Главная / Технология / Урок на тему: «Производство ткани из волокон растительного происхождения».(5-класс)

Урок на тему: «Производство ткани из волокон растительного происхождения».(5-класс)

hello_html_m2a838490.gifhello_html_m36cf60df.gifhello_html_m2acdf9a7.gifhello_html_m40c3cce6.gifhello_html_m212c9552.gifhello_html_m5ed00edb.gifhello_html_m41705338.gifhello_html_m5775e965.gifhello_html_m504955d8.gifhello_html_6737b186.gifhello_html_6ff16e12.gifhello_html_m2ea5b1ba.gifhello_html_m38a19ec7.gifhello_html_m48582403.gifhello_html_m69a2996a.gifhello_html_m48f0094a.gifhello_html_m749fc735.gifhello_html_m79b5eece.gifhello_html_2deb38d.gifhello_html_7c2e24dc.gifhello_html_m4267ba15.gifhello_html_90b0bcb.gifhello_html_19f16b92.gifhello_html_m7a3292eb.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_4f171b3b.gifhello_html_m79b25cc5.gifhello_html_79451ad0.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_3fb1532d.gifhello_html_m6c97c35.gifhello_html_m41359ea0.gifhello_html_8027c41.gifhello_html_m57208a01.gifhello_html_m34c37f18.gifhello_html_m6237703d.gifhello_html_m5e1c101.gifhello_html_m7fa84161.gifМБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»

Учитель технологии Коровина Наталья Александровна.

5-класс

Урок на тему:

«Производство ткани из волокон растительного происхождения».


Цель урока для учителя: введение обучающихся в раздел «Материаловедение» через урок по теме: «Производство ткани из волокон растительного происхождения».

Цель урока для обучающихся: узнать, как производят ткань из волокон растительного происхождения.

Задачи:

Образовательные:

-расширить кругозор учащихся;

-формирование представления о производстве тканей из волокон растительного происхождения.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду старшего поколения.

Развивающие: развивать способность к обобщению и классификации.

Тип урока – урок получения новых знаний.

Метапредметные связи: история, биология

Методы и формы работы:

1.Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация);

2. Поисковый ( поиск информации в учебнике).
2. Репродуктивный (схема, кроссворд).

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Групповая.

МТО: Компьютер, презентация , наглядные пособия «Хлопок», «Лен», раздаточный материал, учебник.


Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные

- уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, литературу;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.

Регулятивные

-уметь высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Коммуникативные

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

-уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.





Ход урока


  1. Организационный момент. 1 слайд

Раздать опорные конспекты урока. Приложение 1.


  1. Мотивация к учебной деятельности


-Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.

И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

- А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи?

- Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

- А знаете почему?

- Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.

Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего. Ведь знания – это единственная ноша, которая не тянет….


III. Проблемное объяснение нового знания. (сопровождается презентацией)


Есть очень интересный раздел в науке Технология - «Материаловедение».

Как вы думаете, что изучает этот раздел ?


Так вот там есть такая информация (схема). 2 слайд.

Все волокна, из которых можно получить ткань, делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться, ведь растения на острове имеются, возможно, они нам пригодятся для производства ткани….


Давайте попробуем вместе сформулировать тему и цель сегодняшнего урока…


Тема урока: « Производство ткани из волокон растительного происхождения». 3 слайд.

Цель урока: Узнать, как производят ткань из волокон растительного происхождения.


-Запишите тему урока в опорный конспект.


- Дорисуйте схему. 4 слайд

hello_html_m23ad08c6.gif


В конце урока мы должны ответить на вопросы:

- Что значит ткань из волокон растительного происхождения?

- Как и из чего её получают?

- Какие изделия можно сшить из таких тканей?

( Вопросы вывесить на доску.) Приложение 2.


А может кто-то прямо сейчас сможет ответить нам на эти вопросы?!


- Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?


- А известны ли вам такие растения:

Хлопок, лен, крапива, конопля, джут, кенаф?


Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.5-10 слайд


А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.

Давайте подробнее в этом разберемся. 11-14 слайд

Итак, запишем в опорный конспект….

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён – долгунец. Длина волокон от 35 до 90 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лён обладает характерным блеском, т.к. волокна имеют гладкую поверхность. Наглядное пособие «Лён»


Слайд 15-22. Хлопчатник - однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волокнами. Эти волокна называют хлопком. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 52мм. Природный цвет волокон – белый, кремовый, бежевый и др.


В Мексике были найдены изделия из хлопка, сделанные ещё в VI веке до нашей эры.

В Пакистане и Индии археологи обнаружили семена хлопка, которым оказалось 9 тысяч лет.


В странах, не знавших, как получают хлопковое волокно, считали хлопчатник полуживотным - полурастением, которое остригают подобно овце.


В Индии хлопок выращивали с древних времён.

Только в XIII веке хлопок начали возделывать в Средней Азии.

До XVI века индийцы производство хлопка держали в тайне. В Европу продавали только готовые ткани.

В России хлопок начали выращивать в XVIII веке.


В мире произрастает 35 видов хлопка (190 цветовых оттенков), но только 4 из них подходят для получения волокон в промышленном масштабе.


Итак, запишем в опорный конспект:

  • Хлопчатник - кустарниковое растение высотой около 1 метра.

  • Волокна называют хлопком

  • Длина волокна от 6до 52мм

  • Цвет: белый, кремовый, бежевый.


Процесс производства хлопчатобумажных тканей можно представить следующим образом:. Слайд 23 - 31

  • Чесальный цех

  • Ленточный цех

  • Ровничный цех

  • Прядильное производство

  • Ткацкое производство

  • Отделочное производство

Наглядное пособие «ХЛОПОК»

Итак, используя учебник стр.8-11, запишем в опорный конспект следующие термины: Слайд 32

Получение ткани:

Пряжа – тонкая длинная нить, выработанная из тонких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток..

Прядение – совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.

Ткань – материал, изготовленный на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.



Нить основы (долевая нить) – нить, идущая вдоль ткани.

Нить утка (уточная нить) – нить, идущая поперёк ткани.

Кромка – неосыпающийся край ткани.

Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и нитей утка.

Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

Раздать образцы х,б ткани

  1. Определите на ткани кромку..

  2. Определите нить основы и нить утка:

-по степени растяжения;

-по звуку;

- по нити;

-по кромке


Таким образом, процесс производства тканей из растительных волокон можно представить в виде последовательной цепочки…. Давайте вместе попробуем её собрать.


Раздать карточки (2 набора) Приложение 3

Первичная обработка волокна

Очищенное волокно

Прядение

Пряжа – нить

Ткачество

Ткань суровая

Отделка ткани

Готовая ткань.

(Команды закрепляют ответ на доске при помощи магнитов).


Давайте сверимся…. Слайд №33


hello_html_m305365da.png


Виды хлопчатобумажных тканей (демонстрация коллекции образцов тканей)

  • Байка

  • Батист

  • Бумазея

  • Бязь

  • Вельвет

  • Канва

  • Сатин

  • Ситец

  • Тик

  • Фланель


IV. Первичное закрепление во внешней речи.

Посмотрите на доску, в опорный конспект, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы, которые мы задали себе в самом начале урока (Вопросы на доске):


- Что значит ткань из волокон растительного происхождения?

- Как и из чего их получают?

- Какие изделия можно сшить из таких тканей? Слайд 34


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

А теперь давайте попробуем разгадать кроссворд (оформлен на доске). Кто даст больше правильных ответов, может быть спокоен, на острове он не пропадет.


28

  1. Как называется нить, идущая поперек ткани?

  2. Неосыпающийся край ткани?

  3. Как называется нить, идущая вдоль ткани?

  4. Что получается в процессе прядения?

  5. Ленты, состоящие из волокон, заданной толщины?

  6. Кто работает на прядильном производстве?


VI. Домашнее задание Доклад на тему «Ткани из волокон растительного происхождения» или выполнение эскиза модели одежды из тканей растительного происхождения. Слайд 3


Приложение 1


Опорный конспект урока технологии в 5 классе.


Раздел «Материаловедение».



Тема урока:_______________________________________________________




Классификация текстильных волокон



химические


животного происхождения минерального происхождения











- однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия.

Специальный вид льна -__________________________

Длина волокна:________________

Цвет____________________________________________________


-однолетнее кустарниковое растение, высотой около 1 метра.


Название волокна - _____________________

Длина волокна:________________

Цвет____________________________________________________









Основные термины в производстве ткани:


тонкая длинная нить, выработанная из тонких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток..


совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.


материал, изготовленный на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

Нить основы (долевая нить) – ______________________________________________


Нить утка (уточная нить) – ________________________________________________


Кромка – ________________________________________________________________


переплетение нитей основы и нитей утка.


процесс нанесения на ткань цветного рисунка.


Процесс производства ткани из растительных волокон











Виды ткани из волокон растительного происхождения:________________________



Домашнее задание: Доклад на тему «Ткани из волокон растительного происхождения» или выполнение эскиза модели одежды из тканей растительного происхождения.












Приложение 2

Что значит ткань из волокон растительного происхождения?


Как и из чего её получают?

Какие изделия можно сшить из таких тканей?

______________


























Приложение 3

Первичная обработка волокна


Очищенное волокно

Прядение

Пряжа – нить


Ткачество



Ткань суровая


Отделка ткани


Готовая ткань








Урок на тему: «Производство ткани из волокон растительного происхождения».(5-класс)
  • Технология
Описание:

5-класс

Урок на тему:

«Производство  ткани из волокон растительного происхождения».

 

Цель урока для учителя: введение обучающихся в раздел «Материаловедение» через урок по теме: «Производство  ткани из волокон растительного происхождения».

Цель урока для обучающихся: узнать, как производят ткань из волокон растительного происхождения.

Задачи:

Образовательные:

-расширить кругозор учащихся;

-формирование представления о производстве  тканей из волокон растительного происхождения.

Воспитательные:  воспитывать у учащихся  уважение к труду старшего поколения.

 Развивающие:  развивать  способность к обобщению и классификации.

Тип урока – урок получения новых знаний.

Метапредметные связи: история, биология

Методы и формы работы:

1.Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация);

2. Поисковый ( поиск информации в учебнике).
2. Репродуктивный (схема, кроссворд).

       Формы организации познавательной деятельности учащихся:

           Групповая.                                                                            

МТО:   Компьютер,  презентация ,  наглядные пособия «Хлопок», «Лен», раздаточный материал, учебник.

 

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные

- уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на                  вопросы, используя свой жизненный опыт, литературу;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.

Регулятивные

-уметь высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией.

Коммуникативные

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

 

-уметьоценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Автор Коровина Наталья Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1292
Номер материала 52816
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓