Тема урока «Агрегатные состояния. Плавление и
отвердевание твердых тел» 8 класс
(слайд 1)
3 мин
Начнем урок не
совсем обычно, посмотрите на слайд, он демонстрирует разные времена года. А
как связать физику и времена года? (подсказка – мы изучаем «Тепловые явления»),
а какие изменения происходят в природе при смене времен года? (снег тает,
получается вода, вода замерзает, получается лёд), значит, наш разговор пойдет о
тепловых процессах. А каких? Для ответа на вопрос прослушайте небольшой стих.
Островский как-то
сказку написал,
Хорошую, красивую,
весеннюю,
Но он не знал, что в
сказке описал
Физические разные
явления.
Морозом девушка из
снега создалась, (слайд 2*)
Красивая и в физике
не дурочка.
Но вся холодная, из
снега и из льда,
Скажите, как она
звалась?
(ответ хором)
Снегурочка! (слайд 2**)
Было это зимою, не
помню когда,
Когда вьюга все
снегом успела заполнить.
Да, а снег – это,
кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА, (слайд 3*)
Эту фразу, я очень
прошу вас запомнить.
И Снегурочке было
неплохо тогда,
Но весною уже до нуля
потеплело.
А ведь снег – это
что?
(хором): Кристаллики
льда,
И Снегурочка очень
весной погрустнела.
Ведь когда на
термометре выше нуля,
Тает снег, тает лед
(здесь хозяйка-природа). (слайд 3**)
И Снегурочки сердце
(как это не зря),
Из «холодного» льда
превращается в воду.
Вопрос: Назовите вещество, из которого была
изготовлена Снегурочка, и какие физические процессы с ней происходили? (слайд
).
Снегурочка пришла к
нам, и мы ей предоставляем слово: «Я очень люблю читать стихи, и для вас я
тоже приготовила отрывок из известного стихотворения А.С.Пушкина. Я его вам
прочту, а вы, учтя процессы, которые происходили со мной и прослушав моё
стихотворение попытайтесь определить тему урока». (слайд 4)
Под голубыми небесами
Великолепными
коврами
Блестя на солнце
снег лежит
Прозрачный лес
один чернеет
И ель сквозь иней
зеленеет
И речка подо льдом
блестит
А.С.Пушкин
Итак, определились?
Какая же тема урока будет у вас?
Тема урока: (слайд 5)
Плавление и отвердевание кристаллических тел. 2 мин
Запишем тему в бланк
№1 (таблица)
Итак, тема выбрана.
Обращаю ваше внимание, что мы сегодня рассмотрим процесс плавления, а
отвердевание вы изучите дома, заполнив таблицу до конца. Откройте дневники и
запишите домашнее задание (используйте карточку инструкцию бланк №4) (слайд
6)
А какую цель вы себе
сегодня поставили? (слушаю ответы учеников), запишите ее в бланк №1.
Цель урока: объяснить различные агрегатные состояния
вещества, условия протекания процессов плавления и кристаллизации вещества и
формировать умение стоить график зависимости температуры кристаллического тела
от времени нагревания; записи ОК с использованием ПК (знать процесс
плавления и условия его протекания, уметь объяснять процесс на
основе молекулярного строения вещества, строить график и делать выводы,
записывать ОК ) (слайд 7)
Для того чтобы работа
наша проходила успешно у вас есть инструкции по организации своей работы бланк
№3 и бланк №4
(Во время урока
учащиеся заполняют таблицу или опорный конспект – некоторые учащиеся делают
записи в инф. буклете на ПК (презентации).
Итак, наша Снегурочка
изготовлена из льда, ее стих тоже про лед, а лед - это одно из трёх
состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном
состоянии. (слайд 8)
А теперь внимание, вопрос:
3 мин
Чем можно объяснить
различные состояния вещества? Почему при различных условиях одно и тоже
вещество принимает разное состояние?
(Каковы особенности
молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел? разные молекулы?
расположение молекул?)
Чтобы быстро
ответить на этот вопрос обратите внимание на следующий афоризм: (Слайд 9)
«Физические
явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших
частиц тела»
Т. Гоббс.
(англ. философ)
(выслушиваю ответы
учащихся)
(Если учащиеся
затрудняются ответить, даю подсказки)
////////Подсказка
1. В 7 классе мы говорили,
что вещество состоит из молекул.
Подсказка 2. Анимация (программа «Физика 7-11», Кирилл и
Мефодий). Рассмотрим движение молекул воды в различных агрегатных состояниях и
попытаемся выяснить, чем отличаются эти состояния друг от друга. (Слайд 7)///////////
Вывод: От движения молекул и от их взаимного
расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество. 1
мин
Вопрос: а можно вещество увидеть одновременно в
нескольких состояниях?
Да, например,
парафин в течение нескольких секунд мы увидим сразу и в твёрдом, и в жидком
состояниях.
2 мин Демонстрация: горение свечи –
плавление парафина (воска);
Какие
процессы мы наблюдали? Значит, что такое плавление?
В таблице запишите процессы
в колонках 1,2
2 мин
Вопрос: Какое условие необходимо для
осуществления процесса? (используй таблицу) – (температура плавления и
температура отвердевания). Сделайте записи в бланке №1 (заполнить колонки 3,4)
(3 мин)
Итак, мы узнали, что
плавление – это …, протекает при температуре ….
Вопрос: Как происходит процесс плавления твердого тела?
Для ответа на вопрос
С помощью шариков
из пластилина покажите модель твердого тела, жидкости !!!!!!!!!! 5 мин.
ФИЗМИНУТКА 2
мин
(Слайд 10)
Объясните, что же
происходит при плавлении вещества, используя свои модели или рисунок в таблице
Вывод: При нагревании скорость молекул
увеличивается, что приводит к
ослаблению связей
между молекулами и разрушению кристаллической решётки.
Вывод записать в бланке
№1
Чтобы изучить
процесс плавления мы проведем эксперимент. Для этого у вас на
столах есть оборудование и указания к работе (бланк №2). Познакомьтесь с
ними. На выполнение работы отводится 5 мин. Результаты запишите в
бланках отчета №2 Правила ОТ 1 мин
3 мин Итог работы на моём ПК – объяснить, почему на участке ВС температура
льда не менялась, ведь процесс нагревания проходил дальше? Куда пошла энергия
от горячей воды? Запишите в таблице вывод.
Итак, подведем
итог нашей работы по изучению процесса плавления. Для этого демонстрация ОК на ПК, распечатать самый удачный вариант
(представить на экране) 5 мин
Итак: подведем
итог урока (вывод по уроку
следует из цели) 3 мин
Узнали
_________________
Научились_________________
Закрепление: попробуем узнать, как качественно вы изучили
процесс плавление, для этого проведите работу в карточке «закончи предложения»,
где ваша задача вставить пропуски в предложения, провести самооценку своей
работы. 3 мин
«Молекулы в
кристаллах расположены …, они движутся …., удерживаясь в определенных местах
силами молекулярного притяжения. При нагревании тел средняя скорость движения
молекул …, а колебания молекул …, силы, их удерживающие, …, вещество переходит
из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется… ».
(в строгом
порядке; медленно; увеличивается; становятся больше; ослабевают; плавлением)
Критерии
оценивания письменной работы
«5» - заполнено 6 пропусков;
«4» - заполнено 5 пропусков;
«3» - заполнено 4 пропуска
Рефлексия 1
мин
Определи свое
настроение
45
минут
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.