Главная / Химия / Урок на тему "аминокислоты"

Урок на тему "аминокислоты"

Тема урока: «Аминокислоты».


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

  1. Сформировать представление об аминокислотах как о бифункциональных соединениях; познакомить с номеклатурой, изомерией, способами получения и химическими свойствами аминокислот.

  2. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций; Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

  3. Воспитывать культуру общения через диалог «учитель – ученик»; воспитывать такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, инициативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,слайд-лекция.

Ход урока.


I.Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

1. Какие вещества называются аминами? (ответы учащихся), (слайд №3)

2. Какие вещества называются карбоновыми кислотами? (ответы учащихся), (слайд №3).

3. Какие вещества можно назвать аминокислотами? (ответы учащихся).

II. Изучение нового материала.

Определение записываем в тетрадь: аминокислоты – это органические соединения, содержащие аминогруппу (-NH2 ) и карбоксильную группу

( -COOH). Общая формула аминокислот: NH2RCOOH (слайд №4).

Номенклатура. Названия образуют от названий соответствующтх кислот путем добавления префикса амино- и указанием места расположения аминогруппы (1-,2-,3- или α-,β,γ-) (слайд №5)

Изомерия.


1. Углеродного скелета (С ≥ 4) (слайд №6).


NH2C3H6COOH

hello_html_781855f6.gifhello_html_6345b98c.gif

γ β α CH3

hello_html_m7eaa7d36.gif4 3 2 1 3 (β) 2 (α) 1

CH3 – CH2 – CH – COOH CH3 – C - COOH

hello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

NH2NH2



2-аминобутановая кислота 2-амино-2-метилпропановая

кислота

(α - аминомасляная кислота) (α - амино- α - метилпропионовая

кислота)


2. Положения аминогруппы (С ≥ 3) (слайд №7).


NH2 C2H4 COOH

hello_html_m580ed4ea.gifhello_html_4b1b3a8c.gif

β α β α

3 2 1 3 2 1

Chello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifH3 - CH – COOH CH2 – CH2 - COOH

NH2NH2

2- аминопропановая кислота 3- аминопропановая кислота

( α - аминопропионовая ) (β - аминопропионовая)



3.Аминокислоты изомерны нитросоединениям (слайд №8):


Chello_html_7f9dcea2.gifhello_html_m3facf97.gif3H7NO2



3 2 1 3 2 1

CH3CHCOOH CH3CH2CH2NO2

hello_html_m7eaa7d36.gif

NH2

2 – аминопропановая кислота 1 – нитропропан




Получение (слайд №9).

1.Гидролиз белков.

2.Замещение атома галогена на аминогруппу в галогензамещенных карбоновых кислотах:

Cl –CH2 -COOH + 2NH3 → NH2 – CH2 –COOH + NH4Cl

хлоруксусная кислота аминоуксусная кислота

Химические свойства (слайд № 10).


NH2RCOOH

основные свойства кислотные свойства

------------------------------------------------------------------

амфотерные органические соединения

I.Основные свойства ( реакции с участием аминогруппы) (слайд №11)

1) с кислотами ( вспомним как амины взаимодействуют с кислотами). По аналогии составьте уравнение с аминоуксусной кислотой (самостоятельная работа с последующей проверкой):

HOOC – CH2 – NH2 + HCl → [ HOOC – CH2 – NH3 ] + Cl

гидрохлорид аминоуксусной кислоты

II.Кислотные свойства ( реакции с участием карбоксильной группы) (слайд №12)

1)с основаниями (вспомним как карбоновые кислоты взаимодействуют с основаниями ). По аналогии составьте уравнение реакции с аминоуксусной кислотой ( самостоятельная работа с последующей проверкой):


NH2 – CH2 – COOH + NaOH → NH2 – CH2 – COONa + H2O

натриевая соль аминоуксусной кислоты

Аналогично рассматриваются реакции с оксидами, активными металлами, с солями слабых летучих кислот, реакция этерификации (свойства 2 -5, слайды №13 -16).

III.Особые свойства аминокислот (слайд №17).

1.Взаимодействие внутри молекулы ( образование биполярного иона):


NH2 – CH2 – COOH ↔ + H3N – CH2 – COO


2. Водные растворы аминокислот имеют нейтральную, щелочную или кислую среду в зависимости от количества функциональных групп.

3. Взаимодействие кислот друг с другом ( образование пептидов) (слайд №18).


H2N – CH2 – COOH + H2N – CH2 –COOH → H2N – CH2 – CONH – CH2 – COOH + H2O


- CONH – пептидная группа, связь между карбонильным атомом углерода и атомом азота – пептидная связь.

III. Закрепление. Осуществить превращение (слайд №19):


Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота.

Самостоятельная работа с последующей проверкой ( слайд №20).

Домашнее задание.













5


Урок на тему "аминокислоты"
  • Химия
Описание:

Тип урока- урок объяснения нового материала. В ходе урока

формируется представление  об аминокислотах как о бифункциональных соединениях; учащиеся знакомятся с номеклатурой, изомерией, способами получения и химическими свойствами аминокислот,совершенствуются умения составлять уравнения химических реакций, а также умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывается культура общения через диалог «учитель – ученик»; воспитываются такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, инициативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,слайд-лекция.

 

 

Автор Жуковская Ольга Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 476
Номер материала 48350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓