Тема урока: «Действия
над десятичными дробями».
Цели урока:
- обобщить и
систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении
арифметических действий над десятичными дробями; прививать навыки беглого
счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске;
- развивать логическое
мышление учащихся; внимание, интерес к предмету;
-формировать
коммуникативную и социальную компетентности учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Форма
проведения урока: урок-сказка.
Оборудование: - компьютер;
- карточки для
самостоятельной работы;
- слайды;
- мультимедийный
проектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный
момент.
Ребята, послушайте,
какая тишина!
Это в школе начались
уроки.
Мы не будем тратить
время зря,
И приступим все к
работе.
2. Мотивация урока
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
И сегодня наш урок не
обычный, а сказочный. Почему? Случилась беда - Снежная Королева забрала Кая,
бросила ему в глаза и сердце льдинки «десятичных дробей», заморозив его так,
что он забыл о Герде. Вот и отправилась девочка на поиски своего друга в
царство Снежной королеве. Дорога нелегкая и мы поможем Герде найти Кая и
растопить его сердце с помощью наших знаний и умений по теме «Десятичные дроби».
Захватим с собой
путевые листы, в которые будем заносить итоги нашего приключения. В начале,
пожалуйста, в своих листах отметьте по 12 – балльной шкале свое настроение в
данный момент.
Что ж в путь!
3. Актуализация
опорных знаний.
Сначала обдумаем план
наших действий.
1) Устная работа “Думайте и соображайте”
Известно, какое важное
значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых
смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном
мультфильме, “ Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. В
математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Расставьте в следующих
равенствах запятые:
1. 32 + 1,8=5
2. 7,36-336=4
3. 63 – 27=60,3
4. 3 + 108=4,08
5. 12•50=60
Когда план был
обсужден, Герда отправилась к реке и спросила, не знает ли она где Кай. Речка
ответила: «Если правильно соберешь правила, то я покажу тебе дорогу!»
2) Фронтальный опрос «Соберите
правила»
Чтобы сложить или
вычесть десятичные дроби надо:
·
выполнить действия
сложения и вычитания;
·
выполнить действия
сложения и вычитания;
·
в ответе запятую поставить
после запятой в данных дробях;
·
уравнять число знаков
после запятой;
·
записать дроби так, чтобы запятая
оказалась после запятой.
Чтобы перемножить две
десятичные дроби надо:
·
отделить запятой столько
цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе;
·
выполнить умножение, не
обращая внимания на запятые.
Чтобы разделить число
на десятичную дробь, надо:
·
после этого выполнить
деление на натуральное число;
·
поставить в частном
запятую, когда кончится деление целой части;
·
в делимом и в делителе
перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.
В дороге нам придется
действовать как единая команда. Проверим, так ли это?
Работа у доски по
цепочке.
3) Устный счет «Заполните фигуры».
1,4 + 0,6 =
-
1,7 =
1,2 =
: 9
=
+
0,96=
0,5= ?
Молодцы, вы помогли
Герде и речка показала ей дорогу. Девочка села в лодку и поплыла.
4.Обобщение и
систематизация знаний, умений и навыков.
И вот Герда приплыла к
старой волшебнице. Старушке девочка очень понравилась. Чтоб Герда забыла Кая,
она, расчесывая девочке волосы, заколдовала ее.
Чтобы чары пропали,
надо выполнить следующие задания.
1) «Вычислите наиболее простым способом»:
а)
5,94•0,07+0,33•5,94+0,4•0,06, 2,4
б)
6,85•3,2-6,85•1,7-1,5•6,85. 0.
Самопроверка – оценка
максимум 2 балла (результаты заносятся в лист).
2) «Продолжите ряд чисел»:
Посмотрите на числа в
каждом ряду; догадайтесь, по какому признаку они собраны вместе и запишите ещё
по три числа в каждый ряд.
·
0,2; 0,7; 1,2;…;
1,7
·
1,1; 2,2; 4,4;…;
8,8
·
2,5; 5; 7,5; 10;… .
12,5
Самопроверка – оценка
максимум 3 балла (результаты заносятся в лист).
Мы помогли Герде
вспомнить Кая и она убежала от волшебницы. Долго бежала, устала и присела
отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ней.
Физкультминутка.
(Ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули
дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Отдохнув, Герда
увидела перед собой прыгающего старого Ворона. Герда спросила, не знает ли он,
где Кай. Ворон ответил: «»Кар –кар, наверное знаю, где твой принц, но сначала
реши задание»
3) «Решите
уравнение»
( 2,1 – 0,7х)
: 0,48 = 3,5
Самостоятельное
решение, затем – сверка с доской.
Решение:
2,1-0,7х=1,68;
0,7х=2,1-1,68;
0,7х=0,42;
х=0,6;
Ответ:
0,6.
Оценка
максимум 3 балла (результаты
заносятся в лист).
Герда с
нашей помощью решила уравнение и Ворон привел ее к принцу и принцессе, но это
был не Кай. Чтобы развеселить Герду, принц с принцессой предложили ей
«разгадать» логические задачи.
Работа в парах.
4) « Исключите
лишнее слово»: рбьод, резоток, чул, мапряя
Ответ: дробь
5) «Найдите
недостающее число»:
1,5
2,3 10,2
2,8
1,2 2,5
(Ответ:
10,2+2,5+2,8 = 15,5)
Оцените
себя – максимум 2 балла (результаты
заносятся в лист).
Герда
рассказала им свою историю и попросила у принца и принцессы карету, что дальше
отправиться в поисках Кая.
Долго
ехала Герда на карете, но в лесу ее поймали разбойники, которыми командовала
маленькая Разбойница. Рассказ Герды опечалил Разбойницу. И она решила отпустить
ее, если Герда решит задачу.
Самостоятельное
решение.
6) «Решите
задачу»
Найди
площадь леса, в котором я живу, если он имеет форму прямоугольника с длиной
18,4км, а шириной на 8,9 км меньше.
( Решение. 1) 18,4-8,9=9,5
(км) –ширина леса;
2)18,49,5=174,8 (км)–площадь
леса.
Ответ: 174,8
км).
Выполняем взаимопроверку
– максимум 2 балла (результаты заносятся в лист).
Северный Олень привез
Герду к бабушке Лапландки, которая сказала: « Моя подруга Финка знает, где Кай,
но она покажет тебе дорогу, если ты решишь задачу».
Работа у доски.
7) «Задача Финки»
Из двух пунктов,
расстояние между которыми равно 34,68
км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого
пешехода равна 4,8 км в час, а скорость второго – 5,4
км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?
( Решение. 1)
5,4 + 4,8 = 10,2 ( км в час) – общая скорость;
2) 34,68 : 10,2 =
3,4 (ч) – время встречи пешеходов.
Ответ:
3,4 ч .)
Мы справились и с
этим заданием и Финка показала дорогу к Снежной Королеве. Когда Герда увидела
Кая, она бросилась к нему, но тот стоял неподвижно. В его глазах и сердце были
льдинки. Их нужно растопить. Для этого звездочки в примерах замените на цифры.
Самостоятельное
решение в парах.
8) «Замените
звездочки цифрами»
1,*
*,6
------
* * 8
3 *
------
4,* 8
Ответ:1,82,6=4,68.
Проверка – максимум 2
балла (результаты заносятся в лист).
Сердце Кая растаяло,
он вспомнил Герду. И вместе они отправились домой.
5. Рефлексия.
На своем путевом
листе напишите, за что вы можете себя похвалить, а за что поругать, а также
выставите «оценку» своему настроению в конце урока.
6. Итоги урока.
Домашнее задание.
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто же в сказке отличился?
Подсчитаем суммарный
балл за урок. Если в тетради записи аккуратные – дополнительный балл.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями.
Каю с Гердой помогли,
От Снежной Королевы их спасли.
А волшебный ключ к ученью -
Ваше упорство и терпенье!
Спасибо за урок! До новых встреч в сказочной стране Математики!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.