Главная / Музыка / Урок музыки во 2 классе "Музы не молчали"

Урок музыки во 2 классе "Музы не молчали"

Выступление

на научно-методическом семинаре

«Универсальные учебные действия как метапредметный результат освоения основной образовательной программы»

учителя музыки МБОУ СОШ №7 г.Пушкино Семенихиной Т.И.

31 октября 2012 года

Тема: Формирование универсальных действий на уроке музыки во 2-ом классе по теме: «В музыкальном театре»


Музы не молчали

Цель: Формирование умения давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни.

Задачи урока:

  • воспитывать любовь и уважение к Родине и ее истории, к творчеству русских композиторов;

  • воспитывать художественный вкус;

  • формировать умение вслушиваться в музыку, мысленно представлять ее образ;
    развивать творческое воображение детей;

  • продолжать развивать вокально-хоровые навыки;

  • добиваться осознанного выразительного исполнения музыкального материала;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

  • Коммуникативные (К)

  • Личностные (Л)

  • Познавательные (П)

  • Регулятивные (Р)

Межпредметные дисциплины близкие к теме урока:

  • Литература

  • История


План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка обучающихся к активной творческой деятельности.

  2. Закрепление изученного на уровне творческого применения и углубления знаний.

  3. Подведение итогов.

Конспект урока.




Этапы урока

УУД

1.

Обучающиеся входят в класс. Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок – тему урока я вам сейчас не скажу. Мы постараемся все вместе сформулировать ёе к концу нашего урока.

П – поиск и выделение информации

Р – постановка цели

А сейчас я хочу вас спросить: «Вы любите сказки?» Я их тоже люблю. Мы выучили с вами песню про сказки. Но прежде чем споем ее, давайте сначала разогреем наше горлышко. Распевание, дыхательные упражнения. Дети поют песню. «Сказки гуляют по свету».

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

2.

В давние времена в Древней Греции люди верили во многих богов. Одного из них звали Аполлон. Помните, кто это такой? (Бог солнца, музыкант, покровитель певцов и музыкантов). А ещё его всегда сопровождали 9 прекрасных богинь, их называли музы. Музы покровительствовали различным видам искусств – каким? (поэзии, музыке, театру, танцам). Итак, первое слово в названии темы нашего урока – Музы (учитель пишет на доске).

Одну из муз звали Терпсихора. Она - покровительница танцев играет на лире, вдохновляя пляшущих богов. В наши дни уже не боги, а люди танцуют вдохновленные музой Терпсихорой. В нашем городе есть детский танцевальный ансамбль, который так и называется «Терпсихора». О нём знают не только в Пушкино, но и во многих городах России, а также за границей нашей страны (запись в тетради: Терпсихора – богиня танцев). Как вы думаете, какому современному виду искусств покровительствует Терпсихора? (балет). А что такое балет? (Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют). Ребята, а как же мы можем понять о чём этот спектакль, если никто ничего не говорит, даже не поёт? (по жестам, движениям, мимике), а ещё в балете есть музыка, которая помогает нам понять смысл произведения.

Сегодня мы познакомимся с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Какие произведения этого композитора вы помните? Да, мы слушали пьесы для фортепиано, но С.С.Прокофьев написал много крупных произведений. Одно из них – балет «Золушка». Кто такая Золушка? Какая она? Что с ней произошло? (запись в тетради названия произведения).

К – умение слушать, вести диалог.

П – выделение информации.

Итак, мы вместе с Золушкой отправляемся на бал. Музыка расскажет вам - какие чувства она испытывала. А волшебный цветик-семицветик поможет разобраться в музыкальных средствах, которые использовал Прокофьев.

Слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 1 эпизод.

Разбор произведения: характер, чувства (взволнованно, радостно, мечтательно); средства музыкальной выразительности – мелодия, темп, ритм, динамика, регистр, лад, тембр.

Слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 2 эпизод.

Что изменилось в музыке? Что произошло? (часы – зло, всё потеряно). Как вы думаете, какая музыка будет дальше? Давайте пофантазируем (дети говорят, учитель записывает на доске). Послушаем, что же придумал Прокофьев (слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 3 эпизод). Почему музыка звучит светло и радостно? Ведь всё потеряно? А может не всё? Что осталось? Что нашла Золушка на балу? (любовь, счастье). Это пропало? (нет). А почему? Потому что главное – это не платья, кареты и многие другие вещи, а то, что в его душе – счастье, любовь, добро, вера в прекрасное будущее.

К – умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.

Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Р – постановка цели, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности

Прокофьев написал этот балет в 1943 году. Это было очень тяжелое время для нашей страны, тогда она называлась Советский Союз. Шла Великая Отечественная война. Есть такая поговорка: «Когда пушки говорят, музы – молчат». Поэтому мы попробуем ответить на вопрос: «Музы молчали» (на доске учитель пишет «молчали»).

Все жители нашей огромной страны поднялись на защиту своей Родины. И мужчины, и женщины, и даже дети. Мужчины воевали на фронте с оружием в руках, женщины дети работали в тылу (на фабриках, заводах, растили хлеб). Немало было среди них героев. Об одном таком герое мы с вами учили песню.

Поют «Песню о маленьком трубаче».

П – воспитание патриотизма.

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

Давайте вернемся к балету «Золушка». Как вы думаете, почему в такое тяжелое время был написан такой светлый, радостный балет? (Дети отвечают). А вот что писал сам Прокофьев: «… композитор… призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему». И именно поэтому, мне кажется, многомиллионные жертвы, кровь и страдания не заслонили у людей мечты о прекрасном, о том, что они оставили в мирной жизни и за что велась суровая битва. В сочиненной Прокофьевым музыке утверждается вера в победу добра над злом.

Нужна ли была такая музыка именно в годы войны? Но, конечно, люди больше нуждались в героической, патриотической музыке. В «Песне о маленьком трубаче» есть такое название – «Интернационал». Что это такое? Эта песня долгое время была гимном Советского Союза. И вот в 1944 году был написан гимн СССР. Его авторы – композитор А.Александров, поэты С.Михалков и Эль-Регистан. И эта музыка действительно стала гимном великому советскому народу, народу победителю.

Ребята, давайте посмотри на доску. Итак, у нас получилось, что тема нашего урока – Музы молчали. Согласны ли вы с таким названием? Нет? Может что-то нужно исправить? Да – Музы не молчали.

Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

П – развитие творческого, логического мышления, воспитание патриотизма.

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей

Закончилась война, прошло много лет, исчезла страна под названием Советский Союз. Появилось новое государство – Российская Федерация, Россия. Нужен был новый гимн. Много было предложений, но никак не могли выбрать один, тот, который стал бы отражением величия Русского государства. И тогда появилось предложение – а почему бы не использовать музыку Гимна СССР, но с новыми словами. И были приняты слова С.Михалкова, автора первого гимна. Именно этот гимн мы с вами прекрасно знаем и поем.

Дети поют «Гимн России».

П – воспитание патриотизма.

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

3.

Итак, давайте вспомним, что нового мы узнали на этом уроке. Какое произведение мы слушали, кто его автор? К какому выводу мы пришли? (значение музыки во время войны).

Постарайтесь отметить, с каким настроением вы работали на уроке. Вам предлагается солнышко и тучка, постарайтесь, подобрать нужное изображение в соответствии с вашим настроением, поднимите и покажите (рефлексия).

Всем спасибо за урок. До свидания.

Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

Р – оценка собственной деятельности






Урок музыки во 2 классе "Музы не молчали"
  • Музыка
Описание:

Разработка урока музыки для 2 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Оригинальнпя разработка. Урок был показан на семинаре  директоров Пушкинского муниципального района, где получил положительную оценку. Опыт был представлен на научно-методичесом семинаре учиелей музыки Пушкинского района "Универсальные учебные действия как метапредметный результат освоения основной образовательной программы" 31 октября 2012 года.

Тема урока: Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки во 2 классе по теме: "В музыкальном театре". "Музы не молчали"

Цель урока: Формирование умения давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни.

 

Автор Семенихина Татьяна Игоревна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 747
Номер материала 32274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓