Урок
музыки в 5 классе
«Всю
жизнь мою несу Родину в душе»
Составила:
Степановская
Светлана Александровна,
учитель
музыки,
МБОУ
«Нижнекулойская средняя школа»
2013г.
Технологическая карта урока музыки
Предмет:
музыка
Класс:
5 класс
Базовый
учебник: программа учебного курса – программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
Тема
урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе»
Цель
урока: познакомить учащихся фрагментами симфонии В.А.Гаврилина
Задачи урока:
- Раскрыть
связь между сочинениями В. А. Гаврилина и рассказом В. М. Шукшина
- Осознать
значение колокольного звона в жизни человека
- Развивать
музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления,
вокально-хоровые навыки
- Воспитывать
музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям
русского музыкального творчества.
Тип
урока: открытие новых знаний
Необходимое
оборудование: CD диски с
музыкальным материалом ( В. А. Гаврилин симфония-действо «Перезвоны» части:
«Молитва», «Вечерняя музыка», звон в ростовской традиции, песня «Родина»),
магнитофон, презентация, колокольчики.
СТРУКТУРА
И ХОД УРОКА
№
|
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Формируемые
УУД
|
1
|
Активизация
внимания
|
Звучит
звон в ростовской традиции
|
Эмоционально-образный
настрой к уроку
|
Личностные:
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
|
2
|
Постановка
проблемы.
Актуализация
знаний
|
Скажите,
какие звуки открыли наш урок?
Какие
разновидности колокольных звонов вы знаете?
Какие
жизненные события связаны со звучанием колоколов? (стр. 30 учебника)
|
Размышлять,
анализировать, высказывать свое отношение к музыке
|
Регулятивные
Учатся
размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
|
3
|
Введение
в тему урока
|
Люди
всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как
это сказано в стихотворении:
«…Жива
святая Русь, жива Россия…
Горят
её, сияют купола,
От
моря и до моря
С
новой силой
Звонят,
звонят её колокола».
Давайте
выделим одной чертой главные слова по смыслу, слова связанные с музыкой.
Отражение
смысла этих строк мы сможем услышать в следующем музыкальном произведением.
Попробуйте определить, что за произведение будет сейчас звучать?
|
Различать
особенности русской музыкальной культуры
|
Познавательные
Учатся
слушать и эмоционально откликаться на музыку
|
4
|
Совместное
открытие новых знаний
|
Просмотр
видео «Молитва» В. Гаврилина.
Как
вы думаете, как называется это произведение?
Какие
средства музыкальной выразительности использует композитор в этом
произведении?
Какой
музыкальный жанр вы увидели?
Это был номер
«Молитва» из крупного произведения «Перезвоны». «Перезвоны» - так назвал
симфонию-действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов,
современный композитор В. Гаврилин
|
«Молитва»
- строится на
речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки
колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека:
сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний,
голос-бас
|
Познавательные:
учатся
размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять
средства музыкальной выразительности
высказывать
суждения о музыке
Регулятивные:
развитие умения осмыслить полученную информацию
|
|
|
Давайте подробнее
познакомимся с творчеством этого композитора. Предлагаю прочитать отрывки из
писем-воспоминаний и найти, выделить основную идею творчества В. Гаврилина
|
Зачитывание
строк из жизни-биографии В. Гаврилина
|
Познавательные
Учатся выделять
специальную информацию из текста
|
|
|
«Вечерняя
музыка» - следующий номер симфонии-действо.
Давайте
попробуем представить, какую музыку мог услышать и записать композитор.
Просмотр видео.
Слушание
|
Дети размышляют
и предполагают, что они смогут услышать
|
Коммуникативные
Формирование
умения грамотно строить речевые высказывания
|
|
|
Какие же вопросы
поднимает симфония-действо «Перезвоны»?
|
-
о сохранности души;
-
о любви к Родине;
- изображаются
картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на
важные события.
|
|
5
|
Вокально-хоровая
работа
|
Знакомы
вам эти пейзажи?
А
что такое малая родина для вас?
Предлагаю
настроить наши голоса в созвучии с уроком
|
Коллективно-исполнительская
деятельность
|
Формирование
исполнительских навыков
|
6
|
Подведение
итогов
|
Что
нового вы узнали?
С
произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?
Что
это за произведения?
Что
общего в произведении Гаврилина и рассказе Шукшина?
Составление
синквейна
Ребята,
а кто обратил внимание, что я сегодня в начале урока не обозначила тему
урока?
Как вы думаете
как она звучит?
|
Симфония-действо
В.
Гаврилин,
В.
Шукшин
«Перезвоны»
Рассказ
о родине
Любовь
к Родине
Всю жизнь мою
несу Родину в душе
|
Регулятивные:
Развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
|
7
|
Рефлексия
|
Я желаю вам,
чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Уходя, позвоните,
если вам светло и радостно в колокольчик.
|
Звонят в
колокольчики
|
Регулятивные
Открытость
учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
|
Анализ урока в соответствии с требованиями
ФГОС НОО
Дата: 24.10
Класс: 6 класс
Учитель: Степановская Светлана Александровна
Количество учащихся в классе: 14 человек
Присутствовали на уроке: 14 человек
Тема урока: «Всю жизнь мою
несу Родину в душе»
Тип урока: открытие
новых знаний
Дидактическая задача урока: способствовать обогащению духовной культуры
учащихся и их ценностных отношений к своему краю, через музыкальные и литературные
произведения наших соотечественников.
Цели урока:
- познакомить учащихся с фрагментами
симфонии В.А.Гаврилина
- развивать разносторонние интересы в
разных областях искусства, музыкальное восприятие, интонационно-стилевые
представления, вокально-хоровые навыки
- воспитывать
духовный мир учащихся, музыкальный, художественный эстетический вкус через
произведения искусства.
Ведущие
аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока
|
Содержание наблюдения
|
Дидактическая задача урока:
способствовать обогащению
духовной культуры учащихся и их ценностных отношений к своему краю, через
музыкальные и литературные произведения наших соотечественников.
|
1.Дидактическая задача
соответствует отобранному материалу.
2.В течение всего урока
и на каждом этапе урока дидактическая задача отслеживалась и реализовывалась
|
Содержание
урока
|
Содержание
урока построено в соответствии с содержанием программы и учебника
|
Методы
обучения
|
Наглядно-слуховой:
просмотр видеофильма, слушание музыки, стихотворения, исполнение песен.
Словесный метод: беседа, рассказ о жизни композитора.
Создание
проблемно-поисковых ситуаций на уроке.
Метод
междисциплинарных воздействий.
Связь
с жизнью.
|
Формы
обучения
|
1.
Для решения дидактической задачи применялись следующие формы обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
2.
Предложенные задания для учащихся были направлены на достижение цели
|
Результативность
урока
|
Урок
цели достиг.
|
Практическая
направленность урока
|
Со
всеми задачами , вопросами ребята справились.
Ответы
звучали четко и правильно
|
Самостоятельная
работа школьников как форма организации учебной деятельности
|
1.Уровень
самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
2.
Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
3.
Взаимопомощь
|
Формирование
универсальных учебных действий на каждом этапе урока
|
Все
виды универсальных учебных действий в течение урока отслеживались.
|
Формирование
ИКТ-компетентности
|
На
уроке применялись: мультимедиа, проектор, презентация учителя, презентация
учащихся по биографии Гаврилина, видеофильм.
|
Структура
урока
|
Структура
урока соответствовала поставленной дидактической задаче
|
Педагогический
стиль
|
На
уроке соблюдались все нормы этики педагога
|
Гигиенические
требования
|
Температурный
режим соответствовал норме, класс перед уроком проветривался, на
протяжении урока виды деятельности чередовались, а также проводилась
динамическая пауза
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.