Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок на тему "Басня как эпический жанр литературы" 5 класс

Урок на тему "Басня как эпический жанр литературы" 5 класс

Скачать материал

Урок      литературы в 5 классе

 

Тема:  Басня как эпический жанр литературы.

Цель: знать особенности жанра басни, уметь  отличать ее от сказки, уметь определять композицию.

Задачи:

-изучить материал учебника о басне;

-учиться отбирать материал для ответа на вопрос;

-учиться передавать знания;

-учиться делать выводы и оформлять их в виде синквейна;

-учиться находить в басне элементы композиции;

 

1.  Организационный момент.

2 Объявление целей и задач урока.

1) определение темы урока: предложены  4  карточки с текстами (отрывками из сказки, былины, песни,  басни).

Задание: определить, к какому жанру относится каждый отрывок  – Обосновать.

2) определите, с каким жанром будем работать? (басня)

- выясним, что такое басня как жанр? Для этого  обратимся к литературоведческим словарикам в конце учебника. Найдите в них определение слова “басня”.

- Прочитайте это определение из словаря. На какую особенность обратили внимание? (рассказ в стихах).(отмечаем принадлежность эпическому роду литературы)

 3) Сегодня на уроке мы поговорим о баснях, проанализируем одну из них, выявим некоторые особенности этого жанра и создадим кластер  учебник на стр. 80

 

3. Работа по учебнику в группах: стр. 80-81

1 группа: прочитать текст, построить ответ на вопрос «перечислите особенности басни как жанра».

2. группа: найдите общее и различное с произведениями фольклора, изученными ранее.

3. группа: расскажите об истории развития жанра и ее основоположниках.

4. группа: Художественные приёмы, используемые в басне.

 

4. Представление итогов работы групп.

1) запись в тетрадь особенностей жанра (рассказ в стихах или прозе +моральный вывод)

2) Что общего со сказками? (герои – животные,  прием - олицетворение) В чем отличие от сказок? (имеют ли имена? Кто скрывается за героями?)

3)История басни: ПРЕЗЕНТАЦИЯ + учебник стр. 80- 2, 3 абзац

Пояснения учителя: Басня – очень древний жанр. Начало ему положено в глубокой древности около VI века до нашей эры. В это время жил родоначальник басенного творчества – Эзоп. Вы, наверно, слышали такие выражения, как “эзопов язык”, “эзопова басня”.

- Кто такой Эзоп? (Эзоп был рабом философа Ксанфа. Мало того, что он был рабом, так он еще посредством своих басен высмеивал людские пороки, и, конечно же, пороки знатных людей, за что они его не любили. Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую известность и признание на все века.)

4) - Послушайте одну из его басен “Ворон и лисица”.

ВОРОН И ЛИСИЦА

§  Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет.

 

- Какова мораль этой басни?

 

5) Продолжение рассказа о басне: ИЗ Греции басенный жанр распространился на восток – в Индию, Сирию, Арабские страны, а затем - на Запад, в Римскую империю, где творил Федр, а потом в Византию и Францию.  Лафонтен  - знаменитый французский баснописец.

5)  Чтение басни Лафонтена «Ворон и лисица» (текст распечатан)  - жужжащее чтение.

§  Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

"Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья,-

То вы - Феникс наших дубрав!"

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв - и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил:

"Сударь, Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает,-

Вот урок вам, а урок стоит сыра".

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.


 


6)анализ басни:

- У каждого произведения есть свои особенности. Вот и при написании басни автор пользуется художественными приемами. Важное место среди них занимают эпитеты.

- Ребята, что такое эпитет?

- Найдите в басне слова, которые обозначают признаки и отвечают на вопрос “какой?”. Это и есть эпитеты.

- Кроме эпитетов широко используются в баснях сравнения.

- Что такое сравнение?

- Найдите сравнения в тексте басни.

- О каких приёмах узнали из материалов учебника? (4 группа)  (Аллегория и мораль)

- Прочитайте, что такое мораль?

- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

7). – Теперь обратимся к содержанию басни. Назовите ее героев.

- Что они делают? (беседуют)

- Как мы называем разговор двух или нескольких лиц?

- Диалог – это тоже один из приемов, который используется в басне.

- О чем же беседуют наши герои?

- Что хотел сказать нам автор своей басней? Какие человеческие пороки он высмеивает?

8) Чтение басни по ролям.

9)  из Франции басня пришла к нам в русскую литературу. Назовите известного русского баснописца? (И.А.Крылов) Какие его басни вы помните?

10).  Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли баснописцев? Если бы вам сейчас предложили написать басню, какие человеческие пороки вы бы в ней отразили? Каких героев выбрали?

9.  Домашнее задание. Попробуйте дома самостоятельно написать свою басню. Не обязательно она должно быть в стихах, но в ней необходимо отразить человеческие пороки (Или стр. 79 вопрос № 7)

 

10. Итог: в тетрадь схему с доски + комментирование.

Рефлексия. Составьте синквейн на тему «Басня как жанр».

 

Басня.

Интересная, смешная.

Учит, высмеивает, осуждает.

Имеет много общего со сказкой.

Овал: И.А.КрыловОвал: Короткий рассказРассказ.


Овал:      БАСНОПИСЦЫ 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему "Басня как эпический жанр литературы" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока на тему "Басня как эпический жанр литературы" предназначена для проведения урока в 5 классе общеобразовательной школы. В соответствии с требованием  необходимости обучающимся самостоятельно добывать знания урок предполагает самостоятельную работу учащихся в группах, развивает навыки работы в группе, развивает умение отбирать материал по микротеме, строить связное высказывание, дает возможность иметь свою точку зрения и возможность представить ее. Самостоятельное чтение развивает умение определить характер героя и проявить навыки  выразительного чтения и актерского мастерства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 516 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 608
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 845
  • 14
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 897
    • DOCX 21.8 кбайт
    • 22 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карчина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карчина Наталья Владимировна
    Карчина Наталья Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 30052
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе