Главная / География / Урок на тему "Население Африки"

Урок на тему "Население Африки"

hello_html_6079433a.gifhello_html_m146fa977.gifhello_html_33a312ad.gifТема: Население Африки

Цель:

Образовательная: познакомить с новыми терминами и понятиями (расы: монголоидная, европеоидная, негроидная, смешанная); размещение и плотность населения (колония, суверенное государство).

Развивающая: развить умения называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.

Воспитательная: воспитание чувства толерантности к представителям разных рас.

Оборудование:

  • карта «Народы и плотность населения мира»;

  • учебник «География. Материки, океаны, народы и страны» И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев;

  • рабочая тетрадь на печатной основе «География. Материки, океаны, народы и страны» И.В. Душина;

  • атласы «География 7 класс»;

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания:

Учитель: на прошлом уроке вы изучали тему «Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки». Проверим вашу подготовку. Итак вопрос первый: На территории каких природных зон в Африке создано больше всего национальных парков и заповедников?

Ученик: (отвечает у доски у карты «Природные зоны Африки», при ответе показывает природные зоны). Больше всего национальных парков и заповедников создано на территории саванн и экваториальных лесов, т.к. эти территории подвергаются более сильному воздействию человеческой деятельности, а именно сведение лесов и перевыпас скота ведут к опустыниванию территории, что ведет к исчезновению видов растений и животных экваториальных лесов и саванн.

Учитель: Но кроме человеческой деятельности, которые пагубно влияют на природу, есть природные явления, которые тоже отрицательно влияют на природу. Какие стихийные бедствия случаются на материке? С процессами в каких оболочках Земли они связаны?

Ученик: (отвечает с места) К стихийным бедствиям, происходящими в Африке, относятся засухи, наводнения, нашествие саранчи, пожары, землетрясения. Они связаны с атмосферными явлениями, изменениями уровня воды в водоемах, изменения в земной коре.

Изучение нового материала:

Учитель: Человек современного типа появился в Африке примерно 11 тысяч лет назад. Под влиянием местных условий сформировались расы. Давайте откроем атлас на стр. 12-13 «Народы и плотность населения мира». Обратимся к карте-врезке «Расы». Назовите расы Африки.

Ученик: пользуясь картой «Расы» в атласе, отвечает на вопрос. К расам Африки относятся европеоидная, негроидная, монголоидная, смешанная.

Учитель: Обратимся к схеме на доске «Расы».

Метис



Монголоидная

Европеоидная





Мулат

Самбо





Негроидная















Учитель: Зачертим схему «Расы» в тетради. На схеме изображены 3 основные расы: европеоидная, негроидная, монголоидная. От смешения представителей 2-х рас, образуется промежуточная или смешанная раса.

Запишем в тетрадь:

Мулаты – потомство от браков представителей негроидной и европеоидной рас.

Метисы – потомство от браков представителей европеоидной и монголоидной рас.

Самбо – потомство от браков представителей негроидной и монголоидной рас.

Работа с текстом учебника, заполнение таблицы.

Учитель: В Африке проживает много народов, каждые имеют характерные черты. Откроем учебник на стр. параграфа 30. На основе текста учебника заполним таблицу «Народы Африки»

Ученики зачерчивают таблицу в тетрадь и заполняют ее вместе с учителем.

Народы Африки

Раса

Народы

Место проживания

Характерные черты

Европеоидная

Алжирцы, марокканцы, египтяне, берьеры

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

Негроидная

Тутси, нилоты, масаи







пигмеи

Саванны в северной части







Зона экваториальных лесов

Очень темная почти черная кожа, рост 180-200 см.



Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые 150 см.

Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо.

Промежуточная

Эфиопы





Малагасийцы







О. Мадагаскар

Более светлая кожа



Смешение монголоидной и негроидной рас



Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

  1. Анализ карты и условных обозначений

Учитель: Обратимся к легенде карты. Какие условные знаки используются на карте?

Ученики: Плотность населения изображается цветом. Языковые семьи и группы – текстом.

Учитель: Численность населения Африки составляет более 590 млн. человек. Рассмотрите карту «народы и плотность населения мира». Как размещено население в Африке, равномерно или неравномерно.

Ученик, анализируя карту, отвечает: Население Африки размещено неравномерно.

Учитель: Как вы думаете, какие факторы повлияли на такое размещение.

Ученик: на размещение населения влияют природные и исторические причины.

  1. Описание населения материка (учебник, план с. 313 «План описания населения материка»).

Задание: дать характеристику населения Северной, Центральной, Южной Африки по плану.

Работа по группам.

Подведение итог урока

Учитель: Для закрепления пройденного материала решим кроссворд

  1. Раса – смуглая кожа, темный окрас волос и глаз, удлиненный череп и т.д.

  2. Народ экваториальных лесов.

  3. Потомство от браков представителей европеоидной и монголоидной рас.

  4. Часть Африки, которая имеет незаселенные территории

  5. Страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

  6. Остров, на котором проживают малагасийцы.






1 Е

В

Р

О

Е

О

И

Д

Н

А

Я


И



Г

Е

Т

И

Е



Е

О

Л

О

Н

И

Я

В



Е

А

Д

А

Г

А

С

К

А

Р




Домашнее задание

Параграф 30. Подготовить сообщения по теме : Алжир, Эфиопия, Нигерия, ЮАР.

Урок на тему "Население Африки"
  • География
Описание:

Это коспкт урока, предназначенный для проведения занятия по теме "Население Африки". Разработка составлена в традиционной форме, где демонстрируются приемы работы учащихся с учебником, картами атласа  и их анализа (работа по плану). Целью урока является познакомить  учащихся с новыми терминами и понятиями - раса, монголоидная, европеоидная, негроидная, промежуточная, размещение насеоения, плотность населения, колония, суверенное государство. Развить умения называть и показыть районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.

Автор Звездова Анна Юрьевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 794
Номер материала 5517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓