Главная / Физика / урок на тему плавление твердых тел

урок на тему плавление твердых тел

5



Тема урока «Агрегатные состояния. Плавление и отвердевание твердых тел» 8 класс

(слайд 1)

3 мин

Начнем урок не совсем обычно, посмотрите на слайд, он демонстрирует разные времена года. А как связать физику и времена года? (подсказка – мы изучаем «Тепловые явления»), а какие изменения происходят в природе при смене времен года? (снег тает, получается вода, вода замерзает, получается лёд), значит, наш разговор пойдет о тепловых процессах. А каких? Для ответа на вопрос прослушайте небольшой стих.


Островский как-то сказку написал,

Хорошую, красивую, весеннюю,

Но он не знал, что в сказке описал

Физические разные явления.


Морозом девушка из снега создалась, (слайд 2*)

Красивая и в физике не дурочка.

Но вся холодная, из снега и из льда,

Скажите, как она звалась?

(ответ хором) Снегурочка! (слайд 2**)


Было это зимою, не помню когда,

Когда вьюга все снегом успела заполнить.

Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА, (слайд 3*)

Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.


И Снегурочке было неплохо тогда,

Но весною уже до нуля потеплело.

А ведь снег – это что?

(хором): Кристаллики льда,

И Снегурочка очень весной погрустнела.


Ведь когда на термометре выше нуля,

Тает снег, тает лед (здесь хозяйка-природа). (слайд 3**)

И Снегурочки сердце (как это не зря),

Из «холодного» льда превращается в воду.





Вопрос: Назовите вещество, из которого была изготовлена Снегурочка, и какие физические процессы с ней происходили? (слайд ).


Снегурочка пришла к нам, и мы ей предоставляем слово: «Я очень люблю читать стихи, и для вас я тоже приготовила отрывок из известного стихотворения А.С.Пушкина. Я его вам прочту, а вы, учтя процессы, которые происходили со мной и прослушав моё стихотворение попытайтесь определить тему урока». (слайд 4)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

А.С.Пушкин



Итак, определились? Какая же тема урока будет у вас?


Тема урока: (слайд 5)

Плавление и отвердевание кристаллических тел. 2 мин

Запишем тему в бланк №1 (таблица)


Итак, тема выбрана. Обращаю ваше внимание, что мы сегодня рассмотрим процесс плавления, а отвердевание вы изучите дома, заполнив таблицу до конца. Откройте дневники и запишите домашнее задание (используйте карточку инструкцию бланк №4) (слайд 6)

А какую цель вы себе сегодня поставили? (слушаю ответы учеников), запишите ее в бланк №1.


Цель урока: объяснить различные агрегатные состояния вещества, условия протекания процессов плавления и кристаллизации вещества и формировать умение стоить график зависимости температуры кристаллического тела от времени нагревания; записи ОК с использованием ПК (знать процесс плавления и условия его протекания, уметь объяснять процесс на основе молекулярного строения вещества, строить график и делать выводы, записывать ОК ) (слайд 7)




Для того чтобы работа наша проходила успешно у вас есть инструкции по организации своей работы бланк №3 и бланк №4


(Во время урока учащиеся заполняют таблицу или опорный конспект – некоторые учащиеся делают записи в инф. буклете на ПК (презентации).


Итак, наша Снегурочка изготовлена из льда, ее стих тоже про лед, а лед - это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. (слайд 8)


А теперь внимание, вопрос: 3 мин


Чем можно объяснить различные состояния вещества? Почему при различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние?

(Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел? разные молекулы? расположение молекул?)


Чтобы быстро ответить на этот вопрос обратите внимание на следующий афоризм: (Слайд 9)


«Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела»


Т. Гоббс. (англ. философ)


(выслушиваю ответы учащихся)

(Если учащиеся затрудняются ответить, даю подсказки)



////////Подсказка 1. В 7 классе мы говорили, что вещество состоит из молекул.


Подсказка 2. Анимация (программа «Физика 7-11», Кирилл и Мефодий). Рассмотрим движение молекул воды в различных агрегатных состояниях и попытаемся выяснить, чем отличаются эти состояния друг от друга. (Слайд 7)///////////


Вывод: От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество. 1 мин



Вопрос: а можно вещество увидеть одновременно в нескольких состояниях?

Да, например, парафин в течение нескольких секунд мы увидим сразу и в твёрдом, и в жидком состояниях.


2 мин Демонстрация: горение свечи – плавление парафина (воска);


Какие процессы мы наблюдали? Значит, что такое плавление?

В таблице запишите процессы в колонках 1,2

2 мин



Вопрос: Какое условие необходимо для осуществления процесса? (используй таблицу) – (температура плавления и температура отвердевания). Сделайте записи в бланке №1 (заполнить колонки 3,4) (3 мин)


Итак, мы узнали, что плавление – это …, протекает при температуре ….

Вопрос: Как происходит процесс плавления твердого тела?

Для ответа на вопрос

С помощью шариков из пластилина покажите модель твердого тела, жидкости !!!!!!!!!! 5 мин.


ФИЗМИНУТКА 2 мин



(Слайд 10)

Оhello_html_m2d2b8047.pngбъясните, что же происходит при плавлении вещества, используя свои модели или рисунок в таблице

Вывод: При нагревании скорость молекул увеличивается, что приводит к

ослаблению связей между молекулами и разрушению кристаллической решётки.

Вывод записать в бланке №1





Чтобы изучить процесс плавления мы проведем эксперимент. Для этого у вас на столах есть оборудование и указания к работе (бланк №2). Познакомьтесь с ними. На выполнение работы отводится 5 мин. Результаты запишите в бланках отчета №2 Правила ОТ 1 мин


3 мин Итог работы на моём ПК – объяснить, почему на участке ВС температура льда не менялась, ведь процесс нагревания проходил дальше? Куда пошла энергия от горячей воды? Запишите в таблице вывод.


Итак, подведем итог нашей работы по изучению процесса плавления. Для этого демонстрация ОК на ПК, распечатать самый удачный вариант (представить на экране) 5 мин

Итак: подведем итог урока (вывод по уроку следует из цели) 3 мин

Узнали _________________

Научились_________________



Закрепление: попробуем узнать, как качественно вы изучили процесс плавление, для этого проведите работу в карточке «закончи предложения», где ваша задача вставить пропуски в предложения, провести самооценку своей работы. 3 мин


«Молекулы в кристаллах расположены …, они движутся …., удерживаясь в определенных местах силами молекулярного притяжения. При нагревании тел средняя скорость движения молекул …, а колебания молекул …, силы, их удерживающие, …, вещество переходит из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется… ».

(в строгом порядке; медленно; увеличивается; становятся больше; ослабевают; плавлением)

Критерии оценивания письменной работы

«5» - заполнено 6 пропусков;

«4» - заполнено 5 пропусков;

«3» - заполнено 4 пропуска


Рефлексия 1 мин

Определи свое настроение

hello_html_m17913da2.png


45 минут





урок на тему плавление твердых тел
  • Физика
Описание:

Урок на тему "Плавление твердых тел" относится к уроку открытия новых знаний. на уроке ученики сами проводят исследования, делают выводы, формулируют понятия.

Мотивационный этап урока проводится в игровой форме, с вопросами - загадками, стихами, гда встречаются примеры плавления твердых тел.

Во время творческой минутки ученики моделируют строение твердых тел и жидкостей, используя пластилин. Затем проводят экспериментальное исследование - плавление парафина, делают вывод, что парафин не твердое тело. На основе этого делают вывод об особенности плавления твердых тел.

Такой урок я проводила для учителей муниципального объединения.

 

Автор Филяевских Ольга Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 807
Номер материала 34097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓