Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок на тему плавление твердых тел

урок на тему плавление твердых тел

Скачать материал

 

Тема урока «Агрегатные состояния. Плавление и отвердевание твердых тел»      8 класс

(слайд 1)

3 мин

Начнем  урок не совсем обычно, посмотрите на слайд, он демонстрирует  разные времена года. А как связать физику и времена года? (подсказка – мы изучаем  «Тепловые явления»), а какие изменения происходят в природе при смене времен года? (снег тает, получается вода, вода замерзает, получается лёд), значит, наш разговор пойдет о тепловых процессах. А каких? Для ответа на вопрос прослушайте небольшой стих.

 

Островский как-то сказку написал,

Хорошую, красивую, весеннюю,

Но он не знал, что в сказке описал

Физические разные явления.

 

Морозом девушка из снега создалась,   (слайд 2*)

Красивая и в физике не дурочка.

Но вся холодная, из снега и из льда,

Скажите, как она звалась?

(ответ хором) Снегурочка!   (слайд 2**)

 

Было это зимою, не помню когда,

Когда вьюга все снегом успела заполнить.

Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА,     (слайд 3*)

Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

 

И Снегурочке было неплохо тогда,

Но весною уже до нуля потеплело.

А ведь снег – это что?

(хором): Кристаллики льда,

И Снегурочка очень весной погрустнела.

 

Ведь когда на термометре выше нуля,

Тает снег, тает лед (здесь хозяйка-природа).          (слайд 3**)

И Снегурочки сердце (как это не зря),

Из «холодного» льда превращается в воду.

 

 

 

 

Вопрос: Назовите вещество, из которого была изготовлена Снегурочка, и какие физические  процессы с ней происходили? (слайд ). 

 

Снегурочка пришла к нам,  и мы  ей предоставляем слово: «Я очень люблю читать стихи, и для вас я тоже приготовила отрывок из известного стихотворения А.С.Пушкина. Я его вам прочту, а вы, учтя процессы, которые происходили со мной и прослушав моё стихотворение  попытайтесь определить тему урока». (слайд 4)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

А.С.Пушкин

 

 

Итак, определились? Какая же тема урока будет у вас?

 

                                               Тема   урока:    (слайд 5)

Плавление и отвердевание кристаллических тел.  2 мин

Запишем тему в бланк №1 (таблица)

 

Итак, тема выбрана. Обращаю ваше внимание, что мы сегодня рассмотрим процесс плавления, а отвердевание вы изучите дома, заполнив таблицу до конца. Откройте дневники и запишите домашнее задание (используйте карточку инструкцию бланк №4)   (слайд 6)

 

А какую цель вы себе сегодня поставили? (слушаю ответы учеников), запишите ее в бланк №1.

 

Цель урока: объяснить  различные агрегатные состояния вещества, условия протекания процессов  плавления и кристаллизации вещества и формировать умение стоить график зависимости температуры кристаллического тела от времени нагревания; записи ОК с использованием ПК (знать процесс плавления и условия его протекания, уметь объяснять процесс на основе молекулярного строения вещества, строить график и делать выводы, записывать ОК )   (слайд 7)

 

 

 

Для того чтобы работа наша проходила успешно у вас есть инструкции по организации своей работы бланк №3 и бланк №4

 

 (Во время урока учащиеся заполняют  таблицу или опорный конспект –  некоторые учащиеся делают записи в инф. буклете на ПК (презентации).

 

 Итак,   наша Снегурочка  изготовлена из льда, ее стих тоже про лед, а лед - это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. (слайд 8)

 

А теперь внимание, вопрос:  3 мин

 

 Чем можно объяснить различные состояния вещества?  Почему при  различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние? 

(Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?  разные молекулы? расположение молекул?)

 

Чтобы быстро ответить на этот вопрос обратите внимание на следующий афоризм: (Слайд 9)

 

«Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела»

 

Т. Гоббс. (англ. философ)

 

(выслушиваю ответы учащихся)

(Если учащиеся затрудняются ответить,  даю подсказки)

 

 

////////Подсказка 1.  В 7 классе мы говорили, что вещество состоит из молекул.

 

Подсказка 2. Анимация (программа «Физика 7-11», Кирилл и Мефодий). Рассмотрим  движение молекул воды в различных агрегатных состояниях и попытаемся выяснить, чем отличаются эти состояния друг от друга. (Слайд 7)///////////

 

Вывод:  От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество.  1 мин

 

 

Вопрос: а можно вещество  увидеть одновременно в нескольких  состояниях?

  Да, например, парафин в течение нескольких секунд мы увидим сразу и в твёрдом,  и  в жидком состояниях.

 

2 мин   Демонстрация: горение свечи – плавление парафина (воска);

 

          Какие процессы мы наблюдали?   Значит, что такое плавление?

В таблице запишите процессы в колонках 1,2

   2 мин

 

 

Вопрос: Какое условие необходимо для осуществления процесса? (используй таблицу) – (температура плавления и температура отвердевания). Сделайте записи в бланке №1 (заполнить колонки 3,4)     (3 мин)

 

Итак, мы узнали, что плавление – это …, протекает  при температуре ….

Вопрос: Как происходит процесс плавления твердого тела?

Для ответа на вопрос

С помощью шариков из пластилина покажите модель твердого тела, жидкости !!!!!!!!!!   5 мин.

 

 ФИЗМИНУТКА 2 мин

 

 

                                                                                      (Слайд 10)

Объясните, что же происходит при плавлении вещества, используя свои модели  или рисунок в таблице

Вывод: При нагревании скорость молекул увеличивается, что приводит к

ослаблению связей  между молекулами и разрушению кристаллической решётки.

Вывод записать в бланке №1

  

 

 

 

 

 Чтобы изучить процесс плавления мы проведем эксперимент. Для этого у вас на столах есть оборудование и указания к работе (бланк №2). Познакомьтесь с ними. На выполнение работы отводится 5 мин. Результаты запишите в бланках отчета №2  Правила ОТ 1 мин

 

 3 мин Итог работы на моём ПК – объяснить, почему на участке ВС температура льда не менялась, ведь процесс нагревания проходил дальше? Куда пошла энергия от горячей воды? Запишите в таблице вывод.

 

Итак, подведем итог нашей работы по изучению процесса плавления. Для этого демонстрация ОК на ПК, распечатать самый удачный вариант (представить на экране)  5 мин

Итак: подведем итог урока (вывод по уроку следует из цели)  3 мин

Узнали _________________

Научились_________________

 

 

Закрепление:  попробуем узнать, как качественно вы изучили процесс плавление, для этого проведите работу в карточке  «закончи предложения», где ваша задача вставить пропуски в предложения, провести самооценку своей работы.    3 мин

 

 «Молекулы в кристаллах расположены …, они движутся …., удерживаясь в определенных местах силами молекулярного притяжения. При нагревании тел средняя скорость движения молекул …, а колебания молекул …, силы, их удерживающие, …, вещество переходит из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется… ».

(в строгом порядке; медленно; увеличивается; становятся больше; ослабевают; плавлением)

Критерии оценивания письменной работы

«5» - заполнено 6 пропусков; 

«4» - заполнено 5 пропусков;

«3» - заполнено 4 пропуска

 

Рефлексия  1 мин

Определи свое настроение  

  

 

                   45 минут

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему плавление твердых тел"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок на тему "Плавление твердых тел" относится к уроку открытия новых знаний. на уроке ученики сами проводят исследования, делают выводы, формулируют понятия.

Мотивационный этап урока проводится в игровой форме, с вопросами - загадками, стихами, гда встречаются примеры плавления твердых тел.

Во время творческой минутки ученики моделируют строение твердых тел и жидкостей, используя пластилин. Затем проводят экспериментальное исследование - плавление парафина, делают вывод, что парафин не твердое тело. На основе этого делают вывод об особенности плавления твердых тел.

Такой урок я проводила для учителей муниципального объединения.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 946 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 620
    • DOCX 880 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филяевских Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филяевских Ольга Васильевна
    Филяевских Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 24724
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 541 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе