Главная / Русский язык и литература / Урок на тему: "Мягкий знак в середине и на конце числительных"

Урок на тему: "Мягкий знак в середине и на конце числительных"

Документы в архиве:

33 КБ Урок Мягкий знак.doc

Название документа Урок Мягкий знак.doc

Урок на тему: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

6 класс.

Цели урока:

Обучающие: совершенствовать навыки усвоения правописания ь знака на конце и в середине числительных;

Развивающие: развитие грамотной письменной и устной речи, памяти, мышления;

Воспитательные: воспитывать чувства любви и интереса к спорту, спортсменам.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, схема, таблица, дидактические материалы, кубики с цифрами.

Литература: Учебник 6 класса Т.Ладыженской, 2012 г., журнал «Все для учителя» №2, 2013 г., видеомонтаж.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Просмотр видеомонтажа «Страстный болельщик Олимпиады-2014».

Ребята! Вы все любите спорт? Да, конечно. Вы все смотрели олимпиаду и страстно болели за нашу российскую команду! И девиз у всех у нас - это БЫСТРЕЕ, СИЛЬНЕЕ, ВЫШЕ! Но для того, чтобы быть быстрым, сильным не только в спорте, но и везде, нам нужны хорошие знания. Чтобы проверить наши знания, мы опять вернемся к нашей олимпиаде, а именно, медальному зачету. На том уроке мы с вами поговорили об имени числительном.

3.Проверка домашнего задания на примере медального зачета олимпиады. Повторение об имени числительном.

-Какую часть речи мы называем именем числительным?

-Какие разряды числительных вы знаете?

- Какие по составу бывают?

-Какие скороговорки вы знаете, связанные с именами числительными?

4.Объяснение новой темы.

Хорошо, ребята, вы усвоили эти темы. А теперь мы напишем сегодняшнее число и тему урока.

Ребята! Как вы думаете, почему мы при написании имен числительных по – разному ставим мягкий знак. В одних из них мы пишем в середине, а в других - на конце. Есть правило русской орфографии, что у числительных от 5 до 20 и 30 мягкий знак пишется на конце, а у числительных от 50 до 80, от 500 до 900 мягкий знак – в середине, в им. п. и вин. п. А какие окончания имеет они в остальных падежах. Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются, как существительные 3 склонения. Числительные 40, 90, 100 имеет окончание нулевое в им.п. и вин.п., а в остальных падежах имеют окончание а. Склоняются от 50 до 80 как существительные 3 склонения и изменяются обе части. О т 200до 900 склоняются чуть по –другому. Например, двести.( см. таблицу). Для чего употребляется в словах мягкий знак? Какова его функция?

(Ь употребляется для смягчения согласного звука, для разделения согласного звука от гласного или для смягчения и разделения одновременно)

Сделаем вывод о том, в каких числительных, где и зачем употребляется мягкий знак.

(Ь употребляется для смягчения согласного звука на конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30, а в середине слова от 50 до 80 и от 500 до 900).

(Обращаем внимание на таблицу).

5.Закрепление темы.

Составление кластера на тему: « СПОРТ». ( Раздаем листочки).

пять

сто спорт одиннадцать

раз тридцать

Проверим, все ли правильно у нас. Как вы написали числительные с ь знаком или без ь знака? Если с ь знаком, то где находится ь знак: на конце или в середине?

6.Работа по карточке. Хорошо ребята, вы все справились с заданием. А теперь поработаем с карточками. Там имеется таблица, и нужно их разделить на три колонки. Идемте к доске и напишем в каждую колонку.

Устали ребята? Давайте немножко отдохнем.

7. Физминутка.

8.Работа в парах. Игра « Кубики - рубики».

Каждый ученик показывает друг - другу кубики, они должны называть числа, и объяснить правописание числительных.

9.Цифровой диктант

Напишите на 2 колонки: ь знак в середине и ь знак на конце.

Пятьсот, семьдесят, двадцать семь, одиннадцать, тридцать девять, девятьсот, двадцать, восемьдесят, восемнадцать.

10. Домашнее задание. А теперь поговорим о спорте. Вы хотите быть спортсменами? Конечно, да. Для того, чтобы быть спортсменом, нужны терпения, выносливость, сила, умения. Каких спортсменов вы знаете? А какие виды спорта вам запомнились, и хотели бы вы занимается по тому виду спорта? Вы очень любите спорт, я это знаю по тому, так как вы являетесь призерами районного соревнования по гимнастике – 2013г. Чтобы яснее выразить свою мысль, вы напишите дома мини - сочинение на тему:

« Мой любимый вид спорта».

Посмотрим на экран, какие виды спорта олимпиады в Сочи - 2014 бывают.

11.Словарная работа

1.Спорт - физические упражнения для развития и укрепления организма.

1.Кёрлинг - спортивная игра на льду, цель которой – попасть пущенной по льду диском в мишень.

2.Скелетон - вид спорта: скоростной спуск лежа в санях без рулевого управления.

3.Сноубординг - вид спорта: скоростной спуск на лыжах.

4.Фристайл - вид горнолыжного спорта, спуск на лыжах по бугристой террасе.

5.Шорт – трек - разновидность конькобежного спорта.

6.Биатлон - современное зимнее двоеборье, включающее лыжную гонку и стрельбу из винтовки.

7.Бобслей – вид зимнего спорта: скоростной спуск в специально оборудованных санях.

8.Олимпиада- 1.В Древней Греции: промежуток в 4 года между празднованиями олимпийских игр. 2.Олимпийские игры.

12.Рефлексия

- К чему вы научились сегодня?

-О чем вы узнали?

-О ком вы узнали?

13.Вывод: Ребята, вы сегодня узнали о правописании ь знака в числительных, и мы с вами поговорили о спорте, о спортсменах, и спортивных играх. Все поработали на славу, и все получаете золотые и серебряные медали ( оценки «4» и «5»).Молодцы! На этом у нас урок окончен. До свидания!

Урок на тему: "Мягкий знак в середине и на конце числительных"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок для обучающихся 6 класса.

 

Урок на тему: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

 

6 класс.

 

Цели урока:

 

 Обучающие:  совершенствовать навыки усвоения правописания ь знака на конце и в середине числительных;

 

Развивающие: развитие грамотной письменной и устной речи, памяти, мышления;

 

Воспитательные: воспитывать чувства любви и интереса к спорту, спортсменам.

 

Оборудование:  интерактивная доска,  проектор,  схема,  таблица, дидактические материалы,  кубики с цифрами.

 

Литература: Учебник 6 класса  Т.Ладыженской, 2012 г.,  журнал «Все для учителя» №2,  2013 г.,  видеомонтаж.

 

Ход урока.

 

1.Орг. момент.

 

2.Просмотр видеомонтажа «Страстный болельщик Олимпиады-2014».

 

Ребята! Вы все любите спорт? Да, конечно. Вы  все смотрели олимпиаду и страстно болели за нашу российскую команду! И девиз у всех  у нас - это БЫСТРЕЕ, СИЛЬНЕЕ, ВЫШЕ! Но для того, чтобы быть быстрым, сильным не только в спорте, но и везде,  нам нужны  хорошие знания. Чтобы проверить наши знания, мы опять вернемся к нашей олимпиаде, а именно, медальному зачету. На том уроке мы с вами поговорили об имени числительном.

 

 3.Проверка домашнего задания на примере медального зачета олимпиады.  Повторение об имени числительном.

 

-Какую часть речи мы называем именем числительным?

 

-Какие разряды числительных вы знаете?

 

- Какие по составу бывают?

 

-Какие скороговорки вы знаете, связанные с именами числительными?

 

4.Объяснение новой темы.

 

Хорошо, ребята, вы усвоили эти темы. А теперь мы напишем сегодняшнее число и тему урока.

 

 Ребята! Как вы думаете, почему мы  при написании имен числительных  по – разному  ставим мягкий  знак. В одних  из них мы пишем в середине, а в других - на конце. Есть правило русской орфографии, что у числительных  от 5 до 20 и 30 мягкий знак пишется на конце, а у числительных от 50 до 80, от 500 до 900 мягкий знак – в середине, в им. п. и вин. п.  А какие окончания имеет они в остальных падежах. Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются, как существительные 3 склонения. Числительные 40, 90, 100 имеет окончание нулевое в им.п. и вин.п., а в остальных падежах имеют окончание а. Склоняются от  50 до 80 как существительные 3 склонения и изменяются обе части. О т 200до 900 склоняются чуть по –другому. Например,  двести.( см. таблицу).  Для чего употребляется в словах мягкий знак? Какова его функция?

 

(Ь употребляется для смягчения согласного звука, для разделения согласного звука от гласного или для смягчения и разделения одновременно)

 

 Сделаем вывод о том, в каких числительных, где и зачем употребляется мягкий знак.

 

(Ь употребляется для смягчения согласного звука на конце числительных   от 5 до 20 и в числительном 30, а в середине слова от 50 до 80 и от 500 до 900).

 

(Обращаем внимание на  таблицу).

 

5.Закрепление темы.

 

Составление кластера на тему: « СПОРТ».  ( Раздаем листочки).

 

                                                           пять

 

сто               спорт                     одиннадцать

 

                                  раз                                        тридцать

 

 Проверим, все ли правильно у нас. Как вы написали числительные с ь знаком или без ь знака? Если с ь знаком, то где находится ь знак: на конце или в середине?

 

6.Работа по карточке. Хорошо ребята, вы все справились с заданием. А теперь поработаем с карточками. Там имеется таблица, и нужно  их разделить на три колонки. Идемте к доске и напишем в каждую колонку.

 

Устали ребята? Давайте немножко отдохнем.

 

7. Физминутка.

 

8.Работа в парах. Игра « Кубики - рубики».

 

Каждый ученик показывает друг - другу кубики, они должны называть числа, и объяснить правописание  числительных.

 

9.Цифровой диктант

 

Напишите на 2 колонки: ь знак в середине и ь знак на конце.

 

Пятьсот, семьдесят, двадцать семь, одиннадцать, тридцать девять, девятьсот, двадцать, восемьдесят, восемнадцать.

 

10. Домашнее задание. А теперь поговорим о спорте.  Вы хотите быть спортсменами? Конечно, да. Для того, чтобы быть спортсменом, нужны терпения,  выносливость, сила, умения. Каких спортсменов вы знаете? А какие виды спорта вам запомнились,  и хотели бы  вы занимается по тому  виду спорта? Вы очень любите спорт, я это знаю по тому,  так как вы являетесь призерами районного соревнования  по гимнастике – 2013г. Чтобы яснее выразить свою мысль, вы напишите дома мини - сочинение на тему:

 

« Мой любимый вид спорта».

 

Посмотрим на экран, какие виды спорта олимпиады в Сочи - 2014  бывают.

 

11.Словарная работа

 

1.Спорт - физические упражнения для развития и укрепления организма.

 

1.Кёрлинг - спортивная игра на льду, цель которой – попасть пущенной по льду диском в мишень.

 

2.Скелетон - вид спорта: скоростной спуск лежа  в санях без рулевого управления.

 

3.Сноубординг - вид спорта: скоростной спуск на лыжах.

 

4.Фристайл - вид горнолыжного спорта, спуск на лыжах  по бугристой террасе.

 

5.Шорт – трек - разновидность конькобежного спорта.

 

6.Биатлон - современное зимнее двоеборье, включающее лыжную гонку и стрельбу из винтовки.

 

7.Бобслей – вид зимнего спорта: скоростной спуск  в специально оборудованных санях.

 

8.Олимпиада- 1.В Древней Греции: промежуток в 4 года между празднованиями олимпийских игр. 2.Олимпийские игры.

 

12.Рефлексия

 

- К чему вы научились сегодня?

 

-О чем вы узнали?

 

-О ком вы узнали?

 

13.Вывод:  Ребята, вы сегодня узнали о правописании ь знака в числительных, и мы с вами поговорили о спорте, о спортсменах, и спортивных играх. Все поработали на славу, и все получаете золотые и серебряные медали ( оценки «4» и «5»).Молодцы! На этом у нас урок окончен. До свидания!

 

Автор Шайхутдинова Алия Фанавиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1380
Номер материала 26901
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓