Главная / Технология / Урок на тему: «Простейшая коробка передач»

Урок на тему: «Простейшая коробка передач»

Урок на тему: «Простейшая коробка передач»

Цель урока: Ознакомить с работой простейшей коробкой передач, необходимостью изменения крутящего момента по величине и направлению, чтобы перейти к изучению более сложных КПП автомобилей З-130,ГАЗ-53,ГАЗ-31,ВАЗ.

Время урока: 45 мин

Тип урока: Теоретический

Наглядность: плакаты простейшей коробки передач, макеты зубчатых передач, КПП автомобилей ЗИЛ-130,ГАЗ-53,ГАЗ-31,ВАЗ.

Ход урока:

Организационный момент

Повторение предыдущего материала

Фронтальный опрос

Вопросы:

1.Из каких элементов состоит сцепление?

2.Что означает сцепление «буксует»?

3.Что означает сцепление «ведет»?

4. Причины не полного включения сцепления?

5.Причины не полного выключения сцепления?

6.Внешние признаки не полного включения сцепления?

7. Внешние признаки не полного выключения сцепления?

8.Какие регулировки проводят при не полном включении и не полном выключении сцепления?

Объяснение новой темы:

Назначение коробки передач в следующем: Изменять силу тяги, скорость и направление движения автомобиля, а также разъединять двигатель и трансмиссию на длительное время.

Необходимость коробки перемены передач:

Во время трогания с места, быстром разгоне или движении автомобиля с грузом на подъеме крутящийся момент на колесах должен быть больше, чем при движении его по горизонтальному участку дороги. Обратим внимание на известную вам из физики формулу мощности :

N= F * V, где Fсила тяги; V- скорость движения. Из формулы видно, что при постоянной мощности двигателя можно увеличить или уменьшить силу тяги, уменьшив или увеличив соответственно скорость движение. Эту закономерность выполняет зубчатая передача. Для этого на автомобиле устанавливают коробку перемены передач, состоящею из нескольких зубчатых пар, которая позволяет изменять силу тяги и скорость движения при постоянной мощности, развиваемой двигателем.

А теперь обратим внимание на КПП а/м ЗИЛ-130. Она представляет из себя КПП с пятью ступенями передач в перед и одной назад. Состоит из корпуса (картера), который отлит из серого чугуна и сверху закрыт чугунной крышкой с механизмом переключения передач. В корпусе на подшипники опираются валы: ведущий, промежуточный, ведомый. На этих валах находятся зубчатые колеса, которые входят в зацепленные друг с другом, образуя соответствующие пары с разными передаточными числами, что создает возможность изменять скорость автомобиля и его силу тяги. Чтобы приступить к изучению КПП ЗИЛ – 130 и других КПП, мы сначала рассмотрим работу простейшей коробки передач с одной зубчатой парой. Зубчатая пара - это два сопряженных зубчатых колеса. В зубчатой паре одно колесо ведущее, а другое ведомое. То колесо, которое передает вращение - называется ведущим, то колесо, на которое передают вращение - называют ведомым. Вращая зубчатую пару макета предложить ученикам показать какое колесо ведущее, а какое ведомое. Показать ученикам, что при вращении ведущего колеса по часовой стрелке, ведомое колесо будет вращаться против часовой стрелки, т. е. ведомые и ведущие колеса вращаются в разные стороны.

hello_html_m1934923.gifhello_html_m1934923.gifhello_html_3d1dcb5a.gifhello_html_m4bebdffe.gifhello_html_3d1dcb5a.gifhello_html_m1934923.gifhello_html_m1934923.gifhello_html_11a65835.gifhello_html_m4bebdffe.gifhello_html_m4bebdffe.gifЕсли посмотреть на схему 1 простейшей двухвальной коробки передач. Она состоит из одной зубчатой пары, зубчатое колесо 1 ведущее, а 2 ведомое. Вал А вращается по часовой стрелки, значит вал Б против часовой.

hello_html_11a65835.gifhello_html_abcfe4a.gif1

hello_html_m56e09956.gif

А

hello_html_abcfe4a.gifhello_html_abcfe4a.gif2 Б



СХЕМА 1

Если обратить внимание на вращение зубчатой пары, то видно, что зубчатое колесо с меньшим диаметром вращается быстрее, чем зубчатое колесо с большим диаметром, а раз происходит изменение скорости, то происходит и изменение крутящего момента. И это изменение характеризуется передаточных числом. Передаточным числом зубчатой пары или зубчатой передачи называется отношение числа зубьев ведомого колеса (Z2) к числу зубьев ведущего колеса ( Z1 ) или обратным отношением их частот вращение и обозначается буквой i=Z2/Z1 = W1/W2и означает во сколько раз увеличится или уменьшится крутящий момент передоваемый с ведущего вала на ведомый при этом уменьшиться или увеличиться соответственно скорость вращения ведомого вала по отношению к ведущему:

Если i > 1→ max, то величина передаваемого крутящего момента увеличивается, а скорость уменьшается.

Если i < max→1, то величина передаваемого крутящего момента уменьшается, а скорость увеличивается.

Если i = 1, то величина передаваемого крутящего момента не изменяется, следовательно и скорость не изменится.

Если i < 1,то величина передаваемого крутящего момента уменьшается, а скорость увеличится .

Для получения необходимой силы тяги автомобиля необходимо увеличивать крутящий момент двигателя в десятки раз. Одной зубчатой пары для этого не достаточно, поэтому в коробке передач крутящий момент передается несколькими последовательно расположенными зубчатыми парами(ступенями).



hello_html_m76a7ee83.gif

3

СХЕМА 2

Если мы обратим внимание на схему двух вальной коробки передач, то увидим , что одной зубчатой пары нам мало, поэтому мы введем еще один вал и зубчатую пару и схема примет следующий вид (схема 2). Мы получили трех вальную коробку передач, где вал А ведущий и вращается по часовой стрелке. Вал Б- является промежуточным и вращается против часовой стрелки. Крутящий момент передается при помощи зубчатой пары 1 и 2; Вал В- является ведомым и крутящий момент передается на него при помощи зубчатой пары 3 и4, теперь обратим внимание на то, что колесо 3 вращается против часовой стрелки, т. к. вал Б имеет вращение в ту же сторону, а вот вал В будет вращаться в противоположную, т. е. по часовой, это говорит о том, что мы имеем возможность менять направление вращения комбинируя зацепление зубчатых пар, значит можем менять направление движения автомобиля ( движения задним ходом ).

Определим передаточное число двух зубчатых пар трех вальной коробки передач.

i1= Z2/Z1 ; i2= Z4/Z3

Если в передаче участвуют несколько пар зубчатых колес, то общие передаточное число равно произведению передаточных чисел этих пар

iобщ. = i1*i2*in

Закрепление новой темы

Вопросы:

1. Назначение КПП?

2. Какое зубчатое колесо называется ведущим, а какое ведомое?

3. Как происходит вращение ведущего и ведомого колес? (в какие стороны)

4. Что называется передаточным числом?

5. Как изменяется крутящий момент?

а. i больше 1, б. i меньше 1 , в. i= 1

6. Как определить общее передаточные число.

Выставление оценок с комментариями

Задание на дом:

1)Определить передаточное отношение зубчатых пар, общее передаточное число.

1) Z1=40 Z2=15

2) Z1=30 Z2= 60

Дать заключение как изменится крутящий момент при передачи его с одного вала на другой.

Величкин Вячеслав Николаевич учитель по профилю «Автодело», КГУ УПК ОО г.Уральска, ЗКО

Урок на тему: «Простейшая коробка передач»
  • Технология
Описание:

Урок на тему: «Простейшая коробка передач»

Цель урока: Ознакомить с работой простейшей коробкой передач, необходимостью изменения крутящего момента по величине и направлению, чтобы  перейти  к изучению более сложных КПП автомобилей З-130,ГАЗ-53,ГАЗ-31,ВАЗ.

Время урока: 45 мин

Тип урока: Теоретический

Наглядность: плакаты простейшей коробки передач, макеты зубчатых передач, КПП автомобилей ЗИЛ-130,ГАЗ-53,ГАЗ-31,ВАЗ.

Ход урока:

Организационный момент

Повторение предыдущего материала

Фронтальный опрос

Вопросы:

1.Из каких элементов состоит сцепление?

2.Что означает сцепление «буксует»?

3.Что означает сцепление «ведет»?

4. Причины не полного включения сцепления?

5.Причины не полного выключения сцепления?

6.Внешние признаки не полного включения сцепления?

7. Внешние признаки не полного выключения сцепления?

8.Какие регулировки проводят при не полном включении и не полном выключении сцепления?

Объяснение новой темы:

 

    Назначение       коробки      передач       в        следующем:                                                                                                 Изменять силу тяги, скорость и направление движения автомобиля, а также разъединять двигатель и  трансмиссию на длительное время.

Автор Давлетова Бакиза Елтаевна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 768
Номер материала 56377
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓