Главная / Химия / Урок на тему: "Комплексные соединения"

Урок на тему: "Комплексные соединения"

Урок на тему: Комплексные соединения.

Задачи урока: познакомить учащихся с комплексными соединениями, рассмотреть значение комплексных соединений, на примере комплексных соединений раскрыть идею многообразия веществ.

Ход урока.

Первый учитель задает вопрос. Какое соединение образуется при взаимодействии аммиака и хлороводорода?

Второй учитель демонстрирует опыт. Одну стеклянную палочку смачивает в растворе аммиака, а другую в растворе соляной кислоты. Подносит эти палочки друг к другу. Появляется «белый дым». Обсуждается эта реакция. Составляется схема:



hello_html_5eb52813.png



Дается определение: Соединения, образование которых из более простых молекул не связано с возникновением новых электронных пар называются комплексными.

Первый учитель предлагает другое определение комплексным соединениям. Соединения, имеющие в своем составе комплексные ионы относятся к комплексным.

Поясняем задачу урока и переходим к обсуждению структуры комплексных соединений по таблице. Несколько слов необходимо сказать об ученых, которые занимались изучением комплексных соединений (Альфред Вернер, Чугаев Л.А, Черняев И.И, Гринберг А.А.)

hello_html_5dfd326e.png





Второй учитель говорит о том, что структура комплексного соединения подобна строению грецкого ореха: ядро- комплексообразователь, с ним непосредственно связаны лиганды (атомы, ионы, полярные молекулы). Число этих частиц называют координационным числом. Оно зависит от строения и радиуса комплексообразователя и лигандов.

Первый учитель, пользуясь таблицей и записями на доске, знакомит учащихся с номенклатурой. Затем ученики упражняются в номенклатуре следующих комплексных соединений:

hello_html_4c3a98b5.pnghello_html_1fc9bd35.pnghello_html_65aa1092.png


Затем учащиеся проводят лабораторные опыты, получая комплексные соединения алюминия и меди. При этом они пользуются инструктивными карточками, которые заранее отпечатаны и выданы на каждый стол.


Опыт №1

Получение гидроксида тетраамминмеди(II)

  1. Налейте в пробирку 1 мл. гидроксид натрия и по каплям приливайте раствор медного купороса.

  2. К полученному раствору гидроксида меди (II) прилейте раствор аммиака.

Вывод: а) Цвет…………, почему?

б) Составьте уравнения реакций и назовите вещества.

Опыт №2

Получение тетрагидроксоалюминат натрия.

  1. Налейте в пробирку 1 мл. хлорида алюминия и по капелькам приливайте к нему

гидроксид натрия до исчезновения осадка.

Вывод: а) Почему образуется осадок?

б) Почему осадок исчез при избытке гидроксида натрия?

в) Составьте уравнения реакций и назовите вещества.

Первый учитель с учениками составляют уравнения реакций, называют комплексные соединения, разбирают структуру полученных комплексных соединений.

Второй учитель контролирует выполнение опытов, обращая внимание на технику безопасности, на культуру эксперимента.

Затем рассматриваем одно из свойств комплексных соединений – диссоциацию.

В заключении урока учителя рассказывают о том, что изучение комплексных соединений – одно из интереснейших областей химии, в том числе биологической химии. Ученики сами рассказывают о роли комплексных соединений, как хлорофилл, гемоглобин, медный купорос, криолит.

Для закрепления изученной темы предлагаем следующие задания::

а) Составить и назвать комплексное соединение, если комплексообразователь – Ag3+, лиганды – F- , координационное число -4, внешняя сфера комплексного соединения – К+.

б) Определить внешнюю и внутреннюю сферу комплексного соединения:

hello_html_m1d286a65.png


в) Найти лиганды, степень окисления комплексообразователя, координационное число, внешнюю и внутреннюю сферу:

hello_html_2d2e62c9.png


г) Какие ионы и сколько образуется при электролитической диссоциации:


hello_html_3c489c92.png

В конце урока выставляем оценки, всем кто принимал активное участие в уроке и задаем домашнее задание: Записи в тетрадях и вычислить относительную

молекулярную массу

hello_html_33f35910.png

Урок на тему: "Комплексные соединения"
  • Химия
Описание:

Задачи урока: познакомить учащихся с комплексными соединениями, рассмотреть значение комплексных соединений, на примере комплексных соединений раскрыть идею многообразия веществ. Урок разработан для проведения в "Диалоговом режиме". Урок проводится «командой» преподавателей (в литературе такую форму урока еще называют «Урок в диалоговом режиме»). Эта форма урока развивает умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, умение вести диалог с учителем и одноклассниками.Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями химии, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же химических фактов. 

Автор Десяткин Александр Афанасьевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 384
Номер материала 23226
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓