МБОУ
«Клюквинская СОШИ»
Верхнекетского
района Томской области
Учитель:
Борисова Людмила Владимировна
УМК
«Перспективная начальная школа»
Русский
язык 4 класс
Тема:
написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Цель:
Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего
времени.
Задачи:
образовательные:
·
формировать умение написания суффикса перед суффиксом- Л
в глаголах прошедшего времени;
·
отрабатывать практические навыки правильного написания
безударных личных окончаний глаголов;
развивающие:
·
учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного
текста;
·
способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,
группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
воспитательные:
·
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах,
группах.
Оборудование:
ü Учебники;
ü Словари;
ü Презентация;
ü Компьютер;
ü Интерактивная
доска;
ü Карточки
с индивидуальными заданиями;
ü Учебник
русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.:
Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)
Необходимое
оборудование и материалы для занятия:
·
компьютер, проектор, экран, доска,тетради, учебники, карточки.
Технологии,
методы:
·
проблемное обучение;
·
иформационно-коммуникационное;
·
частично-поисковый;
·
практический;
·
наблюдение, сравнение, анализ;
·
словесный.
Ход
урока
I.
Орг. Момент (Слайд№1).
-Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг
другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Опустите
ладошки.
-Что подарили вы своему соседу?
( Сердечко своё,
частичку сердца, удачу, радость, поддержку).
-Улыбнитесь друг другу,
подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.
II.
Определение темы и целей урока
(Слайд №2).
-
Откройте содержание учебника и прочитайте тему урока.
-
Какие поставим задачи на уроке?
(
Закрепим знания о глаголе, познакомимся с написанием безударных суффиксов
глагола в форме прошедшего времени)
III.
Работа в тетради.
Запишем
дату. 6 ноября.
Классная работа.
IV.
Минута красивого письма.
Ешь
ет ем ете ут ют
Ишь
ит им ите ат ят
-
Что спряталось в узоре?
(окончания
глаголов 1 и 2 спряжения)
-
Что нужно знать, чтобы определить спряжение глаголов?
(
дети объясняют, пользуясь памяткой)
V.
Закончи высказывание:
1.
Часть речи, которая обозначает действие…(предмета) и отвечает на
вопросы ( что делать? что сделать?) называется…(глаголом)
2.
Не с глаголами пишется…( отдельно)
3.
Глаголы в начальной форме имеют суффиксы… (ть, ти, чь)
4.
В предложении глагол является…(сказуемым)
VI.
Словарная работа.
1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б)
в…кзал, д…рога, к…стёр;
в)
м…роз, …ллея, ур…жай.
2.
В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?
а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;
б) к…стрюля, …птека, кв…ртира;
в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.
3.
В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и?
а) д…ректор, ул…ца, сев…р;
б) п…нал, б…лет, уч…ник;
в) уж…н, р…сунок, с…рень.
Проверяем
1. б) вокзал, дорога, костер;
2. б) кастрюля, аптека,
квартира;
3. в) ужин, рисунок, сирень.
VII.
Стадия осмысления.
1.
Работа с текстом.
(индивидуальная и групповая)
Каждому ребенку
выдается текст.
Перед каждым из вас лежит
текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты
обсудите в группе:
«+»
- это я знаю;
«!» - новая информация;
Глагол – это часть речи,
которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия
предметов.
Глаголы изменяются по
временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
Глаголы в настоящем и
будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
Спряжение глаголов
определяем по ударным личным окончаниям.
Для того чтобы правильно
написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов1-го
спряжения в окончаниях есть буква -Е и буквы -У или -Ю в
3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква -И и
буквы -А и -Я в 3-м лице множественного числа.
Безударное окончание
глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.
У глагола в форме
прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Чтобы
правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, НЕ НУЖНО
определять спряжение глагола! Достаточно знать, как пишется его начальная
форма.
- Что нового узнали? Какая
проблема встала перед нами?
2. Решение проблемного вопроса.
( Групповая работа)
- Какая проблема встала перед нами?
( Как правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени?)
Попробуйте
выяснить, как правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего
времени?
(Ребята
обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).
Как проверить верность наших выводов?
(Надо обратиться к научной информации).
Поработайте с плакатом Летучей мыши на стр.96
-Какое
открытие вы для себя сделали?
(Чтобы
правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени, надо глагол
поставить в начальную форму. Какой суффикс будет перед –ТЬ-, такой пиши и перед
суффиксом –Л-).
-
А что же делать, если я не знаю, как пишется начальная форма глагола? (Посмотреть
в словаре)
VIII.
Физминутка.
Если я назову глаголы
1 спряжения – выполняем бег на месте, 2 спряжения –ходьба.
Идёшь, шумят,
поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, говоришь,
видеть, брить, кричишь.
IX. Закрепление.
1. Упражнение
№69, стр.95.
(Взаимопроверка)
2. Дифференцированная работа.
(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)
Вставь пропущенный суффикс в глаголе прошедшего времени.
Трогать
|
Трог…л
|
Гореть
|
Гор…л
|
Видеть
|
Вид…л
|
Лаять
|
Ла…л
|
Сеять
|
Се…л
|
Бурчать
|
Бурч..л
|
Пыхтеть
|
Пыхт…л
|
Расскажите, о чем надо
помнить, чтобы правильно написать безударный суффикс глаголов прошедшего
времени?
X.
Итог урока.
Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.
- Над какой темой
мы сегодня работали?
- Что нужно
сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени?
- Какое настроение у вас? У меня тоже хорошее
настроение, потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими
знаниями. Спасибо, вам. Каждому на память о нашем уроке я вручаю сердечко,
чтобы оно согревало вас.
На
обратной стороне сердечка написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.
XI.
Домашнее задание.
1-ая группа - стр. 98, упр. 72; Правило стр.96.
2-ая группа- стр.97, упр. 97; Правило стр.96.
3-
я группа- Тетрадь №1, стр. 45-46, упр. 49. Правило стр.96.
XI. Рефлексия.
Закончите фразу «Теперь
я знаю...»
или «Я умею...».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.