Главная / История / Урок на тему:« Массовые репрессии и депортация в Казахстане».

Урок на тему:« Массовые репрессии и депортация в Казахстане».

Пастухова Л.А.

учитель истории СОШ №23

города Уральска



Тема урока: « Массовые репрессии и депортация в Казахстане».


1. Образовательная:

-обобщить знания по теме массовые репрессии и депортация:
- проанализировать причины, с чем связан размах репрессий и депортаций в стране;
углубить знания по лагерями  на территории Казахстана;

2. Развивающая:

- совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;

- систематизировать ранее изученный материал;

- развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;

- формировать умения и навыки работы с интерактивной доской, с картами, документами, тестами. видеоматериалами

3. Воспитательная:

расширять познавательный интерес школьников;

воспитывать уважение к героическому прошлому казахстанского народа

научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.

Тип урока:
Повторительно-обобщающий/

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы и технология урока: объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы.

Оборудование: интерактивная доска, карты, статистические таблицы.

Основные понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, ,  АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки» ,депортация.



Сегодня мы завершаем изучение раздела истории Казахстана «Массовые репрессии и депортация ». В советском обществе и в Казахстане в 1930-1950 годы складывается такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения.

Для тоталитарной политический системы характерны определенные черты.

Задание №1

I.Выберите из предложенного перечня черты тоталитарной системы:

  1. Насильственное установление однопартийной системы

  2. Сращивание государственного и партийного аппарата

  3. Свобода слова

  4. .Ликвидация системы разделения власти

  5. Многопартийная система

  6. Унификация общественной жизни

  7. Культ личность вождя

  8. Свобода совести

  9. Массовые репрессии и депортация народа

  10. Равенство всех народов

  11. Отсутствие гражданских прав и свобод



Тоталитарная система, утвердившаяся в стране в 30 годы, достигла своего апогея в 40-50 годы. Ей в полной мере были присущи отрицательные явления, как подавление свободы человека, игнорирование его прав, нарушение закона.

Назовите мне слова, которые наиболее полно характеризуют тоталитарный режим. (учащиеся называют эти слова)



Задание №2 Вы назвали слова, теперь соотнесите

термины и их определение :

1.Геноцид 1. Противоправная, разведывательная деятельность

2.Депортация 2. Термин римского права предполагаемый объявление лица вне закона и подлежащего уничтожению

3.Враг народа 3. Действия совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить какую либо национальную, этническую группу

4.Шпионаж 4. Принудительная высылка лица или целой категории лиц в другую местность, обычно под контролем

5.Вредительство 5. Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства одной нации над другой



6.Национал-шовинизм. 6.Активно, и в то же время ,проводимые саботаж, против некоего дела

Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь. Многие промышленные предприятия обеспечивались рабочей силой только за счёт осужденных, их подневольного труда. Через лагеря Казахстана прошли сотни тысяч заключённых. Был составлен специальный справочник «Справочник по ГУЛАГУ».

Задание №3. Посмотрите на выдержки из энциклопедического издания «Справочник по ГУЛАГУ»

Расшифруйте

1.АЛЖИР-

2. ГУЛАГ-

3.КАРЛАГ-

4.ЖИР-

5.ООЭ-

6.АСВЗ

На личных делах репрессированных были написаны эти буквы, которые в дальнейшем определяли их судьбу.



Давайте посмотрим небольшой видеофильм .

Вопросы:1!О чем рассказывается в этом видео фильме?

Массовые политические репрессии – одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории крупные лагеря Карлаг, Степлаг, Алжир, а также другие структуры ГУЛАГа.


Посмотрите на карту Казахстана и отметьте центры наиболее крупных лагерей.



Небольшой материал о Карлаге расскажет ______, а об АЛЖИРЕ раскажет _____________.



Давайте вспомним о репрессиях в Казахстане, кто первыми подвергся массовым репрессиям? Правильно «кулаки» , об этом мы уже говорили на уроках. В результате репрессий сельское хозяйство лишалось своих сельхоз производителей.

Затем в 20-30 годы , новая волна политических репрессий.

Кто в 20-30 годы подвергся репрессиям. (Казахская интелегенция, Дело строителей Красной столицы, члены партии «Алаш») ,

А к

в 40-50 годы – (представители казахской науки, ученые, советские писатели , Дело Бекмаханова)

ВОПРОС: Какова идеологическая основа репрессий?

- Уничтожение классовых врагов,

- борьба с национализмом и великодержавным шовинизмом

-концепция об обострении классовой борьбы




Задание 4. Распределите по годам репрессий представителей казахской интеллигенции и объясните ,за что они подверглись репрессиям?

20 -30 годы 40-50 годы

Асфендияров С, Бекмаханов Е., Байтурсынов А. Букейханов А., Ауэзов М., Сатпаев К.Рыскулов.



Задание 5.Определите о ком идет речь и какова их судьба?

1.Годы жизни 1866-1937гг. Окончил лесотехнический институт в Снкт-Петербурге. В 1904 году принимал участие в экспедиции Ф.Щербины. Лидер партии «Алаш». Автор работ «Сын степей», Дума и казахи. Появляется портрет



2. Годы жизни 1873-1938 гг. поэт, ученый, тюрколог. Учительствовал а в аульных школах. Член партии «Алаш». Редактор газеты «Казах».



3. Годы жизни 1885-1938 гг. После окончания педагогических курсов работал учителем в аульной школе. Член партии «Алаш». Автор работ: «Оян, казак», «Несчастная Жамал», сборника «Терме».



4. Годы жизни 1895-1930 гг. казахский поэт, писатель, драматург. Сотрудник Ташкентской газеты «Акжол». Автор сказок для детей. Перевел на казахский язык Пушкина «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого А.М.Горького, У.Шеспира



Вывод: Жертвами несправедливых политических обвинений стали видные ученые , выдающиеся писатели, Элита казахской интилегенции. Репрессивная машина набирала обороты. Через гулаговские жернова прошли 101 тыс. Казахстанцев, более 27 тысяч были расстреляны.

В эпоху социализма народы , населяющие Советский Союз, подверглись гонениям, преследованиям, репрессиям, геноциду и этноциду. В 1920-1950 гг. насильственное изгнание населения из родных мест стало составной частью политики Сталина. Число депортированных в СССР с 1920-по 1949 гг. достиг 3,2 мил человек. Аналогов подобному злодеянию в мире не было. В древние времена и в период средневековья народы могли уничтожить, согнать с насиженных мест с целью захвата его территорий, но организованно переселить его в другие, заведомо худшие условия, не додумался никто, как и ввести в пропагандистскую идеологию СССР такие понятия, как «народ-предатель», «наказанный народ» или «поруганный народ». В конце 30-х гг. начинается процесс депортации в республику целых народов:. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял перед войной и в годы войны.

Фильм о депортации

Задание 6. Запишите по каким признакам проводилась депортация?

1

2

3.

1.депортация по этническим признакам (наказанные народы, недоверие к народу)

2.депортация по социально-классовому признаку (переселение кулаков до 1934 года) специальные переселение

3.депортация по политическим мотивам.

Среди названных видов депортации н на первом месте стояло что?

(ответ 2)



Кто одними из первых, подвергся депортации? (корейцы), что вы об этом знаете? Известно, что переселение корейцев началось на основе секретного постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 г. «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного В.Молотовым и И.Сталиным. В постановлении было предписано: переселить все корейское население пограничных районов Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекской ССР; закончить переселение к 1 январю 1938 г.; обязать Совнаркомы Казахской и Узбекской ССР определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие освоение на новых местах переселяемых.
Потянулись эшелоны с депортированными в Казахстан и Узбекистан. Эшелон состоял, в среднем, из 50 людских вагонов, одного «классного» (пассажирского), одного санитарного, одного вагона-кухни, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ.
Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозилось по 5-6 семей (25-30 человек). Время следования в пути до станций разгрузки в Казахстане и Узбекистане занимало 30-40 дней. 25 октября 1937 г. Нарком внутренних дел СССР Ежов победоносно докладывал в Кремль, что «выселение корейцев из Дальневосточного края закончено» и 36 442 семьи, насчитывающие 171 781 человека в рекордные сроки вывезены в Казахстан и Узбекистан.
В целях оправдания незаконной акции депортации корейцев в Дальневосточном крае незадолго до ее начала на полную мощь заработала пропагандистская машина, нагнетавшая атмосферу шпиономании. Старт ей дали две статьи, опубликованные в самом главном печатном органе страны – газете «Правде» от 16 и 23 апреля 1937 г., о японском шпионаже на советском Дальнем Востоке, где подчеркивалось, что японские шпионы орудуют в Корее, Китае, Маньчжурии и Советском Союзе» и «что для шпионажа используются китайцы и корейцы, маскирующиеся под местных жителей».

И это не единственный пример массовой депортации. Депортация народов превратилась в плановую акцию. (стр 241)



Задание 7.

До войны и во время войны в Казахстан были насильно переселены

______корейцев, _____немцев, _______поляков,______ чеченцев и ингушей других народов.

Народ лишался своей исторической Родины, терял свои национальные корни. Во время депортации по пути следования почти половина этих народов погибла. Их в одночасье срывали с насиженных мест, загоняли в товарные вагоны, привозили в Казахстан и в течении 24 часов устраивали «быт» целых народов.

Задание № 8. Используя документ, дайте ответы на следующие вопросы:

1.О каком событии идет речь в этом документе?

2.Какова была судьба этих людей?



«Так, по расчету численности спец контингента требовалось для перевозки их 15207 вагонов (227 составов), считая как прежде по 56 вагонов в каждом эшелоне. Фактически же было отправлено 12525 вагонов или 194 состава по 65 вагонов в каждом…

Уплотнение погрузки спецконтингента с 40 человек в вагоне, при наличии 40-50% детей в составе спецконтингента, вполне целесообразно…

К недостаткам перевозок спец контингента следует отнести невозможность проведения санобработки их, в результате чего в дороге имели случаи заболевания сыпным тифом и смертность..»

Начальник управления НК госбезопасности СССР Мильштейн





Что означает слово «спецконтингент»? «Под спецконтингентом мы понимаем совокупность различных категорий репрессированного населения насильственно вовлеченного в производственные процессы и содержащегося на режимных условиях»

8. Исключите лишнее и объясните почему вы их исключили?

1. Корейцы, чиченцы, англичане, немцы, фрацузы, курды.

2. А.Байтурсынов, Аймаутов Ж., Голощекин Ф, Дулатов М, Танышпаев М.,

Омаров В.

3.ФАБКОМ, КАРЛАГ, АЛЖИР, ДОСАФ, СТЕПЛАГ







Заключение

Таким образом, в конце 20-х –50-х гг. тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его проявления в Казахстане приняли особенно уродливые формы, сопровождаясь трагическими событиями: политическими репрессиями, депортаций и созданием лагерей. Окончательно сложилась и укрепилась тоталитарная система, явно не способствовавшая демократизации общества, а наоборот мешала, тормозила рост общественного сознания и общественно-политического развития. Общественно-политическая жизнь республики органически вписывалась в сталинскую, антидемократическую, тоталитарную модель социализма.. В республике доминировал культ личности Сталина.



Стихотворение. « Воспоминание о ГУЛАГЕ»





Итоговое тестирование. 20 закрытых тестов по данной теме.

































Урок на тему:« Массовые репрессии и депортация в Казахстане».
  • История
Описание:

Тема урока: « Массовые репрессии и депортация в Казахстане».

 

1. Образовательная:

-обобщить  знания  по теме массовые репрессии и депортация:
- проанализировать причины, с чем связан размах репрессий и депортаций в стране;                                                                                                                                            углубить знания по  лагерями  на территории Казахстана;

2. Развивающая:

- совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;

- систематизировать ранее изученный материал;

- развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;

- формировать умения и навыки работы с  интерактивной доской, с картами, документами, тестами.  видеоматериалами

3. Воспитательная:

расширять познавательный интерес школьников;

воспитывать уважение к героическому прошлому казахстанского народа

научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.

  Тип урока:
Повторительно-обобщающий/

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы и технология урока: объяснительно-иллюстративные и поисково-исследовательские методы.

Оборудование:  интерактивная  доска, карты, статистические таблицы.

Основные понятия: ГУЛАГ, КАРЛаг, СТЕПЛаг, ,  АЛЖИР, репрессии, «враг народа», «тройки» ,депортация.

 

 

Сегодня мы завершаем изучение  раздела  истории Казахстана   «Массовые репрессии и депортация ». В советском обществе и в Казахстане  в 1930-1950 годы складывается  такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и  политической жизни населения. 

Автор Давлетова Бакиза Елтаевна
Дата добавления 22.02.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1516
Номер материала 56902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓