Урок
информатики
в 4
классе
по
теме «Алгоритм»
Разработчик
урока
учитель
математики и информатики
МБОУ
«Тавреньгская СОШ »
Коношского
района
Архангельской
области
Чеченина
Елена Александровна
2014 год
Цель урока: знакомство с
понятием «алгоритм».
Задачи:
Образовательные
-
Рассмотреть проблему определения понятия «алгоритм»;
- Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;
- История термина;
- Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма;
- Знакомство со словесной формой записи алгоритмов;
- Формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);
Развивающие
-
Формирование устойчивой познавательной учебной деятельности:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие у школьников умения правильно излагать мысли;
- Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение
поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной
деятельности;
- Развитие навыков самостоятельной работы;
- Способствовать развитию коммуникативности;
- Развивать алгоритмическое, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные
-
Воспитать умение работать в паре, группе;
- Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность
пользоваться дополнительной литературой;
- Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность,
аккуратность при выполнении задания на компьютере.
Тип урока: изучение нового
материала.
Материальное обеспечение:
компьютерный
класс (один компьютер на одного учащегося);
мультимедиа
проектор;
презентация
по теме;
кроссворд
по теме.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Приветствие
учителя и
учеников. «Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас на очередном уроке
информатики. Зовут меня Елена Александровна. У нас сегодня
открытый урок и у нас гости. Я желаю вам успехов, надеюсь на
сотрудничество.
А
вы умеете разгадывать кроссворды? Я хочу вам предложить кроссворд. У вас на
столах вопросы к кроссворду и заготовка для заполнения. Над разгадыванием
кроссворда работайте в парах.» 3-5 мин
2.Отгадано ключевое слово АЛГОРИТМ
-Ребята,
а вы знаете, что такое алгоритм?
-А
хотите узнать что такое алгоритм?
Какие
цели вы поставите перед собой?
-Что
такое алгоритм?
-Свойства
алгоритма?
-Примеры
алгоритмов.
Вы
умеете решать задачи?
Готовы
вы решить предложенную мной задачу?
Вот
её условие
Оля
купила 2 шоколадки по 25 рублей и три пачки печенья по 17 рублей. Сколько
стоила её покупка?
Вам
предлагается два варианта последовательности действий.
1вариант.
1)Найти
отдельно стоимость шоколадок и отдельно печенья.
2)Найти
стоимость покупки
2 вариант
1)
Умножить стоимость одной шоколадки на их количество.
2)
Умножить стоимость одной пачки печенья на их количество.
3)
Найти сумму полученных произведений
Что
вы можете сказать о предложенных вариантах решения? Чем они отличаются они друг
от друга?
-
В первом случае команды непонятны, неконкретны, нечёткие, и их трудно
выполнить. Не каждый школьник может их выполнить.
Во
втором варианте инструкции четкие, конкретные. Понятно, что следует умножить и
что с чем сложить. Они понятны каждому ученику 4 класса, выполнив их можно
получить ответ на вопрос задачи.
Один
из вариантов можно назвать алгоритмом, а другой нет. Какой же из них алгоритм?
-ВТОРОЙ!
Для
того чтобы узнать правы ли вы, предлагаю вам познакомиться с определением
алгоритма и его свойствами, вы готовы выполнить такую работу, тогда откройте
учебники на странице 115 и познакомьтесь с текстом начиная с 4 абзаца.
Сколько
всего свойств имеет алгоритм?
Инструкция
2 варианта выбранная вами удовлетворяет этим свойствам?
Это
действительно алгоритм.
Запишем
определение алгоритма в тетрадь. В словаре Сстр.227
Алгоритм-описание конечной
последовательности действий, исполнение которой приводит к заданному
результату.
Алгоритм создаётся для решения класса задач.
А когда, по вашему мнению, появилось понятие алгоритм?
Историческая справка
Слово алгоритм произошло от algorithm –
латинского написания слова аль – Хорезми, под которым в средневековой Европе
знали величайшего математика из Хорезма (города в современном Узбекистане)
Мухамеда бен Мусу, жившего в 783 – 850 гг.
В Современном словаре иностранных слов понятие
алгоритм трактуется так
А сейчас я предлагаю оценить 1этап урока
Если вам было интересно и всё понятно поднимите зелёный треугольник
Если, что то оказалось не понятным и вам, возможно,
потребуется помощь поднимите жёлтый треугольник
Если материал вам показался сложным и вам нужна помощь
поднимите красный
Ребята
у вас есть желание рассмотреть ещё другие алгоритмы?
Физкультминутка
3.Разбор и выполнение алгоритмов
Задание 1
Разделитесь
на две группы и в предложенном списке действий если считаете нужным измените
порядок так чтобы по данному алгоритму можно было приготовить блюдо.
Прикрепите действия по установленному вами порядку на доске, дайте
название алгоритму и назовите того, кто готовил еду.
1.Добавить крупу.
2.Налить воды.
3.Опустить топор в котёл.
4. Посолить.
5.Добавить масло
6.Поставить на огонь
7.Вымыть топор
Правильный ответ
1. Вымыть топор
2. Опустить топор в котёл.
3. Налить воды в котёл.
4. Поставить на огонь
5. Посолить.
6. Добавить крупу.
7. Добавить масло
Это сказка «Каша из топора», которую
готовил солдат.
Задание 2.
Вы знаете как выполняется разбор слова по
составу
Если забыли, то вам поможет данный
алгоритм.
Задание 3.
Выполните алгоритм и запишите ответ
1.Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А.
2.На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ=6 см, на
другой стороне - отрезок АС=8 см.
3.Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь её буквой К.
4.Соедини точку К с вершиной прямого угла А
5.Измерь длину отрезка АК с помощью линейки.
Ответ: длина отрезка АК равна ______см.
Выполняют индивидуально на нелинованном листе бумаги.
Задание4.
На слайде олимпийская символика
-Ребята кто из вас знает, где встречается такая расцветка?
А вы хотели бы побыть в качестве художников- модельеров и создать
какой-нибудь орнамент.
Из каких фигур состоит орнамент олимпийской символики?
-Ромб
-Я предлагаю вам сконструировать ромб из 3 треугольников.
Выложите фигуры на столе, чтобы получился следующий орнамент
Какие по вашему мнению действия нужно выполнить с треугольником,
чтобы собрать орнамент?
-Ребята поясняют
Задание 5. 12-15
минут
Ребята, а вы хотите построить аналогичный орнамент на компьютере?
Вам необходим для этого алгоритм построения?
Разрешите мне его вам представит.
Показываю процесс построения на компьютере.
Выберите для раскраски треугольников один из трёх цветов
Если вам было интересно и всё понятно поднимите зелёный треугольник
Если, что то оказалось не понятным и вам, возможно,
потребуется помощь поднимите жёлтый треугольник
Если материал вам показался сложным и вам нужна помощь
поднимите красный
И приступайте к работе
Фон задайте самостоятельно
Подведём итог
С каким понятием вы сегодня познакомились?
Что ещё нового вы узнали?
Что вы учились делать? В какой форме вам предлагались алгоритмы?
–Словесной
Как вы думаете, есть ещё какие - нибудь другие формы?
-Да
Но это уже материал другого урока.
А сегодня вы работали замечательно, и по раскраске орнаментов я
могу сделать вывод, что на уроке вам было интересно, и вы узнали много нового,
вам всё было понятно.
Спасибо за урок!
Приложение
Задание 5.Алгоритм построения орнамента
1.Откройте
файл «Орнамент»
2.Используя
кнопку выделения, выдели треугольник.
3.Скопируй
треугольник
4.Командами РИСУНОК
ОТРАЗИТЬ/ПОВЕРНУТЬ
отразите треугольник сверху вниз.
5.Составте
из двух треугольников ромб.
6.Выдели
ромб
7.Создай
его копию
8.Командами РИСУНОК
ОТРАЗИТЬ/ПОВЕРНУТЬ
поверни ромб на 900 .
9.Командой
ВСТАВКА выполняй вставку ромбов, командами РИСУНОК ОТРАЗИТЬ/ПОВЕРНУТЬ
поворачивай нужные ромбы согласно рисунка.
10.
Выполни заливку фона.
Урок
информатики
в 4
классе
по
теме «Алгоритм»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.