белок (кислая среда)

37°С


7

Желудочный сок + белок

0


8

Желудочный сок + белок

37




Вывод:

Название документа самооценка.docx


Самооценка

Учащимся предлогается оценить себя по алгоритму самооценки:

1. Усвоил ли я тему на уроке полностью?

2. Я сегодня в полной или не в полной мере принимал участие в ходе урока

3. Мои ответы были полными и самостоятельными?

4. Я внёс вклад в работу группы............ Какой?

5. Я оцениваю себя на отметку ..................



Самооценка

Учащимся предлогается оценить себя по алгоритму самооценки:

1. Усвоил ли я тему на уроке полностью?

2. Я сегодня в полной или не в полной мере принимал участие в ходе урока

3. Мои ответы были полными и самостоятельными?

4. Я внёс вклад в работу группы............ Какой?

5. Я оцениваю себя на отметку ..................



Самооценка

Учащимся предлогается оценить себя по алгоритму самооценки:

1. Усвоил ли я тему на уроке полностью?

2. Я сегодня в полной или не в полной мере принимал участие в ходе урока

3. Мои ответы были полными и самостоятельными?

4. Я внёс вклад в работу группы............ Какой?

5. Я оцениваю себя на отметку ..................



Самооценка

Учащимся предлогается оценить себя по алгоритму самооценки:

1. Усвоил ли я тему на уроке полностью?

2. Я сегодня в полной или не в полной мере принимал участие в ходе урока

3. Мои ответы были полными и самостоятельными?

4. Я внёс вклад в работу группы............ Какой?

5. Я оцениваю себя на отметку ..................





Урок на тему "Пищеварение в ротовой полости и желудке."
  • Биология
Описание:

Разработка урока на тему ""Пищеварение в ротовой полости и желудке."" (8 класс) Разработано с учётом требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. 

В разработку входит план-конспект, презентация, видеоролик и приложения, необходимые для проведения урока. При разработке урока использован элемент Сингапурской методики.

Тип урока: УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ.

Весь урок строится на исследовании учащихся (лабораторные работы).  Учащиеся весь урок самостоятельно добывают новые знания при помощи учителя, что соответствует требованиям ФГОС.

Автор Ахметзянова Валентина Сергеевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1483
Номер материала 18426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓