Главная / Химия / Урок на тему "аминокислоты"

Урок на тему "аминокислоты"

Тема урока: «Гидролиз солей».


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели:

  1. Сформировать представление о гидролизе и его типах; развивать умения учащихся составлять ионные уравнения, определять среду растворов солей, устанавливать факт образования кислых и основных солей.

  2. Развивать навыки работы с химическими реактивами, источниками знаний, справочными таблицами; развивать умения анализировать и делать выводы.

  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации.


Ход урока.


I. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа.

  1. Какие вещества называются электролитами? Вещества каких классов являются электролитами?

  2. Что такое электролитическая диссоциация?

  3. Какие электролиты относятся к сильным? К слабым? Приведите примеры.

  4. Дайте определение кислот с точки зрения ТЭД.

  5. Как обнаружить наличие ионов Н+ ?

  6. Дайте определение оснований с точки зрения ТЭД.

  7. Как обнаружить наличие ионов ОН- ?

  8. Дайте определение солей с точки зрения ТЭД.

  9. Будут ли образовываться ионы Н+ или ОН - при диссоциации средних солей?


II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Класс разбивается на три группы. К доске вызывается по одному учащемуся от каждой группы, которые пишут уравнения диссоциации солей (NaCl, Na2CO3, AlCl3) и на практике определяют с помощью лакмуса среду предложенного раствора соли (NaCl, Na2CO3, AlCl3). Результаты вносим в таблицу (слайд №2). Как объяснить появление в растворах Na2CO3 и AlCl3 избытка ионов Н+ и ОН- ?

Исследование проблемы (слайд №3).

Чем отличаются по составу соли NaCl и Na2CO3 ? ( анионом)

Чем отличаются по составу соли NaCl и AlCl3 ? (катионом)

Отсюда можно предположить, что появление ионов водорода в растворе хлорида алюминия обусловлено наличием ионов Al3+, а гидроксид-ионов в растворе карбоната натрия – присутствием ионов СО32-.

Учитель. Действительно, при растворении многих солей в воде происходит связывание одного из ионов, образовавшихся при диссоциации воды (Н+ или ОН-), в слабый электролит. Это приводит к смещению равновесия диссоциации воды и накоплению ионов другого вида, поэтому раствор становится кислотным или щелочным, т.е. происходит гидролиз соли. Что такое гидролиз? (слайд №4).

Определение: гидролизом называют взаимодействие ионов соли с составными частями молекул воды, в результате которого образуется слабый электролит (записываем в тетради).

Соль можно рассматривать как продукт нейтрализации основания кислотой. В зависимости от силы исходного основания и исходной кислоты соли можно разделить на четыре типа – соли, образованные (слайд №5, №6):

  • сильным основанием и слабой кислотой Na2CO3 (NaOH – сильное основание, H2CO3 – слабая кислота)

  • слабым основанием и сильной кислотой AlCl3 ( Al(OH)3 – слабое основание, HCl – сильная кислота)

  • слабым основанием и слабой кислотой CH3COONH4 ( NH4OH –слабое основание, CH3COOH – слабая кислота)

  • сильным основанием и сильной кислотой NaCl (NaOH – сильное основание, HCl – сильная кислота)

Гидролиз солей представляет собой реакцию, обратную реакции нейтрализации. Взаимодействовать с составными частями воды могут только катион слабого основания или анион слабой кислоты. Далее обучаем учащихся составлению уравнений гидролиза.


Алгоритм составления уравнений гидролиза (слайд № 7).

(записываем в тетради)

1.Определить состав соли, т.е. указать каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.

2.Выписать формулу иона слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с одной молекулой воды; в результате получится краткое ионно-молекулярное уравнение гидролиза.

3.На основании краткого ионно-молекулярного уравнения написать молекулярное уравнение: исходные вещества известны (соль и вода); продукты гидролиза состоят из образовавшихся ионов и ионов соли, которые не участвуют в процессе гидролиза.


После этого рассматриваем гидролиз солей различных типов.

I. Соли, образованные сильным основание и слабой кислотой (слайд №8)


1. СH3COONaСH3COO - + Na+

слабый анион

2. CH3COO- + HOH ↔ CH3COOH + OH- ( pH >7, щелочная)

слабая кислота

  1. СH3COONa + Н2О ↔ CH3COOH + NaOH

Вывод (совместно с учащимися): соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуются по аниону, и их растворы имеют щелочную среду.

Если в состав соли входит анион слабой многоосновной кислоты, то гидролиз сопровождается образованием кислой соли.

Составьте уравнение гидролиза Na2CO3 (самостоятельная работа). После выполнения работы учащиеся проверяют правильность написания уравнений с записанными на экране (слайд №9).

II. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой (слайд №10).


  1. NH4Cl ↔ NH4+ + Cl-

слабый ион

  1. NH4+ + HOH ↔ NH3 . H2O + H+ (pH < 7, кислотная)

  2. NH4Cl + HOH ↔ NH3 . H2O + HCl

NH4OH

слабое основание

Вывод (совместно с учащимися): соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой, гидролизуются по катиону и имеют кислотную среду.

Если в состав соли входит катион слабого многокислотного основания, то гидролиз сопровождается образованием основной соли (слайд №11).

Составьте уравнение гидролиза AlCl3 (самостоятельная работа). После выполнения работы проверка (слайд № 11).


III. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой (слайд №12)


1.CH3COONH4CH3COO - + NH4 +

слабый ион слабый ион

2. CH3COO - + NH4 + + HOHCH3COOH + NH3. H2O

слабая кислота слабое основание

4.CH3COONH4 + H2O ↔ CH3COOH + NH3. H2O


Cреда в растворах солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой, зависит от силы образующихся кислоты и основания и может быть нейтральной, слабокислой или слабощелочной. В данном примере

Кд (NH3. H2O) = 6, 3 . 10-5 > Kд (CH3COOH) = 1,75 . 10-5, следовательно среда раствора слабощелочная.


IV.Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой (слайд№13)


1.NaClNa+ + Cl

cильный ион сильный ион

Такие соли гидролизу не подвергаются, растворы таких солей имеют нейтральную среду.


III. Закрепление. Тест (задания из ЕГЭ) (слайд №14).


1.Лакмус краснеет в растворе соли

1) FeSO4 2) KNO3 3) NaCl 4) Na2CO3

Ответ подтвердите уравнениями гидролиза.

2.Установите соответствие между составом соли и типом ее гидролиза.

Состав соли Тип гидролиза

А) BeSO4 1) по катиону

Б) KNO2 2) по аниону

В) Pb(NO3)2 3) по катиону и аниону

Г) CuCl2 hello_html_m53d4ecad.gif

Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнения гидролиза соли по аниону.

IV. Подводим итоги урока. Домашнее задание.


5


Урок на тему "аминокислоты"
  • Химия
Описание:

Тип урока- урок объяснения нового материала. В ходе урока

формируется представление  об аминокислотах как о бифункциональных соединениях; учащиеся знакомятся с номеклатурой, изомерией, способами получения и химическими свойствами аминокислот,совершенствуются умения составлять уравнения химических реакций, а также умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывается культура общения через диалог «учитель – ученик»; воспитываются такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, инициативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,слайд-лекция.

 

 

Автор Жуковская Ольга Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 335
Номер материала 48333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓