Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок на тему: "Комплексные соединения"

Урок на тему: "Комплексные соединения"

Скачать материал

Урок на тему: Комплексные соединения.

Задачи урока: познакомить учащихся с комплексными соединениями, рассмотреть значение комплексных соединений, на примере комплексных соединений раскрыть идею многообразия веществ.

Ход урока.

Первый учитель задает вопрос. Какое соединение образуется при взаимодействии аммиака и хлороводорода?

Второй  учитель демонстрирует опыт. Одну стеклянную палочку смачивает в растворе аммиака, а другую в растворе соляной кислоты. Подносит эти палочки друг к другу. Появляется «белый дым». Обсуждается эта реакция. Составляется схема:

 

 

 

 

Дается определение: Соединения, образование которых из более простых молекул не связано с возникновением новых электронных пар называются комплексными.

 Первый  учитель предлагает другое определение комплексным соединениям. Соединения, имеющие в своем составе комплексные ионы относятся к комплексным.

Поясняем задачу урока и переходим к обсуждению структуры комплексных соединений по таблице. Несколько слов необходимо сказать об ученых, которые занимались изучением комплексных соединений (Альфред Вернер, Чугаев Л.А, Черняев И.И, Гринберг А.А.)

 

 

 

 

Второй учитель говорит о том, что структура комплексного соединения подобна строению грецкого ореха: ядро- комплексообразователь, с ним непосредственно связаны лиганды (атомы, ионы, полярные молекулы). Число этих частиц называют координационным числом. Оно зависит от строения и радиуса комплексообразователя и лигандов.

Первый учитель, пользуясь таблицей и записями на доске,  знакомит учащихся с номенклатурой. Затем ученики упражняются в номенклатуре следующих комплексных соединений:

                        

 

Затем учащиеся проводят лабораторные опыты, получая комплексные соединения алюминия и меди. При этом они пользуются инструктивными карточками, которые заранее отпечатаны и выданы на каждый стол.

 

Опыт №1

Получение гидроксида тетраамминмеди(II)

  1. Налейте в пробирку 1 мл. гидроксид  натрия и по каплям приливайте  раствор медного купороса.
  2. К полученному раствору гидроксида меди (II) прилейте раствор аммиака.

Вывод: а) Цвет…………, почему?

             б) Составьте уравнения реакций и назовите вещества.

Опыт №2

Получение тетрагидроксоалюминат натрия.

1.      Налейте в пробирку 1 мл. хлорида алюминия и по капелькам приливайте к нему

       гидроксид натрия до исчезновения осадка.

Вывод: а) Почему образуется осадок?

             б) Почему осадок исчез при избытке гидроксида натрия?

             в) Составьте уравнения реакций и назовите вещества.

Первый учитель с учениками составляют уравнения реакций, называют комплексные соединения, разбирают структуру полученных комплексных соединений.

Второй учитель контролирует выполнение опытов, обращая внимание на технику безопасности, на культуру эксперимента.

Затем рассматриваем одно из свойств комплексных соединений – диссоциацию.

В заключении урока учителя рассказывают о том, что изучение комплексных соединений – одно из интереснейших областей химии, в том числе биологической химии. Ученики сами рассказывают о роли комплексных соединений, как хлорофилл, гемоглобин, медный купорос, криолит.

 Для закрепления изученной темы предлагаем следующие задания::

 а) Составить и назвать комплексное соединение, если комплексообразователь – Ag3+, лиганды – F- , координационное число -4, внешняя сфера комплексного соединения – К+.

б) Определить внешнюю и внутреннюю сферу комплексного соединения:

 

в) Найти лиганды, степень окисления комплексообразователя, координационное число, внешнюю и внутреннюю сферу:

 

г) Какие ионы и сколько образуется при электролитической диссоциации:

 

В конце урока выставляем оценки, всем кто принимал активное участие в уроке и задаем домашнее задание: Записи в тетрадях и вычислить относительную

молекулярную массу

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему: "Комплексные соединения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока: познакомить учащихся с комплексными соединениями, рассмотреть значение комплексных соединений, на примере комплексных соединений раскрыть идею многообразия веществ. Урок разработан для проведения в "Диалоговом режиме". Урок проводится «командой» преподавателей (в литературе такую форму урока еще называют «Урок в диалоговом режиме»). Эта форма урока развивает умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, умение вести диалог с учителем и одноклассниками.Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями химии, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же химических фактов. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 513
    • DOCX 61 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Десяткин Александр Афанасьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4080
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 662 человека

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 478 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 358 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека