Главная / Информатика / Урок на тему: Файлы и файловая система

Урок на тему: Файлы и файловая система

Документы в архиве:

96.11 КБ техкарта урока.docx

Название документа техкарта урока.docx

Урок на тему: Файлы и файловая система

Класс:8

УМК: «Информатика-базовый курс» Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л.


Цель урока:

Сформировать представления о файле и файловой системе

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.

Развивающая:

  • формирование умения составлять дерево файловой системы;

  • формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

  • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.


Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с понятиями файл, имя файла, имя и расширение, файловая система, путь к файлу, полное имя файла, научатся определять и записывать путь к файлу и полное имя файла, проверять полноту и прочность полученных знаний и умений;

Метапредметные: ставят и сохраняют учебную задачу на протяжении урока, совершенствуют умение выделять необходимую информацию из различных источников, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; слушают собеседника, отвечают на вопросы, вступают в речевое общение;

Личностные: способны к планированию деятельности, самоорганизации и саморегуляции.


Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор и экран; рабочие тетради; листы с заданиями. http://fcior.edu.ru/card/28635/faylovaya-sistema.html




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Предметные

1. Организация класса.


- Здравствуйте ребята, садитесь. На вашем рабочем столе должны быть расположены карандаш, ручка, рабочая тетрадь.



Слушают учителя

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания


2. Актуализация изученного (Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности)

-Давайте проверим ваши знания с прошлого урока. Вам необходимо выполнить тест, в тесте 6 вопросов по пройденной теме. Время выполнения теста 6 минут. Не забудьте подписать листочки.

Тест:

Тест по теме программное обеспечение компьютера

1.Программное обеспечение компьютера – это:


А. комплекс программ и документации, необходимый для работы с компьютером

Б. комплекс программ, управляющий

работой устройств компьютера

В. комплекс программ для создания электронных документов

2.Программное обеспечение компьютера делится на виды:


А. операционное и инструментальное

Б. обучающие программы и прикладные программы

В. системное, систем программирования, прикладное

3.Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав:


А. прикладного программного обеспечения

Б. системного программного обеспечения В. систем программирования

4.Операционная система – это:


А. набор основных и периферийных устройств компьютера

Б. комплекс системных программ, управляющих работой компьютера

В. комплекс программ для обработки

числовой информации

5.В системное программное обеспечение входят:


А. операционные системы

Б. языки программирования

В. электронные таблицы

6.В прикладное программное обеспечение входят


А. текстовые редакторы

Б. оболочка операционной системы

В. совокупность всех программ, установленных на компьютере

Ответы: 1- 4 -

2 - 5 -

3 - 6 -

- Время вышло, проверьте ещё раз, подписан, ваш листок или нет, и передавайте листочки с последних парт вперед.

Перед изучением новой темы, мне хотелось бы узнать ваши логические способности. Сейчас вам будут

предложены различные логические задачи, подумав, вы, будете предлагать мне варианты решения этих задач, ну а если вы не справитесь, то я вам объясню, как они решаются.

Задача №1

Геологи нашли 7 камней, массы которых 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинаковая. Как это сделали?

Ответ: Камни можно разложить так: 1-й рюкзак — 7 кг, 2-й — 6 кг и 1 кг, 3-й —5 кг и 2 кг, 4-й — 4 кг и 3 кг.


Задача №2

Запишите все трехзначные числа, используя только цифры 0, 1 и 5. При этом порядок цифр должен быть разным.

Ответ: 105, 150, 501, 510. Числа 015 и 051 назвать трехзначными нельзя.

Задача №3

Какое число надо подставить вместо х. в уравнение 12 : х = 7 - х, чтобы получилось верное равенство? Найдите все такие числа.

Ответ: Число 3 или 4.


- Молодцы, вы предлагали много ответов, большинство из которых были правильными.


Выполняют тест













































Сдают тест учителю на проверку.







Решают логические задачи.




Делятся своими идеями.






Самоопределение

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.


3. Сообщение темы и цели урока

- Вы уже давно, не задумываясь, произносите слово «файл». Что для вас оно обозначает? (Ответы детей)

Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

Тема нашего сегодняшнего занятия: Файл. Файловая система.

Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями: файл, файловая система, расширение, корневой каталог, путь доступа к файлу

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Самоопределение

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. целеполагание, постановка учебных целей и задач.

Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели.


Изучение нового материала


Принцип хранения информации в ЭВМ и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла.

Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример.

Пример:

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения.

- Как выглядит камера хранения?

В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял.

В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.

В информатике существует 2 определения файла. (запись определения в тетрадь)

- Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Файл – это программа или данные на диске, имеющие имя, состоящее из 2х частей: собственного имени и расширения.

- Пример:

hello_html_79320a83.gif

Правили записи имен файлов:

- Собственное имя файла может содержать от 1 до 255 символов, включая пробелы. Расширение файла может содержать от 1 до 3(как правило) и более символов.

- Расширение отделяется от собственного

- Собственное имя может записываться русскими или английскими буквами, цифрами; расширение – только маленькими английскими буквами или цифрами.

- Имена файлов не могут содержать следующие символы:

\ / : * ? “ < > |

- Расширение указывает на содержимое файла (тип информации) или на то, какой программой он был создан.

- Ребята, скажите известные вам расширения имён файлов.

- Молодцы!

На данном слайде представлена таблица некоторых форматов (расширений), обратите внимание

hello_html_m7553c576.gif


hello_html_16a5932c.gif


- Любой файл характеризуется набором:

* параметров (имя, расширение, размер, дата создания, дата последней модификации (изменения));

* атрибутов (архивный, системный, скрытый, только для чтения и т.п.).

- На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске)

может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

- Средствами ОС создается файловая система – определенная структура файлов на внешних носителях.

- Файловая система – совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

- Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

- Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

- Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через

разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

- Полное имя файла состоит из пути доступа к файлу и его имени.

- В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка».

Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы.

- Понятие папки шире, чем понятие «каталог». В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

- С файлами и папками можно выполнять следующие стандартные операции:

Копирование (копия файла помещается в другую папку);

Перемещение (сам файл перемещается в другую папку);

Удаление (запись о файле удаляется из папки);

Переименование (изменяется имя файла).




Слушают учителя





Отвечают на вопросы учителя по желанию.






Записывают определения и примеры в тетрадь.












Слушают учителя







Отвечают на вопросы учителя по желанию.
















Записывают определения и примеры в тетрадь.
























Слушают учителя


Отвечают на вопросы учителя по желанию.








Записывают определения и примеры в тетрадь.




Самоопределение.

Смыслообразование

Планирование, прогнозирование

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

знакомятся с понятиями файл, имя файла, имя и расширение, файловая система, путь к файлу, полное имя файла


4. Практическое применение усвоенного материала


- А теперь для закрепления изученного выполним несколько упражнений.

- Вам необходимо записать полные имена всех файлов:

hello_html_7c7976b.gif

- Проверим, что у вас получилось!

Ответ:

C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc

C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Следующее задание: построить дерево каталогов, задание с точностью наоборот.

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\ Доклад.doc

- Проверим, что у вас получилось!

hello_html_19e12d3.gif

- Молодцы. Данные задания мы выполняли в тетради, а теперь мы выполним похожие, но уже за компьютером.

- На слайде вы видите адрес,

Мой компьютер\школа\7Б\ФИО\...

вам необходимо зайти по этому адресу в папку «7Б», там вы увидите папку «ФИО», вы её переименовываете, указываете свои фамилию, имя и отчество. В этой папке вы должны создать 2 документа, документ Microsoft Word, в нем вы напишите пару строк о своих увлечениях; второй документ Paint, в нем вы рисуете рисунок на свободную тему.


Выполняют задания в тетради и у доски (по желанию или по просьбе учителя)

















Выполняют задания в тетради и у доски (по желанию или по просьбе учителя)


Ориентация в межличностных отношениях.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, саморегуляция.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Коллективное обсуждение проблем

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.


учатся определять и записывать путь к файлу и полное имя файла

5. Домашнее задание


Учитель объясняет Д/З и раздает карточки с Д/З:

- Вашим домашним заданием будет, повторение всех ранее изученных тем. К домашнему заданию вы должны отнестись серьёзно, так как у вас на следующем уроке состоится большая контрольная работа по всему материалу.

- Также вам необходимо будет выполнить следующие задания:

Задание 1

На дискете имеется 2 папки: «Животные» и «Цветы». В папке «Животные» находятся 3 папки: кошки, собаки, рептилии. В папке «Цветы» находятся 2 папки: розы, лилии. Нарисуй компьютерное дерево каталогов.

Задание 2

Указаны полные имена файлов, хранящихся на дискете. Изобразите файловую структуру в виде дерева.

A:\SPORT\SKI\russia.txt

A:\SPORT\SKI\canada.txt

A:\SPORT\SKATE\russia.txt

A:\COMP\IBM\INFO\pentium.txt

A:\ COMP\INFO\ibm.txt

A:\SCHOOL\CLASS\9A\girl.txt

A:\ SCHOOL\CLASS\9B\girl.txt

вам необходимо выполнить рисунок в тетради. На следующем уроке тетради вы сдадите на проверку.

Слушают учителя.

Записывают Д/З

Нравственно -этическая ориентация



Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности


6. Подведение итогов урока Рефлексия


- До конца урока осталось немного времени и мне бы хотелось задать вам несколько вопросов:

- Вам понравился урок?

- Чем именно он понравился?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Составьте синквейн к слову «Файл»

- Раздаёт карточки со смайликами

Выберите смайлик который соответствует вашему настроению на урооке.

- Спасибо вам за интересный урок и за вашу работу. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы

Высказываются

Составляют синквейн,

Выделяют нужный смайлик для того, чтобы показать своё отношение к проведенному уроку.

Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, оценка

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Оценка своей деятельности и деятельности других людей

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.





Урок на тему: Файлы и файловая система
  • Информатика
Описание:
Урок на тему: Файлы и файловая система Класс:8 УМК: «Информатика-базовый курс» Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л.

 

Цель урока:

Сформировать представления о файле и файловой системе

Задачи:

Образовательная:

·                    познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.

Развивающая:

·                    формирование умения составлять дерево файловой системы;

·                    формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

·                    развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная

·                    воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

 

Планируемые результаты:

Предметные:познакомятся с понятиями файл, имя файла, имя и расширение, файловая система, путь к файлу, полное имя файла, научатся определять и записывать путь к файлу и полное имя файла,  проверять полноту и прочность полученных знаний и умений;

Метапредметные: ставят и сохраняют учебную задачу на протяжении урока, совершенствуют умение выделять необходимую информацию из различных источников, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; слушают собеседника, отвечают на вопросы, вступают в речевое общение;

Личностные: способны к планированию деятельности, самоорганизации и саморегуляции.

 

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор и экран; рабочие тетради; листы с заданиями. http://fcior.edu.ru/card/28635/faylovaya-sistema.html

 

 

Автор Белых Олеся Валерьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 8204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓