Урок
литературы в 5 классе
Тема: Басня
как эпический жанр литературы.
Цель: знать особенности
жанра басни, уметь отличать ее от сказки, уметь определять композицию.
Задачи:
-изучить материал
учебника о басне;
-учиться отбирать
материал для ответа на вопрос;
-учиться передавать
знания;
-учиться делать выводы
и оформлять их в виде синквейна;
-учиться находить в
басне элементы композиции;
1. Организационный момент.
2 Объявление целей и задач урока.
1) определение темы урока: предложены 4 карточки с
текстами (отрывками из сказки, былины, песни, басни).
Задание: определить, к какому жанру относится каждый
отрывок – Обосновать.
2) определите, с каким жанром будем работать? (басня)
- выясним, что такое басня как жанр? Для этого обратимся
к литературоведческим словарикам в конце учебника. Найдите в них определение
слова “басня”.
- Прочитайте это определение из словаря. На какую
особенность обратили внимание? (рассказ в стихах).(отмечаем принадлежность эпическому
роду литературы)
3) Сегодня на уроке мы поговорим о баснях,
проанализируем одну из них, выявим некоторые особенности этого жанра и создадим
кластер учебник на стр. 80
3. Работа по учебнику в группах: стр. 80-81
1 группа: прочитать текст, построить ответ на вопрос «перечислите
особенности басни как жанра».
2. группа: найдите общее и различное с произведениями
фольклора, изученными ранее.
3. группа: расскажите об истории развития жанра и ее основоположниках.
4. группа: Художественные приёмы, используемые в
басне.
4. Представление итогов работы групп.
1) запись в тетрадь особенностей жанра (рассказ в
стихах или прозе +моральный вывод)
2) Что общего со сказками? (герои – животные, прием -
олицетворение) В чем отличие от сказок? (имеют ли имена? Кто скрывается за
героями?)
3)История басни: ПРЕЗЕНТАЦИЯ + учебник стр. 80- 2, 3
абзац
Пояснения учителя: Басня – очень древний жанр.
Начало ему положено в глубокой древности около VI века до нашей эры. В это
время жил родоначальник басенного творчества – Эзоп. Вы, наверно, слышали такие
выражения, как “эзопов язык”, “эзопова басня”.
- Кто такой Эзоп? (Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Мало того, что он был рабом, так он еще посредством своих басен высмеивал
людские пороки, и, конечно же, пороки знатных людей, за что они его не любили.
Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря
своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую
известность и признание на все века.)
4) - Послушайте одну из его басен “Ворон и лисица”.
ВОРОН И ЛИСИЦА
§ Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на
дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и
говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый
царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!"
Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него
есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою
добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не
верь врагам - проку не выйдет.
- Какова мораль этой басни?
5) Продолжение рассказа о басне: ИЗ Греции басенный
жанр распространился на восток – в Индию, Сирию, Арабские страны, а затем - на
Запад, в Римскую империю, где творил Федр, а потом в Византию и Францию.
Лафонтен - знаменитый французский баснописец.
5) Чтение басни Лафонтена «Ворон и лисица» (текст
распечатан) - жужжащее чтение.
§ Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
"Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы - Феникс наших дубрав!"
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
"Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает,-
Вот урок вам, а урок стоит сыра".
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
6)анализ басни:
- У каждого произведения есть свои особенности. Вот и
при написании басни автор пользуется художественными приемами. Важное место
среди них занимают эпитеты.
- Ребята, что такое эпитет?
- Найдите в басне слова, которые обозначают признаки и
отвечают на вопрос “какой?”. Это и есть эпитеты.
- Кроме эпитетов широко используются в баснях
сравнения.
- Что такое сравнение?
- Найдите сравнения в тексте басни.
- О каких приёмах узнали из материалов учебника? (4
группа) (Аллегория и мораль)
- Прочитайте, что такое мораль?
- Найдите и прочитайте мораль этой басни.
7). – Теперь обратимся к содержанию басни. Назовите ее
героев.
- Что они делают? (беседуют)
- Как мы называем разговор двух или нескольких лиц?
- Диалог – это тоже один из приемов, который
используется в басне.
- О чем же беседуют наши герои?
- Что хотел сказать нам автор своей басней? Какие
человеческие пороки он высмеивает?
8) Чтение басни по ролям.
9) из Франции басня пришла к нам в русскую
литературу. Назовите известного русского баснописца? (И.А.Крылов) Какие его
басни вы помните?
10). Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли
баснописцев? Если бы вам сейчас предложили написать басню, какие человеческие
пороки вы бы в ней отразили? Каких героев выбрали?
9. Домашнее задание. Попробуйте дома
самостоятельно написать свою басню. Не обязательно она должно быть в стихах, но
в ней необходимо отразить человеческие пороки (Или стр. 79 вопрос № 7)
10. Итог: в тетрадь схему с доски + комментирование.
Рефлексия. Составьте синквейн на тему «Басня как
жанр».
Басня.
Интересная, смешная.
Учит, высмеивает, осуждает.
Имеет много общего со сказкой.
Рассказ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.