Урок русского языка в 7 классе
учитель 1 квалификационной категории Гущина Римма Анатольевна
Русско
– Акташской специальной( коррекционной) школы – интерната 8 вида
Альметьевского
муниципального района Р.Т.
Тема:
« Написание предлогов с местоимениями»
Цели:
наблюдать за
изменением по падежам местоимений; формировать навык раздельного
написания местоимений с предлогами; развивать наблюдательность, воображение,
мышление, умение распознавать местоимения в тексте. Прививать интерес к
предмету.
Оборудование: презентация, картина
Ф.П.Решетникова « Опять двойка», дидактические карточки, геометрические фигуры
( прямоугольник, треугольник, круг).
Тип
урока: урок
объяснения нового материала.
Ход
урока.
1.
Организационный
момент.
Посмотрите в окно. Погода сегодня по – настоящему
весенняя: ярко светит солнце, радостно поют птицы, звонкая капель стучит по
карнизам окон, снег потемнел, и стал рыхлым. Весна активно вступает в свои
права. Такой прекрасный солнечный день и у нас пробуждает хорошее настроение.
Посмотрите друг к друга и улыбнитесь. Вот на такой оптимистической ноте мы
начнём урок.
2.
Речевая
разминка.
Ответьте на « хитрые» вопросы ( Слайд 1)
- Сколько местоимений в слове СЕМЬЯ?
- Какое местоимение читается одинаково справа налево
и слева направо?
- Какое местоимение превращается в союз, если его
прочитать справа налево?
- Какое местоимение следует добавить к другому
местоимению, чтобы получить
много
крупных плодов?
- За какое местоимение должна спрятаться буква, чтобы
получился зверёк?
- Назовите местоимения, которые встретились в ответах?
3. Ответы: я, оно, он ,ты , вы. ( Слайд 2)
-
Какие местоимения не прозвучали в ответах?
4. Повторение ранее изученного. ( Слайд 3)
Вспомните.
– Какую часть речи изучаем?
- Что называется местоимения?
-
Назовите личные местоимения.
-
Как изменяются личные местоимения?
-
Как называется изменение местоимений по падежам?
5.
Проверка домашнего упражнения.( 202 ,с.158 -159)
В
домашнем упражнении вы должны были определить падеж у местоимений. Проверьте,
верно ли вы выполнили задание.
(Слайд
4)
Просим
милости к нам ( Д.п.)
Есть
у нас ( Р.п.)
Перегоним
мы ( И.п.)
Недовольны
нами (Т. п.)
Не
забудь о нас (П.п.)
Упадут
на нас ( В.п.)
6.
Сообщение темы и целей урока, запись темы в тетрадь.
Тема
сегодняшнего урока: « Написание предлогов с местоимениями»
(
Слайд 5) « Написание предлогов с местоимениями»
Цели: наблюдать за изменением по
падежам местоимений;
формировать навык раздельного написания местоимений с
предлогами;
развивать наблюдательность, воображение, мышление.
Сообразительность;
прививать интерес к предмету.
7.
Введение в тему урока.
1. Задание на наблюдательность.
-
Просклоняйте местоимения. ( Задание выполняется по вариантам. 1 вариант – ты, 2
вариант – вы. 3 ученика работают по индивидуальным карточкам с заданием:
списать и подчеркнуть местоимения с предлогами как в карточке)
(
Слайд 6)
1 вариант 2
вариант
И.п .
кто7 ты И.п.
кто? вы
Р.п.
был у кого? Р.п.
были у кого?
Д.п.
пошёл к кому? Д.п.
пошли к кому?
В.п.
смотрел на кого? В.п.
смотрели на кого7
Т.п.
говорил с кем? Т.п.
говорили с кем?
П.п.
писал о ком? П.п.
писали о ком?
Взаимопроверка
и проверка по компьютеру. ( Слайд 7 )
И.п.
кто? Ты вы
Р.п.
у кого? у тебя у вас
Д.п.
к кому? к тебе к вам
В.п.
на кого? на тебя на вас
Т.п.
с кем? с тобой с вами
П.п.
о ком? о тебе о вас
-
Посмотрите, как написаны предлоги с местоимениями.
-
Какой можно сделать вывод о написании предлогов с местоимениями?
(
Слайд 8) Вывод. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
8
Закрепление пройденного материала.
1.
Работа с
правилом по книге. (Чтение про себя и вслух одним учеником)
2.
Упражнения
для глаз.
Обведите глазами геометрические
фигуры ( прямоугольник, круг, треугольник)
Сначала по часовой стрелки пот ом против часовой стрелки
3.
Работа с
упражнением по книге устно ( N204, с.
160)
Учащиеся читают по одному словосочетанию . вставляют
подходящие по смыслу предлоги и говорят , как пишутся они с местоимениями. Письменно
для домашнего задания. 4 ученика выполняют дополнительное задание: к
упражнению: составить и записать 4 предложения с любыми из этих
словосочетаний.
Физпауза.
4.
Работа по
картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
1.
Рассмотрите
картину( рассматривают молча).
2.
Ответьте на вопросы по содержанию картины. ( Слайд 9)
- Кто главный герой картины? Почему?
- Что можно сказать о выражении лица и позе мальчика?
- Почему он не смотрит на родных?
- О чём говорит его потёртый портфель?
- Как относится мама к появлению сына с очередной
двойкой?
- Что выражает взгляд сестры?
- Какое отношение к мальчику младшего брата?
- Кто рад приходу мальчика?
- Как вы относитесь к мальчику?
5.
Работа с текстом по содержанию картины.
Задание.
1 уровень. Спишите текст. Вставляя подходящие по смыслу местоимения.
2
уровень. Спишите текст, вставляя предлоги с местоимениями из слов для справок.
3
уровень. Спишите текст и подчеркните выделенные местоимения. ( Слайд
10)
Текст.
Мальчик
пришёл домой грустный. Все поняли, что …. опять плохая оценка.
Мама
с огорчением смотрит …. . Она старается для семьи: готовит, прибирает в
квартире, покупает сыну новые вещи, а … нет благодарности.
Старшая
сестра с осуждением смотрит на брата. Младший братишка посмеивается …. .
И
только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась … , сложила лапы
хозяину на грудь.
2
и 3 уровень задание получают на карточках.
2 уровню слова для справок: от него, у него, на него, к нему, над ним. Проверка.
Ученик,
выполнявший задание на 1 уровне, зачитывает текст, а остальные прверяют.
-
Как написали предлоги с местоимениями?
6.
Задание на слуховое внимание.
Послушайте
отрывки из текстов и выпишите местоимения вместе с предлогами.
·
Ласточка
с весною в сени к нам летит. ( А.Плещеев).
·
Плывёт ,
плывёт кораблик,
кораблик золотой,
везёт, везёт подарки
подарки нам с тобой. ( С. Маршак).
·
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. ( А. Блок)
·
И ,
обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя. ( А. Пушкин).
·
Есть на
свете различные страны,
Но такой, как у нас , не найти. ( М.
Исаковский).
·
Солнце
ярче припечёт,
небо дождь на нас польёт. ( К. Чуковский).
Проверка.
( Слайд 11)
К
нам, с тобой, к нам, на тебя, у нас, на нас.
Итог
урока.
- Что нового вы узнали о местоимении?
Сообщение
и комментарий оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.